Моя школьная работа по мифологии

Сергей Барахаев
На днях я прочитал рассказ Тургенева И.С. “Бежин Луг”.
В произведении встречаются любопытные второстепенные персонажи - Леший, Русалка, Домовой, Водяной.  Но Тургенев И.С. мало, что рассказывает о них.
       Любое загадочное создание существует для человека настолько, насколько он в него верит. А если верит, то может увидеть или услышать это существо, ощутить его присутствие.
      Для  одних лешие, русалки, домовые — сказки, а кто-то в них искренне верит и рассказывает о встречах с ними, описывает облик, повадки. Наши предки верили в существование родных духов и считали, что они бывают самые разные и живут с человеком.
     Мне стало интересно, кто они такие и что о них рассказывается в мифах. В этой работе я попытаюсь изучить шире и подробнее все, что известно об этих мифологических персонажах — разные поверья, легенды и мифы, связанные с ними, а также понять, почему и зачем люди верили в них.
       Мне кажется, что наши предки и герои рассказа И.С Тургенева «Бежин Луг» верили в правила и предписания, которые диктует тот или иной персонаж предания, потому что от этого зависело благополучие человека.
Леший в славянской мифологии — это дух леса, живущий в лесной чаще. Известен он под разными именами, такими например как Лесовик. Прозвище, довольно часто использовавшееся в народе - Албастый, а так же Бор, Лесной дядя, Лешак, Лисун, Лобастый, Лопастый и многие другие. После перечисления некоторых имен Лешего стоит сделать вывод, что если-бы он существовал, то был бы очень вредным. Ну, а если серьезно то я думаю всем понятно, что Леший был весьма неоднозначной личностью: называли его как хотели, судили о его повадках кто как хотел - то он скулит скрываясь в кустах, то ухает как филин, сидя на пеньке, то вообще пробирается в дома и как троль в греческой мифологии, устраивает в доме кавардак! Несмотря на это все, люди относились к нему со страхом и некоторым уважением часто приносили ему дары в виде скота.
Вот короткое досье на Лешего, что еще известно про него?
Леший умеет оборачиваться в различных животных, являться в виде дряхлого старика, медведя, и даже в виде дерева.  Иногда он кричит в лесу и пугает людей. (думаю, они были не особо этому рады, а то выйдешь по грибы , а тут из-за кустов как выскочит...) Леший -волчий и медвежий пастух, ему подчиняются все звери в лесу. Он охраняет лес и лесных зверей, поэтому его опасаются лесорубы и охотники. Прознав, что в какой-то чаще живет леший, люди обходят ее стороной.
Вообще, Леший - начальник над всеми деревьями и зверями, без его разрешения в лес заходить не стоит. Леший может менять свой рост - то он не выше травы , то высотой с сосну, но обычно выглядит как простой мужичок, только кафтан у него запахнут на правую сторону и обувка на ногах наоборот; глаза горят зеленым огнем, волосы длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей. Обличьем с человеком схож, да только весь с головы до пят шерстью покрыт. И хотя встречному старается прикинуться человеком, но легко его разоблачить, если посмотреть на него через правое ухо коня. Звучит сегодня как бред, но для людей раньше то была истина.
Леший любит морочить голову путникам и сбивает их с тропинки, путая и начиная водить кругами. Он может обойти вокруг неосторожного человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного круга, не в силах переступить замкнутую черту. Тем не менее, Леший, как и вся живая, природа, умеет творить не только зло, но и добро. Для того, чтобы он оплатил добром на добро нужно, чтобы человек, входя в лес, уважал лесные законы и не причинял лесу вреда. Очень обрадуется Леший, если оставить ему на пеньке лакомства какие в лесу не растут - пирожок, пряник и сказать вслух спасибо за грибы и ягоды.
С лешим связанно еще одно забавное поверье в народе - 17 октября: считали крестьяне, На Ерофея, - лешие с лесом расстаются. Именно в этот день они ломают деревья, гоняют зверей по лесу до тех пор, пока не проваливаются под землю. Не полагалось в эту пору даже заглядывать в лес - там страшно: «леший бесится».
