Генри Смит. Выбор Марии

Инквизитор Эйзенхорн 2
ВЫБОР МАРИИ
Генри Смит (1590)
Works. V.2. Edinburgh - L.,1866. P.353-361

Лк.10.38-42

Христос столь любил Лазаря и его сестер, что Он избавлял от смерти тела, как и от смерти души; и Он был с благодарностью принят в его доме теми, кто желал также порадовать  Его сердце. Как Бог Он был принят Марией; как Человека его восприняла Марфа. Обе они хотели сделать многое, чтобы порадовать нашего Спасителя, как Иаков и Исав хотели угодить своему престарелому отцу (Быт.27); но Мария предпочла лучшую часть, и ей было отдано предпочтение перед ее сестрой, как и Иаков обрел благословение, которое должен был унаследовать его брат. И хотя Христос не осудил строго трудолюбие Марии, Он похвалил скорее заботу Марфы как более предпочтительную, и это должно научить нас, что будет гораздо лучше вместе с Марией учиться Слову и искать прежде всего Царства Божия, чем с Марфой трудиться для мира сего, во многом пренебрегая небесным. Ибо несмотря на все растление нашего лукавого века, слишком часто нашей наибольшей заботой становится обеспечить себе земную жизнь, как евангельский богач расширял свои амбары, где было собрано добра на многие годы (Лк.12), и нам явно не мешает вспомнить о жизни будущей и позаботиться о ней, ибо тот богач никогда не думал о небе, пока не оказался в огне ада.
В Иоан.11 Христос снова пришел в эту семью, которую Он очень любил, и Он не уподобился друзьям Иова, которые пришли утешать его в тяжких утратах. Его любовь к тем, кто уже прибегал к Нему, такова, что Он приходит и живет с ними (Иоан.14.23), как Иаков, который пришел в Египет к своему любимому сыну Иосифу и поселился в земле Гошен (Быт.45). Но Христос еще добрее, чем Иаков, ибо тот был приведен с конями и колесницами, но Христос пришел по Своему желанию к семье, которую Он так возлюбил. Таким образом, Он всегда приходит к нам по Своему благоволению; Он пришел в мир прежде, чем мы этого желали, Он призвал Своих апостолов, прежде чем они пришли к Нему, и Он пришел в этот благородный дом, прежде чем Его попросили. О, как счастлив дом, что принял такого Гостя, и трижды счастливы те, к кому Он благоволил прийти! Когда Он пришел к жителям Гадаринским, они просили Его, чтобы отошел от пределов их, почитая своих свиней выше Спасителя (Лк.8), но эта благочестивая семья приняла Его в своем доме, почитая Его и Его Бога выше своего золота, и здоровье души мирским благам. Они приняли в Своем доме Того, Кому негде было преклонить голову (Мтф.8.19), и Он оценил их гостеприимство, которое безусловно будет вознаграждено в страшный день суда; судя по этому и подобным делам милости, Господь провозгласит приговор, которым будут осуждены нечестивые, никогда не творившие дел милости. Давайте учиться на примере тех, кто оказал милость и гостеприимство, столь часто и высоко оцениваемое в Писании и приносящее щедрую награду в последний день! Наши благочестивые отцы Авраам и Лот оказали гостеприимство неузнанным ангелам; так мы можем найти Иисуса Христа в бедняке, слепом, хромом, ибо эти люди являются Его членами, и Он благоволит воспринять милость к ним как оказанную Ему. Особенно важна эта похвала служителям, которые по прямому повелению апостола оказали гостеприимство (1 Тим.3.2). Во время закона левитам были уделены города-убежища (Чис.35), чтобы показать, что дом служителя должен быть гаванью бедняков, а его удел - их сокровищницей. У истинных служителей наших дней нет городов-убежищ для других, ибо у них нет их и для себя; часто им ничем не облегчить нужду других, ибо нечем облегчить и свою собственную.
