Автобус летать не умеет. А жаль

Людмила Троян
 Не зря говорят, что на своих ошибках мы не учимся. А вернее, они быстро забываются.  Прошлым летом я уже попробовала на «собственной шкуре» поездку на автобусе из Днепропетровска в Одессу.  Помниться, тогда я буквально выползла из автобуса в полусогнутом  положении и подумала «видимо это и есть старость». Тело словно разваливалось на кусочки. Но, посмотрев на молодёжь, которая ехала со мной в одном автобусе, я поняла, что старость здесь не причём. Они выглядели не лучше меня. Тогда я дала себе слово, что больше на эту дорогу меня никто не заманит. Но, как говорила   моя бабушка «не зарекайся». И вот, мне опять пришлось проехаться по этой дороге.  Занимая своё место в автобусе, я успокаивала себя мыслями «Прими это за бесплатный фитнес. Подумаешь, покидает 10 часов, как мешок с картошкой по сельской местности. Зато целлюлита, точно, не будит». Ну как же я ошибалась!  Как «мешок с картошкой» - это было год назад. А сейчас? Наверное – американские горки, в природных условиях.
По Днепропетровской области мы ещё ехали нормально. Потому что мы ехали. И даже по вполне приличной трассе. А вот Николаевская область – это же испытательный полигон для тяжёлой техники. И, видимо для того, что бы пассажирам автобуса скучно не было, а возможно, что бы отвлечь их внимание от трассы; а может, что бы просто испытать не только на физическую, но и на психическую выносливость –  с нами в автобусе ехали ещё человек 10 военных. То, что с ними пассажирам будит не скучно, все поняли ещё в Днепропетровске на вокзале.  После объявления об отправке автобуса, этих военных минут 10 не могли усадить по их местам. В самый последний момент, они поняли, что у них мало с собой пива. И что желательно ещё раз сбегать в туалет и перекурить перед дорогой. И в сотый раз попрощаться с теми, кто их провожал. Если я скажу, что они были пьяными, это будит не совсем правдой. Но изрядно выпивши, это наверняка. Где-то, через час нашей поездки, всех остальных пассажиров интересовал только один вопрос «Где эти военные выходят»? Оказалось, что не скоро. В Николаеве. И естественно, это никого не обрадовало.  Военные, были молодыми.  На вид, не больше тридцати лет. Вели они себя так, словно кроме них в автобусе больше никого нет. Клялись друг другу в вечной дружбе. Почему-то перекрикивая друг друга.  А сидели они в разных местах. И уж совсем по непонятным причинам, ту же желая набить друг другу  морду.  Постоянно пили пиво и просили водителя остановить автобус. 
Пиво всё-таки, у них закончилось. И клясться друг другу в вечной дружбе им, видимо, надоело. А возможно, они просто устали.  Тогда они сняли свои громоздкие ботинки и заснули. По салону автобуса проносился синхронный храп и сопение.  К исходившему от них  запаху все принюхались и, кажется,  не особо раздражались по этому поводу.  Да и храп, всё же, лучше криков. 
Один из военных сидел позади меня. Слава Богу, что не рядом.  Вел он себя, как и все остальные. Вот только его мобильный телефон не давал ему спать. К нему постоянно звонила женщина. Она задавала одни и те же вопросы. Я поняла это из его ответов. Её интересовало, пьян он или нет? И где он сейчас находиться?  Он отвечал, что трезв, как всегда. Что он в автобусе и утром будит дома. Я не знаю, почему этой женщине было недостаточно подобной информации? Она продолжала звонить.  Даже когда он её послал, куда подальше. Как же мне хотелось, вырвать у него из рук телефон и послать эту женщину ещё дальше и от имени всего автобуса. Она что совсем идиотка? Она что не слышит, что он действительно  пьян? И почему бы ей не дать ему отоспаться? И куда он денется из этого автобуса? Кругом одни поля. Наконец-то телефон умолк. Возможно, батарея села. И вот тут, всё внимание пассажиров переключилось на саму дорогу. Я даже подумала, что нужно было напоить всех пассажиров и бесплатно. Потому что такой экстрим не для слабонервных пассажиров.  А пьяным, как известно, всё до лапочки и море по колено. А всё дело в том, что трасса вообще прекратилась. Было такое ощущение, что эту дорогу бомбили. Автобус не ехал, он буквально полз среди этих  огромных ям. Водитель старался их объехать, но у него плохо получалось. Ведь автобус был большой, а ямы везде. Его так кренило во все стороны, что можно было только удивляться, как он ещё не упал? Слышались вскрикивание женщин и приглушенный мат водителя.  Думаю, у водителя нервы не железные. Он остановил автобус и закурил прямо в салоне.
