Об экстремизме текстов Торы, Нового Завета и Коран

Сергей Оганесян
Данная статья выйдет в свет через неделю в журнале "Современная коммуникативистика"№5,2015 год

Но поскольку в заявление Кадырова о прокуроре и судье Южно-Сахалинска вызвало  бурную реакцию в обществе, мы решили опубликовать ее и на страницах данного журнала. С уважением ко всем читателям...)))

С.С. Оганесян,
главный научный сотрудник ФКУ НИИ Федеральной службы исполнения наказаний,  доктор педагогических наук, профессор, государственный советник РФ 1 класса, член экспертного совета Комитета по общественным объединениям и религиозным организациям Государственной Думы РФ.

Об экстремизме текстов Торы, Нового Завета и Корана.
(Опыт лингвистического, психолингвистического и уголовно-правового осмысления)
Аннотация
В данной статье предпринимается попытка показать, что восприятие текстов Священных Писаний зависит от ментальной цивилизации и, следовательно, их коммуникативная функция строго обусловлена ментальностью реципиентов. Обосновывается недопустимость подхода к текстам Торы, Нового Завета и Корана, рассчитанным на принципиально иную ментальную цивилизацию, как к экстремистским и  подпадающим под действие современного Федерального Закона РФ  от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности» упоминания о религиозном экстремизме.
Ключевые слова
Религиозный экстремизм, сущность религиозного экстремизма, формы проявления религиозного экстремизма, ментальные цивилизации, язычество, единобожие, научное мировосприятие, ментальность, специфика ментальных цивилизаций, Тора, Новый Завет, Коран, уголовно-правовое осмысление, лингвистический и психолингвистический анализ

S.S. Oganesyan
Senior staff scientist of the Federal Penitentiary Service research institute, PhD of pedagogics, professor, the first class state counsellor of the Russian Federation, the member of council of experts of the State Duma of the Russian Federation in charge of civil movements and religious establishments.

On extremism of some of the Tora, the New Testament and the Quran texts.
(An experiment of linguistic, psycholinguistic and criminal law interpretation)
Annotation
In the present research an effort is taken to interpret some texts of the Tora, the New Testament and the Quran linguistically, psycholinguistically, ideologically and intensionally from the point of view of the Criminal Code of the Russian Federation, as well as necessity of removal of the religious extremism reference from the text of the Federal Law N114-FZ dated 25 July 2002 “On Combating Extremist Activities” is being substantiated.
The keywords
Religious extremism, the essence of religious extremism, forms of religious extremism manifestation, mental civilizations, paganism, monotheism, scientific worldview, mentality, the specifics of mental civilizations, the Tora, the New Testament, The Quran, linguistic and psycholinguistic analysis, criminal legal aspects of extremist activity

  Нередко от наших современников приходится слышать не только о бескомпромиссности, безапелляционности и даже жестокости многих Священных Писаний по отношению ко всем иным религиозным верованиям и убеждениям. Но и о том, что тексты практически всех Священных Писаний подпадают под действие Федерального Закона  от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности».[1]
 Действительно ли это так? Нет ли здесь преувеличения, заблуждения или предубеждения? А если и есть то, как  можно объяснить, что религиозное мировосприятие, предопределявшее жизнь и  быт людей на протяжении тысячелетий и сегодня все еще претендующее на духовное господство, вдруг  оказалось в сфере экстремизма и даже терроризма?! И это более чем наглядно видно не только на примере так называемого исламского фундаментализма, но и даже православного христианства по событиям, развернувшимся между некогда едиными православными общинами России и Украины. Опираясь на одни и те же тексты Ветхого и Нового Заветов, апеллируя к одним и тем же апологетам православия, духовные лидеры Украины в своей деятельности против РПЦ используют такие методы и приемы, которые, согласно законодательству РФ, можно точно и однозначно квалифицировать как «религиозный экстремизм» и «терроризм». [1]
В ряде ранее изданных публикаций мы пытались раскрыть причины возникновения религиозного экстремизма и терроризма и показать, что они являются исторически оправданной и неотъемлемой частью любой религии, и что экстремистская сущность религий имеет свою специфику в каждой из ментальных цивилизаций. Мы показывали, что Тора, Новый Завет и Коран возникли и стали выполнять свою коммуникативную функцию в сугубо определенный исторически обусловленный период развития этносов и народов, ментально, социально и экономически созревших для принятия единобожия. [3]
При  этом мы отмечали не только величайшую роль религиозных воззрений и соответствующей им жизнедеятельности  на судьбы человечества; не только доказывали, что сведения, содержащиеся, в частности, в Торе, Новом Завете и Коране, которые Коран рассматривает как три Послания человечеству от Единого Бога, несут неоценимые сведения о происхождения жизни на земле; но   и указывают на стратегическое направление развития всего человечества, а также на неминуемый переход человечества от религиозных ментальных цивилизаций (язычества и единобожия) к цивилизации «научного мировосприятия», где собственный разум (интеллект) людей станет наиважнейшим средством регулирования практически всех аспектов их жизнедеятельности, включая нормотворчество. [2]
В данной статье мы решили показать, что современное российское законодательство не учитывает, во-первых, специфику религии, как особого ментального явления на протяжении тысячелетий влиявшего  практически на все сферы жизнедеятельности людей, и не утратившего своего влияния на умонастроение людей и до сегодняшнего дня.
