История моей жизни-20- Коряжма2

Дмитрий Запорожцев
 Первый день в зоне. Кругом арестованные заключённые, строители- КОМУНИЗМА. Всё необычно, огромная охраняемая забором  территория по углам вышки с цириками (солдатами охранниками)на верху.

 Мне предстоит, в зоне, построить ещё зону, где будут работать рецидивисты-особо опасные  заключённые, пять-семь "ходок".

Недалеко от КПП- входа ,сидят З/К кружком, горит  костёр варят ЧИФИР( крепкий чай-, пачка чая на кружку),за одно отжигают обрезки троса.

 Когда отожгут, расплетут, будет вязальная проволока, для каркаса арматуры при изготовлении Ж/Б конструкций.

 Прохожу мимо. Незнакомый зык окликает меня,я первый раз в зоне. Первый раз его вижу, говорит:
- Гражданин начальник, мы с вами так давно знакомы ,сделайте мне подарок.

 Я обалдел. Потом оказалось ,это лагерный "придурок"-косил под дурака.
  На самом деле он -наблюдающий, смотрел что происходит вокруг. Информация в зоне распространялась мгновенно.

       Пригнали мне бригаду З/К, стал  строить особую зону .  Строили примитивно, никаких бурильных машин не было. Ломы разогревались на кострах до красна, прожигался замёрзший, ледяной грунт.

 ЗИМА. В проделанные ямы, ставились деревянные столбы из подтоварника( брёвна, малого диаметра)  ,всё ограждалось колючей проволокой. По углам  смотровые  вышки из горбыля- для охраны и чтобы их,охранников,  ветром не продувало.

 Морозы зимой, доходили до минус 50С градусов. Вот так, я приступил к работе.

Строил , крупнейшие  в СССР, - очистные сооружения для Котласского - ЦБК.