Чертежи речи. Технология Еры

Сергей Горохов 2
Чертежи речи. Технология Еры.
Здесь мы рассмотрим речевую технологию  наименованную мной Еры. Явно,  что приблизительно, или именно так,  она и именовалось в былые времена. Эта технология почти точно такая же, как и Ять технология. Но лишь с тем отличием, что если согласно Ять технологии в качестве сменяемых, переменных элементов берутся звукосочетания Й с каким -то, (а по Глаголице вытекало что И с самим собой в разной долготе,) гласным. Например,  Йэ, Йа, Йу и т.д. И в словах обозначающих какое-то действие или состояние.
 А согласно Еры технологии в качестве сменяемых, переменных элементов, берутся  не звукосочетания. А отдельные, единичные, полные и половинчатые, в пол Ивана, «детские»  «звуки речи». 
Рассмотрим эту Еры технологию на примере. Возьмем слово стригёт или стриж-ё-т. Этот половинчатый в пол Ивана ; обозначает, что это он или она стрижёт. Ну,  или плывет, или плещет и т.д.
А в слове стригут  этот полный, в одного Ивана гласный У, обозначает, что это они стригут. Ну,  или плывут, текут, и т.д. И в вспомним это - У-у как много.
 Вот собственно и вся не затейливая Еры технология. Но работает она, и прекрасно работает, и сейчас тоже, только в том случае если отдельные, обособленные, единичные и полу единичные  звуки речи, собой что-то обозначают.
Из чего, как и в случае с Ять технологией можно смело заключить. Что все звуки речи в свое время, когда эта Еры технология вводилась, каждый единичный и полу единичный, в пол Ивана « звук речи».  Что-то собой обозначал.
Видимо и здесь надо упомянуть о такой путанной перепутанной вещи. 
 Чем же  эта птица, именуемая фонемой, отличается от звуков речи нами произносимых.
Оставив пока в стороне эту птицу, фонему,  (о чем подробней рассмотрено в беседе – «Звуки речи»).  Мы видим, что даже отдельные звуки нашей речи, точнее их вариации. Даже в пол Ивана, половинчатые гласные, переменяемые нами по технологии Еры, собой что-то обозначают, имеют свое веское значение.
Но если бы они, как по отдельности, так и в совокупности со своим сотоварищами, ни чего собой не обозначали. То как тогда бы мы понимали, что обозначается, выражается этими звуками речи. Да ни как.
Еще раз отметим, Кириллический знак Еры, которым мы сейчас обозначаем звук речи Ы,  в свое время применялся в качестве чертежа речи. Согласно которому можно и нужно было применять эту Еры технологию.
По большому счету,  так Йэры, Еры, эта технология наименована условно, в силу того, что мы мягкий, в пол Ивана звук  (э), как в слове тЕло. В отдельном виде в устной речи  не применяем. А только в сочетании с согласными, каркасными, и исключительно только после них. Почему так? Разговор о том особый.  Сейчас же можно сказать только то, что у нас такой формат речи.
 В свете означенного выше эту технологию Еры лучше озвучить так Ыры, что будет более приближенно по смыслу. А писать этот чертеж речи в буквенном виде  лучше так,  /Ы?/Ры. А учитывая,  что знак Еры приспособили для обозначения звука речи Ы. Лучше изобразить эту технологию так /Ы?/Р/Ы?/.  Где наглядно видно, что мы можем  вставлять переменные, сменяемые звуки, ни только спереди, но и сзади каркасного звука.  Но ни звукосочетания с Й, а отдельные гласные и разного калибра. А еще лучше представить эту технологию Еры-Ыры, в таком чертежном виде /Ы?/Р?/Ы?/.
 Где наглядно видно, что мы можем вставлять переменные, сменяемые  звуки речи везде, где стоит знак вопроса. Что мы собственно постоянно и по сей день делаем. Ну, а о тонкостях этого процесса, в другом месте. Хотя мы все это делаем каждый день, и целый день, конечно  за исключением того времени когда молчим.
Рассмотрим еще один пример.
 Если мы слово Вода представим в таком виде В/А?/да, то значит мы можем вставить туда где знак вопроса какой -то звук речи, точнее букву обозначающую этот звук.  Но я это опускаю, чтобы не перегружать текст постоянными дополнительными пояснениями.
В слове  В/А?/ да, Мы можем поставить и А, и тогда будет вАда, так как мы говорим. А можем поставить и О,  побратимый звуку А. И тогда это слово будет выглядеть так, вОда, так как мы пишем. В силу того,  что эти А и О побратимы,  будучи вставленные в одно и тоже слово,   они ни полностью изменяют смысл слова, а только частично, «косо». 
