Лирическая поэма Пощечины

Александр Можаев 2
      1.РАКИТА.
          1.
Снята рубашка. Открытая форточка.
Кухня-хрущевка.И печь.
Водкой наполнена белая стопочка,
Тихая долгая речь.

Жалобы жгучие.Ты виноватая.
Муж-алкоголик.Беда.
Жизнь с алкоголиком - горе проклятое!
Годы текут,как вода.

Слушаю.Слушаю.Хочется жалости.
Хочется что-то отдать.
Встреча со мною - множество радости?
Или себя оправдать?

Встреча со мною:платьице новое.
Подкрашены брови едва.
Передо мною - несчастье готовое
И наизнанку слова.

Жду,ожидаю,когда встрепенешься,
Как раньше когда-то, давно...
Прошлое больно,но если вернешься,
В нём было другое дано.

Нет!Не упрёки, обиды забытые
Выплесну в эти глаза.
...Раннее утро под старой ракитою.
Озеро.Май - бирюза.

             2.
Всё начиналось,как в песне старинной,
Мы были с тобою юны.
Я очень гордился: девчонкой невинной
Пришла ты с прохладой весны.

Боялся обидеть и огорчение
В чем-то тебе принести.
Я от дорог подписал отречение,
Хотелось их след замести.

Всё нарождалось.Росло,расцветало,
Мне полюбилась сирень.
И от врага про меня ты узнала...
Однажды в пасмурный день.

Помнишь?Подружки твои нагадали
Счастья и радости путь?
Другие бы годы меня оправдали,
Имей ты терпение чуть...

Закончился вечер парой пощёчин
И невозможно простить?
Я уходил.И хотелось мне очень
Из мая не уходить.

Осень.Замужество то торопливое
Лета явилось концом.
Все говорили,что очень красивая
Невеста была под венцом...

         3.
Годы прошли и своё отрумянились.
Думала ты - позову.
Ты приходила:ракита печалилась,
Свою осыпая листву.

Что ты несла под ракиту осеннюю?
Слёзы?Обиду?Печаль?
Ты вспоминала букет мой сиреневый?
Который лишь осенью жаль?

Я разменялся на годы трескучие
В город твой ветер занёс.
Может, сегодня было бы лучше
Без этих вопросов и слёз?

Встреча со мною и все пережитое
Уходит куда-то опять.
Прошлое наше - оно не забытое
Будет порой согревать.

Утром расстанемся.И без пощёчин.
И снова останешься с ним.
Часы на руках моих точные-точные
И ход их неумолим.

Я напишу.Стихами ли?Прозою?
Память всегда нас найдёт.
Платьице новое.Платьице с розами
Очень к лицу и идёт...

           1989 год.
           г.Орёл.

     Часть 2.ЗВОНОК.
           1.
Здравствуй!Здравствуй,разведена!
Позвонила - развелась.
Разведенка,как девчонка.
И свободы много -всласть!

Голос ласки и кокетства.
И надежды.И полёт.
Но живу не по соседству,
Не имею самолёт.

Все подробности излишни.
Не бывает в них добро.
Здесь уже созрели вишни
И июльское тепло.

Здесь так хочется прохлады!
И ромашки.На лугу.
Я ответил,что не надо.
Что приехать не могу.

Что дела мои,проблемы,
Что загружен я сейчас.
И что тихая поэма
Не получится у нас.

Что на радость-серенаду
Я сейчас не потяну.
И что гроздья винограда
Не сорву.И не сомну.

        2.
Может,в чём себя лишаю?
Или в чём-то обману?
Разведенок обожаю,
Но не очень их ценю.

Хотя,в общем,я не против,
Не люблю занудный лёд.
В чужеземном огороде
Даже репа,словно мёд.

В чём-то циник.Где -повеса.
Где - отвечу.Где - спрошу.
Иногда из интереса
Я по лезвию хожу.

Иногда адреналина
Во мне много.Через край.
Знаешь,милая Полина...
Ты другого выбирай.

Выбирай не торопливо.
Не спеши,кто позовет.
Разведенка,словно слива,
Перезреет и сгниет.

Выбирай,ещё удачу
Ты на помощь позови.
Я себя с другой потрачу,
Упиваясь до зари.

       3.
В Юность больше не играю,
Ручку не позолочу.
Душу я не вынимают
И твою я не хочу.

Всё своё уже запрятал.
Не найдёт ни кто!Поверь.
Виноват, не виноватый.
Со зверями - хуже зверь.

Тот мальчишка надломился.
Лучше сразу отлучай.
А тогда...тогда забылся.
И ошибся невзначай.

Две пощёчины - не много...
По заслугам получил.
Отрекался от дороги,
Жизнь спокойную учил.

В мае мало просветленья,
А в сирени нет огня.
Ты оставь себе сомненья.
Ну,а мне - оставь меня.

А теперь законы жанра
Тебе скажут - не грусти!..
Помолись за Александра,
Неприкаянность прости...

    1992г.
    г.Карачев.

   Часть 3.ПУТАНА.
          1.
Занесло меня в город случайно-
Я дорогам долги не отдал.
Потому, что,наверно,все тайны
До конца ещё не разгадал.

