Чертежи речи

Сергей Горохов 2
Что такое чертежи речи? 

 Чертежи речи,   это по сути правила   согласно которым нужно выстраивать, производить  как отдельные элементы речи, например слова, предложения. Так и речь в целом.
Но правила эти излагаются ни словами, т.е. самой речью. Как это привыкли делать мы. Ну, например,  так.  Жи и Ши пишется с буквой И.   
 А правила речи,  изложенные в наглядном виде. Всякими черточками, точками,  фигурками, мордочками, человечками.  Завитушками, кружочками,  стрелочками и прочими условными знаками.
 Например,  правила, как элементы речи, в частности слова должны быть сконструированы, построены, устроены, выстроены. Относительно друг друга в предложении  расположены. 
Ну,  точно также как  изложение, проекты  каких-то  объектов, например домов.  Осуществляется ни словами, а чертежами этих объектов.  Набором наглядных условных знаков.

  Зачем были  и сейчас нужны чертежи  речи

Дело в том в том что, при построении речи мы должны и соблюдаем, исполняем  массу правил, известных нам и тому,  кто нас слушает. Без выполнения  этих правил речь наша будет так сказать бессвязной и непонятной для других.

  Как раз в чертежах речи  и были в условном виде начерчены, прописаны  эти правила. И что сопоставимо с тем что мы называем дорожные знаки. На этих знаках в большинстве случаев тоже  ни чего не написано.  А  начерчены, нарисованы, изображены  то стрелочки, то циферки, то кирпичики. Нарисованы паровозики, разного вида силуэты автомобилей.  Есть и цветные,  горящие разными цветами знаки, светофор,  ну и т. д.  Которые ни в словесном виде диктуют как должны поступать водители при наличии тех или иных знаков.
Как выглядят  чертежи речи? 

 На что можно ответить. В современное время ни как. Потому как нам такое понятие даже не знакомо. Мы все  явления речи и правила ее построения пытаемся описать словами, т.е. самой речью.  И говорить о том,  как выглядит то,  что мы в глаза не видели, что ни разу не применяли. Вряд ли представляется возможным.
 Но вот в былые времена каждый школьник знал, что такое чертежи речи,  и в них, в той или иной степени разбирался. А рече творцы, изобретатели речи  былых времен эти чертежи речи  придумывали и как-то в наглядном виде  излагали.  Черточками, завитушками, рисунками животных, фигурками  из глины, какими-то конструкциями  и т.п.  Вычерчивали, вырисовывали, вылепляли,  высекали на камнях и скалах.  Буквально строили, даже в виде дворцов и городов и т.п.   Что как раз и являлось изложением речевых правил, но  ни в словесном виде. А в наглядном виде. Как бы мы сейчас сказали в виде наглядного пособия.
И глядя на эти наглядные пособия, воспринимая правила речи не через уши, а  через глаза. Этими правилами при построении своей речи руководствоваться.
Понятно,  что для нас в современное время такое изложение правил речи весьма необычно. Мы все явления речи привыкли описывать исключительно словами.   
 
Если говорить современными понятиями. То чертежи речи это нечто похожее на то,  что в современное время именуется мета язык.  И что я бы назвал мета речь или сторонняя речь. Т.е. стороннее средство для описания речи.
 Но мета, или сторонней  речью, например какой-то иностранной,  можно описать, рассказать,  что имеется и должно быть в речи тоже словами. Только иностранными. В частности такими словами  как номинатив, аккузатив, аблаут, умлаут, флексии    и т.п.  А чертежи речи, вещь ни словесная, а рисованная, черченная, высеченная на камне. В общем случае,  наглядная.  И пояснять,  и воспринимать эти чертежи (правила)   нужно было без слов, молча.   
Ну, например. Если мы возьмем и обозначим приставку, корень, суффикс, окончание ни словами. А какими-то значками. Например и условно приставку обозначим значком  - /Пр/,  корень значком  /К/, суффикс значком /Суф/, окончание /Ок/. И здесь я специально буковки заключил в косые черточки  тем отмечая что эти значки есть элементы чертежей речи.
То тогда чертеж слова будет выглядеть так.  /Пр//К//Суф//Ок//. Но читать его как ПрКСуфОк ни надо. А надо знать,  что вместо  /Пр/ можно и нужно в зависимости от ситуации вставлять сменную или переменную приставку.  Вместо  /Ок/, переменное, сменное окончание. Ну и т.д.
Ну например, если мы имеем  такой чертеж  слова /Пр/летелъ. То вместо /Пр/ мы можем поставить  какую-то сменную и нужную нам приставку, указатель. И получить несколько вариантов чертежа слова   /Пр/ летелъ. В частности в виде по-летелъ, от-летел, у- летелъ, за-летел и т.д.
  Но если мы добавим к этому чертежу слова /Пр/летелъ еще один значок обозначающий сменное окончание, указатель. То тогда чертеж слова надо представить в таком виде /Пр/летел/Ок/. И согласно этому чертежу составить  несколько разных слов. Ну,  например,  от-летел-ъ, при-летел-и, за-летел-а, в-летел-о.    