 Ну, например, говоря вАда, мы вставляем А, а говоря вОдный, мы вставляем О. Смысл слова конечно изменился, но не полностью, а частично,  «косо».
Посмотрим на эту вереницу:
-бегутъ-бежитъ-бегаетъ-бегитъ- бегать-бегают-бегать-бежать. Всего-то сменой звуков в одном слове мы, почти не изменяя его в объеме, отражаем аж восемь вариаций этого беганья.
В свое время чертеж Еры-Ыры, приспособили для обозначения звука (фонемы)  Ы, для обозначения которого в Кириллице буквы не было. 
 На мой взгляд,  намеренно, сознательно, чтобы сократить в устной речи количество скажем  полных гласных, с шести до меньшего количества. Как мне представляется,  задумка была сократить количество полных гласных до трех.
 Т.е. оставить в формате речи, а соответственно и в самой устной речи, только А, И (для обозначения которого как в Кириллице, так и в Глаголице, имелось, надеюсь понятно почему,  аж три буквы) и О. Для обозначения  которого имелось в Кириллице тоже аж сразу   три буквы, роскошь неимоверная,  иначе это и не назовешь.
 А звуки Э, У и Ы,  а соответственно и Й,  предполагалось из речи, вычистить. Как говорили в былые времена, произвести усекновение.  И видимо имелась попытка заменить их скопом еще одним четвертым И, и для чего имелись веские причины.
Получается так, что для этих звуков Э, У и Ы, а также Й,  имевшихся в устной речи. Роскошество по части букв для их обозначения  почему-то  иссякло. Изобретатели  Кириллицы, шикующие буквами в отношении звуков А, И и О, буковок для Э, У и, Ы и Й  придумать не могли.  А  точнее, не захотели. И для того имелись весьма веские причины, ибо нет прежнего языка-речи, нет и прежнего народа.
Кое- что в этом многотрудном деле сделать все-таки удалось, в частности Нувгородцы, стали Новгородцами. И вот почему.
 По странному стечению обстоятельств, при наличии буквы для обозначения звука У, изобретатели Кириллицы стали его обозначать так ОУ, и для того чтобы написать Нувгородцы, надо было писать Ноувгородцы.  А так как и звук В был в опале, в силу того, что был побратим гласному У, писали   Ноугородцы. Со временем, при трудности произношения, так как это Оу, не нашего языка конструкция. Звук У медленно,  но верно, стала из произношения выпадать. И случилось то, что и задумывалось. Нувгородцы стали Новгородцами. Но есть ли  разница между Нувгородцами и Новгородцаии, есть и еще какая.
Говоря о том,  что те или иные единичные «звуки речи» были в опале, я ни сколько не преувеличиваю и не фантазирую. А были они в опале,  потому что собой что-то обозначали, выражали.  Ну,  точно также как в опале сейчас находятся многие слова и книги собой что- то обозначающие, какие-то идеи выражающие.
 В свете чего можно сказать, что ни сами звуки, как сейчас слова и книги,  как таковые были кому-то не по душе.  А не по душе было то, что эти звуки обозначали, выражали. Если учесть, что мы звуком У и по сей день обозначаем У-у как далеко. То крепостным У-у как далеко, У-у - ходить не надо было. И это У-у, как далеко, в уме даже держать не надо. А надо в уме держать О-о-коло, и О-о-коло барской усадьбы всегда находится.
Вследствие того, что в свое время власть имущие не возлюбили наш родимый Ы, стараясь вычистить его из письменного языка, а потом и устного.  Мы и по сей день пишем Жы и Шы с буквой И.  Хотя в устной речи, так как пишем ни когда не говорим. Я несколько раз и нескольких людей просил произнести слово Жир так как написано. Когда они  в голове это озвучили, все отказались его произнести как написано, обосновывая свой отказ по смыслу так. Я что ................... что ли так выражаться.
Если формат речи (язык),   ограниченный, замкнутый, то собственно и те, кто на таком языке изъясняется,  тоже таковые есть. Так устроен мир. Людьми ограниченными, находящимися за железным занавесом, веревки вить гораздо проще.
 В свое время вообще гласные звуки речи в подавляющем большинстве случаев обозначались кружочками, а точнее петельками с хвостиком или в виде яблочка. И вот этот Й в качестве гласного, да и в любом качестве,  яблоком раздора являлся всегда. И сейчас таковым является.  Эти бесконечные диспуты ни о чем, кто же он такой этот Й, гласный или согласный,  полугласный, или полусогласный, видимо не прекратятся никогда.

