Стимул восстания

Руслан Гасымов
 Во дворце персидского царя Кира было не спокойно. Уже несколько часов вся персидская знать спорила и ругалась между собой. Некоторые пытались затеять драку.
 - Надо идти на Экбатану и скинуть Астиага. – Кричали несколько молодых начальников военных отрядов.
 Их голос сразу же тонул в криках старой знати.
 - Зачем нам воевать с Мидией?
 - Армия мидян больше чем наше ополчение и сила на их стороне.
 - Знать мидян не довольна царём Астиагом и она перейдёт на нашу сторону. – Попробовали вновь убедить недовольных молодые военачальники, и вновь вынуждены были замолчать из-за поднятого крика старых вельмож.
 Царь Кир молча наблюдал за спором. Лишь только взгляд царя выдавал его недовольство происходящим. Именно он собрал всех знатных персов и предложил поднять восстание против своего деда царя Мидии Астиага. Несколько дней назад Кир получил письмо от советника мидийского царя Гарпага, в котором тот сообщал о готовности мидийской знати в случае восстания перейти на его сторону. Но персидская знать не желала, ни в какую выступать против Мидии. Кир уже был готов отложить свои планы свержения гнёта мидян над персами, но тут к нему подошёл жрец.
 - Царь Кир, сын царя Камбиса, да хранят тебя боги! Разреши сказать тебе, царь Кир, своё слово.
 - Говори, слуга Ахура Мазды.
 - О, царь! Ты говорил своим слугам о гнёте мидян, о торжестве справедливости, о торжестве добра над злом. Ты хотел пробудить в сердцах людей чувство гордости и желание свободы. Но людям этого не надо. И если ты не смог их поднять благими намерениями, то подними их через алчность. Ничто так не воздействует на умы людей как жажда наживы. И вельможи и простолюдины увидав, что труд их вознаградится, пойдут за тобой. И не важно, что одни получат земли и рабов, а другие немного золота. Главное это будет нажива.
 Царь удивился словам жреца. Он даже засомневался что перед ним служитель Ахура Мазды, а не Ангхро Маньи.
 - Но как это сделать? – Спросил царь, отбросив все свои сомнения.
 Жрец подошёл к нему и, наклонившись, стал шептать на ухо. Кир одобрительно покачивал головой. Наконец жрец выпрямился и Кир поднял правую руку.
 - Царь требует тишины для объявления своего решения! – Громко прокричал глашатай.
 Наступила тишина. Царь поднялся и громко произнёс указ, который тут же писцы стали записывать на глиняные таблички.
 - Я, царь Персии, царь Кир, сын царя Камбиса говорю вам: повинуйтесь моим распоряжениям. Завтра вы и ваши воины явитесь к воротам Пасаргады с косами. На этом военный совет закончен.
 Царь встал и удалился в свои покои, оставив в недоумении всех своих вельмож.
 На следующий день всё ополчение персов стояло на большом лугу возле столицы Персии. Глашатаи объявили новый указ: «Царь Кир повелевает до вечера скосить всю траву и выкорчевать кусты терновника вокруг Пасаргады. Никто не может покинуть работу пока она не будет закончена».
 Никто не осмелился ослушаться царя, и к заходу солнца работа была закончена. Люди, уставшие от тяжёлого труда, были не в состоянии пошевелить ни рукой, ни ногой. Они ложились на землю там, где их застала ночь. Но тут глашатаи огласили новый указ: «Царь Кир повелевает: всем идти домой и завтра вновь явиться к воротам Пасаргады в нарядных одеждах».
 И на этот раз никто не осмелился ослушаться. Невзирая на свою усталость, воины разошлись, а на следующее утро в нарядных одеждах вновь собрались на лугу возле главного города персов. К их удивлению весь луг был уставлен столами с различными яствами. На каждом столе лежали тушки вареных быков, жареные окорока овец. Вокруг столов стояли большие сосуды с вином и огромные корзины с овощами и фруктами.
 К вечеру всё было съедено и выпито. Теперь персы ложились на землю от обильного угощения. Перед самым закатом солнца к пирующим на колеснице подъехал Кир.
 - Ну что, персидский народ, какой день вам понравился: сегодняшний или вчерашний? – Обратился он ко всем. – Что вам нравиться: пировать или работать?
 Старейшины в один голос ответили ему:
 - Вчера были тяготы, а сегодня наслаждение.
 - Ну а ты как думаешь? – Обратился царь к простому воину.
 - Кто захочет выбрать горький труд вместо радости отдыха! – Ответил воин, не глядя в глаза царю.
 Тогда Кир произнёс речь:
 - Пока у власти Астиаг вы будете жить так, как прожили вчерашний день. Унижение и тяжёлый подневольный труд будут вашим уделом. А надежды на лучшее у вас не будет. Бог  Ахура Мазда предначертал мне избавить вас от власти мидян. Вы, воины, ничем не хуже воинов Астиага. Отвернитесь от Астиага и идите за мной. Тогда вы будете свободны от тяжёлого труда, который должны выполнять рабы. Тогда мидяне будут в услуге к вам, а вы будете их властителями.
 Поднялся одобрительный гул персидских воинов. До слуха Кира доносились возгласы:
 - Долой Астиага! Веди нас, Кир, мы идём за тобой! Теперь мидяне будут платить нам дань.
 «Прав был жрец, - думал Кир, глядя на своих воинов. – Не желание свободы подняло их дух, а желание поменяться с мидянами местами. Никто не желает убрать из жизни гнёт и унижение, а просто хотят угнетать и не хотят быть угнетёнными, хотят унижать и не быть униженными».
 Кир поднял правую руку и шум стих.
 - Идите по домам и соберите своё оружие. Выступаем по первому моему зову.
 Люди стали медленно расходиться. Теперь ни у кого не было сомнения в необходимости восстания. Теперь персов объединило только одно желание: слиться в войско и обрушиться на Мидию.