Как выглядели чертежи речи в былые времена

Как же выглядели рече-языковые чертежи в былые времена? На что можно ответить. Что выглядели они, по разному,  том числе и в буквенном виде.  Зависело это от времени и места их применения, ибо все течет и изменяется, усовершенствуется, в том числе и речевые чертежи. 
Зависело это конечно же  от наличия доступных для черчения материалов. Одни высекали их на камне, другие чертили на бересте, глиняных горшках, третьи вырезали на доске, посохе и т.п. Разные рече-творцы (создатели, изобретатели  того или иного формата речи),  изображали их в своем видении, изобретали свои условные знаки и символы.  Но  были и единые стандарты,  диктуемые самой постановкой изобретения, создания речи.
 Можно ли увидеть эти чертежи речи былых времен? Можно и довольно легко.
Сколько их можно увидеть? Много. Десятки или даже сотни тысяч. Именно сотни тысяч. Если их оставлено с былых времен столько много, то где же можно их увидеть?
 На что без преувеличения говоря можно ответить, хоть где. В процентах семидесяти, если ни в ста процентах случаев, их можно увидеть у каждого из нас дома. В общественных зданиях, на улице. На нашем флаге, гербе. Даже в любой книге, например, наши буквы Х и Ж, в свое время и были чертежами для соответствующих речевых конструкций.
 Можно увидеть эти чертежи-буквари  на так называемых ряснах, колтах, кокошниках, ожерельях, браслетах.  Бляхах ремней, полотенцах, сапогах, наличниках, ложках, чашках, поварешках, котлах и поясах. Даже на  кремлевской стене, (эти зубчики и есть чертежи речи, оборотности-побратимства).
Чтобы перечислить,  как и где изображались в свое время  чертежи речи, (формат тех или иных элементов речи), надо несколько страниц.
 В общем,  эти рече-буквари в свое время  чертились, рисовались, изображались, лепились, вытесывались из камня, высекались на камнях и скалах и т.п. Везде где только для этого представлялось возможность. И что было весьма оправдано.
 Ибо есть однообразная, единая речь, есть и единый народ. Нет единой речи, в первую очередь едино звучания речи.  То это есть ни что иное,  как  разрозненные толпы постоянно между собой конфликтующие. Так было всегда, так видимо и останется.
То,  что речевому образованию в былые времена придавалась такая масштабность и всеохватность, ни сколько не удивляет. Ибо и в современное время, да и во все времена,  букварь,  самая издаваемая книга. И трудно даже подсчитать,  сколько этих букварей за все времена и в разных видах издалось, явно миллиарды. И что весьма оправдано.
Без сомнения что это понимали и в былые времена, и оправданно шли на такие поистине колоссальные затраты по изданию букварей,  точнее рече «букварей», но в своем для текущего времени виде.
 Но только это были «буквари» не для письменной речи, каковые мы имеем сейчас. А буквари для речи устной, звуковой.
Если принять что слово букварь это сокращенное - Буквенный  вар. Пособие как «сваривать» вместе буквы, предназначенные для обозначения «звуков речи». То пособие как «сваривать» вместе «звуки речи» и их сочетания можно назвать Звуко-Вар или Рече-вар.
Вот по этим Рече-варам, согласно нарисованных в них чертежей, все и варили-сваривали вместе, но ни  буквы, а «звуки речи», и всю речь в целом. И все одинаково, для того чтобы понимать друг друга с полуслова.
А тех,  кто конструировал, изобретал речевые конструкции, изобретал речевые механизмы и технологии. И согласно своим задумкам чертил  чертежи речи.