И, соответственно, мы попытаемся обосновать, что любая попытка поставить содержательную основу текстов Священных Писаний под законодательное (уголовно-правовое) регулирование с позиций людей, вступающих в принципиально новую ментальную цивилизацию, не может не привести к оскорблению чувств внушительной части людей, относящих себя к представителям той иной конфессии; не может не  вызвать раскол, вражду и дестабилизацию в стране, поставив под угрозу ее национальную и государственную безопасность.
Именно поэтому мы, во-первых,  поставили перед собой задачу предпринять попытку лингвистического и психолингвистического и идейно-идеологического анализа  текстов Священных Писаний, составляющих фундаментальную мировоззренческую основу иудаизма, христианства и магометанства (ислама), на предмет приписываемых им экстремистских заявлений и показать, что лишь с точки зрения современной ментальности людей, их действительно можно квалифицировать как экстремистские; во-вторых,  что Священные Писания в современную ментальную цивилизацию имеют непреходящее историко-культурологическое, но ни в коем случае не законодательно-регулирующее значение. И, наконец, в-третьих, показать   несовершенство  законодательной системы РФ, провоцирующего отношение к Священным Писаниям, как к текстам экстремистского характера. 
 Надо ли это предпринимать подобную попытку в современных условиях, когда в силу ряда объективных причин невиданно обострились отношения между разными конфессиями, и самыми разнообразными  религиозными течениями и направлениями, несмотря на то, что практически во всех странах мира религиозные организации, включая РФ, отделены от государства. Безусловно, надо!
Во-первых, для того, чтобы объективно  смотреть на существующие реалии нашего бытия. Во-вторых, для того, чтобы, осознав неизбежность перехода к новой ментальной цивилизации, свести к минимуму негативные последствия, предопределенные переходным периодом от ментальности религиозной к ментальности научной.  В-третьих, показать недопустимость отношения к текстам Священных Писаний как к экстремистским на том основании, что они пропагандируют исключительность изложенного именно в них мировосприятия и унижают честь и достоинство иных религиозных верований. В-четвертых, правоприменители должны иметь четкое представление о так называемом «экстремистском потенциале» самых разнообразных текстов Священных Писаний. В-пятых, соответствующие законодательные акты должны, учитывая  специфику религиозных текстов, подходить к ним с иных позиций, чем к текстам, пропагандирующим исключительность по расовому, этническому, социальному, языковому и другим признакам.
Итак, действительно, ли тексты Торы, Нового Завета и Корана содержат элементы религиозного экстремизма, подпадающие под действие уголовно-наказуемых деяний в соответствии с ныне действующими Конституцией РФ И УК РФ, и необходимо ли в связи с этим внести коррекцию не только в соответствующие законодательные акты, но и в саму Конституцию РФ?
Сразу же оговоримся.  В силу специфики журнальной статьи мы можем представить лишь краткий, в известной степени, обзорный  анализ отдельных высказываний, данных в, частности, в текстах Торы, Нового Завета и Корана. Ибо весь корпус текстов Священных Писаний, как известно, настолько велик, что их анализ не сможет уместиться не только в рамках одной статьи, но и многотомного исследования. Кроме того, мы не будем затрагивать вопросы, связанные  со структурно-композиционным построением названных Писаний, которые, как мы, надеемся показать в последующих работах, чрезвычайно эффективно воздействуют на сознание людей, формируя у них  убежденность в абсолютной истинности Писаний и передаваемых ими сведений. 