Леший считался полноправным господином лесов. Но при этом и не гнушался покидать свою территорию и досаждать людям в их жилищах. Говорили, что лешие жили в лесу в избушке, брали в жены заблудившихся девушек, и вели самое обычное хозяйство. Только им не надо было ни сеять, ни жать, ни коров доить и всего остального. Необходимый имущество и еду лешие добывали в деревне: смотрели, кто из хозяек не благословляет пищу, кто ленится перекрестить домашнюю утварь и одежду, кто не читает молитву перед дойкой или севом,- и затем похищали. Впрочем, одинокие лешие обитали в густых камышах или лесных трущобах, и в основном развлекались заворачиванием людей.
Может Леший издеваться над людьми, издавая дикие, наводящие ужас крики, отчего человек сбивался с пути и затем долго плутал. Довольный, что шутка удалась, леший истошно хохотал и хлопал в ладоши, что, бесспорно, радости заблудившемуся не прибавляло. Единственным средством против этих злых козней в народе считался следующий метод: обнаружив, что верный путь потерян, следовало вывернуть и надеть абсолютно всю одежду наизнанку - и тогда чары развеивались, и этому неудачному путнику удавалось покинуть страшный лес... Лешие подчинялись Богу Ярило и его отцу — Велесу. Но от куда же пришло такое понятие как леший?
На вопрос о том, откуда берутся лешие и не бессмертны ли они, бытуют разные мнения. С одной стороны считается, что лешие были всегда. Они появились тогда, когда возникли на земле первые леса, и были их хозяевами, а значит, и хранителями. Есть такая христианская версия: лешие – восставшие против Бога ангелы, сосланные с неба на землю. Например во Владимирской губернии рассказывали, что лешие – это проклятые люди, и при сотворении мира их не было. Они появились в библейские времена, когда Моисей выводил евреев из египетского рабства. Людям нужно было перейти море, и Моисей с божьей помощью разделил море. Евреи перешли его, а преследовавшие их египтяне, проклятые Моисеем, были либо поглощены морем и превращены в водяных или русалок, либо, если стояли в тот момент на берегу, в леших. Вот некоторые общие сведения, которые имеются, о леших.
  Так как же в рассказе И.С. Тургенева прослеживаются  представления предков о леших? Для начала вот как они описываются в рассказе:
- Лягушки? Ну нет, это не лягушки … какие это...( Цапля опять прокричала над рекой.) - Эк ее! - невольно произнес Костя, - словно леший кричит.
- Леший не кричит, он немой, - подхватил Илюша,- он только в ладоши хлопает да трещит...
- А ты его видал, лешего — то, что ли? - насмешливо перебил его Федя.
- Нет, не видал, и сохрани Бог его видеть; но а другие видели. Вот на днях он у нас мужичка обошел: водил, водил его по лесу, и все вокруг одной поляны... Едва-те к свету домой добился.
- Ну, и видел он его?
- Видел. Говорит, такой стоит большой, большой, темный, скутанный, этак словно за деревом, хорошенько не разберешь, словно от месяца прячется, и глядит, глядит глазищами-то, моргает ими, моргает...
   Как я и говорил ранее о леших судили как хотели. Не у кого не было точного представления о поведении лешего и поэтому почти у каждого человека было свое представление: один герой считает, что он кричит как цапля, другой, что он вообще немой и только может в ладоши хлопать! Так что об этом судить довольно трудно и как мне кажется совершенно бесполезно.
   А вот облик лешего в рассказе И.С. Тургенева довольно сильно совпадает с представлениями о нем наших предков: Большой, скутанный и темный мужичок, прячется за деревом и на месяц глазищами лупает.
   По поверьям славян леший мог менять свой рост по своему желанию, но чаще принимал облик лохматого мужчины довольно высокого роста и одетого чем попало. Именно так в рассказе описывается облик лешего. И.С. Тургенев полностью передал то как люди к лешему относились, с каким чувством реальности себе его представляли и с каким презрением и страхом к нему относились.
Далее домовые...
Ну, что сказать о домовых? Во первых, имена  их так же многочисленны как Лешего,- Дедко, Доможил, Суседко, часто звали Хозяином. Но есть и существенное отличие - Домовой дух добрый.
По поверьям славян в каждом доме живет невидимый дух — домовой. Он покровительствует хозяйству, защищает дом и, как правило, не делает зла хозяевам. Зимой он живет в доме рядом с печкой, а летом, если в хозяйстве есть лошади, помещается на конюшне.
   Домовой «скотину водит», он любит лошадей, холит их и кормит, заплетает им хвост и гриву в косички. Но если домовой невзлюбит какую-нибудь скотину, то может ее замучить. Хозяева стремились держать лошадей той окраски которая «ко двору», то есть любима домовым.
