Пропавший вездеход

Иван Паластров
Нагибин был заядлым охотником и рыбаком, конечно, на Весеннем много было заядлых, но Петро был просто помешан на этом. По осени, когда уже осыпалась хвоя с лиственниц, ночью хорошо подмораживало и бывало вместо дождя сыпал снег, собрался он с такими же любителями порыбачить. Ехать собрались на гусеничном тракторе, "Сотке", с прицепной металлической волокушей, сваренной из листов железа в форме большой лодки с брезентовым верхом. Внутри была поставлена малюсенькая печка для обогрева и брошено несколько старых ватных матрацев для мягкости. С Петром поехали Витек Кударенко из строй цеха, и Серега с Володей из карьера тяжелых машин. Сам Нагибин работал в кап. разведке. Мужики собрались все знающие округу на 200 километров, а может и больше, они бывали во всяких переделках, и ногами протопали по тундре не один десяток километров. Ехать решили на реку Большой Анюй, в устье ручья Бургухчан. Почему-то всегда получалось выезжать после обеда, так и на этот раз выехали ближе к вечеру. 


Трактор ходко тащил волокушу, в которой сидели Виктор с Серегой Проскуриным. Вел трактор сам Петро, Володя Первушин сидел рядом на сиденье. Ехали по ручью Хиувчан и нужно было перевалить высокий, крутой перевал в долину ручья Огнеуталой. На перевал заехали без проблем, но на спуске на небольшой террасе трактор забуксовал в оттаявшей тундре. Пытаясь вырваться из топкого плена, трактор увязал все больше и больше. Посовещавшись, решили что кому-то нужно идти за подмогой. Идти решил Серега. На той стороне перевала был полигон, там мыли золото, вот туда и направился Серега. Вскоре мужики услышали рев мотора, это ехала подмога, мощный ДЭТ-250 быстро откопал "Сотку" до мерзлоты. Поехали дальше,  время было уже давно за полночь, и как Петро находил где ехать, одному богу известно. Ехали по бездорожью, по тундре среди сопок. Утром, проезжая по берегу небольшого озерца, которое  уже подмерзло и было припорошено снегом, трактор вдруг резко провалился одной гусеницей под лед и только прицепленная волокуша не дала ему перевернуться. Трактор чуть ли не лежал на боку и мог в любую минуту лечь совсем, так как лед был еще тонким и мог не выдержать.  Хорошо Витек захватил пилу „Дружбу“.  Быстро выпилили бревно и подложили под бок трактора. Двигатель заглушили сразу, чтобы не заклинил. Стали думать и гадать, что делать, помощи ждать неоткуда - до поселка добрых тридцать-сорок километров.  Решили выбираться при помощи пускача, есть такой маленький двигатель на тракторе, при помощи которого запускался основной двигатель.  Такое проделывали не раз, когда помощи ждать было неоткуда. Пускач долго не хотел заводиться, потому что тоже был на боку, но все-таки завелся и при помощи рычагов муфты и бендикса гусеницы медленно стали проворачиваться. Повезло, что дно озерца было твердым и трактор медленно стал выползать задним ходом из провала.


Наконец трактор выехал. Все с облегчением вздохнули: пошли третьи сутки пути, а рыбаки еще не добрались до места рыбалки. Посидели, поели, выпили по стакану водки и по кружке горячего чая. Петро с Володей забрались в волокушу на матрацы и отрубились в сон. За рычаги управления сел Серега Проскурин и Витек, они ехали в волокуше и выспались.  До места было уже не так далеко  - несколько часов езды.

Вот и устье Бургухчана, вот и Большой Анюй.  Весной прошел слух по тундре, по поселкам, что геологи где-то на Большом Анюе бросили застрявший вездеход, почти новый.  Наши рыбаки даже не мечтали о такой удаче - найти этот вездеход. Уж они-то его бы не бросили, на руках притащили бы домой.  Приехав на место рыбалки хорошо подкрепившись, решили попытать рыбацкого счастья: половить хариуса на удочку. Все разбрелись по берегу в поисках рыбных мест. Серега вышел на длинную галечную косу, в конце которой был завал деревьев. Такое часто встречается на северных реках и речках в половодье: подмытые деревья падают в воду и водоворотом их собирает в одну кучу. Но не этот завал привлек его внимание, а толстый ствол тополя, лежавший на кабине вездехода. Да, видимо, того самого, который бросили геологи. Вездеход был завален деревьями и только перед был виден из-под сухих веток. Его сюда тоже притащило потоком воды таким образом. Серега выстрелил из ружья, и на выстрел пришли остальные рыбаки.

 Осмотрев находку, решили вытащить вездеход из-под завала. Подогнали трактор, стащили с кабины огромный тополь и стали тянуть вездеход, но трос был тонким и порвался. Серега ходил вокруг и потирал руки, предвкушая поездки на рыбалку на своем вездеходе. Конечно, мужики этот вездеход бы вытащили и угнали, но... В воздухе послышался гул мотора, это летел вертолет. „Черт принес“ - подумали мужики, если бы в другой ситуации, то вертолету были бы несказанно рады, но увы, он прилетел не вовремя. Вертолет, облетев положенный круг, приземлился на косу и из него вышло трое мужиков и подошли к нашим рыбакам, это были геологи. Видно было, что они с большого похмелья и жизнь сегодня была для них не в радость: им нужно было похмелиться. "Выпить есть?" - это первое, что они могли сказать. "А вы что, тут в магазин что ли прилетели?" - ответили наши герои, они сразу поняли, чего это сюда приперлись геологи, за вездеходом, который они нашли и который простоял заваленный все лето. Геологи быстро разгрузили вертолет, который тут же улетел. Геологи, это такой народ, который тоже умеет работать, а не только пить водку. С собой они привезли гусеницу, которой не оказалось на вездеходе и бухту троса. Быстро прицепив трос к вездеходу через блочки протянули к толстой лиственнице, они лебедкой потихоньку начали вытаскивать вездеход. Освободив полностью, геологи проверили топливо и масло в двигателе. Все было в порядке, только в одном баке с топливом, слили полведра отстоя воды. Привезенным аккумулятором попробовали завести двигатель - он завелся. Вездеход,  брошенный ранней весной на речке, половодьем утащенный и заваленный, завелся без проблем. Быстро одев новую гусеницу, он был готов везти пассажиров по тундре. Конечно, наши мужики не стояли в стороне и тоже помогли геологам, мало того, они их хорошо опохмелили, этому их обязывает Север: сегодня - ты, завтра - тебя, без этого на Севере не прожить. Рыбы наши рыбаки наловили и благополучно вернулись домой. Только перед самым поселком, трактор опять застрял. За подмогой пошли Витек с Серегой в поселок, но перед самым поселком, оба провалились в старый шурф и намокли по пояс. Но это не беда, поселок вот, совсем рядом.