Что касается таких принципиальных для данной работы понятий, как ментальные цивилизации,  этнос, нация, народ, религия, экстремизм, религиозный экстремизм то, они были оговорены нами в ряде специальных работ, к которым мы и отсылаем заинтересованного читателя. [3]
Однако, прежде чем приступить к цитированию Священных Писаний на предмет наличия в них экстремистских высказываний, оговорим само понятие религиозного экстремизма, обратившись к понятийной системе Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", где  сказано, что «в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление» предварительно  оговариваются основные понятия, связанные с экстремизмом и экстремисткой деятельностью, включая и религиозную. [1]
С тем, чтобы адекватно представить, с каких позиций определяется религиозный экстремизм, приведем 1 главу данного Федерального Закона из-за ее чрезвычайной важности и принципиальности с незначительными купюрами.
Так, в частности, в названном Законе под экстремисткой деятельностью (экстремизмом) понимается деятельность, направленная на изменение основ конституционного строя РФ. А именно: «публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии… публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения… финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг….
3) экстремистские материалы - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности… либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы». [1]
Именно основываясь на смысловом (семантическом, понятийном, лексическом) значении слов «экстремизм» и словосочетания «религиозный экстремизм», представленных в вышеназванном Федеральном Законе, мы и попытаемся проанализировать отдельные части текстов Торы, Нового Завета и Корана, как с точки зрения целенаправленного воздействия используемых в них выразительных средств языковой системы, так и с идейно-идеологических  позиций.
Итак, перед нами несколько отрывков из текста Торы, которые можно с точки зрения названного Закона, действительно назвать откровенно экстремистскими:
«Соблюдайте же все установления Мои все законы Мои, и исполняйте их, дабы не исторгла страна,  в которую Я веду вас, чтобы жить вам в ней. И не ходите по обычаям народа, который Я изгоняю от вас; они все это делали и возгнушался Я ими. И сказал Я вам; вы завладеете землей их, и я отдам ее вам в наследие, страну, текущую молоком и медом» (Ваикра 20 Кдошим22-24).
(Отдельные части данного отрывка, как и во всех последующих, выделены нами преднамеренно с тем, чтобы подчеркнуть их особое лингвистическое и психолингвистическое воздействие на адресата).
Обратим внимание на первое предложение: «Соблюдайте же все установления Мои все законы Мои, и исполняйте их, дабы не исторгла страна,  в которую Я веду вас, чтобы жить вам в ней».
С точки зрения выразительных средств синтаксиса русского языка, перед нами предложение, части которого связаны подчинительными союзами. Общеизвестно, что подчинительные союзы — это союзы, которые объединяют неравноправные компоненты и указывают на зависимость одного из этих компонентов от другого.  Причем союз «дабы», который требует соблюдения «законов и установлений», совершенно однозначно выражает именно значение следствия: «дабы не исторгла страна, в которую Я веду вас».
Таким образом, перед сынами Израиля не оставляется иной альтернативы. Они обязаны соблюдать все, что требует от них их Бог, для того чтобы страна «текущая молоком и медом», не исторгла их, т.е. налицо внушение всем людям, не подчиняющимся нормам и правилам, данным Всесильным Богом Израиля в Торе, как к «неполноценным».
Отсюда, отнюдь не случайно в приведенном предложении глаголы «соблюдайте», «исполняйте», «не ходите» даны именно в повелительном наклонении (императив). Как известно, формы глагола в повелительном наклонении обозначают побуждение к действию. В частности, «приказ, призыв, предупреждение, запрет». И в том случае, если адресат Послания не подчиниться соответствующим условиям, он будет «исторгнут» их страны, «текущую молоком и медом».
Кроме того, в приведенном предложении употреблено определительное местоимение «весь (все)». Оно, как известно, указывает на полноту проявления признака, который при  глаголах, как правило,  соответствует значению «совершенно, целиком полностью, в полную меру», т.е. действие необходимо выполнить в полной мере безо всяких отступлений.
Обратим внимание и  на  ультимативную  форму предупреждения Бога о том, что те из сынов Израиля, кто  отступит от исполнения воли Всесильного, будет «есть плоть сыновей» своих, и «плоть дочерей» своих. (Что может быть для человека не только современной цивилизации, но и всех предшествующих, страшнее и отвратительней угрозы, исходящей от Лица, сопротивление, которому, согласно идейно-содержательной основе Торы, совершенно бесполезно в силу Его могущества и неодолимости, чем «есть плоть своих детей»?!)
Как уже отмечалось, в условном наклонении глаголы обозначают действие, которое может произойти при определённых условиях (обстоятельствах). И эти условия в приведенном отрывке с помощью сослагательного наклонения четко и ясно оговорены: безоговорочное подчинение всему, что изложено всесильным единым и нелицеприятным Богом.
Более того, в данном случае использование сослагательного наклонения глаголов предназначено для усиления эффекта от твердых  намерений Бога подчинить исключительно Своей воли всех сынов Израиля.