 Чтобы все  пользователи этой речи правильно и главное одинаково «сваривали» «звуки речи» и другие элементы речи. Говоря современными словами можно назвать конструкторами, изобретателями формата  речи.
 А в былые времена этих конструкторов, проектировщиков того или иного  формата речи, по сути «варильщиков, варщиков, сварщиков» форматов и проектов   речи.  Не исключено,  что именовали   в одном случае варяги,  а в другом варяжи, варязи. Которые,  по сути являлись конструкторами,  а соответственно и учителями речи для остального населения.    И это наименование, варщики, варильщики,   впоследствии перенеслось и на  слово Букварь. А тех,  кто  занимался письменными, буквенными  делами, явно,  что  именовали  как-то так – Букварщики или Букваряги.
Не исключено что эти самые варяги, или варязи, были ни чем иным как неким сословием, прослойкой в том числе    занимавшихся  проектированием и усовершенствованием форматов речи.   А по большому счету являлись представителями, работниками  древнего министерства образования. Образовывавших, обучающих  население ни только по речевым делам, ни только внедрявших едино-речие.   Но и обучали,   как горшки обжигать, железо ковать, дуги гнуть, сапоги тачать и т.д.    
В частности все эти олени с перевитыми рогами на так называемых оленных камнях, да и вообще процентов девяносто всех этих петроглифов и писаниц.  Все это речевые чертежи или Рече-буквари.  Форматы речи. Выражающие и диктующие правила,   которые надо было, чтоб быть понятыми другими, при выстраивании  своей речи соблюдать.   
 В современное время,  мы еще в раннем детстве,  эти правила буквально вычисляем из речи взрослых и сверстников. И  при построении своей речи неуклонно соблюдаем. В противном случае наступает моя твоя не понимай.
В общем,  посмотреть,  как выглядели в былые времена речевые чертежи, очень даже есть где. Десятки и сотни тысяч.
 Другой вопрос, что мы не знаем, что обозначали те или иные условные знаки, например на тех же  самых петроглифах. Но в большинстве случаев вычислить это ни так уж и трудно.
  Потому как в большинстве своем изобретатели форматов речи былых времен, в частности «звуки речи», а равно и другие элементы речи,  к чему-то незыблемому «привязывали». А если говорить точнее у чего-то незыблемого заимствовали. 
В частности, наш «звук речи»  К  заимствовали от удара камня о камень. Звуки Т и Д, заимствовали от ударов  досок  и вообще дерево о дерево. Звук Ш  заимствовали у шелеста листьев ну и т.п. Что являлось звуками образцами. Которым все  единоречники – единоязычники, должны были подражать.         
Это важнейшее правило для конструкторов форматов речи, жестко «привязывать»  речевые элементы к чему-то незыблемому. Другими словами говоря.   Принимать в качестве образцов что-то незыблемое во времени и одинаковое на всем пространстве.      
 Нужно было соблюдать  для того чтобы,  в частности  едино звучие речи  было устойчивым во времени. Т.е. чтобы единое, без акцентное  звучание речи.  Имелось не только на какой-то период времени, а всегда.  Не только на какой-то определенной территории, а в идеале на  всех территориях. Чтобы единообразие и едино звучание  речи  имелось не только у какого-то одного роду племени, а у  всех родов-племен.
 Высшая рече-языковая  математика называется. И стоит только удивляться уму тех,  кто в этом не только хорошо  разбирался, но и применял на практике.
Чертежи речи в Глаголице

