На подъёме чувств

Яковлев Виктор Михайлович
               
(о новой книге рассказов: Вейс В.П. Продавец чувств. – М.: «Ваш формат», 2015. – 196 с.)
В столичном  издательстве «Ваш формат» вышла в свет новая, шестая по счёту, книга рассказов «Продавец чувств» самарского писателя Владимира Петровича Вейса. Прежде чем стать журналистом, а ныне - главным редактором еженедельника «Куйбышевский железнодорожник», а также испытать себя на писательском поприще в качестве прозаика, автор прошёл тернистый жизненный путь. Ему пришлось освоить профессии киномеханика, фрезеровщика и даже - лётчика. Кроме того, он занимался парашютным спортом, греблей на байдарке, боксировал, всерьёз занимался фотографированием. Стал лауреатом конкурса «Писатель года-2011»,  на котором был удостоен титула «Серебряное перо России».
Название очередной книги В. П. Вейса не случайно. Все произведения, включая и рассказ «Продавец чувств», посвящены обычной жизни людей, в которой суровая реальность переплетается с событиями из мира фантастики. Затянутые, словно трясиной, суетой повседневностей, мы часто пренебрегаем возможностью проявить даже к близким людям простые человеческие чувства. Нарушение гармонии в их контенте приводит к неадекватности, мешающей реализации собственных способностей индивидов. И как пример – достигнутый успех в семейной  жизни и карьере героя упомянутого рассказа при избавлении его от чувства страха, заменённого чувством интуиции. В рассказе «Огненная женщина» в центре внимания - судьба воина-интернационалиста, ставшего из-за контузии инвалидом, но нашедшего в себе силы вернуться к нормальной жизни. Пикник в лесу, описанный автором не без скабрёзных подробностей, вследствие небрежности захмелевшей компании, привёл в итоге к пожару и трагической развязке. Показано как в подобной экстремальной, грозящей гибелью, ситуации в целеустремлённой  натуре героя проявляются скрытые доселе резервы, способствующие чудесному исцелению от казалось бы неизлечимого недуга. И смертельный финал – для одних  – оказывается в итоге неотделимым от ростков новой жизни, исполненных надежды и любви – для других.
Владимира Вейса волнуют не только события близкой современности. В рассказе «Ворошиловский стрелок» он окунает читателя в атмосферу памятного разгулом репрессий тридцать седьмого года прошлого века. Рассказ является примером пагубности насаждения гипертрофированной марксистской идеологии с её тезисом о перманентном усилении классовой борьбы. Доведённая до абсурда псевдосоциалистическая государственная система подавления народа, как Молох пожирающая порой его лучших сынов и дочерей, наталкивается в микромасштабе на сопротивление рядового военнослужащего, осознавшего на эмоциональном уровне всю нелепость сталинистской «машины убийств»  ни в чём не повинных граждан. Солдат, повышенный в должности до надзирателя за приобретённые им выдающиеся навыки в искусстве стрельбы, встречается со своим командиром части в каземате, где тройкой судей безапелляционно выносятся смертельные приговоры. Попытка спасти бывшего товарища по службе оборачивается гибелью обоих. Но они, проявив самоотверженность, показали палачам силу боевого братства и дружбы.
 Не оставляет равнодушным рассказ, посвящённый новогоднему чуду, прототипом которого послужил реальный случай. Запоздалое возвращение дедушки мальчика Стёпы после войны воспринимается как волшебство, что возможно, если в него искренне верить. Но она произошла - эта почти невероятная история о возвращении домой из Швейцарии страдавшего амнезией фронтовика, о котором никогда не забывали в его семье – спустя сорок с лишним лет. Сей трогательный сюжет явно перекликается с известным симоновским стихотворением «Жди меня...».
        Испытания, которые приходится выносить героям произведений автора книги, немыслимы по меркам мирной жизни. Но они всё же  случаются, как описано в рассказах  «Жертва кризиса», «Если радость на всех одна», «Спасение», «Над Бездной» и ряда других. В частности, в последнем рассказе повествователь, вспоминая свою юность, поведал об удивительном случае исцеления одноклассницы от смертельного недуга – в результате проявленной им гипнотической способности. Осуществимость одухотворительного воздействия при эманации  «подводит к мысли о правде чудес, сотворённых  Иисусом во время его скитаний по Галилее». Не менее удивителен и пример чудесного выздоровления от рака лёгких в рассказе «Спасение», в котором за пациента дистанционно «болел» здоровый человек, экстрасенсорно связанный с больным,. Смешение, переплетение судеб, сдобренное чувствами благодарности, как отмечено в рассказе «Если радость на всех одна», может сблизить прежде чужих друг к другу людей настолько, что размываются даже межсемейные барьеры с соответствующими моральными нормами и ограничительными запретами. Поучительная история изложена и в рассказе «Любовь с учительницей», где с очевидностью  продемонстрировно, что любви не страшны ни различия в возрасте, ни табу любых официозов, если людей связывает настоящее и сильное чувство.
Во многом автобиографичной является повесть «Пьяный ангел», где в снах героя, заброшенного волей судеб на афганскую войну, присутствует фантастическая инкрементация с фигурирующим в качестве персонажа «ангелом провидения». Последний якобы способен вмешаться в ход исторических событий и исправить к лучшему безрадостное бытие - как наследство от развалин бывшего соцлагеря и Советского Союза. Прочитав рассказ, невольно задумываешься о присущем большинству наших современников дефиците одухотворённости. Обретая её, как в рассказе «Танец с ангелом», человек «расправляет крылья», восстанавливает гармонию единства с «внутренним я», освобождаясь при этом от препон имманентных комплексов.
Да, герои Вейса зачастую становятся жертвами обстоятельств, однако писатель не просто констатирует факты, но и показывает возможные пути выхода из беды. И его герои симпатичны нам не только оптимизмом, но и тем, что не теряют в любых ситуациях свои человеческие черты. Они рядом с нами и среди нас. По сути, они - это мы с вами.
Книга «Продавец чувств»  возвращает нас в мир мечты, за которые надо бороться. Только сопротивляясь мерзости зла, можно приблизиться к светлому миру фантастики в современной жизни, подчиняющий порой простые человеческие чувства прагматике обстоятельств с их суррогатами.
В заключение добавлю, что книга написана простым и доступным для восприятия языком. Она читается легко, на одном дыхании. При этом не ощущаются ни назидательность, ни моралистика, хотя каждый сюжет воспринимается и с оглядкой на самого себя, своё прошлое.