Кстати, одной из важнейших характеристик Единого Бога, представленного в Торе (Ветхом Завете) является именно Его всесильность (всемогущество). Нередко в тексте Торы слова Бог и Всесильный употребляются не только в качестве полных синонимов, но и заменяют друг друга. Например, «Слышал ли народ голос Всесильного, говорящего из огня, - как слышал ты, - и остался жив?». (Дварим 4 Ваэтханан, 32)
Однако, не только Единый Бог Израиля представлен выше всех божеств всех народов земли, но и самому народу неоднократно внушается мысль, что если он смирится перед волей Всесильного и примет к исполнению все установления, законы и заповеди Торы, то именно его Бог выделит из всех других народов земли, сделав их Своими избранниками. Причем, заметим, избранными из народов, которых произвел на земле Сам Бог: «Я – Бог, всесильный ваш, Который выделил вас из всех народов» (Ваикра20 Кдошим, 24). Более того, Единый Бог говорит сынам Израиля: «И будете Мне царством священнослужителей и народом святым» (Шмот 19 Итро,6). Но и это лишь при соблюдении условий заданных всесильным Богом.
 Приведем еще один эпизод из Торы, в котором Моисей, обращаясь к Богу, говорит: «Если Сам не пойдешь с нами - лучше не выводи нас отсюда! И в чем же еще проявится милость, которую я обрел у тебя – я и народ Твой, - если не в том, что ты сам пойдешь с нами, и выделимся мы – я и народ твой – из всех народов земли!»  И сказал Бог, обращаясь к Моше: «Также то, о чем ты сейчас говорил,  Я сделаю, ибо снискал ты приязнь Мою, и знаю я тебя с тех пор, как тебе дали имя» (Шмот 33 Тиса,15-17).
 Здесь более чем ясно видно, что значимость Моисея, как пророка, и отсюда достоверность передаваемых им от Бога сведений, подчеркивается именно прямым диалогом Бога и Моисеем. Ибо, согласно Торе, никто из пророков Единого Бога не говорил со Всесильным «из уст в уста», кроме Моисея. ( Бемидбар 13 Бегаалотха,6-8). И именно  Моисей был «доверенным» лицом Бога из всего дома Израиля. (Шмот 4 Шмот, 11-17)
Кроме того, употребляя форму совершенного вида глагола «сделаю» и, согласовывая этот глагол с личным местоимением «Я», Бог тем самым однозначно подтверждает, во-первых, то, что именно народ Израиля является «Его народом». Во-вторых, что Он «выделил» именно народ Израиля из всех остальных народов земли, т.е. в данном эпизоде более чем ясно говорится об исключительности  одного народа перед всеми остальными.
Отсюда вполне объяснимо, почему Свое милосердие и Свою благосклонность Единый Бог проявляет исключительно к избранному Им народу. Более того, чтобы  израильтяне поклонялись (служили) исключительно Ему, Бог выводит их из египетского плена, в котором они находились четыреста лет, показывая при этом с помощью множества чудес  Свои безграничные возможности.  (Шмот 7 Ваикра, 26; Шмот 12 Бо, 29-36 и др.)
И следующий отрывок из текста Торы внушает, что «выше» Единого Бога Израиля нет никого и ничего во всей Вселенной, и что от Него зависит благополучие и страдание, жизнь и смерть всех людей:
 «И сказал Итро: благословен Бог, Который избавил вас от руки египтян и от фараона, Который избавил этот народ от власти Египта. Теперь узнал я, что Бог выше всех божеств: поразил Он их тем, что они злоумышляли против вас». (Шмот 18 Итро,10,11)
Усиливает психологический эффект от утверждения «Бог выше всех божеств» то, что эти слова произносит хотя и сторонний человек для «избранного народа» (тесть Моисея Итро), но, тем не менее, заинтересованный в  судьбе израильтян, в числе которых есть и его внуки.
Из приведенного отрывка Торы, более чем ясно видно также, что  Бог выражает свое требование исключительно в императивной форме, не подлежащей ни сомнению, ни обсуждению. Условие для того, чтобы не быть наказанным вплоть до физического уничтожения только лишь одно: соблюдение всех установлений, законов и заповедей, данных в Торе. [3]
Нельзя не обратить внимания и на психологические методы и приемы внушения и убеждения, которые использует всесильный Бог Израиля, для принуждения сынов Израиля к строгому и беспрекословному законопослушанию. Перед нами очередной отрывок Торы:
 «И если после этого не послушаете Меня и пойдете против Меня, то в ярости пойду против вас и накажу вас всемеро против грехов ваших. И будете есть плоть сыновей ваших, и плоть дочерей ваших будете сеть. И уничтожу Я возвышения ваши, и разрушу солнечные кумирии ваши, и повергну трупы ваши на распавшихся идолов ваших, и возгнушается душа Моя вами. И превращу города ваши в пустыню, и опустошу святилище ваши, и обонять не стану благоухания жертв ваших. И опустошу Я страну вашу, и изумятся ей враги ваши, которые поселятся в ней. А вас рассею Я между народами и обнажу меч вслед вам, и будет страна ваша пуста, и города ваши станут руинами» (Ваикра 26 Бехакутой, 27-33).
