Послесловие к Воспоминаниям

Сергей Федченко 2
 Послесловие к Воспоминаниям

  Заканчивая написание 2-й книги Воспоминаний "Пережитое, передуманное и прожитое", я почувствовал, что весь я настолько проникнут голосами и образами прошлого, что кажется будто всё описанное мной происходило совсем недавно  и требуется совсем немного усилий, чтобы всё представляемое мною приобрело зримые очертания и свойственные каждому моему  собеседнику интонации.  Что-то похожее, происходившее с писателем Ю. Нагибиным, я нашёл  в его рассказе   “Самый счастливый день”, где он описывает посещение леса, знакомого ему по памяти с детства, но в котором он давно уже не был и вновь посетил его уже пожилым человеком. Вот как мастерски описывает он охватившие его при этом чувства. “Весь лес был насыщен голосами прошлого, и я впервые с ошеломляющей силой ощутил, как много пробыл я на этом свете и что прожитое–это не разбег для взлёта в какую-то будущую, настоящую  жизнь, что это уже жизнь, в которой всё связано: далёкое прошлое с настоящим, а если мне суждено будущее, то и оно окажется нерасторжимо связано с пережитым; ничто не проходит бесследно, не зарастает травой забвения, и человеческая душа не кладбище, а святилище, дарующее вечную жизнь образам былого”.
Задумываясь над  названием книги, я вероятно интуитивно  почувствовал  эту взаимосвязь между прошлым, пережитым, настоящим и будущим, и правильность такого выбора названия подтверждается  приведенными выше немного грустными, но оптимистичными по сути рассуждениями именитого писателя.  И пусть наша память о хороших людях не даст зарасти травой забвения   всему хорошему и дарует вечную жизнь образам былого, перенося их в настоящее и в лучшее будущее.