Тимур Аязов и НН

Марат Авазович Аваз-Нурзеф
Роман был создан в 2000-м за три месяца. Правда, в него вошло немало готового текста, написанного давным-давно. Тогда, в конце предыдущего века, текстовый редактор Word еще не имел таких дизайнерских возможностей, что сейчас. Была отдельная программа Banner, с помощью которой можно было составлять крупные, броские арт-заголовки и титульные листы. Что и было сделано (левая часть данного снимка).
Сейчас уже точно не помню, но, кажется, эта же программа имела набор готовых изображений: люди, схематические человечки, геометрические фигуры, животные, растения, разные предметы и символы. Ими я довольно щедро иллюстрировал страницы романа. Скажем, глава, в которой жена главного героя проявила свои «достоинства» и «добродетели» во всей красе, заканчивалась крупным рисунком осла коричневого цвета, с торжествующе-хитрым видом сидящего на задних конечностях и упершегося передними. А почти в самом конце романа дал коллаж (правая часть). Его составление само по себе было интересно мне, пребывавшему тогда даже не на «нуле», а в «минусе» дизайнерских навыков. Кроме того, каждая деталь имела для меня определенный смысл, соответствующий перипетиям романа. Особенно дорого было изречение на голубой доске за женщиной-лектором: «Сила – в справедливости силы». Якобы от Тимура Аязова. Это – в общем-то, моя антитеза (в романе ее нет), если хотите, мой апперкот в ответ на самый любимый идеологический слоган Независимого Узбекистана: «Сила – в справедливости», – якобы высказанный Тамерланом (Амир Темур, так велено его называть). Который в молодости всеми путями боролся за власть, а став верховным правителем, всю последующую жизнь регулярно занимался захватническими походами в ближнем и дальнем зарубежье. Какая может быть справедливость в силе, которая убивает десятками и сотнями тысяч! Плодит вдов и сирот, как мух – отхожее место! Разваливает крепостные стены и сжигает города! Угоняет в рабство!..
Через 7 веков Тамерлан понадобился взамен повергнутых коммунистических идолов. Выкормыши-то коммунистические, переименовавшие свои руководящие кресла, другого пути, иного способа держать народ в повиновении не знают. При Советах надо было молиться на Ленина и коммунистическое будущее. Теперь бывший Первый секретарь ЦК КП Узбекистана, а ныне – пожизненный президент, всю идеологическую и информационную мощь государственной машины направляет на то, чтобы люди молились на ископаемого Тамерлана (больше, по понятиям пожизненного, – и не на кого!), великое будущее Узбекистана и Аллаха. И слоган, которым средневековый завоеватель якобы руководствовался в своей великой деятельности, красуется на трех языках на величественном памятнике, уже более 20 лет стоящим в бывшем Сквере Революции вместо головы Карла Маркса (вырезка в центральной части снимка, добавлена сегодня, перед данной публикацией).

На Планете людей сила никогда не была справедливой. Она и сейчас такова. Разве справедливо самое сильное государство современности – Соединенные Штаты Америки? Отнюдь! А благопристойных масок для прикрытия своего хищнического оскала – предостаточно!..
Так что, если слоган Тамерлана – это маска, скрывающая неприглядную суть, то изречение Аязова – утопия. Пока, во всяком случае. Может, когда-нибудь настанут времена, когда сила станет справедливой. Но когда это будет? Сколько еще веков до того? Пять? Десять? Двадцать? Больше?
                ====================================

Роман – это первая половина 1970-х. Большой отрывок из него был опубликован в 2003-м на портале «Литературная Сеть». Висит и сейчас (http://litnet.ru/authors/avaz/1.php).
А сюда какой бы дать кусочек? С закрытыми глазами делаю прокрутку текста и даю то, где произошла первая случайная «остановка».

– У нас с отцом Джамалиддина разница в возрасте 16 лет. Да и ваш родитель, оказывается, намного старше вашей мамы. И ничего – живем. Вы, как я поняла, одной из причин того, что у вас не сложилось с вашим мужем, считаете большую разницу между вами в годах. Теперь же – наоборот: вы – ровесники. Там у вас было почти 15 лет разницы, здесь – чуть больше 15 дней. Очень мало! Вам не кажется?
Наступила тишина. Две женщины – молодая и зрелая – думали об одном и том же. Но по-разному.
– Вы хотите сказать, – прервала молчание Ниагара, стараясь подбирать слова, – что я впадаю в крайности?
– Ну что вы! – красиво и радушно улыбнулась мать. – Я только пытаюсь иногда поспевать за жизнью, которая раз за разом доказывает лишь одно: решение лежит посередине.
То есть на вопрос Ниагары она ответила утвердительно, хотя и не впрямую, а замысловато.
Опять тишина. Пусть одна из них молодая, другая много старше, опытнее. Пусть об одном и том же они думают по-разному. Но они обе были женщинами, матерями, принадлежали к одному и тому же ордену практичной половины человечества, обе сознавали великую женскую солидарность и потому, кажется, понимали друг друга.
– Я повторяю: у меня нет категорических возражений, – старшая поспешила загладить возникшую шероховатость. – Хотя мне моя выдержка дается нелегко. Но я высоко ставлю и вашу выдержку, вашу … как бы это сказать? – самостоятельность и осторожность. И очень разумно с вашей стороны, что пока никто, кроме вас – теперь уже, кроме нас! – не знает о ваших планах. Вы когда о ваших планах – теперь уже о наших совместных! – сообщите своим родителям?
– Не знаю, – неуверенно ответила молодая, не успевшая еще справиться с первой занозой и чувствующая, что в последних оборотах и интонациях матери Джамала может скрываться новый подвох.
– Ну, давайте так. Вы, не откладывая, сообщаете родителям. Если ими ваше известие принимается положительно, тогда они назначают любой удобный для себя день, и мы продолжим знакомство у вас. Хорошо? Вы согласны?
– Да.

                ===================================================

Скачать роман (А-5, с.393, pdf) можно, получив ссылку у автора по адресу: avaz-nurzef@litnet.ru
Условия – договорные.
Из текста, кстати, убраны все первичные рисунки, значки, символы, фигуры и прочие финтифлюшки. Хотя исходный вариант тоже хранится…