Налицо откровенные угрозы в случае непослушания «разрушить города» сынов Израиля, «превратив их в пустыню», «изгнать»  с мест обитания, опустошить «святилища сынов Израиля. При этом для усиления эффекта внушения здесь также использованы формы повелительного наклонения глагола. Повелительное наклонение, как известно, не имеет форм времени, и носит вневременной характер. И поскольку все установления, законы и заповеди, даны, по вполне понятным именно психологическим причинам, на «вечные времена» (Дварим 28 Мецавим , 29), то каждый из тех, кто причисляет себя к  сынам Израиля, был обязан неукоснительно соблюдать именно  законодательство Торы.
Кстати, и в приведенном отрывке слова, выраженные в форме будущего времени совершенного вида, не оставляют и тени сомнения в том, что намерения всесильного Бога будут обязательно исполнены, т.е. то, что действие достигнет своего внутреннего предела.
Нельзя не сказать, что Единый  Бог проявляет свою беспощадность и к самим сынам Израиля, которые отступают от заповеданной им жизнедеятельности. Так, за то, что в отсутствии Моисея, получавшегося скрижали Завета от Бога на горе Синай (Сион), народ, сделав себе идола (тельца),  стал поклоняться ему, как богу, было убито по повелению Моисея свыше трех тысяч израильтян. Причем убивали их во имя Бога друзья и родственники, решившие показать свою верность Всесильному. (Шмот 32 Тиса, 27-29)
Обратим внимание и на следующий эпизод, в котором предписывается запрет на приношение  хлебных даров Богу из числа даже потомков Агарона, которые имеют какие-либо увечья:
 «И говорил Бог, обращаясь к Моше, так: «Скажи Агарону так: никто из потомства твоего во все поколения их, у которого будет увечье, не должен подходить, чтобы приносить хлеб Всесильному своему. Пусть никто, у кого увечье, не подходит: ни слепой, ни хромой, ни плосконосый, ни уродливый. Ни человек, у которого перелом руки или ноги…» (Ваикра 21 Эмор,16-24).
Здесь перед нами также сложноподчиненное предложение, в котором употреблены формы повелительного и сослагательного наклонения глаголов со всеми вышеназванными функциями воздействия на адресата: «Пусть никто, не подходит». В частности, «не подходит»  к Святилищу Бога. Причем не просто из среды когенов (священнослужителей-левитов), а даже из рода самого Агарона, который имел доступ к «святая святых» в шатре Откровения. Именно таким образом, Тора подчеркивается беспримерная исключительная значимость и святость Бога, к служению Которому не должны быть подпущены те, кто имеет какие-либо физические недостатки.
Надо ли пояснять, что с точки зрения современной ментальности людей здесь налицо дискриминации личностей по их физическому признаку!
А как иначе можно было внедрить принципиальное новое мировосприятие в жизнь и быт народа, категорически исключив всякое другое?! Не будем забывать, что Единый Бог, во-первых, внедрял в сознание,  жизнь и быт единого народа, а затем и человечества, единые нормы и правила  жизнедеятельности вне зависимости от семейных, родоплеменных, сословных, имущественных, половых, возрастных и прочих  особенностей людей. Во-вторых, отрывал своих избранников от жизни по нормам и правилам язычества. И это был  чрезвычайно сложный переход людей от языческого мировосприятия, где существовали сугубо семейные (домашние), родоплеменные, а затем и общегородские боги, к принципиально новой цивилизационной ментальности. Поэтому отнюдь не случайно, разделившись на колена, сыны Израиля, не стали с течением времени поклоняться каждое колено своим умершим богам-предкам (к примеру, Аврааму), как их современники-язычники, а остались и сохранились единым народом, который первый из землян стал поклоняться  одному для всех людей земли Богу-Создателю, Судье и Законодателю.
