Часть 1. Практическая психосоматика

Софья Зеленкова
Под практической психосоматикой я понимаю психотерапевтическую работу, в результате которой физические заболевания излечиваются без использования химических медицинских препаратов. За время работы происходит изменение и закрепление иного мышления, способа эмоционального реагирования, отношения к себе и окружающим, смена жизненных стратегий на более эффективные.
Психосоматика работает из убеждения, что тело и душа едины.
Ключевым понятием в лечении болезней при помощи психотерапии является ЭМОЦИЯ.
В начале работы нужно убедиться, что клиент и психотерапевт (далее — терапевт) говорят на одном языке.
Лучше всего использовать один на двоих словарь чувств и эмоций. Я предлагаю свой список эмоций и их модальностей, который в индивидуальной работе может быть скорректирован и дополнен (табл. 1)- https://yadi.sk/i/_ZccRjSvixQbs

Именно эмоции определяют тип физической реакции человека в разных ситуациях. А проявление или подавление эмоций — здоровье или болезнь

Существует 2 захода в психотерапии психосоматических расстройств:
А) Меняем физический компонент через ощущения — меняется психический компонент. Например:
— улучшение настроения после прогулок на свежем воздухе, принятия солнечных или пенных ванн, объятий, массажа, заземления, восстановления дыхания.
— ухудшение эмоционального состояния при длительном сидении в неудобной позе, раздражительность при вынужденном контакте с большим количеством незнакомых людей и т. п.
Б) Меняем психический компонент через осознание — меняется физическое ощущение. Проще говоря — реакция тела на одну и ту же ситуацию зависит от настроя.
— Если мыть посуду с убеждением, что это неприятная повинность, вынужденная потеря времени и сил — то и физически будет ощущение напряжение, тяжести в разных частях тела. Если воспринимать этот процесс, как медитацию, как возможность очистить свою душу от застарелых переживаний и чувств, смывая их вместе с остатками еды с посуды — в результате получится телесное ощущение лёгкости, расслабленности и даже приятного тепла.
Когда связь видна, понятен механизм, соответственно, можно учиться этому, тренироваться, делать это осознанно. И при возникновении определенных ощущений в теле становится понятным, отчего они появились и зачем. А также в обратную сторону — при возникновении эмоций (они же часто внезапные, непредсказуемые и необъяснимые) — становится ясно, чем они вызваны и на что направлены.

Уровни существования человека [3]:
Уровень физического тела
Уровень телесных ощущений
Эмоции
Мысли, умозаключения
Действия, события
Ценности
Предназначение

На каком уровне Вы существуете?
Правильный ответ — на всех. Одновременно. Но внимание своё одномоментно мы можем удерживать только на одном. Так что правильный вопрос звучит: «На каком из уровней удерживаете Вы своё внимание большую часть своей жизни?»
Современный человек на вопрос «Что ты чувствуешь сейчас, какую эмоцию?» — часто отвечает
— Нормально всё, не знаю, мне плохо или мне хорошо и т.п., что ни в коей мере не отвечает на заданный вопрос, а напротив — уводит человека ещё дальше от связи со своим чувством.
Почему? Потому что есть установка на подавление чувств. Быть чувствительным и чувствующим — в современном социуме часто воспринимается как признак слабости.
Психотерапия выводит человека поочередно с одного уровня существования на другой и обратно. Гармонизирует все слои существования. На уровне слов переход с одного уровня на другой и их объединение происходит с помощью я-высказывания [4].

Трехчастная форма я-высказывания (рис. 1):
А: Что я сейчас чувствую?
В: В связи с какими событиями или действиями?
С: Что для меня это означает?

Она связывает 3, 4 и 5 уровни (эмоции, мысли, события) в сознании человека:

рис. 1 - https://yadi.sk/i/qT9DgQL2mhJzu

А. Я чувствую (название чувства — см. табл. 1)
В. Когда ты (делаешь конкретное дело или происходит событие): чем конкретнее действие, повлекшее эмоциональную реакцию, тем лучше.
С. Для меня это означает (моё внутреннее значение происходящего, необходимость делать что-то, угроза и т.п.)
У того, кто овладел методикой трёхчастного высказывания, формируется навык поочередно переключаться между этими уровнями с достаточно большой скоростью, для того, чтобы приблизиться к ощущению целостности.
Примеры из жизни:
— Я чувствую досаду, когда ты не сдерживаешь обещания, для меня это означает, что я не могу тебе доверять
— Я злюсь, когда ты оставляешь в раковине грязную посуду, для меня это означает, что мой труд не уважают (моё время, мою свободу и т.п.)
— Я смущаюсь, когда ты делаешь мне комплименты, для меня это означает, что я могу быть привлекательной для кого-то, а я себя не очень-то люблю
— Я обижаюсь на тебя, когда ты не слушаешь меня, потому что для меня это означает, что моё мнение для тебя не важно

Надо сказать, что в обществе трёхчастные высказывания плохо приживаются… По двум причинам: если честно признаваться в своих чувствах и брать на себя ответственность за свои переносы и проекции, люди лишаются огромного арсенала манипулятивных приёмов, возможности играть на чувствах… И второе — что вытекает, впрочем, из первого: между людьми, искренно говорящими о своих чувствах и состояниях, мыслях и намерениях — наступает близость.
А это уж практически непереносимо для современного человека. Он ведь столько разных способов бегства от близости изобрёл (алкоголизм, трудоголизм, табакокурение, телевизор, экстремальные виды спорта, болезни и пр.). Куда всё это теперь?!
Практики, направленные на выражение чувств — тренировка этого полезного навыка, подспудное решение застарелых жизненных проблем в отношениях, где накопилось много недосказанных чувств, недодуманных мыслей и недоделанных дел.
Как это связано с психосоматикой?
Гормоны, выделившиеся в кровь для реализации той или иной эмоциональной реакции — делают своё дело, даже если человек подавляет выражение своих эмоций. Если длительно подавлять эмоции, на биохимическом уровне наступает интоксикация, передозировка, и человек заболевает. При выражении эмоций избыточное накопление гормонов в крови, а следовательно — их эффекты в теле — уменьшается, что снимает симптоматику, и болезни проходят.

Следующая страница: "Классификация ПР"
http://www.proza.ru/2015/09/10/196

К оглавлению: http://www.proza.ru/2016/02/02/667