Глядя на все эти кружочки с хвостиками в тысячах вариантах оставленных везде, особенно сохранились они высеченными на скалах и прочих камнях. Можно обнаружить и утверждать,  что единого письменного, чертежного стандарта изображения конкретных гласных не было. Тогда как рисуночный стандарт был, и если те или иные звуки речи накрепко,  скажем,  привязывались, а они привязывались, к чему-то не зыблемому.  А без этой привязки устойчивый во времени формат речи (язык)  не создашь. То  как рисуночно изображались те или иные конкретные гласные, вычислить ни так уж сложно. Как? Да очень просто.
Если на рисунке изображен олень, то надо послушать,  как кричит олень, и вы этот звук услышите собственными ушами. А как выглядит этот гласный, получается что А, надо просто открыть рот оленю и посмотреть как выглядит глотка этот звук произносящая. А выглядит она в виде окружности. Вот собственно и вся не затейливая технология. Если нарисован петух, надо слушать петуха, если нарисован лось, надо слушать лося,  если нарисован баран, надо слушать барана, если нарисован бык или корова, надо слушать их, ну и т.д.
 Ибо даже спустя тысячелетия вряд ли голоса у животных, зверей и птиц изменились. Высшая языковая математика называется.
Да, господа хорошие. Почти  все эти петроглифы-писанницы, даже не прочитываются, а как есть прослушиваются. Ну,  такие в былые времена были в моде средства и способы звукозаписи. Такая была звуковая письменность.  И почти все эти петроглифы и не только они, есть ни что иное как звуковые речевые конструкции,  высеченные для той или иной устной речи. Которые, если знаешь, как изъясняется нарисованный олень, лось, козел, и т.д. можно воспроизвести, озвучить. И сейчас, и через пару тысячелетий, точно в таком же виде. И чему надо посвящать отдельную беседу, и даже не одну. Вот где почти неисчерпаемый фронт работы для лингвистов.

Исходя из того, что гласные, это горловые, оленные, ''копытные'' и вообще животные  звуки.  А также из того,  что почти во всех форматах речи, гласные, горловые  звуковые цепи  замыкались на самих себя. В частности по принципу, змея кусающая или заглотившая свой хвост. А также учитывая многие другие косвенные доказательства.
 То почти со ста процентной уверенностью можно  говорить. Что согласно нашего последнего формата речи,   гласные, горловые  вообще обозначались кружочками, ну и всяко как-то связанными с окружностью. Например,  в виде элипса. Ну не могли же видеть горло  оленя, лося, барана, быка и любого другого животного нечто ни как ни связанное с окружностью.
А теперь посмотрим какой чертеж Еры-Ыры предлагается в Глаголице.  Рассмотрим его не вникая во многие тонкости,  и без особых дополнительных пояснений, ибо это будет слишком длинная  песня. 
Как мы видим,  в первой части этого чертежа имеется  такой своеобразный трилистник гласных. Явно что предлагается  три гласных А, О и И, а может только всего один И, повязать по этой трилистниковой схеме, по сути сделать их не побратимыми, а братьями, с одним центром и через этот, ''отцовский''  центр, горло оракула,  связанным.
Чтобы  хоть что-то понять в этой схеме, и о чем я буду говорить дальше,  надо все-таки сделать  некоторые пояснения.
Чтобы достичь едино звучания речи, как всей речи в целом, так и ее отдельных звуков, надо иметь образец, на который все должны равняться.  Т.е. произносить его пусть и приблизительно к образцу, но в идеале всем одинаково. Или с незначительными отклонениями.  По образу и подобию, как говорили в былые времена. Иначе речь будет не членораздельной, непонятной по звуковой части.
 Ну, точно также как для нашего метра на рулетке, и т.п. должен быть, и он есть, образцовый, эталонный метр,  хранящийся за семью печатями. И если бы оного не было, а каждый царь-государь, или районный управитель устанавливал свою, на свой глазок, длину этого метра.
 То,  трудно даже вообразить какие бы детали производили наши производители. Гайка выточенная в одном районе, ни когда бы не подошла к болту,  выточенному в другой районе. И точно также звук речи,  произносимый в одном районе,  был бы чужим произносимому в другом районе. Едино звучание речи вещь очень серьезная, даже серьезней чем это кажется на первый взгляд.
Этот образцовый звук речи, как и шаг резьбы, желательно чтоб был не изменяемый во времени, и который можно было иметь всем, и всегда под рукой. Ну как сейчас у нас всегда  под рукой есть телевизор, а по части болтов резьбомер. И слушая, что там говорит диктор и прочие персонажи, хотим мы того или нет, мы под это звучание свою речь подстраиваем.