Когда, таким образом, Марфа хлопотала ради Христа, пришедшего в ее дом, Мария стала слушать Его, так как Он стал Господом ее сердца; она сидела у Его ног, чтобы услышать Его проповедь, ибо Христос раньше не приходил в этот дом, но Он воспользовался случаем, чтобы учить эту семью, и взамен телесной пищи, которую даровали Ему, дать пищу души. Так должен повести себя всякий благодарный гость, в какой бы дом он ни вошел; он оставляет хозяевам лучшее, чем берет у них.  Он не любит быть в долгу, и, оказавшись в доме Закхея, Господь принес спасение этому  дому (Лк.19), и, не оставив ужин неоплаченным, Он даровал правду небесную.  Такими должны быть верные служители, будучи приглашены на праздник или пир, ибо поскольку они названы солью земли (Мтф.5.13), при том что соль есть средство сохранить мясо от гниения, они, ведя застольную беседу с благочестивыми собеседниками, должны быть готовы служить слушающим (Еф.4.29). Эти сестры были благочестивые женщины, и обе они были искренне расположены к Иисусу Христу, и все же в манере их преданности была определенная разница, ибо мирские привязанности одной из них в какой-то мере удерживали ее от благочестивых упражнений и практик другой. Марфа была искренне обременена заботой об угощении, хотя здесь было достаточно и меньших усилий; но Мария внимательно слушала слово Божие, которое мы никогда не сможем выслушать достаточно. Она сидела и слушала Христа, Который имел обыкновение проповедовать сидя (Лк.4, Иоан.3), чтобы показать, что Слово должно быть проповедано и услышано со спокойной душой. В тихую ночь каждый голос будет услышан, и когда тело спокойно, ум наиболее тих и сосредоточен. Но Марфа обеспокоилась другими делами, и, следовательно, не могла слушать слово, как земля, которая обременена камнями или заросла сорняками и колючками, непригодна для того, чтобы принести плоды возделывающему ее. Как же часто мы приходим,   чтобы услышать слово Божие, и вместо того чтобы сосредоточиться умом, не хотим свергнуть с себя заботы этой жизни, которые, как сказал наш Спаситель, подобны шипам, которые душат слово и делают его бесплодным. Моисей не мог говорить с Богом, не сняв обувь с ног своих, и слепой не мог прийти ко Христу, пока не сбросил свой плащ (Исх.3, Мтф.10); таким образом, мы должны считать себя непригодными к тому, чтобы услышать Слово, и неспособными к любому небесному упражнению, пока мы не сняли  нашу обувь, то есть наши мирские размышления и чувства, и не сбросили наш плащ, то есть все помыслы и препятствия, которые могут помешать нам извлечь пользу из нашего исповедания.
Когда наши умы спокойны, мы пригодны для того, чтобы внимать вещам небесным. Поэтому Бог, обитавший в Своем храме, благоволит иметь дело с нами, когда мы наиболее сосредоточены. Так Он явился Аврааму, сидевшему у двери своего шатра (Быт.18), а Святой Дух сошел на апостолов, и наполнил весь дом, где они сидели (Деян.2). Евнух, сидя на колеснице своей, был призван и обращен проповедью Филиппа (Деян.8). Мария сидела у ног Иисуса; она не дремала, как многие, слушающие проповедника, но она сидела у ног Христа, слушая Его слово, как Павел был воспитан у ног Гамалиила и был прекрасно наставлен в законе отцов (Деян.22). Смирение, с которым она сидела у ног Иисуса, показало, что слово должно быть услышано со всем смирением; ее усердие и искренность проявились в том, что она не отошла, чтобы помочь сестре, но слушание слова было для нее предпочтительнее всех мирских дел. Так ее трудолюбие и смирение служат тому, чтобы осудить нашу халатность и пренебрежение ко Христу и Его слову. Мы не сидим у ног Христа, но мы скорее готовы посадить Христа у наших ног, когда мы так небрежны в слушании Его слова. Мы спешим в церковь, как ворон к ковчегу (Быт.8), и нам столь же не хочется тратить время на служение Богу, как фараон отнюдь не охотно отпустил израильтян служить Господу (Исх.8.32). Если мы видим для себя благо или находим где-то какую-то пользу, насколько тщательно мы стремимся приобрести это, и сколько усилий и мук тратим на то, чтобы это получить! Авессалом не больше желал царства (2 Цар.15),  чем богатые люди нашего времени желают золота и выгоды. Но если это будет вопрос цены или неприятностей, если они не могут слышать слово слышанное как какую-то помеху их мирским делам, как гадаринцы, они скорее готовы будут потерять Христа и Его слово и лишиться небесного жемчуга (Мтф.13.47), чем расстаться со своими мирскими делами и презренным металлом. Таким образом, во Христе мы видим терпение Доброго Пастыря, а в Марии - смирение хорошего слушателя. Пусть же служители следуют Его примеру использовать любые случаи, чтобы проповедовать Слово вовремя (2 Тим.4.2), и пусть христиане учатся ее примеру искать Царства Божия и правды Его, а уж затем вещей этой жизни (Мтф.6).