Дверь -удивительно!- стала железною,
Только и я - не в поход.
В чём для народа стала полезной?
В чём твой "зелёный" доход?

Вот на "стук-стук" она открывается,
И на него же - привет!
А вот теперь уже взгляд удивляется,
Но восхищения нет.

Комнаты эти евро ремонтные.
Стенка из кедра.Хрусталь.
Всё на показ!Удивительно модное,
Чего-то такого вуаль.

Слушаю,слушаю.Но вдохновение
Вряд ли...В такие дома.
Ты говоришь,что главнее - умение
Умножить на гибкость ума.

Что ты словами больше не мучаешь
И не волнуешься вдруг.
Что поклонилась Величеству-случаю
В виде услады-услуг.

Видно,не развит я в понимании.
Что есть житейские дно.
Я приносил тебе только страдание:
"Другого таким не дано!"

         2.
Кончились!Кончились муки сердечные.
Кончился твой самосуд.
Годы уходят -они быстротечные!-
И радости все унесут.

Много теплее в курточке кожаной
Подарки гостей принимать.
Что надоело несчастной и брошенной
И больше не хочешь опять.

"Простора не надо!Есть метры балконные.
Италия -супер!- кровать.
И надоело слезами солёными
Своё бытие поливать.

А "кавалеры"? Да,в общем,без разницы!
Пусть будут глаголы на " ять".
Я не боюсь с такими подраниться,
Нечего стало терять.

И пустота хорошо заполняется,
На много получен ответ.
И временами жизнь улыбается,
Покажет свой розовый цвет.

Ты хочешь напомнить слова под ракитою?
У озёра ласковый май?
Может, сумеем мы между обидами
Вспомнить наш маленький рай?

          3.
Но не желаю я милости,жалости!
Знаю,не хочешь любить.
За подзабытые -милый мой!- шалости
Сполна я могу заплатить.

Сколько ты хочешь?Проси без стеснения,
Сила моя велика!
И не наигрывай здесь удивления,
"Зелёные" выдаст рука.

Хочешь? Мы даже с тобой поторгуемся?
Чтоб более ты доверял.
И от "зелёных" ни кто не сутулился,
Здоровье не потерял.

Ты отмахнулся гудком телефонным.
Веер раскрыл из острот.
Любишь остаться ты благородным,
Не мучаясь грузом забот.

Любишь остаться ты справедливым
И вечно я - не права.
Очень умеешь холодным проливом
Итожить любые слова.

Время другое.Другая эпоха.
Чему ты так сильно не рад?
Я вижу и знаю:тебе тоже плохо
И в этом ты сам виноват!.."

        1999 г.
        г.Москва.

 Часть 4.ПОЛИНА - ПОЛЯ. 
           1.
Поля,Поля...Разведенка.
Ты богата.Полон дом.
Но в газетную колонку
Мы с тобой не попадем.

Не напишут тут романа.
Не получится рассказ.
Просто стала ты путаной,
А их множество у нас.

Я тебя не осуждаю
Не читаю вдруг мораль.
В облаках я не витаю,
Хотя многое мне жаль.

Не вмещаюсь я в расценки,
Всё мне кажется игрой.
Ты теперь снимаешь плёнки,
Заедая их икрой.

Подзабыта та ракита,
Май и праздник-бирюза.
Европейское корыто
И бесстыжие глаза.

Подбирать слова не буду.
Ни к чему ни гнев,ни лесть.
А за сытую причуду
Оправданье всегда есть.

        2.
Моя степень-виноватость
Здесь, конечно,ко двору.
Но не вижу,чтобы радость
Здесь бывала поутру.

Царство сытых - омут мутный,
Ничего здесь не поймешь!
И от радости минутной
Ты забыла слово "ложь".

Но забыла не надолго,
Утро зеркалу не друг.
А разбитые осколки
Поизранят мягкость рук.

Время крайностей и лета.
Подрасчитанный уют.
Не придут сюда Поэты
И стихи не принесут.

Все успехи - это проза,
А удачи -нудный текст.
Утомляет часто поза
Разведеночек-невест.

Была девочка из мая,
Так любившая сирень.
А теперь сова ночная
Поменяла ночь и день.

         3.
Поменяла,разменялась,
Покупаешь,продаешь.
Что от гордости осталось?
Сразу это не поймешь.

У обиды цвет сирени.
Я уехал в города...
Тебя,Поля,на колени
Жизнь поставила тогда.

Ты прости,Полина-Поля,
За все резкие слова!
Знаю,ты хотела воли
И во многом ты права.

Счёты с жизнью - паутина
И в осенний листопад
Красногрудая рябина
Украшает лишь закат.

Помню я:качнулись ели,
Искры-пламя на руках.
Две пощёчины горели
Очень долго на щеках...

Успокойся!Гость уехал
И в кармане есть билет.
Нам осталось только эхо,
А другого...больше нет.

   **†************

Голос звонкий.Голос тонкий.
Оживление в уме.
Разведенка,разведенка
Позвонила снова мне...

    2001г.
    г.Москва.