Что такое чертежи речи?
Чертежи речи, это по сути правила согласно которым нужно выстраивать, производить как отдельные элементы речи, например слова, предложения. Так и речь в целом.
Но правила эти излагаются ни словами, т.е. самой речью. Как это привыкли делать мы. Ну, например, так. Жи и Ши пишется с буквой И.
А правила речи, изложенные в наглядном виде. Всякими черточками, точками, фигурками, мордочками, человечками. Завитушками, кружочками, стрелочками и прочими условными знаками.
Например, правила, как элементы речи, в частности слова должны быть сконструированы, построены, устроены, выстроены. Относительно друг друга в предложении расположены.
Ну, точно также как изложение, проекты каких-то объектов, например домов. Осуществляется ни словами, а чертежами этих объектов. Набором наглядных условных знаков.
Зачем были и сейчас нужны чертежи речи
Дело в том в том что, при построении речи мы должны и соблюдаем, исполняем массу правил, известных нам и тому, кто нас слушает. Без выполнения этих правил речь наша будет так сказать бессвязной и непонятной для других.
Как раз в чертежах речи и были в условном виде начерчены, прописаны эти правила. И что сопоставимо с тем что мы называем дорожные знаки. На этих знаках в большинстве случаев тоже ни чего не написано. А начерчены, нарисованы, изображены то стрелочки, то циферки, то кирпичики. Нарисованы паровозики, разного вида силуэты автомобилей. Есть и цветные, горящие разными цветами знаки, светофор, ну и т. д. Которые ни в словесном виде диктуют как должны поступать водители при наличии тех или иных знаков.
Как выглядят чертежи речи?
На что можно ответить. В современное время ни как. Потому как нам такое понятие даже не знакомо. Мы все явления речи и правила ее построения пытаемся описать словами, т.е. самой речью. И говорить о том, как выглядит то, что мы в глаза не видели, что ни разу не применяли. Вряд ли представляется возможным.
Но вот в былые времена каждый школьник знал, что такое чертежи речи, и в них, в той или иной степени разбирался. А рече творцы, изобретатели речи былых времен эти чертежи речи придумывали и как-то в наглядном виде излагали. Черточками, завитушками, рисунками животных, фигурками из глины, какими-то конструкциями и т.п. Вычерчивали, вырисовывали, вылепляли, высекали на камнях и скалах. Буквально строили, даже в виде дворцов и городов и т.п. Что как раз и являлось изложением речевых правил, но ни в словесном виде. А в наглядном виде. Как бы мы сейчас сказали в виде наглядного пособия.
И глядя на эти наглядные пособия, воспринимая правила речи не через уши, а через глаза. Этими правилами при построении своей речи руководствоваться.
Понятно, что для нас в современное время такое изложение правил речи весьма необычно. Мы все явления речи привыкли описывать исключительно словами.
Если говорить современными понятиями. То чертежи речи это нечто похожее на то, что в современное время именуется мета язык. И что я бы назвал мета речь или сторонняя речь. Т.е. стороннее средство для описания речи.
Но мета, или сторонней речью, например какой-то иностранной, можно описать, рассказать, что имеется и должно быть в речи тоже словами. Только иностранными. В частности такими словами как номинатив, аккузатив, аблаут, умлаут, флексии и т.п. А чертежи речи, вещь ни словесная, а рисованная, черченная, высеченная на камне. В общем случае, наглядная. И пояснять, и воспринимать эти чертежи (правила) нужно было без слов, молча.
Ну, например. Если мы возьмем и обозначим приставку, корень, суффикс, окончание ни словами. А какими-то значками. Например и условно приставку обозначим значком - /Пр/, корень значком /К/, суффикс значком /Суф/, окончание /Ок/. И здесь я специально буковки заключил в косые черточки тем отмечая что эти значки есть элементы чертежей речи.
То тогда чертеж слова будет выглядеть так. /Пр//К//Суф//Ок//. Но читать его как ПрКСуфОк ни надо. А надо знать, что вместо /Пр/ можно и нужно в зависимости от ситуации вставлять сменную или переменную приставку. Вместо /Ок/, переменное, сменное окончание. Ну и т.д.
Ну например, если мы имеем такой чертеж слова /Пр/летелъ. То вместо /Пр/ мы можем поставить какую-то сменную и нужную нам приставку, указатель. И получить несколько вариантов чертежа слова /Пр/ летелъ. В частности в виде по-летелъ, от-летел, у- летелъ, за-летел и т.д.
