Посланец из Эдема. Гл. 2-5 Визит к арендатору

Людмила Каштанова
               

      Да, к господину Халигану не просто было так  пойти Сусанне. Боевой настрой у нее часто пропадал, когда  ей приходилось бороться с кем-то за свою правду. Ей надо было подготовиться, настроить себя к общению  с этим жестким, своенравным  человеком. Симон часто напоминал матери: «Не бойся того,  кто перед тобой.  Говори словами из Писания: «Что сделает мне человек, если Бог со мной?» «Да-да! – соглашалась она, но все равно боялась. Симон понимал, что на это надо время.

     - Не давай  ему в разговоре  уводить себя  в сторону, а то у него есть такая манера. Помни, ради чего вы пришли к нему, - напутствовала ее свекровь. В последнее время в отношениях свекрови к невестке стало заметно теплее. Видимо, сказывались изменения в  семье в лучшую сторону.
     Помолившись, мать и сын вскоре отправились к  Халигану, живущему на другом конце их селения  Дом  его  сильно отличался от остальных домов в округе  своим  красивым  и внушительным видом. Видно было, что хозяин не жалел денег на его  благоустройство. Это был  двухэтажный особняк  с  балконом  и  верандой, обнесенный высоким  каменным  забором  с тесовыми  воротами.

                ***

      Внутреннее убранство  тоже было богатым: инкрустированная мебель из красного дерева, ковры на стенах и полу,  бархатные гардины на окнах и дверях,  живописные картины,  серебряные канделябры.
      Подойдя  к воротам особняка, они постучали специальным кольцом.  Им отворил слуга. Выслушав пришедших, он попросил подождать немного,  чтобы пойти доложить хозяину.
      Халиган сидел в своем кабинете и занимался  бухгалтерией своих дел. Настроение у него было приподнятое, так  как цифры в его  бухгалтерском журнале говорили о приличной прибыли, получаемой с мельницы. Тут, постучавшись, вошел слуга и доложил о приходе госпожи Байер с сыном.
      - С  каким это сыном, малолетним, что ли? – нахмурил густые брови   хозяин.

      - Я бы не сказал так, господин. Ему на вид  этак двадцать-двадцать один.
      «Никак  со старшим  пришла? Чего это их нелегкая  привела, уж, наверное, не с добром? С добром ко мне обычно никто не приходит.  Сама  пришла, да еще  полоумного  сынка привела. Этого мне только не хватало! Интересно, зачем это она явилась, наверное, хочет, чтобы я увеличил арендную плату за мельницу? Ну, этого она от меня не дождется!» — подумал Халиган  и приказал слуге:
      - Ступай,  Авдей,  и  впусти только ее одну, без сына, да будь с ней повежливей! А тот пусть  внизу посидит; присмотришь за ним, чтобы ничего не стащил.

      Слуга  спустился вниз исполнять приказ. Сам же Халиган напустил на себя радушный вид гостеприимного хозяина и приготовился к встрече с «бывшей» хозяйкой мельницы. Вскоре  слуга вернулся один и доложил хозяину, что госпожа  Байер хочет войти вместе с сыном, якобы он  здоров и абсолютно безопасен.
       - Хорошо, впусти  обоих, — буркнул он, скрепя сердце. В душе у него возникло какое-то  смутное беспокойство, но он постарался подавить его в себе, надеясь на свой ум  и  изворотливость.
       Асмодей Халиган тоже был еврейского  роду,   лет сорока, выше среднего роста, упитанный,  этакий здоровяк, а суровость в лице придавала ему устрашающий вид. Халиган  решил действовать по обстановке. На этот раз слуга  привел за собой  гостей.

      - О, здравствуйте, здравствуйте! - широко развел он руками, словно встречал дорогих сердцу гостей. — Давно не видел вас, уважаемая  Анна. А вы такая же  красавица, как и были: время не меняет вас! Присаживайтесь вот сюда, - он подвинул  стул Сусанне. — А  это, значит, сынок ваш  старший, если не ошибаюсь?
      - Не ошиблись, это мой старший сын Симон. А меня зовут Сусанна. Анной зовут мою дочь, -  вежливо поправила она его, немного растерявшись от радушного приема хозяина.    
    - Разумеется,  Сусанна! Как я  мог  вас попутать? Это  вышло совершенно случайно, простите меня, ради  Бога! — начал изливаться он в извинениях.