Если домовой рассердится на хозяев, то он может ночью ущипнуть человека до синяков, может и напроказничать — напугать, спрятать что-нибудь в доме.
При переезде в другой дом в последнюю ночь в старом доме перед печкой стелили шубу и приглашали: «Дедушка-хозяин, милости просим к нам на новое жилье».( Многие подобным образом и сейчас в наше время при переезде зовут домового в новый дом или квартиру!) Потом шубу заворачивали и переносили в новый дом, как верили, вместе с домовым.
У славян к домовому было двойственное отношение. Его считали «своим», уважали и ублажали, но в то же время и побаивались. Дело в том, что этот мифологический персонаж был связан с культом предков. Изначально домовыми считались души умерших предков, основателей рода.
Домовой ухаживает за животными и цветами в доме, может сделать покрасивее хозяйскую дочь, присылает ей хороших женихов. Хозяевам дома прибыль идёт, а убыли практически нет. Домовой нянчится и играет с маленькими детьми, следит за их здоровьем, отгоняет зависть недоброжелателей, пресекает проникновение в дом злых духов и делает ещё многое другое.
Много веков назад такие домовые назывались — доможилами. В некоторых христианских текстах-житиях упоминаются бесы-хороможители, например, в средневековом. Этот хороможил обитал в доме, обычно в углу за печью, куда надо было бросать немного мусора, чтобы домовой"не перевёлся".Даже в этих старинных сказаниях, написанных священниками, противниками веры в домашних духов, эти существа описаны и именуются как доброжилами, доброхотами, кормильцами, соседушками, хозяевами, дедушками - всё это добрые домовые. Еще одно имя домового Жировик один из видов домовых - добрый дух, который любит тёплые места в доме, живёт за печкой или батареей. Любит забираться в кладовки, чуланы и каминные трубы. Он старается быть невидимым, в таком виде он вертится на кухне и старается лизнуть блины, оладьи, котлеты, которые готовит хозяйка.
  Ночью жировик чистит посуду, вылизывая каждую тарелку, каждую ложку, потому и прозвище его -"лизень". Язык у него словно жёсткая губка, поэтому посуда или стекло после него сияют блеском и чистотой.
  Жировик - это зажиточный домовой дух, добрый защитник дома. Он приносит достаток в дом, в котором поселится. Как утверждают народные поверья, жировик - «настоятель жиры», то есть накопитель достатка, умелый хозяин жилья и двора. Очень любит животных и заботится о них. Жировики хорошо предвещают будущее.
 Когда жировик начинает по ночам в жилом доме беспокойно себя вести - громко возиться, шумно вздыхать, охать, бить посуду - тогда, значит, в доме нет больше «жиры», дом покинула удача, домовой разочаровался в хозяевах и прогоняет их.
  А вот этот мне нравится больше всего! Лизун - добрый домовой дух, живущий за печкой или в подполе дома. Лизун - одно из имён домового, который, по поверьям, лижет (прилизывает) по ночам волосы людей, шерсть домашних животных, окна и пол.( не путать с Жировиком) Часто забывает стать невидимым. Лизун очень небольшого размера и похож на маленькую кошечку. Если вы поймали лизуна за его любимым занятием, то схватите его за шерсть, прочитайте молитву и перекреститесь. Лизун тотчас исчезнет из вида, но не обидится на вас и вновь будет наводить чистоту.
   Вот отрывок из рассказа И.С. Тургенева: ...Потом поднял форму и стал макать ее в воду словно хотел почистить, а  после вешал обратно, чтоб обсохла. В своем рассказе автор описал довольно симпатичную повадку домового. Ночью он как полноправный и настоящий хозяин дома или помещения просыпается и начинает вести хозяйство часто недовольно поскрипывая возмущаясь тому как небрежно люди заботятся о скотине или убирают в доме! И в рассказе И.С. Тургенева хорошо и наглядно прослеживается это качество домового. Да и когда говорят домовой сразу вырисовывается образ эдакого небольшого старичка, с длинной бородой и добрым лицом ведь именно таким его и представляли славяне!

Далее водяные.
  По поверьям славян водяной - это Царь земных вод и рек. Он обитает, в «черной воде», в речных омутах. Водяной обликом похож на лешего: лохматый, старик с большим брюхом, длинной бородой и зелеными волосами, весь покрытый грязью и тиной. Вера в водяного была порождена языческими представлениями об утопленниках, которые продолжают доживать свой век в воде.