Но если мы добавим к этому чертежу слова /Пр/летелъ еще один значок обозначающий сменное окончание, указатель. То тогда чертеж слова надо представить в таком виде /Пр/летел/Ок/. И согласно этому чертежу составить несколько разных слов. Ну, например, от-летел-ъ, при-летел-и, за-летел-а, в-летел-о.
Как выглядели чертежи речи в былые времена
Как же выглядели рече-языковые чертежи в былые времена? На что можно ответить. Что выглядели они, по разному, том числе и в буквенном виде. Зависело это от времени и места их применения, ибо все течет и изменяется, усовершенствуется, в том числе и речевые чертежи.
Зависело это конечно же от наличия доступных для черчения материалов. Одни высекали их на камне, другие чертили на бересте, глиняных горшках, третьи вырезали на доске, посохе и т.п. Разные рече-творцы (создатели, изобретатели того или иного формата речи), изображали их в своем видении, изобретали свои условные знаки и символы. Но были и единые стандарты, диктуемые самой постановкой изобретения, создания речи.
Можно ли увидеть эти чертежи речи былых времен? Можно и довольно легко.
Сколько их можно увидеть? Много. Десятки или даже сотни тысяч. Именно сотни тысяч. Если их оставлено с былых времен столько много, то где же можно их увидеть?
На что без преувеличения говоря можно ответить, хоть где. В процентах семидесяти, если ни в ста процентах случаев, их можно увидеть у каждого из нас дома. В общественных зданиях, на улице. На нашем флаге, гербе. Даже в любой книге, например, наши буквы Х и Ж, в свое время и были чертежами для соответствующих речевых конструкций.
Можно увидеть эти чертежи-буквари на так называемых ряснах, колтах, кокошниках, ожерельях, браслетах. Бляхах ремней, полотенцах, сапогах, наличниках, ложках, чашках, поварешках, котлах и поясах. Даже на кремлевской стене, (эти зубчики и есть чертежи речи, оборотности-побратимства).
Чтобы перечислить, как и где изображались в свое время чертежи речи, (формат тех или иных элементов речи), надо несколько страниц.
В общем, эти рече-буквари в свое время чертились, рисовались, изображались, лепились, вытесывались из камня, высекались на камнях и скалах и т.п. Везде где только для этого представлялось возможность. И что было весьма оправдано.
Ибо есть однообразная, единая речь, есть и единый народ. Нет единой речи, в первую очередь едино звучания речи. То это есть ни что иное, как разрозненные толпы постоянно между собой конфликтующие. Так было всегда, так видимо и останется.
То, что речевому образованию в былые времена придавалась такая масштабность и всеохватность, ни сколько не удивляет. Ибо и в современное время, да и во все времена, букварь, самая издаваемая книга. И трудно даже подсчитать, сколько этих букварей за все времена и в разных видах издалось, явно миллиарды. И что весьма оправдано.
Без сомнения что это понимали и в былые времена, и оправданно шли на такие поистине колоссальные затраты по изданию букварей, точнее рече «букварей», но в своем для текущего времени виде.
Но только это были «буквари» не для письменной речи, каковые мы имеем сейчас. А буквари для речи устной, звуковой.
Если принять что слово букварь это сокращенное - Буквенный вар. Пособие как «сваривать» вместе буквы, предназначенные для обозначения «звуков речи». То пособие как «сваривать» вместе «звуки речи» и их сочетания можно назвать Звуко-Вар или Рече-вар.
Вот по этим Рече-варам, согласно нарисованных в них чертежей, все и варили-сваривали вместе, но ни буквы, а «звуки речи», и всю речь в целом. И все одинаково, для того чтобы понимать друг друга с полуслова.
А тех, кто конструировал, изобретал речевые конструкции, изобретал речевые механизмы и технологии. И согласно своим задумкам чертил чертежи речи.
Чтобы все пользователи этой речи правильно и главное одинаково «сваривали» «звуки речи» и другие элементы речи. Говоря современными словами можно назвать конструкторами, изобретателями формата речи.