     Затем   Халиган  предложил стул  Симону. Взглянув на возмужалого юношу,  и  встретившись с ним взглядом,   ему стало не по себе. Взгляд юноши говорил о ясности ума, и Халиган  догадался о цели их прихода. Он понял, что без  уступок не обойтись,  но рассчитывал на мягкий и уступчивый характер жены бывшего хозяина мельницы. Как человек предприимчивый, он вознамерился предвосхитить событие: cделав уступку в малом, сохранить  большее.
       
      - Хорошо вы живете! - осмотревшись, начала разговор Сусанна. - А вот  у нас…
     - Знаю, знаю, о чем вы хотите  сказать! -  прервал ее мельник. — Трудные времена всегда были и будут. Кто-то лучше живет, кто-то хуже. Вы думаете, что я  богато живу? Э-э.. разве это богатство? -  Халиган  махнул рукой. - Вы  настоящего богатства не видели. Я еще  скромно  живу.  Разве с одной старой  мельницы  разбогатеешь? Сами знаете: надо платить за аренду,  налог немало тянет, расходы на содержание  мельницы, чтобы она работала исправно. Но я вас понимаю, дорогая. И хотя мельница сейчас дает небольшой доход, я готов увеличить плату за аренду до тридцати процентов.  Я понимаю, что значит остаться без кормильца с тремя ребятишками  на руках, - при этих словах  он нервно скользнул  взглядом  в  сторону  Симона., как бы боясь  противоречия с его стороны. Но  Симон даже  бровью не повел,  будто не слушал его.
   
      - Уважаемый  господин Халиган, - воспользовавшись короткой паузой, заговорила было Сусанна,  но  Халиган снова ее перебил:
      - Cтоп, стоп, уважаемая, так дело не пойдет! В кои веки пришли ко мне в дом, да не уж то я вас ничем не угощу? Подождите минуточку, - он позвал слугу и приказал ему принести чай на четыре персоны и позвать свою жену.
      Когда слуга  приготовил стол и принес  чай,  в гостиную вошла  госпожа Халиган, женщина тридцати двух лет по имени Диана. Жена  была довольно привлекательная, осанистая, одетая в бордовую  атласную одежду, и увешанная украшениями. Она  приветливо  поздоровалась с гостями, заостряя внимание на Симоне.
   
      У хозяев имелся сын Антип, подросток  двенадцати лет. Он только поздоровался, как это принято было у них в семье, и тут же ушел, вернее, спрятался за дверями, чтобы подсматривать за взрослыми. Он частенько так делал.
      За  чаем гости почти ни к чему не притронулись, хотя им предлагали и печенье, и халву, и другие  сладости. Они  только испили немного чаю из дорогих китайских  фарфоровых кружечек, чтобы утолить жажду. Это не понравилось  господину  Халигану.

      - Что же вы  даже  к печенью не притронулись? - с еле скрываемой досадой  проговорил он.
      - Спасибо вам большое, но мы не голодны: дома  позавтракали, - улыбаясь, сказала Сусанна. - Мы пришли к вам вот с чем, - тут она взглянула на Симона, как бы видя в нем надежную опору, и открыла было рот, чтобы сообщить цель своего прихода, но хозяин снова ее перебил.
      - Знаю, знаю, для чего вы  пришли. Я ведь сказал, что увеличу арендную плату до тридцати процентов. Это немаленькая прибавка к тому, что вы получаете сейчас. Вы заживете гораздо лучше.

      - Господин  Халиган, - не выдержала Сусанна. -  Дайте же мне слово сказать!
      - Да-да, простите, уважаемая. Я вас  внимательно слушаю, - и он весь напрягся  в ожидании.
      - Вот видите, это мой сын, - Сусанна кивнула  в сторону Симона.
      - Вижу: красивый  молодой  человек.
      -  И  не только это. У нас есть заключение врача, что Симон   сейчас  здоров и находится в здравом  уме.
      - Ну, что же, - я рад за него и за вас. Здоровые дети — счастье родителей.
      - Спасибо на добром слове.  Это я говорю вам к тому, что мы бы хотели расторгнуть   старый  договор об аренде мельницы на том основании, что мой совершеннолетний сын Симон Байер стал здоров, и он по праву мог быть хозяином на  мельнице.