В то время как Мария заботилась о пище для души, Марфа пеклась о том, чтобы обеспечить пищу телу; ее самой большой заботой было помочь Христу и сделать, чтобы Он был, так сказать, в хорошем настроении, и тем засвидетельствовать свою благодарность Ему, ибо Он того достоин, и Он сделал для этой семьи столь великую вещь, как воскрешение Лазаря из смерти в жизнь.  Если Илия заслужил самую высокую благодарность хозяйки, возвратив к жизни ее сына (3 Цар.17), как позже и Елисей за воскрешение (4 Цар.4), то, конечно,  Спаситель наш Христос достоин благодарности там, где Он воскресил из могилы Лазаря, лежавшего там уже четыре дня (Иоан.11). Поэтому со стороны Марфы было хорошо явить ее благодарность Христу, но не хорошо делать это именно в то время и в таком порядке. Это было время слушать слово, которое проповедовал Христос, а не заниматься другими делами, пренебрегая тем самым наибольшим делом - средствами своего спасения.   Для Марфы трудиться было не более незаконным, чем для Петра заснуть (Мтф.25), но когда Христос учил и проповедовал, было не время быть настолько занятой другим служением, как было не время для Петра спать, когда Христос повелел ему бодрствовать и искренне молиться. Когда Христос проповедовал с лодки Петра людям, стоявшим на берегу, у Петра не было времени заниматься рыбной ловлей. Но когда Христос закончил Свои слова и повелел ему начать трудиться, это было время для Петра закинуть сеть. Существует время, в которое мы должны трудиться по нашей профессии, и время, в которое мы должны услышать слово; и  как мы не можем совершенно пренебрегать нашим законным призванием ради проповеди, так мы не вправе тратить субботу, святой день, освященный для служения Богу, на дела нашего призвания. Всему свое время, говорит мудрец (Еккл.3), и все вещи должны делаться вовремя, в противном случае мы начнем все делать невпопад и наступит полная путаница.    
Хотя Марфа не слушала Христа, она трудилась для Него; но многие в наши дни не желают ни трудиться для Христа, ни слышать Его, и,  как израильтяне устали от странствия в пустыне и возненавидели манну, так люди устают от каждого благочестивого упражнения и вскоре отбрасывают Слово Божие. Пять неразумных дев истратили свой елей напрасно, и, не имея возможности его купить, были изгнаны (Мтф.25); так глупые люди тратят время благодати тщетно и бессмысленно, не опасаясь того, что после этой жизни наступит время справедливости и возмездия. День служит для их гордости и прибыли, вечер проводится в спорте и отдыхе, и у них не остается времени слушать Слово. Когда мы молимся, они играют; когда мы проповедуем, они едят и пьют, как в старом мире, где ели и пили, женились и выходили замуж, в то время как Ной готовил ковчег для спасения дома своего (Евр.11). И, как священники Ваала истязали себя, чтобы служить своим идолам, так эти люди готовы подвергать себя любым опасностям, чтобы служить дьяволу.
Теперь Марфа сочла себя обиженной и начала завидовать упражнениям сестры, как братья Иосифа позавидовали его снам (Быт.37), а сыновья Иессея презрели своего брата Давида за его бой с Голиафом (1 Цар.17). Эти две сестры, которые в других вещах всегда были согласны между собой, здесь столь сильно разошлись, что Христос должен был разрешить их тяжбу, в которой Марфа была истицей, а Мария ответчицей, нуждавшейся в защитнике; и Сам Христос, взяв на Себя эту роль, явился еще и судьей, при этом защитив Марию. Марфа заподозрила сестру в лени, и решила намекнуть на это нашему Спасителю, чтобы Он быстро исправил дело. Но Христос как раз обличил хлопотливость Марфы и похвалил заботу Марии.  В Марфе проявилась наша склонность охотно оправдывать свое собственное язычество и в то же время обвинять в нем других; более того, мы иногда предпочитаем наши собственные недостатки совершенствам других людей. Давид смирял свою душу постом, чтобы стать более восприимчивым к обличению (Пс.60); и когда он возложил на себя вретище, свидетельствуя о своем раскаянии, люди шутили и потешались над ним. Если Иоанн Креститель был так сдержан в еде и одежде, что враги считали, что в нем бес (Лк.7.33), если Павел был вынужден возражать против тех, кто считал, что от чрезмерной учености он повредился умом (Деян.26), если, когда Сам наш Спаситель Христос  часто посещал компании грешников, чтобы обратить их от греха, Его не постеснялись назвать другом грешников и мытарей (Лк.7.34) - то чего ждать нам? Если среди нас есть люди, более ревностные к религии, чем другие, и более внимательные к слушаемому Слову, как Мария, то вполне понятно, почему некоторые начнут   осуждать их по своему произволу и придираться к чему ни попадя, пока благочестивые не отчаются в себе или не откажутся от своих упражнений; но Господь в Своем ответе дал Марии понять, что если она будет стойкой в своем мире, то Он будет защищать ее святое дело от Своих противников. Господь не терпит, когда злословят Его слуг, но всегда готов поддержать их право и защитить их. Он не позволил Лавану злословить его слугу Иакова (Быт.31.24), а когда Мариам вместе с Аароном подняла бунт против Моисея, Он наказал ее проказой (Чис.12). Какое это утешение для благочестивых - знать, что Царь защищает их удел и что даже их страдания не причинят им зла! Они могут быть уверены, что Он из самый верный Друг, Который не потерпит злословия против них, но выступит в их защиту и найдет способ заградить грязные уста и удержать клеветнические языки. Он остановил Валаама, когда тот пошел проклясть Его народ (Чис.22), и Он заставил бессловесную тварь говорить и обличил безумие пророка, и не позволил похулить Себя и проклясть Свой народ (2 Пет.1.5).