И поэтому на всем своем протяжении Тора многократно возвещает не только об истинности Единого Бога, открывшегося Аврааму и его потомкам (Исааку, Якову, Моисею),  а всех богов иных народов называет ложными, и подлежащего уничтожению, но и, как следствие этого, проповедует исключительность произведенного Богом от Якова-Израиля народа (сынов Израиля), который первый из всех народов земли принял единобожие:
 «Ибо спроси о временах прежних, что были до тебя, с того дня, с того дня, когда сотворил Всесильный человека на земле, и от края неба и до края неба, - было ли что-либо, подобное этому, или слыхано ли подобное этому? Слышал ли народ голос Всесильного, говорящего из огня, - как слышал ты, - и остался жив? Или попыталось ли божество прийти и взять себе народ  из  среды народов испытаниями, знамениями, и чудесами, и войною, и рукою мощною, и мышцею простертою, и страхом великим, как все, что сделал для вас Бог, всесильный ваш, в Египте на глазах твоих? Тебе дано было видеть, что Бог есть всесильный, нет другого, кроме Него. С небес дал Он тебе услышать голос свой, и слова Его слышал ты из огня. И потому, что возлюбил Он отцов твоих, избрал Он и потомство их после них, и вывел тебя Сам, великой силою Своей, из Египта, чтобы изгнал ты народы более великие и многочисленнее, чем ты, и чтобы привести тебя и отдать тебе страну их в удел, как это и происходит ныне. Познай же сегодня и прими сердцем своим, что Бог есть всесильный на небе вверху и на земле внизу нет другого. Храни же установления Его и заповеди Его, которые я повелеваю тебе сегодня, чтобы хорошо было тебе и сынам твоим после тебя и чтобы продлились дни твои на земле, которую Бог, всесильный твой, дает тебе на все времена» (Дварим 4 Ваэтханан, 32-40).
Не подвергая анализу лексико-грамматические и стилистические  особенности приведенного текста Торы, направленных на  формирование у адресата безальтернативного восприятия действительности,  обратим лишь внимание на определение, характеризующие Единого Бога Израиля: «всесильный».
Не трудно увидеть, что все вышеприведенные примеры служат, прежде всего,  решению задач, связанных с формированием соответствующего велениям нового времени правосознания и законопослушания. Надо ли говорить о том, что это невозможно было сделать без «пропаганды исключительности, превосходства … граждан по признаку отношения к религии… и религиозной принадлежности»?!
Более того, поскольку народ (именно народ), произведенный Богом от Якова-Израиля, был первым (и долгий исторический промежуток времени) единственным носителем и хранителем мировоззренческих основ и идеологии единобожия (и этот исторический факт неоспорим), то он не мог не быть  «возлюбленным» избранником Бога из всех иных народов, пребывавших в язычестве. Именно об этом и повествует Тора.
Разумеется, можно было говорить о том, что и языковая форма изложения Торы, и идейно-идеологические установления, данные в ней, формируют у адресата не только сугубо определенное мировосприятие, свойственное единобожию, но и сегодня продолжают воспитывать у сынов Израиля соответствующее отношение к людям с иными мировоззренческими установками?!
С другой стороны, надо ли доказывать, что современные условия жизнедеятельности людей, в том числе и тех, кто по «традиции» относит себя к иудейскому, как и к любому другому вероисповеданию, не предоставляют им никакой возможности жить по своим «религиозным убеждениям», т.е исполнять законодательство, изложенное в Писаниях. Как это, кстати, опрометчиво декларирует действующая Конституция РФ.[5]
Проживая в том или ином государстве, человек, как известно, находится под юрисдикцией этого государства, и обязан неукоснительно соблюдать соответствующее законодательство. Ярчайшим примером этому служит не  только законодательство РФ и практически всех остальных государств мира, но и законодательство современного государства Израиль, которое отнюдь не является слепком с законодательства, изложенного в Торе.
Заметим, что продолжая идеологические традиции Торы, Книги пророков Библии Ветхого Завета также  изобилуют превознесением сынов Израиля над всеми другими народами: «Я насадил тебя как благородную лозу» (Иер. 2:21). «Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды – любимое насаждение» (Ис. 5:7).
Что касается текстов книг Нового Завета, то и они не оставляют и тени сомнения в том, что подпадают под действие упомянутого Федерального Закона. Так,  говоря о Своих соотечественниках (сынах Израиля), Мессия утверждает, что те из них, которые не примут нового вероучения будут «извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». (Мф.8:12)
Более того, Иисус, возвещая, что «не пришел нарушить закон и пророков», т.е. нормы права Закона Моисея (Ветхого Завета), Он утверждает, что  послан «только к погибшим овцам дома Израилева».  (Мф 15:24)
Как иначе можно назвать данные слова Иисуса, как не  унижение и оскорбление  Своих соплеменников-иудеев по признаку их религиозной принадлежности?!
