Литературный институт

Владимир Терентьев-Тавал
               
                Прошло уже много лет, но воспоминания об этих днях постоянно будоражат мою мысль и душу.  Ничто земное не чуждо нам, ничто не может заменить минутную эйфорию о прошедшем. Нельзя было ожидать другого расклада в этих мытарствах…
                Было по-весеннему тепло. Конец февраля. Как-то, получив по почте свежий номер газеты «Комсомольская правда», я неожиданно прочитал для себя короткое сообщение о проводимом творческом конкурсе для поступления в Литературный институт им. М. Горького в городе Москва, где необходимо было отправить двадцать печатных листов произведений в прозе или в стихах. К этому времени я написал много стихов и посчитал, что могу принять участие в этом конкурсе. Но для меня была проблемой напечатать свои стихи на печатной машинке, так как их в деревне вообще в эти годы я и не видывал. Эту проблему я решил следующим образом. Мой отец, Терентьев Лев Терентьевич, долгие годы проработал в районе Председателем Народного Контроля и имел на работе персонального секретаря, а там то уж и была пишущая машинка. Я и воспользовался этим обстоятельством.
                Отец у меня был очень обстоятельным человеком большой души и внимания к близким. Каждое утро, собираясь на работу, чисто брился безопасным  лезвием (сказать - это было очень трудным мероприятием - не порезаться во время бритья). Надо было еще по возможности присмотреть за живностью во дворе: дать корове сена, накормить и напоить свинью и овец, дать семян курам и т.д. Тем более выйти из дома и, прошагав километр, не опоздать на рейсовый автобус. В то время никто и не подозревал, что я что-то пишу или могу написать. Так, в один из дней, набравшись немного смелости, я не уверенно подал отцу общую тетрадку и сказал:
           - Папа, пожалуйста, попроси свою секретаршу напечатать в трех экземплярах листочки тетради, отмеченные крестиком…
                После не большого молчания отец с безразличием сунул тетрадку в свою сумку и ушел на работу, даже и не спросив:
          - Что там?!
                Прошло несколько дней. Я очень волновался. С нетерпением ждал в эти дни отца с работы. И вот ожидание мое кончилось, мне на руки дали долгожданные печатные листы и их было больше чем двадцать авторских листов (об этом я узнал только потом). А тут еще отец спросил меня ожидающе:
          - Вова, это ты написал стихи?! – в этих словах не было ни укора, ни удивления, ни долгожданного вопроса.
                Само – собой все встало на место и вопрос снялся с «повестки дня». Только чувствовалось в его взгляде, что-то неловкое в том, что из этого в конце - концов может выйти со знаком вопроса. Жаль, что родители не смогли увидеть мои книжки, уже напечатанными.
                Почему я вернулся к этому рассказу? Так через несколько лет, когда я уже ушел в «большую жизнь» по приезду в деревню, с отцом состоялся короткий разговор:
           - Вова, ты все еще пишешь стихи?
           - Да, -  ответил я.
           - Пиши, пиши, сынок… А знаешь как все получилось? – глубоко вздохнув спросил он. И рассказал мне эту историю. Он говорил долго и я не смел его останавливать:
           - Вот как все и сложилось. Я не удивился, когда ты попросил мне напечатать кое-что из твоей тетради. Подумал, может, что-нибудь для школы и нужно было. Не было у меня и тайного любопытства просмотреть тетрадку, да и времени как таковой свободного на эти мелочи не нашлось. Как пришел на работу, отдал секретарше Людмиле тетрадку и невнятно попросил ей напечатать отмеченные крестиком листы и на целый день ушел по делам по району. Время, кажется, шло как обычно неторопливо. Сделав все дела, возвращаясь в  свой кабинет, вижу что там еще горит огонек. Это говорило о том, что еще на работе задержалась моя секретарша, хотя пора уже было идти домой – рабочий день уже кончился. Забегаю в приемную, очень тороплюсь, ведь надо же и самому успеть на отходящий автобус, что бы добраться домой (мы жили в семи километрах от райцентра). А тут такая картина впечатлила меня. Людмила такая возбужденная вопросительно посмотрела на меня и неожиданно спросила:
             - Лев Терентьевич,… а кто это написал,… которое я напечатала? – ее голос немножко дрожал и нисколько не скрывал волнения, лицо ее было покрасневшее.
              - Да, это…,- несколько оторопел я. Сразу не с мог вникнуть и слегка выдал:
              - Да, сын мой, Вовка…! Что не получилось напечатать?
              - Напечатала, как просили. Передайте ему, что очень хорошие проникновенные стихи, душевные мне понравились.
              - Да! Что… стихи, какие стихи?- спросил я, а потом и дошло до меня.
                С чувством гордости я возвращался домой и несколько раз перечитал твои стихи. В голове не укладывалось: откуда это в тебе и чем было навеяно все это. Я еще не представлял, для чего тебе это было нужно. Ты послал их на творческий конкурс для поступления в Литературный институт, а я ведь и ни чем не мог помочь тебе в этом. Ты в жизни сам выбирал дорогу и  не ведал, какие трудности могут встретиться на жизненном пути.
                Очень внимательно слушал рассказ отца. Было очень трогательно. Он рассказывал без угрызения совести, так как перед ним был его сын и он общался с ним как на равных. Это был один из откровенных разговоров с отцом, без наставлений и нравоучений.
                Через два месяца пришел по почте из Москвы ответ. Ничего утешительного. Что мог ожидать мальчишка из провинции? Чуда в очередной раз не получилось… В письме дословно было сказано примерно так:
                «Уважаемый, Владимир Терентьев!
                Конкурсная комиссия, изучив Ваши материалы присланные на творческий конкурс, сделала вывод, что они написаны не соизмеримо вашему возрасту. Просим Вас принять участие в конкурсе в следующем году».
                Очень жалею, что не сохранил это письмо. А это было в далеком 1977 году, а время так быстро шло, менялись возраст и годы. Все стало доступным только позднее. Долгие годы:  в сорок и сорок пять лет хотел напечатать сборник лирических стихов. Все как–то не хватало то времени, то «финансы пели романсы», а осуществил свою мечту только на пятидесятилетие и выпустил книжечку со стихами в 116 страниц и с названием «Я жизнь книгой открываю…». Конечно, сборник посвятил своим родителям – Терентьеву Льву Терентьевичу и Марии Степановне. Для меня это было своеобразным подвигом – выдать на перо свое ликующее «Я».