- Если  будим ехать такими темпами, мы в Одессу по расписанию, не попадём. – Заметил какой-то  наивный пассажир. Видимо его не предупредили в кассе, что на Одессу точного расписания давно  нет. Вернее оно есть, но это так, для видимости.
- Если вообще попадём. – Успокоил наивного пассажира водитель.
- Поехали уже хоть куда-нибудь.  – Не выдержала я.
- Мой автобус летать не умеет. Хорошо вам там умничать. На моё место не хотите сесть?
-  А я Вас туда не садила. Хорошо будит всем, когда наши весёлые ребята проснутся.   – Огрызнулась я.
Кто-то хихикнул.   Водителей было два. Второй водитель сел за руль и мы «поехали» дальше. А первый водитель, поклялся второму, что больше он по этому маршруту не поедет. Даже если его уволят.
Ура! Мы в Николаеве! Мы проделали этот путь, чёрт возьми. И вот тут, смотря на военных,  я вспомнила фразу «Умом Россию не понять». И хотя, мир политики, Россию и Украину поставил в положение врагов;  я никогда с этим не соглашусь.  Ну,  это так – отступление.  Советское воспитание даёт о себе знать.
Я наблюдала, как выходят из автобуса «наши»  военные. Первым делом, они побежали искать пиво и туалет.  Военный, который сидел позади меня, взвалил на своё плечо огромную сумку и вышел на платформу. Оглянулся по сторонам. Потянулся. На его лице появилась улыбка. К нему подбежала девушка и повисла у него на шее. Провисев секунду, она отстранилась. Влепила ему пощёчину и сказала
-Опять напился, сволочь?
 И  как вы думаете, что  было потом?  Она дала  ему бутылку  пива. А он взвалил на её плечо свою тяжёлую сумку. Они так и пошли, в обнимку,  дальше.  Она на полусогнутых ногах и его сумкой на плече, а он с бутылкой  пива «героям слава».  Увы, мне никогда такого не понять. Видимо во мне действительно только 50%  славянской крови. 
Одесса! Ах, Одесса! Особый город. Одесситы, где бы они ни жили, и сколько бы они не жили, вдали от Одессы, они остаются одесситами душой. Я много раз в этом убеждалась. Вот и сейчас убедилась ещё раз. Я приехала в Одессу к другу по случаю проводов  его сына в США.  Правда живёт его сын  в Америке уже 20 лет.  Ежегодно прилетает навестить отца и других многочисленных родственников. И вот только сейчас приехал со всей семьёй. Жена его, так же  - одесситка.  Я смотрела на этих людей, слушала их разговоры и понимала, что никакая Америка не вытравит из них этот особый одесский дух.  Очень интересно было наблюдать за  его старшим сыном. Ему было 18 лет. Он хорошо говорил на русском языке. Пробыл в Одессе 4 месяца и можно сказать, что испробовал на себе жизнь в Одессе.  Об этом можно даже написать отдельный рассказ под названием «И смех и грех».  Ему будет что вспомнить и рассказать друзьям. Когда его спросили, понравилась ли ему Одесса? Он не задумываясь, ответил «да». Но, когда ему предложили остаться,  парень рассмеялся и сказал «Вы даже не понимаете, как плохо живёте. Я хочу домой. В Америку».
