В последнюю осень уходят поэты...

Алексей Анатольевич Карпов
Памяти Сергея Зверева

Первый день наступившей осени был по-летнему солнечным и жарким. По небу плыли живописные белоснежные облака, похожие на могучие айсберги. Но эта жизнеутверждающая природная идиллия категорически не соответствовала ситуации: последним минутам прощания с замечательным бардом и просто хорошим человеком, надежным другом Сергеем Зверевым. В воздухе витал стойкий запах непоправимой беды - микс из валокордина и затоптанной кладбищенской полыни...

Пока я произносил прощальную речь, (ну, как речь — искренние слова о нем и его таланте, для которых не было подходящего повода при жизни), веки покойного приоткрылись...
Серега лежал в гробу, как живой — сосредоточенный, и с присущей ему полуулыбкой. А тут... будто стал еще и подсматривать: кто пришел на его последние проводы, о чем говорят, какими словами вспоминают? Провожающих было много, как и воспоминаний о нем и его ярких артистических способностях.


Мы познакомились с Сергеем в январе 1995 года. Этот момент запомнился отчетливо потому, что в тот момент я переехал на ПМЖ в Балаково, и это был мой первый авторский концерт в еще незнакомом для меня городе. Выступление состоялось в кафе кинотеатра «Мир». Ослепляющий свет прожекторов не давал возможности видеть аудиторию, поэтому реакцию зрителей приходилось определять на слух. И это усиливало градус моего и без того сильного волнения.

Когда концерт закончился, первым из зрителей подошел мужчина, поразительно похожий на киноактера Николая Крючкова. Он крепко пожал руку и сказал: «Ну, ты даешь! Почти два часа держать зрителей в таком напряженном внимании. Я бы так не смог! Знаешь, я тоже пишу и исполняю песни, но на сольный концерт вряд ли осмелился. Респект!». Это был Серега Зверев, с которым позже довелось участвовать в сборных концертах клуба авторской песни, конкурсах и бардовских фестивалях.

Мы не дружили по жизни, но с неизменным удовольствием и симпатией общались во время концертных мероприятий. Выступления Сергея всегда были необычайно яркими и запоминающимися. Казалось, он не исполнял, а проживал их с таким азартом и актерским мастерством, что даже простенькая песенка становилась мини-спектаклем. А еще он очень избирательно относился к своему репертуару, в котором практически не было проходных песен. Все, что исполнял Сергей Зверев, попадало «в десятку», вызывая эмоции и бередя душу.
Однако на балаковском фестивале авторской песни «Возьмемся за руки, друзья!», талант Сергея открылся для меня еще одной яркой гранью — поэтической. Душа у этого обстоятельного и сурового на вид мужчины оказалась лирическая и нежная, как цветок. На первый фестиваль Сергей приехал с двумя сыновьями, Олегом и Антоном, которые исполняли в конкурсной программе «папины» песни. Пели они замечательно, в фирменном «зверевском» стиле — на разрыв. И сразу же стали фаворитами фестиваля. Их семейное трио, которое мы в шутку называли «группа Звери», стало стержнем фестивальных конкурсов. Зверевы поднимали стяг, открывая фестивали,  выступали с сольными номерами и феерично зажигали на веселой «Чайхане», даря самые восторженные и запоминающиеся впечатления.

Сергей был очень скромным человеком и только глаза, по-отцовски светящиеся от счастья, выдавали, насколько он горд своими сыновьями, которым он щедро передал свой талант и способности. Свое песенное авторство Сергей старался не афишировать, и только когда коллеги по творческому цеху начинали допытываться, чью замечательную песню он только что исполнил, Сергей тихо отвечал: «Моя. Рад, что вам понравилась».
А лирические песни у Сергея рождались очень красивые: содержательные, наполненные философским смыслом и, как теперь представляется, предчувствием скорой разлуки.

Когда я узнал о том, что Сергей покинул этот мир, то нашел в Интернете видеоролики с его выступлений. Какое богатое творческое наследие он оставил! Иногда, забыв о печальной новости, я улыбался, слушая его заразительные песни, от других начинало щипать глаза... Серега, будто предчувствуя скорый уход, подводил итоги, благодарил друзей и прощался, собираясь в неведомую дорогу. Песню «Мне в жизни повезло», которую Сергей исполнил на концерте  в день своего 55-летнего юбилея, он посвятил друзьям.

«Мне в жизни повезло,
Скажу я ей спасибо!
Доволен я судьбой,
Друзьями и любимой.
Не нужно жемчугов
И золота не надо,
Лишь только б видеть вновь
Друзей любимых рядом...»

А строчки из песни «Дарю тебе» в свете печального события и вовсе показались пророческими...

«За окном застучали дожди –
Это лето прощается с нами,
Если скоро уеду – ты жди,
И мы вновь прикоснёмся губами.
 А сегодня не нужно грустить:
 В этот день моё солнце родилось,
 Мы с тобою должны наше счастье допить,
 Дай нам Бог, чтобы это случилось.»
Не случилось... Концерт памяти Сергея Зверева состоится 8 октября (начало в 18.30) в ГЦИ. В программе прозвучат песни Сергея Зверева в исполнении  его друзей из клуба авторской песни.   

 http://www.youtube.com/watch?v=8GRnBzppnIk ("Мне в жизни повезло" в исполнении Сергея Зверева)