28 августа 2014 года.
         P.S.    Президент России В.В. Путин объявил 2015 год – годом Литературы. В рамках этого события в Чувашии состоялось открытие «Года литературы» и началось празднование этого мероприятия. Меня пригласили на малую Родину для открытия «Года литературы», на что я трепетом откликнулся. Это состоялось в Ефремкасинской сельской администрации Аликовского района Чувашии. Я довольно таки серьезно подошел к подготовке к выступлению на этом вечере, мне хотелось оставить добрую и хорошую память о себе у односельчан, так как я здесь вырос, учился, ушел в ряды Советской Армии.  Одним словом, все , что было хорошее во мне, это из родных корней, от чистой колодезной воды, от свежего воздуха и от любви окружающих меня людей.
              По прибытию в деревню, я сразу же направился в колхозный клуб, хотел освоиться в этих стенах. С детства представлял, что такая встреча неминуемо будет и я предстану перед сельчанами со своими стихами, со своим итоговым вечером и выступлю. В клубе меня добродушно встретила библиотекарь. Новая библиотека переехала в корпус-пристрой к основному зданию. В библиотеке было чисто и уютно, и я, не теряя времени, быстро подписал несколько своих книг с дарственной надписью. В это время начали подходить люди и гости в клуб. Ничего не подозревая, я спросил у библиотекаря:
            - Кто из руководства района здесь присутствует?
            - Да, вот, товарищ Дубинин Вячеслав Харитонович – глава администрации района, глава сельского поселения Ефимов и другие.
                Я судорожно подписал книжечки и вручил гостям и тут вдруг Вячеслав Харитонович подходит ко мне и, пожимая крепко руку, говорит:
            - Вот ты какой, Владимир?! Давно хотел с тобой познакомиться.
                Я немножко оторопел от неожиданности и даже не смог вымолвить ни одного слова. Придя в себя, я спросил:
            - Разве мы с вами знакомы?
            - Ну, вот так, вроде, заочно… Я читал твои стихи еще в 1977 году. А дело было так. Приходит твой отец – Лев Терентьевич, ко мне (тогда я работал инструктором в отделе Народного контроля), и просит меня проконтролировать распечатку из тетради некого материала. Я, как ответственный человек, отнес секретарше тетрадку, ту заветную, что ты передал тогда отцу. Так мне интересно стало, что я не удержался и заглянул туда. А там были стихи начинающего автора Володи Терентьева. Не поверишь – зачитался. Не верилось, что у меня в руках единственный экземпляр твоих стихов. Мы еще с секретаршей переглянулись от любопытства, и что для нас это было каким-то сокровенным таинством, участие в неординарном событии, вхождения в жизнь нового поэта. Тогда я еще сказал Льву Терентьевичу, что хорошо бы было с тобой познакомиться. Вот как оно получилось, что пути наши разошлись, и через 38 лет было суждено нам с тобою встретиться. Спасибо за бесценный подарок. Я очень тронут.
            - А как же, все же звали секретаршу. Мне помниться – Людмила.
            - Нет. Ее зовут Светлана. Давно не видел ее, но она в добром здравии.
            - Передайте, пожалуйста, ей большой привет. Надеюсь с ней увидиться и то же подарить книжечку с дарственной надписью. Вы сыграли определенную роль в становлении меня как поэта и, я то же вам благодарен. Приятно было услышать из далекого прошлого такие новости и хорошие отзывы о моем отце.
           Вечер прошел хорошо. Чувствовалась подготовка к этому событию, готовились усердно. Много было приглашенных гостей, в зале пустых мест не наблюдалось. Очень тепло встретили мое выступление, хлопали от души. В свою очередь, я отозвался теплыми словами в адрес своих учителей по русскому и чувашским языкам. Подарил Вере Владимировне и Елене Тимофеевне по букету цветов. Они вспоминали какие-то невероятные вещи из моего детского прошлого. Так было тепло и уютно в гостях у односельчан. Многие знали, что я поэт и выпустил сборники лирических стихов. Пришлось несколько минут подписывать и дарить свои книги. У меня остались неизгладимые впечатления от этой встречи.
          Вот так бывает, однако, в жизни. Интересные вещи, которые впоследствии соединяются в одно целое, соединяя разорванные цепочки из нашей обыденной жизни. В это не хочется верить, но так получилось в моей практике. А впереди вся жизнь и не только это, наверное, еще нас ждет. Здесь и точку мы поставим.

02 февраля 2015 года.