      «Вот и дождался, когда она это скажет. Вот чуял, что не с добром  они пришли ко мне», — подумал  Халиган, а вслух сказал:
      - Но я же  предлагаю увеличение арендной платы. Если вам не достаточно тридцать процентов, я могу  увеличить ее до сорока. Чем это плохо для вас? Зато никаких забот и хлопот не будете знать.
      - Господин Халиган, мы теперь сами в состоянии на ней работать, как хозяева, и получать весь доход сполна, а вы будете, как и раньше, помощником.
      -  Но сын ваш ничего не смыслит в этом деле, я имею в виду, правильную организацию работы  на мельнице. Надо долго работать на ней, чтобы все уразуметь, а у меня уже все  схвачено, я  знаю, что и как, -  цеплялся за соломинку  Халиган.

      -  Вот и прекрасно! - подвела итог разговору   Сусанна, - Вы его всему и научите. Для начала Симон будет вашим помощником. Думаю, полгода достаточно, чтобы  научиться  управлять работами на мельнице.
      Халиган  удивился тому, как  по-деловому, на равных, вела разговор эта полуграмотная  женщина. Он знал, что, в сущности, они правы, но его коробила одна только мысль, что с мельницей придется расстаться, а  значит,  придется расстаться и со всем тем, что связано с мельницей: хороший доход, почет и уважение, обеспеченность на  старость лет.

      - Ну раз так, хорошо - пусть будет по-вашему, - наконец согласился он, нервно постукивая пальцами по столу. - Я постараюсь научить  Симона  правильно  управлять  мельницей, — и  с большим  трудом выдавил из себя  улыбку.
      На этом  их деловой разговор закончился.  Гости поднялись из-за стола, поднялся и   Халиган.
      - Благодарим вас за радушный прием. Признаться, я не думала, что вы такой  покладистый человек и с пониманием отнесетесь к  нашей  просьбе. Ведь не обязательно судиться, если можно решить  наше  дело по  обоюдному  согласию.  Все-таки мы являемся настоящими хозяевами мельницы, так ведь? Да благословит вас  Господь и весь ваш дом, - сказала на прощанье Сусанна, поклонившись хозяину и хозяйке.

      Господин Халиган  проводил гостей до ворот и вернулся явно не в настроении. 
      - Мельницу, значит, захотели себе вернуть? Выздоровел, значит, сынок? - с раздражением проговорил он. - Ну это мы еще посмотрим!  Можно опять с ума сойти или шею себе сломать при несчастном случае. Я на эту мельницу столько сил и  средств положил!.. -  он потряс руками, - так что не позволю кому бы то ни было  разрушить все мои планы, - и с силой ударил кулаком по столу.
      - Что ты намерен делать, дорогой? - спросила его жена, присаживаясь рядом.
      - Все, чтобы только мельницу не отдавать. Вот, что вам, госпожа Байер, а не мельница, - и  он направил  в след ушедшим непрошеным гостям  кукиш.

                ***
 
      По дороге домой  Сусанна и Симон  обсуждали  визит к господину Халигану.
      - Я  и не предполагала, что все так хорошо обойдется, — радовалась  женщина. — Может, и без суда обойдется. Знаешь, как я волновалась, когда разговаривала с ним.  Но мне  как будто кто подсказывал, что говорить, и я даже ни разу не запнулась. Вот чудо то!
      -Ты, мама, хорошо с ним держалась и  по-деловому вела разговор, но думаю,  что с ним надо быть осторожным: он  говорит одно, а думает совсем другое, — предупредил ее Симон.
      - Ты думаешь, что  на самом деле он не хочет возвращать нам  мельницу? — встревожилась Сусанна.
 
      - Да, именно  так я и понял его по  внутреннему  состоянию. Читать мысли я не могу, но что-то внутри  подсказывает мне, что он может сделать какое-нибудь зло  против  нас. Да ты, мама, не бойся. Будем  молиться  и  во всем уповать на Бога.
     -  Какой ты умный, сынок!  Не знаю, что бы мы  без тебя делали? - Сусанна в приливе материнской любви прижалась головой к его плечу, а он  обнял ее за плечи.   