А в былые времена этих конструкторов, проектировщиков того или иного формата речи, по сути «варильщиков, варщиков, сварщиков» форматов и проектов речи. Не исключено, что именовали в одном случае варяги, а в другом варяжи, варязи. Которые, по сути являлись конструкторами, а соответственно и учителями речи для остального населения. И это наименование, варщики, варильщики, впоследствии перенеслось и на слово Букварь. А тех, кто занимался письменными, буквенными делами, явно, что именовали как-то так – Букварщики или Букваряги.
Не исключено что эти самые варяги, или варязи, были ни чем иным как неким сословием, прослойкой в том числе занимавшихся проектированием и усовершенствованием форматов речи. А по большому счету являлись представителями, работниками древнего министерства образования. Образовывавших, обучающих население ни только по речевым делам, ни только внедрявших едино-речие. Но и обучали, как горшки обжигать, железо ковать, дуги гнуть, сапоги тачать и т.д.
В частности все эти олени с перевитыми рогами на так называемых оленных камнях, да и вообще процентов девяносто всех этих петроглифов и писаниц. Все это речевые чертежи или Рече-буквари. Форматы речи. Выражающие и диктующие правила, которые надо было, чтоб быть понятыми другими, при выстраивании своей речи соблюдать.
В современное время, мы еще в раннем детстве, эти правила буквально вычисляем из речи взрослых и сверстников. И при построении своей речи неуклонно соблюдаем. В противном случае наступает моя твоя не понимай.
В общем, посмотреть, как выглядели в былые времена речевые чертежи, очень даже есть где. Десятки и сотни тысяч.
Другой вопрос, что мы не знаем, что обозначали те или иные условные знаки, например на тех же самых петроглифах. Но в большинстве случаев вычислить это ни так уж и трудно.
Потому как в большинстве своем изобретатели форматов речи былых времен, в частности «звуки речи», а равно и другие элементы речи, к чему-то незыблемому «привязывали». А если говорить точнее у чего-то незыблемого заимствовали.
В частности, наш «звук речи» К заимствовали от удара камня о камень. Звуки Т и Д, заимствовали от ударов досок и вообще дерево о дерево. Звук Ш заимствовали у шелеста листьев ну и т.п. Что являлось звуками образцами. Которым все единоречники – единоязычники, должны были подражать.
Это важнейшее правило для конструкторов форматов речи, жестко «привязывать» речевые элементы к чему-то незыблемому. Другими словами говоря. Принимать в качестве образцов что-то незыблемое во времени и одинаковое на всем пространстве.
Нужно было соблюдать для того чтобы, в частности едино звучие речи было устойчивым во времени. Т.е. чтобы единое, без акцентное звучание речи. Имелось не только на какой-то период времени, а всегда. Не только на какой-то определенной территории, а в идеале на всех территориях. Чтобы единообразие и едино звучание речи имелось не только у какого-то одного роду племени, а у всех родов-племен.
Высшая рече-языковая математика называется. И стоит только удивляться уму тех, кто в этом не только хорошо разбирался, но и применял на практике.
Чертежи речи в Глаголице
Если посмотреть на так называемую азбуку Глаголицу, современным словом говоря - Говорильницу. (Даже само название, ни буквица, или как-то иначе связанное с письменными знаками). А именно Глаголица-Говорильница, говорит о ее исконном, изначальном предназначении.
То почти все ее эти петельки, крючочки, ниточки, связки, завитушки как раз и есть те или иные чертежи речи. Но впоследствии взятые в качестве знаков для обозначения «звуков речи» (фонем). Т.е. в качестве букв.
И чего, обозначать чертежами речи «звуки речи», делать чертежи, по сути правила, буквами, конечно же делать нельзя. Буквы это буквы, а чертежи (правила) это чертежи (правила). Буквами обозначают, изображают «звуки речи» (фонемы), а чертежами вычерчивают, изображают, в частности на бумаге. Конструкции, механизмы, технологии и т.п.
Если мы чертежи речи, чертежи речевых конструкций вставляем в сами конструкции. То это сопоставимо с тем, что если бы чертежи моста клали на самом мосте в качестве асфальта. А учебник по сопромату устанавливали в качестве пролетных балок.
Что же излагалось, диктовалось, в этих самых чертежах речи?
Многое, и в частности взаимоотношения между теми или иными, скажу пока так, единичными «звуками речи». Например, какие звуки речи, а равно и обозначаемые ими значения, могли состыкнуться и даже срастись, «сварится» вместе, например, в виде так называемого сейчас корня. А если могли, то по каким правилам, и на каких условиях.