О крайне негативном  отношении Иисуса к соплеменникам, не принявшим вероучение, ниспосланное через Него, а также к язычникам свидетельствует и Его наставление апостолам: «На путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите, а идите наипаче к погибшим овцам дома израилева» (Мф. 10:5, 15:22–28; Мк. 7:25–30). Более того, Он, отправляя Своих учеников на проповедь нового вероучения, предупреждает их, что «если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской а день суда, нежели городу тому» (Мф.10:14,15).  Здесь можно усмотреть откровенную угрозу уничтожения тех, кто отвернется от Нового Завета, ниспосланного через Него.
Перед нами и другое откровенно экстремистское заявление Иисуса Христа: « Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир Я пришел принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его. Кто любит отца или мать более Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф.11:34-39).
Оставляет ли  данное высказывание Иисуса какую-либо иную духовную альтернативу, как только не Свою?! При этом, Иисус прибегает  к откровенной угрозе, связанной с лишением жизни. Надо ли доказывать, что и здесь присутствует состав преступления, связанный с пропагандой «исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку» его религиозной принадлежности?!
Более того, Иисус внушает всем последователям Своего вероучения, что именно они достойны «вечной жизни на небесах» и что люди с иными мировоззренческими установками обречены на гибель: "Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь… Не всякий, говорящий мне: "Господи! Господи!" - войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца моего Небесного" (Мф. 7:19-21).
Обратим внимание и на слова Иисуса Христа, приведенные в Евангелии от Матфея, где Он называет язычников псами, не достойными Его внимания: «И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. (Мф.22-26)
  Может ли быть большего оскорбления  и унижения чести и достоинства язычников по религиозному признаку, чем их сравнение с псами?
Не только в приведенных, но и во многих других высказываниях Иисуса можно усмотреть  состав преступления, связанный с пропагандой «исключительности и превосходства» вероучения, изложенного в Новом Завете. И, разумеется, с точки зрения ментальности нашего «научно просвещенного» современника, они могут быть расценены, как «тоталитарные», ибо категорически не допускают иных мировоззренческих установок. В подтверждении сказанного, приведем еще два из множества других высказываний Иисуса Христа:
«Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода» (Ин. 15:1-2).
«Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,
 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин.4:13,14)
И при анализе  композиционно-структурного построения Корана, а также при  его лингвистическом, психолингвистическом, мировоззренческом и идейно-идеологическом анализе также можно найти немало «высказываний», с точки зрения действующего законодательства РФ, экстремисткой направленности. 
Так, уже в первой Суре Корана Единый Бог Авраама, Исаака, Якова, Моисея, Иисуса Христа и Мухаммеда призывает следовать исключительно по пути тех мировоззренческих установок, которые изложены в нем, а не следовать «стезею тех» на ком гнев Господень (Аллаха) и «не стезей заблудших». (Сура 1: 7).
Коран уверяет, что лишь  тем, «кто уверовал и делает добро, Аллах обетовал прощение и высшую награду, а те, кто не уверовал (в Аллаха) и выдает за ложь знамения Его, стать обитателями Ада). (Сура 5:9, 10)
Более того, Коран призывает верных сторонников Единого Бога не бояться мнения и действия людей, не принявших ислам, а страшиться лишь кар Самого Всевышнего. Коран предлагает остерегаться того, чтобы не исполнить исключительно  волю Господа Бога (Аллаха): «Сегодня те, кто вашей верой пренебрег, в отчаянии пребывают. Но их не бойтесь, а страшитесь лишь Меня. Я завершил для вас сегодня (вероустав) религии (Своей). И проявил сполна Свою вам милость, назначив изволением Своим ислам - (Как-то: покорность Моей Воле)... Страшитесь разгневить Аллаха, - поистине, Он сведущ в том, что делаете вы». (Сура 5:3-8, 20,21 и др.)
Кстати, и Коран также подтверждает, что Бог избрал именно сынов Израиля народом себе из всех прочих народов земли, заключив с ними «Завет». (Суры 5:12 и др ) Не это ли проповедь исключительности одного народа по сравнению со всеми остальными?!
Что касается христиан, то Коран называет «богохульниками» тех, «кто говорит, что Бог - Мессия, сын Марйам» (Сура 5-17), тем самым также унижая честь и достоинство всех христиан мира по религиозному признаку.  Более того, Коран призывает последователей его «вероустава» не брать «в покровители себе ни иудеев и ни христиан: они - друзья один другому» и предупреждает их: «а тот из вас, кто в покровители их взял, - тот сам из их числа. Господь, поистине, не станет направлять тех, кто (Его пределы) преступает». (Сура 5: 51, 52).