То, что имя Марфы повторяется здесь дважды, указывает на серьезность этого наставления. Господь с радостью, но серьезно и настойчиво обращается к нам, прежде чем Он обратит нас к Себе. Когда Бог призвал Авраама, Он позвал его по имени дважды; также Христос позвал Петра по имени трижды (Иоан.21), чтобы побудить его трижды исповедать свою вину и загладить свое тройное отречение. И когда Господь обратился к Самуилу, Он призвал его четырежды, прежде чем добился ответа,  ибо такова великая милость Божия, что Он благоволит часто наставлять нас в нашем долге, и таковы тупость и лукавство нашей кривой природы, что мы не можем быть побуждаемы при первом наставлении, но Господь должен призывать нас снова и снова, прежде чем мы послушаемся Его.
В словах Христа здесь есть две вещи, которые должны быть отмечены нами. Во-первых, это его мягкое осуждение неуместной заботы Марфы; во-вторых, это Его дружелюбная защита выбора Марии. Хотя Марфа очень заботилась, чтобы помочь Христу лучшим образом, но если Он воспринял ее поведение как достойное осуждения, Он не стал ограничиваться тем, чтобы рассказать притчу, не стал успокаивать ее или сглаживать ее самонадеянность, хотя и видел все ее хлопоты и усилия ради Него. Если мы будем часто приглашать какого-либо человека к столу и оказывать ему любезность, он может воспринять как недоброжелательство, если мы придеремся к нему; но так как не все действия Христа есть пример для подражания христиан, то каждый верующий, а особенно проповедник, которого это больше всего касается, должен учиться на этом примере,   как вести себя, когда их приглашают на пиры и праздники, а именно свободно обращаться к совести людей, если они видят за ними вину. Лучшая награда, которую мы можем уделить нашим друзьям - это дать им хороший совет и полезное наставление, когда они приглашают нас к себе. Когда Христос обедал с фарисеем (Лк.11), Он воспользовался случаем, чтобы укорить фарисейское ханжество и показную святость тех, кто претендует на главные места на банкетах, и показал, что здесь подобает скромность, которую должны проявить все, кто приглашен к подобному столу (Лк.14). Именно так должны вести себя проповедники по отношению к тем, кто пригласил их на пир или праздник, если они, возможно, видят некоторые ошибки, грехи или заблуждения хозяина дома или его гостей. Им следует, как только будет уместно, обратиться к ним так, как требует дело, предупредить их и потребовать:  оставьте свое ростовщичество и вымогательство, свою жадность и угнетение, ругань и богохульство, осквернение субботы Господней, гордость и излишества в еде и одежде, удержитесь от того, чтобы злословить других за их спинами, или хранить ненависть к кому-либо из ваших ближних. Это недостатки, которые можно легко заметить почти на всяком месте, и это грехи,  которые верный служитель Христа не должен оставить необличенными там, куда он приходит. Илия обличил Ахава в идолопоклонстве, хотя он был царем его (3 Цар.18); Иоанн Креститель указал Ироду на его супружескую неверность, хотя тот с удовольствием слушал его о многих вещах (Мк.6.23); так и ныне проповедник должен обличить людей в их печально известных преступлениях, несмотря на любое расположение или любезности, которые он мог иметь от них. Христос мог осадить Марфу за ее излишнее рвение к житейским делам, поскольку Он не желал изысканных яств и лакомств, но довольствовался простой едой путников; Он не нуждался в развлечениях, пирах или дорогих экипажах, но Он желал от людей преданного сердца, стойкой веры, трезвого ума, готового слушать Его слово, и усердия жить по нему. Вот те вещи, к которым благоволит Господь; вот тот пир, на котором Он желает присутствовать, вот то, что прежде всего приносит Ему честь и радость.