 Но так как  в былые времена звукозаписывающих устройств и радио с телевизором не было. То был найден,  без преувеличения говоря гениальный ход.
 В качестве образцовых для человеческих горловых и полугорловых, грубо говоря гласных звуков речи.  Были взяты звуки животных,  на которых охотились или держали в качестве домашних. Которые, как и телевизор сейчас, всегда были под рукой. В том числе и дикие, которых слышали охотники, их голоса повторяли, обманывая животных на охоте, а потом произносили и в своем роду племени. 
Эти звуки произносимые животными  таким образом, становились образцами для всех остальных членов роду племени. А так как медведя, так часто как оленя или лося не встретишь, и дома в качестве домашнего животного не подержишь.  То его цыгане возили по деревням и весям, чтоб все могли послушать его скажем рыки, и под них подстроить свой соответствующий звук речи.
В частности для нашего звука речи А в качестве образцового принимался звук произносимый оленем и собакой. Помните из детской поры, как коровка мычит - Му, а как лошадка - Ыго-го, а как собачка лает - Ав-ав. И этот наш звук речи А усредненный между оленьим А и собачим Ав-ав, произведен, привязан ни к одному горлу,  а является как бы усредненным, обще характерным, ну как раз то, что сейчас именуется фонемой.
 В чем вся и фишка, высшая языковая математика называется.
 А наш звук речи О выведен, привязан к звуку производимым лосем, сохатым, чтоб было понятней, лучше этого сохатого назвать Охатым. Потому как он столбит, Охраняет  свою территорию, и где ОХ-хаживает подруг,  звуком - Ох. Правда последнее Х  произносит с хрипотцой, ну почти также как звучит так называемое мягкое Г. Ну,  например, как в таком слове, как Гарный хлопец. И совсем не спроста на всех этих петроглифах столько лосей, сохатых, Охатых. И вполне заслуженно.  По большому счету именно они Олени, собаки, лоси, и их сотоварищи,  имеют  авторское право на эти звуки нашей  речи  А и О.  Да и на все остальные гласные, горловые звуки нашей кто-то из животных имеет авторские права. В частности на звук именет авторское право филин.  Но только они этого не знают.  А знали бы, подали бы в суд за нарушение авторских прав.
Согласно этой постановке каждый наш горловой звук речи должен быть привязан, к разным горлам,  побратимым между собой. Ну,  точно также как и лось с оленем, а равно и бык с овцой.  Они хоть и побратимы, одной породы, копытные, и вообще животные.  Однако горла  у них, точнее звуки этими горлами произносимые, а равно и отцы у них, несколько разные. Вообще этой теме надо посвящать отдельные  и не малые исследования.
 А вот теперь можно рассмотреть, что диктует Глаголический Еры чертеж, этот трилистник, а можно сказать и трезубец который носил всегда с собой Зевс. И явно,  что оттуда он и добрался до наших краев.
 Согласно этому трезубцу-трилистнику предлагалось, диктовалось, чтоб всякий полный гласный   имел три вариации, краткую, среднюю, и долгую. Тихую, среднюю и громкую. 
 Но выходящими из одного горла, например,  горла оракула.  Для чего собственно оракулы по мужской, а пифии по женской части,   образцовые звуки, в том числе и по долготе, с «секундомером»  в руках, и по громкости из  за занавески  и произносили. 
 Таким  образом,  добиваясь  в своем сообществе  едино звучания речи. И потому этих оракулов и пифий, и им подобных вещателей образцовых звуков, (типа вещего князя известно какого возложившего на себя миссию оракула). Ни кто и ни когда не видел.
  А их и не надо было видеть, их надо было слушать, и под их голоса свои личные голоса подстраивать. Ну как потом эту роль пифий и оракулов выполняли артисты театров и прочих подобного рода заведений.
 Даже императоры почитали для себя за честь выдавать свой голос за образцовый.  И выступая артистами в театре  знали и понимали что делают. Настраивая горла слушающей  аудитории под свой собственный голос. Едино звучание речи называется, без этого едино звучания не может состояться ни одна единая общность. Без едино звучания речи все и для всех становятся иностранцами.

Глаголический  Еры-Ыры чертеж предлагал, навязывал скажем оракульную увязку гласных, горловых звуков речи. Чтобы гласные, горловые звуки нашей речи будучи произведенные от одного отца, всего от одного и того же горла оратора-оракула, но в трех вариациях.
 Т.е. три «птенца»  от одного вещего горла «отца» оракула   сидели в одном «гнезде», точнее горле. И получалось так,  что отец,  являлся отцом самому себе. (песня эта в моде и сейчас). А «сыновья»  его тоже могли  стать «отцами»  самим себе. По сути,  родиться дважды. Первый раз от отца, а второй раз от самого себя.    И занять место отца, став «отцом»  своим братьям. ( и эта песня сейчас тоже в моде).  Т.е. сын отца с одной стороны своим братьям брат, а с другой отец.
Вообще-то это отдельная тема,  как форматы речи влияют на общественное устройство. А влияют они конкретно. Причем по полной программе.
Если  вспомнить про это Всеволодовское большое гнездо из двенадцати «птенцов».  То явно была попытка  из восемнадцати «птенцов»,  наших разного калибра горловых, гласных звуков  речи, коих мы применяем и сегодня. 
Шесть выкинуть совсем, а в одно гнездо усадить даже не три, а все двенадцать птенцов, ставших отцами-образцами самим себе.
 Как это выглядело на практике?  А очень просто.
Надо было штурмом взять детинец, так именовалась тогда школа, учителей разогнать. А самому сесть на школьный стол, именно на стол, а ни на стул или скамейку, где и были начерчены чертежи речи. В частности вырезаны мордочки всех этих оленей, лосей, быков, баранов и т.п. Как то между собой распределенных, увязанных, братающихся, противоборствующих.
 Или схватившихся в мертвой хватке в друг друга.  Ну,  например, как тот  конь, который  перевился, сросся с хищником неизвестной породы, на так называемых скифских картинках звериного стиля.
 А закрывши эти картинки и чертежики энным местом,  оракульствовать, вещать. Выводить с похмелья образцовые звуки речи.
 Тем самым создавать особое едино звучание речи напрямую связанное с горлом князя. А по сути,  создавать свой собственный вотчинный народ.  И что ни новый князь, то новое едино звучание речи.
Если верить истории то многие князья воеводы призванные охранять как зеницу ока в первую очередь будущее царства-государства, детинец-школу. Видимо сговорившись,  усаживались на эти столы, и по греческой технологии оракульствовали, вещали образцовые «звуки речи». 
 А куда на первых порах было деваться, если нечто нужное людям искореняешь, надо это чем-то заменить. Вот и заменяли «звуки»  изображенные на столе мордочками и другими вырезанными картинками.   Звуками из своего  личного горла вылетавшими.
В общем-то,  что я выше означил, когда князья усаживались на школьные столы и оракульствовали, вещали. Можно посчитать фантастикой, вымыслом. Что такого, кто призван охранять граждан, на них же и нападает, и занимает под свои резиденции школы, в принципе не может быть.
 Если бы мы после крушения Советского Союза собственными глазами не видели примерно тоже самое. Когда всяческие структуры на правах хозяев занимали детские сады.
 Однажды меня по одному вопросу вызвали в мировой суд, расположившийся в здании, где раньше был детский сад. Все солидно, серьезная секретарша, строгий распорядок, мягкая роскошная мебель, в общем,  все чин по чину. И выносил мне вердикт серьезный с виду дядька, в том зале,  где раньше играли и  проходили дошкольное образование дети.  Будущая опора и надежа царства государства. А вы думаете,  не может быть. Мне лично выносили вердикт и вразумляли как надо жить,  в том здании где раньше был детинец, и те, кто его сделал своей резиденцией.
Что же случилось после того как князья уселись на школьные столы и стали оракульствовать, вещать.  Выдавая из своего горла образцовые звуки речи.  А случилось то,  что и должно было случиться,  когда нет едино звучания речи. Бывшие своими, стали чужими. Междоусобица, гражданская война называется.
 Усаживание горловых гласных в одно гнездо, а на практике выводить, привязывать  все горловые звуки ко всего одному горлу, пусть даже и оленному или великокняжескому. Для любых форматов речи вещь противопоказанная.
 Весьма наивно полагать, что чертежи речи, в частности. И форматы речи вообще, создаются сами по себе без участия людей в этом деле знающих толк. Они также как и автомобильные чертежи, конструкции и сами автомобили. Создаются кем-то, когда-то и где-то, а потом ими пользуются  все. И также как и автомобили, требуют во время  эксплуатации  ухода, ремонта и усовершенствования.
И что в полной мере относится и к форматам речи.
 Господа лингвисты, уже давно пора приступить к усовершенствованию нашего единично скошенного формата речи. А не переливать воду из пустого в порожнее. А то настанет такое время, когда все уже будут кататься на белоснежных и комфортабельных пароходах. А мы будем грести на весельных галерах. Запас прочности есть, но он может медленно,  но верно может иссякнуть.