Кстати, если язычников Иисус сравнивает с псами, то Коран относится к тем, кто не внимает слову пророков Всевышнего, как к «скотам». Причем «заблудшим», т.е. обреченным на гибель в условиях дикой природы: «Они как блудные скоты, но еще более заблудши». ( Сура 7:179)
Надо ли продолжать цитирование текстов Торы, Нового Завета и Корана, которые более чем ясно показывают, что они императивны и не оставляют человеку никаких возможностей для инакомыслия и никакой иной духовной альтернативы. И, соответственно, они не предоставляют никаких возможностей для терпимого (толерантного) отношения к иным мировоззренческим идеям, верованиям и духовным позициям, взглядам и мнениям, которые характерны для людей современной цивилизации «научного мировосприятия»?!
Но позволительно ли осуждать приведенные тексты Торы, Нового Завета и Корана с позиций совершенно иной ментальной цивилизации, ставя в вину человечества весь пройденный ею за предшествующие тысячелетия цивилизационный путь развития?!
   Таким образом, приравнивая религию к расовым, национальным, социальным, языковым и прочим характеристикам (особенностям) людей современное законодательство РФ допускает роковую ошибку, связанную, в частности, с необходимостью уголовного преследования событийно-содержательной и идейно-идеологических основ всех существующих текстов Священных Писаний. И именно это, к великому сожалению, дает основание для сомнительных лиц, как правило, весьма далеких от толерантности в силу своего религиозного невежества, или преследующих совершенно иные цели для постановки  вопроса о правовом преследовании данных текстов.
Более того, если придерживаться духа и буквы названного Федерального Закона, то уголовному преследованию подлежат не только тексты Торы, Нового Завета и Корана, но также и все мифы государств Междуречья, Древней Эллады, Древнего Египта, фольклор, сказания и повествования практически всех других древних народов, включая «Слово о полку Игореве». И, разумеется, на основании этого же закона не без основания  можно усмотреть экстремизм и в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина, и в «Тарасе Бульбе» Н. В. Гоголя, и в «Войне и мире» Л.Н. Толстого. 
Другое дело, когда пропаганда религии  направлена на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение чести и достоинства человека по религиозным мотивам, когда она сопровождается насильственными (агрессивными) действиями либо призывами  к совершению таких действий.
Итак, кратко обобщая вышеизложенное, скажем, что ставить под сомнение величайшую историческую  значимость и ценность  Священных Писаний для жизнедеятельности людей, периодически отправляя запросы в прокуратуру на предмет содержания в них проявлений экстремизма нельзя не назвать или провокационными (т.е. направленными на дестабилизацию политической и социально экономической жизни в стране), или совершенно безосновательными и недальновидными.  С другой стороны, и законодателям надлежит исключить из правовой регламентации  понятия экстремизм «пропаганду исключительности и превосходства в религиозной сфере».
Литература
1. Уголовный Кодекс Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 10 февраля 2015 года. – Москва: ЭКСМО, 2015. – 288 с. – (Актуальное законодательство).
2. Прокуратура Екатеринбурга проверит Тору на экстремизм - ПОЛИТ.РУ polit.ru/news/2015/06/01/torah  01.06.15; Архиепископ УАПЦ Стефан призвал ликвидировать Украинскую православную церковь. orthoview.ru/arxiepiskop-uapc
3. С.С. Оганесян. Последовательная передача законодательной инициативы и законодательной функции от Бога человеку// Ценности и Смыслы. 2011, № 1; С.С. Оганесян.  К вопросу о ментальных цивилизациях в истории развития человечества// Представительная власть. 2013, №4,5,6; С.С. Оганесян. О понятии «религиозный экстремизм» //Современная коммуникативистика. 2015, № 3; С.С. Оганесян. Религиозный экстремизм: истоки // Представительная власть. 2015, №3
5. Конституция Российской Федерации: по состоянию на 2014  г.; с комментариями юристов. – М.: ЭКСМО, 2013. – 80 с. – (Гарант: достоверно и актуально).
Тора (Пятикнижие Моисеево). С русским переводом. Редактор русского перевода П.Гиль. Под общей редакцией Г. Бранновера. “ШАМИР”, ИЕРУСАЛИМ *5753*1993*, М.,: “АРТ-БИЗНЕС-ЦЕНТР”, - 1136 с.
Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Международный Издательский центр православной литературы. Москва, 1995, - 1375 с.
Коран. Перевод смыслов и комментарии иман Валерии Пороховой. Изд. десятое, дополненное. М., Рипол Классик, 2008, - 800 с.