Но, как в гостях не интересно, а нужно возвращаться домой. Мой друг предложил отвезти меня в Днепр на своей машине. Я отказалась. Почему? Во-первых, я не люблю гостей в своём доме.  Они меня утомляют. А во-вторых – мне стало жаль его машину. Я решила поехать назад в маршрутном такси. Ведь маршрутка гораздо меньше автобуса и ей будит легче проехать по этим ужасным дорогам. Первой моей ошибкой был этот выбор. Второй – то, что я была одета в белые бриджи и белую майку. Третьей – я решила ехать днём.
Жара в тот день стояла под 38 градусов. Маршрутка была маленькой и неуютной. Нас напихали в неё, словно кильку в консервную банку. Военных не было.  Были отдыхающие с огромными чемоданами, детьми и студенты. У студентов, так же, были не маленькие сумки. Начинался учебный год. И хотя у каждого из нас было своё место, сам багаж ставить было некуда. Он заполнил весь проход. Когда объявили отправление маршрута, подошла женщина.
- Водитель, Вы на Днепропетровск?
- Да. – Ответил ей водитель.
- Возьмите меня до Днепра, пожалуйста.
- Мест свободных нет.
- Ну, у вас пол маршрутки пустой.
-  Билеты проданы. Люди подсядут в Николаеве. Через 3 часа будит следующий маршрут.
- Я так устала. И ещё три часа ждать!  Я только что приехала из Кишинёва. Но, мне нужно в Днепропетровск до того, как стемнеет. Пожалуйста.
- Ну ладно. Только  в самом конце.
Для того, что бы пропустить эту женщину в самый конец маршрутки требовалось вынести с прохода все чемоданы. А времени на это не было. Видимо, какому-то студенту стало жаль эту женщину, и он уступил ей своё место. А сам студент, словно профессиональный акробат, перебрался на заднее сидение. Теперь эта женщина сидела впереди  меня.  Когда маршрутка тронулась, женщина из Молдавии спросила
- Водитель, а когда мы будим в Днепропетровске? Мне нужно передать дочери,  во сколько меня встречать.
Водитель ничего не ответил. Зато по салону пронёсся смех. Наверно пассажиры маршрутки, так же как и я, хорошо знали «прелести» этой дороги. Женщина недоуменно оглянулась и спросила у сидевшей рядом с ней девушки
- А что я смешного сказала?
- Просто дорога очень плохая. Сами увидите. Нельзя точно сказать прибытие.
- Да, но по расписанию, мы должны быть в 18-20. Я успела посмотреть расписание.
- До 21 одного, точно, будим. – Ответил водитель.
- С таким опозданием? Почему? Если меня не встретят, как я доберусь?
- Не переживайте, в Днепре транспорт ходит всю ночь. Главное, знать адрес. А там Вам подскажут. Вам какой район нужен?– Ответила ей девушка.
- Но, я не понимаю, почему с таким опозданием?
- Скоро поймёте.
Дорожные приколы,  начались с Николаева. Прямо с вокзала. Подошли недостающие пассажиры. Почти все с чемоданами. Было совершенно непонятно куда эти чемоданы ставить? А прежде чем их ставить, как пассажирам попасть на свои места? Им не давали пройти уже стоящие в проходе чемоданы. Только одним способом – вытащить все чемоданы. Это, естественно, не понравилось тем, кто уже ехал. Обстановка накаливалась. Люди возмущались стоимости проезда, оплаты багажа и таким ужасным условиям. Но, почему-то, своё возмущение они готовы были вылить друг на друга. Видимо, прекрасно зная всю эту обстановку, водитель куда-то исчез. Он предоставил людям разбираться во всём этом хаосе самим. Кто-то предложил взять часть багажа к себе на колени.
-  А Вы? Возьмите, хоть этот, небольшой. – Обратилась ко мне какая-то женщина.
- Нет. Я не собираюсь 10 часов держать на своих коленях чужой чемодан.
- А что же делать? Вы видите, что творится?
- Вижу. Но я сижу на месте, которое оплатила. Кстати, у меня чемодана нет. Я проход не занимаю.
- Ну, ведь людям нужно как-то ехать?
- Людям нужно не как-то ехать. Людям нужно нормально ехать. Билет стоит не мало.  Уж явно не для таких условий. Тем более за багаж у всех деньги содрать не забыли.
- И что теперь делать, по-вашему?
- Да ничего. Ждать  водителя. Пусть зовёт  начальник вокзала и всех рассаживает, вместе с багажом. Это не ваши, это их проблемы. Они же билеты продавали.
Когда все были рассажены, а вернее сказать, растыканы по своим местам и тщательно забаррикадированы  чемоданами, в два ряда в высоту, мы поехали дальше. В самое пекло.
Эту маршрутку не кренило во все стороны, как автобус. Зато её так подбрасывало, что удержаться на своём месте было весьма проблематично. Хотя, падать всё равно, было некуда.  А вот чемоданам было куда. Они падали на пассажиров.  Пассажиры с детьми усадили своих чад к окну, а своими спинами  укрывали  детей от чемоданов. Мне хотелось смеяться и плакать одновременно.  Картина была настолько комична, как и трагична. Минут через 30 я схватила подавший на меня чемодан. Подняла его над головой и попросила передать водителю.
- Как я его передам? – Удивилась молдаванка.
- Так как я. Над головой.
- Я не буду его передавать. – Оглянулся сидящий перед молдаванкой студент.
- Тогда я его брошу, и он может не долететь до водителя. – Ответила я. Ясно давая понять, что именно на голову этого студента может приземлиться этот чемодан.
- Вам передали. – Студент держал над головой водителя чемодан.
- Ну, так передай его назад. Мне его что, на руль к себе положить?
- Можете на него сесть. – Предположил студент.
Злополучный чемодан поставили на место большой сумки женщины из Молдавии. А свою сумку она взяла к себе на колени. Оказалось, что в сумке у неё молдавский коньяк. Она боялась его разбить.  Но, где-то за Новым или Южным Бугом, эта женщина взмолилась
- Водитель, я дам Вам бутылку отличного коньяка приготовленного ещё моим дедушкой. Только, пожалуйста, здесь есть другая дорога?
- Нет. – Ответил водитель.
Ещё через какое-то время, кто-то произнёс
- Доставайте свой коньяк, пока он не разбился.  Будим знакомиться.
Через некоторое время, женщина действительно достала бутылку коньяка, а у кого-то нашлись одноразовые стаканы.  Но выпили мы не за знакомство, а за нормальные дороги в Украине и удачного прибытия в Днепропетровск.  И даже за смену мэра Николаевской области. Может быть он дороги отремонтирует?
- Я вам клянусь, что в Молдавии хорошие дороги. Я даже подумать не могла, что на Украине могут быть такие дороги.
Видимо водитель, всё же, захотел заслужить себе бутылочку молдавского коньяка. Он решил поехать по другой дороге. Съехать с так называемой трассы и поехать через поля.  Он так и объявил пассажирам. Но, перед тем как съехать с трассы, он попросил пассажиров закрыть вентиляционные люки.  Жара в салоне была невыносимой и поэтому люди его совета не послушались.  А зря…
Вы, хоть раз, ездили по просёлочной дороге, когда впереди вас едет грузовик и поднимает пыль до самого неба? Это именно тот случай.  И даже когда люки закрыли, пыль в салоне маршрутки была такой, что хоть противогаз одевай.  Студенты натянули на голову футболки. Видимо они решили, что грязная спина лучше грязной головы и лица. Женщина из Молдавии достала из своей сумки белое полотенце. Смочила его минеральной водой и положила на своё лицо. Кто-то из студентов со смехом вспоминал, как проходили в школе «полевую подготовку» и эта ужасная подготовка оказывается сущий пустяк с тем, что происходит сейчас.  Я потихоньку вдыхала этот «чистый воздух», терла лицо и шею влажными салфетками,  и думала,  как хорошо, что я не помыла голову перед отъездом. И как хорошо, что в Днепр мы приедем, когда стемнеет. Моя одежда имела серый цвет. На зубах скрипела пыль. А так как моя спина была ещё и мокрой от жары, вытряхивать  майку не имело смысла.  Только хуже сделаю. И как я протупила, положив в сумку всего лишь 2 пачки влажных салфеток.
- Водитель, Вы что издеваетесь? Когда остановка? – Услышала я чей-то голос.
- Потерпите ещё минут 15. Потом будит лучше.
И тут зазвонил мой мобильный.  Знакомый решил поинтересоваться, как я себя чувствую?
- Нормально.  – Ответила я сквозь зубы. – Буду в Днепре, дам знать.
- А во сколько ты будишь в Днепре?
- Не знаю.
- А где ты сейчас находишься?
- Да не знаю я. Николаевская область.
- А что ты видишь за окном?
- Подсолнухи. Я уже больше часа вижу одни подсолнухи.
- Ну, ведь дорога на что-то похожа? Я просто хочу понять, где ты находишься.
- Слушай, что ты пристал? На зону АТО, после бомбёжки, это похоже.
По салону пронёсся дружный смех. А потом наступила тишина и кто-то сказал
- Не приведи Господи это АТО. Бедные люди. Что натворили, сволочи!
- Мы с вами. За Украину. – Сказала женщина из Молдавии.
- А Украина с кем? Сам чёрт не разберётся. – Ответил ей мужчина.
- Сколько же ещё людей должно погибнуть, что бы они там договорились наконец-то? – Услышала я голос позади себя.
После недолгого молчания, какой-то студент произнёс
- Водитель, 15 минут давно прошло. Я засекал. Уже 40 минут прошло.
- Ещё немножко.
Наконец-то маршрутка выехала на трассу. Пассажиры  увидели  надпись. Я точно её не запомнила. Но смысл был в том, что Николаевская область закончилась. Но она приглашает нас снова.
- Спасибо. Не надо. – Сказал кто-то из пассажиров.
- Там нужно дописать «не забудьте взять противогаз». – Добавил другой пассажир.
- И аптечку, на всякий случай. – Сказал ещё кто-то.
А вообще-то настроение у пассажиров сразу улучшилось. Женщина из Молдавии произнесла
- А вы чувствуете, что здесь даже воздух другой? Кто бы мог подумать, что здесь он гораздо чище, чем на море? Украина не устаёт меня удивлять.
Наконец-то, уже в темноте, замаячили огни большого города. Впереди Днепропетровск. Об этом, так же, говорили многочисленные блок посты вдоль трассы. Но для нас, пассажиров маршрутки они не выглядели угрожающе. Наоборот. Люди давно привыкли к их присутствию, как к неотъемлемой части города. 
Вот так мы и вывались дружной грязной толпой с чемоданами и детьми в Днепропетровске  на вокзале. И что самое интересное – все смеялись этому нелепому путешествию. Главное – дома.
Молдаванку действительно встречала дочь. Но она плохо ориентировалась в городе. Первый год, как поступила в днепропетровский университет на факультет журналистики. Я провела их на остановку их маршрутки. Мне было с ними по пути. И почему-то спросила
- А Вам не трудно учиться на украинском  языке?
- У нас много групп, которые учатся на русском языке. По желанию.  Много иностранных студентов, которые не понимают украинский язык, но понимают русский.  Они учатся на русском. А почему Вы спрашиваете?
- Просто много раз приходилось слышать обратное. Стало интересно.
- Многие студенты сами хотят хорошо говорить на украинском языке. Не на таком суржике, как говорят многие. А на красивом, правильном украинском языке.  А Вы говорите?
- Ну, если очень постараться, то, наверное, смогу.  На суржике. – Засмеялась я. – Я понимаю украинский язык, но мне не привычно на нём разговаривать. У нас даже в школе его не преподавали. Вернее, совсем мало. Ну, вот и ваша маршрутка.  А мне на другую.  До свидания.
- Спасибо. Всего Вам доброго.
- И вам.

Я ехала по городу. Смотрела в окно и думала о том, что я родилась и выросла на Донбассе. Но, я совершенно не чувствую, что Донбасс - это моя Родина. А Днепропетровск?  А Украина? А Россия? …
Я не знаю.