А какие связи между теми или иными звуками речи, не могли быть образованы. Ну, например, если это были, условно говоря, чисто мужские звуки, то они ни как не могли связаться друг с другом. А если два звука были один мужской, другой женский, то завсегда пожалуйста.
То, что в былые времена, имелись чисто женские и чисто мужские звуки речи, а равно и детские, что у некоторых народов, в остаточном имеется и сейчас. (Например, у некоторых народов «звук речи» Ц (цаца) и по сей день является чисто женским. В силу чего мужчинами не произносится, а заменяется чисто мужским «звуком речи» ).
Наличие в былые времена мужских, женских, детских звуков речи, а равно косо побратимых и косо оборотных, отнюдь не случайность, и ни чья –то прихоть. А было оправдано и глубоко и умно продуманно. И как раз наличие этих так сказать разнополых, разновозрастных, побратимых и не побратимых, а равно и разноцветных «звуков речи. Как раз и являлось правилами построения элементов речи. Чертежами речи.
Ну, например. Если те или иные звуки речи соответствовали тем или иным цветам. Красному, розовому, желтому и т.д. То по начальному звуку слова, обозначающему тот или иной цвет в радуге. Например, Красный К, розовый Р. Можно было свериться. Какие скажем каркасные, (так называемые сейчас согласными), могли связаться, сварится друг другом, а какие нет.
Если красный цвет в радуге контачил с розовым, значит каркасные звуки К и Р, можно было соединять, сваривать вместе. Что мы и по сей день делаем. Например, в таких словах. Красный, красивый, крик, круг, крот и т.д.
Если розовый контачил с желтым, то Р и Ж можно соединить, сварить вместе. Что мы по сей день и делаем. Ръжаной, ръжа, жрать, жрец и т.п.
А вот если красный цвет в радуге не контачил с желтым, то К и Ж соединять, сваривать вместе было нельзя. И чего мы, этих КЖ и ЖК по сей день не имеем в нашей речи. Ну и так далее.
В этом случае в качестве чертежа (правила) речи выступала всем нам знакомая и неизменная во все века радуга.
Чертежи речи составлялись, изобретались в частности для того чтобы исключить из человеческой речи, так называемые шелкающие звуки, и, скажем рыки.
Чтобы люди в своей речи изъяснялись ни клецаньем зубов, ни пыхтениями, ни сопениями, ни рычаниями и гавканьями. Ни разного рода соколиными изысками, цыканьями и цоканьями, а также похожими на те которые вылетают из энного места.
Что на определенном этапе развития человечества практиковалось повсеместно. А чтобы изъяснялись по человечески, ну как мы это и делаем сейчас. Благодаря именно тем кто изобрел, а потом усовершенствовал наш единично скошенный формат речи.
И именно благодаря и означенным выше постановкам, установкам люди стали говорить по человечески, и ни стали шебетать аки ибисы, рычать как медведи, рыкать и лаять как собаки, блеять как овцы, ну и т.п. И что было не прихотью, а необходимостью. Изъясняться то, как-то было надо.
Стандартизация чертежей речи.
Говорить о том, что была единая общая стандартизация, единые чертежные нормы и правила, единые условные знаки и т.п. вряд ли можно. Но то, что в базовых частях единый стандарт соблюдался, это точно. И прежде всего потому, что иначе и не начертишь, не изобразишь.
Ну, например. Если «звук речи» А заимствовался в одном случае от оленя, а в другом случае от собаки. То, говоря современными словами, для обозначения фонемы А, рисовалось такое фантастическое существо в виде оленя с собачьими ногами. Или наоборот. Или что –то этому подобное. В виде всякого рода полканов, симарглов и т.п. В виде наглядного пособия. Чтобы было понятно даже школьнику младших классов, у каких «звуков речи» откуда ноги растут. С чем они незыблемо связаны, что и у кого взято, заимствовано в качестве звука образца.
А иначе то, например, что олений звук А и собачий звук А, в произносимом собаками Ав-ав. С одной стороны несколько похожи друг на друга, а с другой различны. Т.е. косо побратимы. И не обозначишь.
Так что прочитать, а во многих случаях даже прослушать, эти многие Рече-Звуко-Буквари, ни так уж и сложно.