Про двух инквизиторов. Часть 1

Светлана Соколова 3
Иванов пришёл в гости к Загнобину. Он сидел на стуле напротив лежащего на диване Загнобина. Тот молчал, уставившись в потолок.

- О чём ты думаешь? - спросил его Иванов.

- О "Молоте  ведьм", -задумчиво ответил Загнобин. "Молот ведьм" была знаменитая срдневековая книга. Её написали инквизиторы Шпренгер и Крамер для таких же инквизиторов, как они сами. И несколько веков инквизиторы, руководствуясь этой книгой, проводили процессы над еретиками и ведьмами, пытали их и сжигали на кострах.

- Да-а-а... - озадаченно протянул Иванов. Писал её явно не Блаженный Августин, мыслью эти инквизиторы не блистали, и Иванов считал книгу не заслуживающей внимания. Ну а Загнобин эту книгу прочитал и думал о ней плохо.

- Скажи, Иванов, и после всего этого ты продолжаешь верить в Бога? - спросил Загнобин.

- Да... - смутившись, сказал Иванов.

- Ну это невозможно! Сейчас в Бога никто не верит. И потом, а как же быть с инквизицией, отречением Галилея, сжиганием на кострах обвинённых в ереси, охотой на ведьм? Что же, всё это следует забыть?

- Нет... Но Бог милостив!

- Ты поразительно наивен, Иванов. Может, ты ещё и в Божьи чудеса веруешь?

- Да, верую! Верить в них легко. Это тебе не костры инквизиции и не отречение Галилея. Для веры в Божьи чудеса даже есть научное обоснование.

- И какое же?

- А очень простое. Есть, например, такой дурацкий анекдот: Сын спрашивает мать:
    - Скажи, в детстве у тебя был компьютер?
    - Нет.
    - А DVD?
    - Нет.
    - А сотовый телефон?
    - Скажи, а в это время динозавры жили? 

- Да, анекдот действительно дурацкий, - сказал Загнобин. - А что же дальше?

- А дальше ничего. И причём всё, что сказала мать сыну, правда. Например, на 1975 год не было ни бытовых компьютеров, ни DVD, ни сотовых телефонов - их ещё не изобрели. Но зато тогда были изобретены радио и телевидение. Если мы рассмотрим живущих в XIX веке, то у них не было не только компьютеров, DVD и сотовых телефонов, но и радио с телевидением.

- Ну да, технический прогресс неуклонно идёт вперёд. И что же в этом такого?

- А так: то Божье чудо, что было необъяснимо с точки зрения науки в XIX веке, в XXI веке и позже с научной точки зрения вполне можно объяснить. Например, современная наука доказала подлинность  Туринской плащаницы.

- А истинность телегонии? - спросил Загнобин.

- Не знаю. Не вижу для утверждения её истинности достаточных научных оснований.

- И что же, человек всегда может постичь, на чём основаны Божьи чудеса? 

- Нет, отнюдь не всегда, - вздохнул с сожалением Иванов. - Человек по природе своей не может постичь всего сущего. Наше человеческое знание ничтожно мало: то не знаем мы того, то этого. Но горизонты человеческих знаний постоянно расширяются, и  пределов не видно. Нет никаких оснований думать, что когда-нибудь мы достигнем пределов знаний и познаем мир полностью. Но я верю в хождение по воде, в воскрешение Лазаря и прочие Божьи чудеса - в то, что они существовали в действительности. И в Божьих чудесах для человека всегда будет загадка. Но я верю, что большинство Божьих чудес можно объяснить с научной точки зрения.


Продолжение  http://www.proza.ru/2015/09/11/923