 Если посмотреть на так называемую азбуку Глаголицу, современным словом говоря - Говорильницу. (Даже само название, ни буквица, или как-то иначе   связанное с письменными знаками). А именно    Глаголица-Говорильница,   говорит о ее исконном, изначальном  предназначении. 
 То почти все ее эти петельки, крючочки, ниточки, связки, завитушки как раз и есть те или иные чертежи речи. Но впоследствии взятые в качестве знаков для обозначения «звуков речи» (фонем). Т.е. в качестве букв.   
 И чего, обозначать чертежами речи  «звуки речи»,  делать чертежи, по сути правила,  буквами, конечно же делать нельзя. Буквы это буквы, а чертежи (правила)  это чертежи (правила). Буквами обозначают, изображают  «звуки речи» (фонемы), а чертежами вычерчивают, изображают,  в частности на бумаге.  Конструкции, механизмы, технологии и т.п. 
Если мы чертежи речи, чертежи речевых конструкций вставляем в сами конструкции. То это сопоставимо с тем, что если бы   чертежи моста  клали на самом мосте в качестве асфальта.  А учебник по сопромату  устанавливали  в качестве пролетных балок.
Что же излагалось, диктовалось,  в этих самых чертежах речи?

Многое, и в частности взаимоотношения между теми или иными, скажу пока так, единичными «звуками речи». Например, какие звуки речи, а равно и обозначаемые ими значения,  могли состыкнуться и даже срастись, «сварится»  вместе, например, в виде так называемого сейчас корня. А если могли, то по каким правилам,  и на каких условиях.
 А какие связи между теми или иными  звуками речи, не могли быть образованы. Ну,  например, если это были,  условно говоря,  чисто мужские звуки, то они ни как не могли связаться друг с другом. А если два звука были один мужской, другой женский, то завсегда пожалуйста.
 То,  что в былые времена,    имелись чисто женские и чисто мужские звуки речи, а равно и детские,  что у некоторых народов, в остаточном  имеется и сейчас.  (Например, у некоторых народов «звук речи»  Ц (цаца)  и по сей день является чисто женским. В силу чего мужчинами не произносится, а заменяется чисто мужским «звуком речи» ). 

 Наличие в былые времена мужских, женских, детских звуков речи, а равно косо побратимых и косо оборотных,  отнюдь не случайность, и ни чья –то прихоть.  А было оправдано и глубоко и умно продуманно.  И как раз наличие этих так сказать разнополых, разновозрастных, побратимых и не побратимых, а равно и разноцветных    «звуков речи. Как раз и являлось правилами построения элементов речи. Чертежами речи.
Ну, например. Если те или  иные звуки речи соответствовали тем или  иным цветам. Красному, розовому,  желтому и т.д. То по начальному звуку слова, обозначающему тот или иной цвет в радуге. Например,  Красный К, розовый Р.  Можно было свериться. Какие скажем каркасные,  (так называемые сейчас согласными), могли связаться, сварится  друг  другом,  а какие нет.
 Если красный цвет  в радуге контачил с розовым, значит каркасные звуки К и Р,  можно было соединять, сваривать вместе. Что мы и по сей день делаем. Например,  в таких словах. Красный, красивый, крик,  круг, крот   и т.д. 
 Если розовый контачил с желтым, то Р и Ж можно соединить, сварить вместе.  Что мы по сей день и делаем. Ръжаной, ръжа, жрать, жрец и т.п.
 А вот если красный цвет в радуге не контачил с желтым,  то К и Ж  соединять, сваривать вместе  было нельзя. И чего мы, этих  КЖ и ЖК по сей день не имеем  в  нашей речи. Ну и так далее.
В этом случае в качестве чертежа (правила)   речи  выступала всем нам знакомая и неизменная во все века радуга.
Чертежи речи составлялись, изобретались  в частности для того   чтобы исключить из человеческой речи, так называемые шелкающие звуки,   и,  скажем рыки.
 Чтобы люди в своей речи изъяснялись ни клецаньем зубов, ни пыхтениями, ни сопениями, ни рычаниями и гавканьями.    Ни разного рода соколиными изысками, цыканьями и цоканьями,  а также похожими на те которые вылетают из энного места.
 Что на определенном этапе развития человечества практиковалось повсеместно.  А  чтобы  изъяснялись по человечески,  ну как мы   это и делаем сейчас.  Благодаря именно тем  кто  изобрел, а потом усовершенствовал наш единично скошенный формат речи.
И именно благодаря и означенным выше постановкам, установкам  люди стали говорить по человечески, и ни стали шебетать аки ибисы, рычать как медведи, рыкать и лаять как собаки, блеять как овцы, ну и т.п.  И что было не прихотью, а необходимостью. Изъясняться то,   как-то было надо. 
Стандартизация  чертежей речи.

 Говорить о том,  что была единая общая стандартизация, единые чертежные нормы и правила, единые условные знаки и т.п.  вряд ли можно. Но то,  что в базовых частях единый стандарт соблюдался, это точно. И прежде всего потому, что иначе и не начертишь, не изобразишь.
Ну, например. Если  «звук речи»  А  заимствовался в одном случае от оленя, а в другом случае от собаки.  То, говоря современными словами, для обозначения фонемы А,  рисовалось такое фантастическое существо в виде  оленя с собачьими ногами. Или наоборот.  Или что –то этому подобное. В виде всякого рода полканов, симарглов  и т.п. В виде наглядного пособия. Чтобы было понятно даже школьнику младших классов, у каких «звуков речи»   откуда ноги растут.  С чем они незыблемо связаны, что и у кого взято, заимствовано  в качестве звука образца.   
 А иначе то, например,  что олений звук  А и собачий звук А, в произносимом собаками Ав-ав.   С одной стороны   несколько похожи друг на друга,   а с другой различны.  Т.е. косо побратимы.  И не обозначишь. 
 Так что прочитать, а во многих случаях даже прослушать, эти многие Рече-Звуко-Буквари, ни так уж и сложно.