День первый

Виктор Афсари
       Вот уже за плечами месяц работы в стройотряде в пустыне Кзыл-Кумы. От Талды-Кургана через Алма-Ату я добрался до Фрунзе. Небольшой и очень зелёный город. Чтобы не плутать по вечернему сумраку я доехал до Панфилова 28 на такси. Расплатившись, захожу во двор городской базы альплагеря Ала-Арча. Темнело по южному быстро. Мне предложили расположиться на плоской крыше какого-то строения, сказав, что в такую жару там будет гораздо уютнее, чем в душной комнате. Да свободных мест всё равно нет. Перейдя двор, я забрался на крышу по хлипкой лестнице. Там уже было порядочно людей, но место нашлось быстро. Опустилась ночь, и всё небо густо покрылось яркими звёздами. В наших городах такого не увидишь. День был напряжённым и я, достав спальник, сразу же уснул.

       Утром проснулся от свежего ветерка, тихого говора и шороха собираемых рюкзаков. Уже сегодня я буду на Тянь-Шане! От одного этого сердце заходилось в груди. Собрался. Спустился. Перекусил, чем запасся в дорогу. Наконец, разобравшись с путёвками и разными списками, нас усадили в автобус и повезли в горы.

       С интересом мы рассматривали мелькавшие за окном пейзажи. Закончились городские окраины. За окном проплывают кишлаки, сады и вот мы въезжаем в ущелье. Зелёные холмы всё выше и выше. Видны белоснежные горы. Сопровождающий говорит, что альплагерь стоит в 80 километрах от Фрунзе в ущелье Ала-Арча. На высоте 2100 метров! Мы заворожено слушаем. Нам представляется несусветная высота и бездонные пропасти. Между тем автобус катит по самой обычной дороге. Правда поля и пышная растительность за окном прочно уступили место большим холмам. Автобус обгоняет мужчину, едущего на ослике. Рядом идёт женщина. Понятно. Азия. Сбоку появилась настоящая горная река! Камни. Буруны… Теперь-то мы точно в горах!

       Оформляемся в лагере. Идём устраиваться в фанерных домиках. Отдаём должное столовой. И всё это время восторженно смотрим на окружающие нас горы. Ещё вопрос, что ярче сияет: белоснежные пики гор или наши счастливые глаза? Вечером мы собирались попеть альпинистские песни, но даже и не начинали. Лагерь спортивный и «отбой» настоящий. Рано утром подъём и зарядка. Порядок есть порядок. Потихоньку угомонились и уснули.

       Утром громко-громко заиграла музыка. Звучит «Гимнастика» Высоцкого. Намёк поняли. Быстро вытряхнулись наружу. Сполоснулись ледяной водой и вперёд за своим инструктором. Бег. Приседания. Переноска камней к строящемуся коттеджу. Отжимания… Полный комплект утренних развлечений, во время которых даже и не до гор. Но не всё так плохо. Даже и зарядка когда-то заканчивается. Стаскивая мокрые футболки, мы наконец-то распрямляемся. Хочется снова смотреть на горы.

       Подняв головы, мы замерли в недоумении. Нашему возмущению не было предела. Мы знали, что вокруг Тянь-Шань. Что мы на ВЫСОТЕ 2100 метров над уровнем моря. Что рядом в течение десяти месяцев жил Рерих. Рядом пик Семёнова-Тянь-Шанского и много очень высоких гор. Но мы предположить не могли, что на сто метров выше нас будут пастись самые обыкновенные коровы. Инструктор с любопытством разглядывал выражения наших лиц. Поняв, что нас так обескуражило, он поинтересовался: «Может, ещё побегаем?» Это вернуло нас в действительность и мы вяло запротестовали.

       - Тогда в столовую, - скомандовал инструктор, - а затем в 14.00 занятия на скалах. Горы – он махнул рукой – не уйдут от вас. Выше коров точно поднимемся. Обещаю.

       Всё время в лагере было незабываемо. Многие продолжили занятия альпинизмом. Побывали на Памире, Саянах, Кавказе и в других местах. Но до сих пор так хотелось бы увидеть выражения наших лиц, когда наши «конкуренты», жуя сочную траву вперемешку с эдельвейсами, смотрели на нас свысока.