      Дома состоялся общий семейный совет. Обсуждали, когда Симону надо идти работать на мельницу.  Решили, что  Симон завтра  же  пойдет, следуя пословице «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня». Бабушка Фира была взволнована не меньше других. «Господи, - полушепотом обращалась она к Всевышнему с мольбой,  - да не отверни от нас лица Твоего… не жертвы желаем, но милости! Прими молитвы наши во имя Иисуса Христа. Аминь!»
      Вечером  Сусанна  повела  сына к  соседям, которые жили  через  три дома от  них.  Глава  семьи  работал  на  мельнице  рабочим  еще при жизни  старого  хозяина.

      Поздоровавшись  со  всеми и пожелав успехов в делах,  Сусанна  обратилась  к соседу:
       — Исак, возьми, пожалуйста, завтра  Симона  с  собой  на мельницу,  чтобы он узнал туда дорогу. Я договорилась  с  господином  Халиганом,  чтобы  он  там  работал.
      -  Хорошо,  соседка!  Пусть  завтра  подходит  в полвосьмого утра.   Я в это время  выхожу из дома… 

                ***

      Наутро  Симон встретился с  Исаком у его дома, и они  вместе пошли  на  мельницу.  По  дороге  сосед  рассказывал  ему  о  тяжелом  труде на мельнице  и   небольшом заработке,  который  получали   от  хозяина.
      -  Что  ни говори, а тяжело   простому  человеку испытывать двойной гнет:  от этих турок и от  своего  мироеда.      
      - Не  отчаивайтесь,  дядя  Исак. Господь  милостив.  Он  накладывает на людей  тяжелые бремена,  но тем,  кто   уповает на Господа,  помогает их переносить, ибо  всякая власть  от Господа. Бог   для всех дает  дождь в свое  время,  и для всех  светит  солнце. Если тяжело живется, надо в молитвах  Господа просить  об  улучшении жизни, о  послаблении  гнета, и за  все благодарить  Бога.  Так  учит  нас  Господь.

      - А ты  занятный,  Симон! Тебя  интересно послушать.  Будет  время,  мы с тобой еще поговорим  о Боге.
      - Приходите  к нам по вторникам  и  четвергам  к  семи  часам, и вы много узнаете о Боге. — предложил ему  Симон, и тот  обещал подумать.
       Наконец, они  спустились к реке, и Симон увидел  странное деревянное сооружение. Он засмотрелся на нее.
      - Это и есть  мельница, где тебе придется работать. Нравится? – с усмешкой спросил Исак.
      - Нравится…

      Когда они пришли, рабочие  переодевались в ветхую рабочую одежду, которая представляла собой  залатанное рванье. Всего работало на мельнице десять человек. Лица у многих были хмурые, неприветливые. Исак  был  среди них бригадиром.  Он   представил  новичка и  рабочих  друг  другу. Симон попросил  какую-нибудь работу для себя, но  бригадир велел дождаться  хозяина.  Тогда он сам себе нашел дело, помогая другим в работе. Никто не отказывался от его помощи, пользуясь отсутствием хозяина.

      Халиган приехал только  к обеду.  Он позволял себе приезжать на мельницу в любое время, давая понять, что он хозяин, и ему все можно.   Увидев  Симона,  криво  усмехнулся:
     - Уже  пришел?  Ладно, подожди. Исак, зайди  ко мне!  - крикнул он  бригадиру.
     Тот, отряхнув  с  себя  мучную  пыль и  вытерев лицо и руки  ветошью, поднялся  в комнатку  хозяина. Минут  через  десять он  вышел от него, весь красный и  угрюмый.  Подойдя к   Симону, сказал:
 
      - Такое дело, браток: ставить тебя некуда,  кроме отгрузки и погрузки. Работа тяжелая, сразу предупреждаю, но так велел  хозяин. Выбирай: согласен – остаешься, не согласен – уходишь.
      - Я согласен!
      - Тогда сегодня же приступай, чтобы завтра  полегче было с непривычки. Есть рабочая одежда?
      - Да, взял на всякий случай.
      - Тогда переодевайся и за работу!
      - Слушаю! - и с этого дня начались тяжелые трудовые будни Симона.

                продолжение http://proza.ru/2021/05/25/88