Таким образом, Марфа была обличена в своей суете. Давайте теперь посмотрим, как Господь защитил Марию и высоко оценил ее благочестивое усердие. Одно только нужно, говорит Христос; и тогда что же это такое? Слушание Слова проповедуемого, которое есть сила Божия ко спасению всякого верующего. Для человека будет лучше предпочесть это всему остальному, и все же мы хотим в жизни чего угодно, и пренебрегаем той вещью, которая нам больше всего необходима. Слово - это то, что выбрала Мария и, следовательно, она избрала лучшую часть. Удел Марфы хорош, ибо приносит благо в этой жизни, но удел Марии много лучше, ибо он ведет к жизни вечной. Это прекрасно для нас - трудиться по нашему призванию, чтобы заработать себе на жизнь, но много лучше трудиться над словом, которое способно спасти наши души. Как и голова, и ноги нужны телу, так Мария и Марфа нужны обществу. У человека есть два призвания: одно - его земной труд, а другое - его небесное усердие и молитва. Есть деятельная жизнь, которая состоит в практике дел этой жизни, в которой человек делает себя тем, что он есть, и есть созерцательная жизнь, которая состоит только в размышлении о вещах Божественных и небесных, в которой человек уподобляется ангелам. Когда люди слышат слово,  Бог говорит им; когда они молятся, они обращаются к Богу, так что там, где они слушают и молятся, между Богом и ними существует постоянное общение.
. Христос любил Марфу за гостеприимство, а Исаак любил Исава за его кухню. Также Христос любил Марию за усердие в слушании Его слова, а Ревекка любила Иакова, слушая его голос. Кормилица, у которой грудь полна молока, любит ребенка, которого она кормит, и так Христос, полный небесной правды, любит детей Своих, которых Он питает ею. Давайте же поэтому, как желает нам апостол (1 Пет.2.12), отложив всякую злонамеренность и лукавство, лицемерие, зависть и злословие, как новорожденные младенцы, возлюбим чистое словесное молоко, чтобы возрасти во спасение, в идеального человека во Христе Иисусе. Давайте будем пить от этого источника живой воды, текущей в жизнь вечную, и как олень бежит к тихим водам, чтобы утолить свою жажду (Пс.42.1 KJV). И поскольку только одно столь нужно нам, что заслуживает любых усилий, давайте искать эту необходимую вещь, цель всех вещей, бояться Бога и соблюдать Его заповеди (Еккл.12.13). Слушая слово Божие, мы узнаем, что без веры Богу угодить невозможно (Евр.11.6), и что она возрождает сердца людей и питает их. Вот лучшая часть, которую избрала Мария, и она гораздо лучше, чем выбор ее сестры,  потому что открывает жизнь лучшую, чем все плоды настоящей жизни (1 Тим.4.8). Мария получила двойное благо, ибо услышала слово и не осталась без трапезы, приготовленной ее сестрой; благочестие открывает обетования в этой жизни, и в жизни будущей.  Все остальные вещи и дела, почести и удовольствия служат только для поддержания настоящей жизни, которая так коротка и изменчива; слово Божие - это пища души, хлеб жизни, бессмертное семя, которое приносит плод в жизнь вечную (1 Пет.1.13). Пусть поэтому слово Божие будет драгоценным для нас, ибо оно неизменно; небо и земля должны пройти, но слово Божие пребудет вовек (Лк.21.33, 1 Пет.1.25). Если мы выбираем что-то другое, однажды это будет отнято от нас или мы потеряем это сами, но если мы выберем то, что нам действительно нужно, этот удел не отнимется от нас ни в этом мире, ни в мире будущем. Пусть же Господь даст нам быть не только слушателями, но исполнителями слова (Иак.1.22), чтобы о нас действительно можно было сказать, как Христос сказал о Своих учениках,  которые слышали его проповедь, «Вот мой брат, моя сестра и мать" (Мтф.12.50 KJV); или, как Он ответил одной женщине, которая спросила о Его родословии: "Блаженны слышащие слово Божие и исполняющие его". 

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn