Вхождение в ад

Ольга Вересова
ВХОЖДЕНИЕ  В  АД

 Вчера он  убил  кошку.   Не  потому,  что  она  была  больна  и  представляла  угрозу   живущим  в  доме,  а  лишь  оттого,  что  мала  и  беззащитна.  Эта  кошка  была  любима  моей  матерью,  и  никто особенно  не  страдал  от  её  гибели,  но  меня  потряс  сам  факт  права  сильного.   Мерзкого,  сильного  человека,  называвшего  себя  моим отцом,  и  имевшего  права  казнить  и  миловать  всех,  живущих  в  доме,  начиная  с  матери  и  кончая  домашней  скотиной.  Это  по  его  распоряжению  устанавливался  последний день  жизни   телка  или  свиней,    размер  индюшьих  яиц  для  выведения  птенцов,   день  рубки  капусты  под  засолку,  и  всего  остального,  чем  жил  дом.   

 Мне  пришлось  хоронить  эту  кошку,  еще  несущую  на  мордочке   печать  чувств  и  эмоций  от  боли  и    ярости.   Я  рассматривал  её  стекленеющие  глаза,   впитывая  сострадание  и  ненависть.  Теперь  я  точно  знал,  что  ненавижу  отца.  До  этого  случая,  кроме  брезгливости  и  раздражения ,  он  ничего  во  мне  не  вызывал,  но  я  увидел!  Увидел  взмах  его  руки,  прищуренный  взгляд,  и  разбиваемую  голову   кошки  о  каменный   выступ   гаража,  и  понял  всё.

 Вечером  я  принес  матери  котенка.     Отец  получил  вызов  на  непримиримую,  молчаливую  войну  от  меня.  Я  видел,  что  он  это  понял,  и  что  я  на  стороне  матери.   
    Он  не  разговаривал  со  мной  несколько  дней,  хотя  и раньше  наше  общение  было  лишь  на  уровне  стандартных  вопросов    «Как  дела  в  школе?»,  или  при  совместных  работах   в  усадьбе.   Разговоры  были  у  меня  только  с  бабушкой,  вдали  от  всех.   Я  ей  был  интересен,  а  во  мне  жила  жажда  теплоты,  которую  не  получал  более  ни  от  кого.   Вечно  занятая   заботами  мама,  всё  более  отходила  от  меня  с  возрастом.  Я  любил  её,  очень  любил,  но  присутствие  в  нашей  жизни  отца,  сковывало  нас,  и  заставляло  любить  тайно.   Мне  так  казалось,  и  я  ничего  не  мог  поделать  с  этим.    Моим  детским  другом  была   одна  бабушка,  и  эта  дружба  перешла  и  в  отрочество.   С  ней  я  болтал,  не  боясь  быть  смешным  и  глупым,  не  боясь  быть  всё  еще  ребенком.  Через  много лет,  ухаживая  за  парализованной  старухой,  я  всё  ещё  видел  любовь  и  соединение  с  собой  в  её  глазах.

   Наша  семья  формировалась  в  годы  «застоя»,   прошедшие  войны  и  наступившие  позже,  никаким  боком  нас  не  коснулись.  Мы  были  стандартной  семейной  ячейкой  общества,  цель  которого    была  не  жизнь,  а  построение  чего-то  там   для  будущих  поколений.    Будущие  поколения  никого  не  волновали,  и  мы,  подпольно,  пытались  жить  сами,  запасая  по  традиции  впрок  всё -  начиная  от  простынь,  и   кончая  запасами  сала,  которое  желтело,   и  варилась  собакам.    Торговать  на  городском  рынке   отец  считал  зазорным,  и  поэтому  мать  проводила   большую  часть  времени  за  изготовлением  мясных  консервов   из  выращенных  отцом  свиней  и  бычков,  и  сепарированием  молока.
    Они    отрабатывали  в  совхозе  положенное  количество  часов,  и  нескончаемо  работали  дома.
  В  августе,  мы  выезжали  в  город.   Я  рос, и  для  школы  требовалась   вся  смена  одежды.  Я  видел,  как  выбиралась  та,  что  была  подешевле,  ведь  её  приходилось  потом  раздаривать  или  высылать  двоюродному  брату  куда-то  на  Урал,  куда  отец  ездил  в  свой  очередной  отпуск.   Его  там  ждали.   Я  видел,  как  отец  нагружал  запасы   сала  и  маминых  консервов   в  чемодан,  и  знал,  что  это  были  не  продукты  этого  года,  а  старые,  из   ледника  под   гаражом. В  городе  этому  были  рады.

  Я  презирал  отца,  и  презирал  ту,  городскую    семью,   что  считала  его   кормильцем.
Любил  ли  он  свою  сестру?  О,  нет.   Отец  просто  не  мог  проводить  отпуск   иначе  из-за  денег.    Мой  брат,  донашивающий  за  мной  костюмы,   тоже  сохранил  на  всю  жизнь  ненависть  ко  мне.   Мы  так  и  не  встречались  более,  кроме  того,   одного  лета,  когда  они  всем  семейством   приезжали  к  нам.

   Началась  перестройка,  отец  хвастал  приобретенным  трактором,  своей  машиной,  и  кучей  мяса  на  обеденном  столе.   Голодный  город   отьедался,  и  торопился  назад,  к  себе  и  капусте  в  мясных  прилавках.  Брат  угрюмо  примерял  мои  шмотки,  и    звал  мать  в  лес.
  Меня  обязали  сопровождать  их,  дав  передышку  в  чистке    стаек.   Мораль  общества  круто  изменилась,  и  отец  возил  теперь  мясо  на  рынок,  арендовав  там  ларек.    Я  оказался  втянут  в  семейное  предприятие.   
 
 Я  заканчивал  школу,  шел  на  медаль,  и  мечтал  никогда  сюда  не  возвращаться.   Моя  младшая  сестра,  как  стало  принято,  росла  принцессой.   Вздорная  и  от  безделья   пустая,  она  тоже  не  стала  мне   родной,  зато  отец  получил,  наконец,  своего  ребенка,  и  «пахал»  теперь  для  него.    Отпуск  на  море   стал  теперь необходим.  Они  ездили  вместе,  оставляя  мать  «по  хозяйству».   Она начала  пить.   Я  видел  её  разрушение,  но  ничего  изменить  не  мог.

      -  А  ту  кошку,  попросила  убрать  я».
      Она  всё  видела.  Всё!  Но  ничего  не  стала  менять  в  моих  отношениях  с  отцом,  и  только  сейчас,  пьяненько  улыбаясь,  она  выдала  себя.
      -  Ты  мною  мстила  за  что-то  отцу?-
      Непостижимо!  Она  культивировала  во  мне   ненависть  к  нему.   За  что?
      Я  так  любил  её,  а  она  воспользовалась  мной,  не  думая,  что    от  меня  останется,   в  конце  концов.
      
      Женщина,  обманутая  в  своих  ожиданиях.   Я впервые  увидел  её   не  привычной  матерью,  а  женщиной,  личностью,  не  реализовавшей  себя.   Предательство  матери   привело  в  ужас.   
      Мне  понадобились  годы,  чтобы  переосмыслить  всё.   Как  глупы  и  слепы  мужики,  мнящими  себя  вершителями   жизни.   Как  точны  и  неукротимы  женщины  в  мщении   за  это.   Как  осторожны  должны  быть  они  с  любимыми,   которых  выбирают  для  продолжения  себя   в  детях.   И  как  сильна  была  моя    тихая  мать,  что  переступила  порог  материнства  в  своей  мести   мужчине.

    Уже  неважно,   чем  и  как  отец  обманул  её  ожидания,  но  то,  что  она  лишила  меня   родного  человека,  которым  мог  стать  отец  и  не  стал,   перевернуло  моё  мировоззрение.   Я  боюсь  женщин,  и  не  могу  найти  дорогу к  себе.
     Отец,   мерзко  пыхтящий  в  спальне  матери,   убил  кошку.   Это  случилось в  мои  двенадцать  лет.