Водяной почти всегда враждебен людям. Это злой дух, который позже представлялся в виде черта. Но и его старались, как и Лешего, задобрить игрой и пением на берегу водоема. Считалось, что водяной расположен к тому, кто уважает его и приносит в жертву животных и плоды. Пытались договориться чаще рыбаки и мельники. Рыбаки отдавали ему первую пойманную рыбу, бросали в воду лапоть со словами «На тебе, черт, лапти, загоняй рыбу!». Разгневанный водяной мог поднять бурю на воде, утащить человека в свое водяное царство, распугать рыбу.
На на самом деле разными духами, и в том числе водяным, пытались объяснить различные явления природы которые сами не могли понять.
Что еще известно о водяных?
Он ревностно охраняет свой водоем и не прощает тех, кто непочтительно к нему относится: провинившегося дух способен утопить или сильно покалечить. Впрочем, водяной также может и вознаграждать людей: считается, что водяной может даровать хороший улов, но также он способен оставить рыбака вообще без единой рыбки. Любит дух и проказничать: пугает людей по ночам странными криками, может прикинуться утопленником или младенцем, а когда его втянут в лодку или вытащат на берег, он откроет свои глаза, рассмеется и плюхнется обратно в воду.
Живут водяные семьями. Обычно водяной имеет множество жен – русалок. Утянутые духом на дно, люди остаются у водяного в услужении, всячески развлекая хозяина водоема и выполняя различные поручения. Впрочем, от него можно откупиться, но цена  — придется отдать своего первенца.
   По рассказу И.С. Тургенева один из героев услышал зов водяного исходящий из озера и непростой, а человеческий. С первого взгляда может показаться, что автор искривил повадки водяного в своем рассказе ведь где это слыхано что-бы водяной человеческим голосом разговаривал! ( В рассказе И.С. Тургенева герою послышался голос утонувшего мальчика.) Но если покопаться в информации можно прочитать, что водяные по мнению наших предков утонувшие люди доживающие свой век в воде. Это вполне объясняет почему герой рассказа услышал голос именно погибшего в воде мальчика! ( Хотя я уверен, что он просто наслушался всяких историй и его воображение нарисовало из звуков природы зов водяного.)
Вот небольшая история о водяном из русского фольклора:
«….Пас я в ночную лошадей. И вот рано утром, не помню — было солнце вошедшие или нет, но было уже светло. Дело это было в поемных лугах (т.е. где во время половодья луга заливаются водой). В средних числах июля. Все на этой же самой Медведице. Пошел это я по берегу лошадей посмотреть, вдруг вижу — сидит, а меня не видит. Покрыт «он» весь волосами — даже рук и ног не видать было, да еще большие концы волос на земле стелятся.
Как только это «он» заслышал меня, да как сразу бросится в воду и пропал над водой. А по реке пошел такой сильный гул, что даже и представить себе нельзя. А я не боялся, стал ждать, не выйдет ли — ничего. Так и ушел...»

Наконец, русалки.
Это очень интересный персонаж мифологии. Происхождение русалок люди связывали с женщинами и детьми, умершими неестественной смертью, или утонувшими. Русалки обладают вечной молодостью и красотой, у них зеленые волосы и чарующие голоса. Славяне, в отличие от жителей Западной Европы, не представляли русалок в виде женщин с рыбьими хвостами. В славянской мифологии они такие — красивые молодые девушки с длинными распущенными волосами, нагие или в белых одеяниях, с веночками на голове. В ясные летние ночи русалки играют, пляшут и поют на берегах рек, качаются на ветвях деревьев, плетут венки. Летом на Русальной неделе с 27 июня и до 7 июля русалки выходят из воды и водят хороводы в полях. Многие считали, что где русалка пройдет, там хлеб лучше родится. Встреча с русалками опасна: они могут защекотать встречного до смерти или утащить его в воду.
обитания русалок наряду с водой считались также лес и поле. В целом, речь шла о двух видах русалок - водяных и лесных. Кое-где их называли лешихами или лешачихами - то есть женами леших. В некоторых местностях России считалось, что царство русалок находилось в коноплях.
Множество толков о них ходило в народе по поводу русалок и их взаимоотношений с людьми. Преобладала убежденность во вредоносной, злой природе русалок - кое-где их даже звали чертовками или шутовками, то есть женами чертей. Они преследуют всех, кто нарушает правила бытового и ритуального поведения во время Русальной недели: кто рисковал купаться до начала Русальной недели или же в полдень любого дня, того могли затащить на глубину реки. У тех, кто в праздник работал, могли передавить всю скотину.
      Вот я и подобрался к русалке! В рассказе она описана с некоторыми искажениями: После того как мужчина из рассказа перекрестился русалка вдруг заплакала! Вот как раз этого в представлениях славян не было, плачущая русалка есть в европейской мифологии: расчесывает волосы на прибрежной скале и плачет. Это поведение европейских русалок, а славянские помимо того, что не имели рыбьих хвостов еще и не плакали. Они хохотали, хмурились, не выражали эмоций, но некогда не плакали. А в остальном образ русалок передан верно довольно хорошо автор описал желание русалок унести к себе в подводное царство людей ведь это единственная отрада которая доступна им в своем существовании.
Вот так о русалках говорит Непомнящий Николай Николаевич (написал в общей сложности около 60 книг о путешествиях, загадках истории, природы, человека; много поездил по планете, в настоящее время редактирует журнал «Путешествие по свету») в своей книге «Энциклопедия загадочного и неведомого»:
 «… Существа эти, несомненно, разумны, ведь коварство, в котором их обвиняют веками, — тоже свойство разума! И если эти существа и впрямь не порождение богатой народной фантазии, а представители реально существовавшей когда-то и исчезающей в наши дни цивилизации- «соседки», немного обидно, что дружить с нами они категорически не желают. Ведь человечество всегда мечтало обрести собратьев по разуму!
Правда, при этом мы куда чаще пытаемся заглянуть в звездные глубины космоса, чем в таинственный подводный мир Земли, забывая, что живем, в сущности, на мало изведанной нами планете… Так что основания для обид есть не только у нас, но и у возможных представителей гомо амфибиус — обитателей чарующего подводного царства…
В легендах говорится, что русалки топили судна и сидя на скалах смотрели на безуспешно пытающихся выбраться из морской пучины моряков и хохотали звонким пронзительным смехом который в свою очередь оставался последним, что эти несчастные услышали...»

Заключение
Так почему и зачем люди придумали различных мифических существ и с такой горячностью в них верили?
Дело в том, что мифологические представления возникли очень давно, когда еще не было никакой науки. Не было ни физики, способной объяснять свойства веществ, ни астрономии, исследующей космическое пространство, ни медицины, объясняющей, откуда возникают болезни и как их нужно лечить. Но человеку всегда хотелось знать, как устроен мир, почему день сменяет ночь, а зиму лето? Почему бывают бури и ураганы, засухи и наводнения, болезни и смерти? И еще нужно было научиться общаться с этим непонятным, непредсказуемым и иногда очень враждебным миром. Нужно было выработать правила поведения в этом мире, чтобы сделать его более предсказуемым, более дружелюбным человеку.
Всем этим целям и служит миф. Миф - это свод записанных или передаваемых изустно представлений, объясняющих происхождение мира, его устройство и место в нем человека. Миф содержит набор предписаний и запретов, которые надо соблюдать, чтобы выстраивать безопасные отношения с временем и пространством, с животными и растениями, с огнем и водой, лесом и камнями. Поэтому к мифу всегда относились очень серьезно, в него верили и выполняли все правила, которые он диктует. Потому что от этого напрямую зависело благополучие человека — здоровье его самого и его детей, величина урожая и количество скота. Персонажи мифа воспринимаются как реальные существа, с которыми можно столкнуться нос к носу, выйдя на реку, зайдя в лес или в поле.
Миф не только объясняет устройство мира, он вырабатывает понятие нормы
и отклонений от нее. А это жизненно важно для человека. Ведь если наряду с земным миром есть еще и загробный, нужно хорошо знать те признаки, которые отличают его от человеческого. Нормой является все то, что характеризует человека и его земное пространство. Все, что в ту или иную сторону выходит за пределы нормы, характеризует «иной» мир и обитающих там существ. Поэтому разные физические недостатки — горб, хромота, косоглазие, слепота, слишком высокий или слишком маленький рост, слишком густые брови или их отсутствие считаются признаками потустороннего существа. Вот и родились в воображении наших предков различные существа мифического характера, помогающие им понять те или иные силы и явления природы — лешие (загадки леса), водяные (неясные и непонятные загадки глубокой воды), домовые (таинственные духи, оберегающие быт и дома), русалки (попытки понять и осмыслить неестественную гибель девушек).