Стриж - маленькая птичка невысокого полёта

Николас Алексеев Проза
СТРИЖ - МАЛЕНЬКАЯ ПТИЧКА НЕВЫСОКОГО ПОЛЁТА

г. Дзержинск                июль 2015 года.

      - Ваш апельсиновый сок и минералочка! - громко протараторила веснушчатая девица-проводница, ставя на столик моего купе литровую упаковку томатного сока и минеральную воду.
      - Но, мадмуазель, я просил яблочный и чай! - аж поперхнулся я.
      - А, точно, перепутала. Да вот еще сок томатный... Ха-ха-ха! - весело рассмеялась ветреная девица.
      Эта диалог состоялся в спальному вагоне (СВ) нового пассажирского поезда сообщения Москва - Нижний Новгород, "птичьей" серии с названием Стриж, имеющего испанские корни.
      Хорошенькое купе. Все есть, даже с перебором, например, персональный (на купе) санузел с душем. Моноблок для просмотра закаченных в него фильмов.
Только вот всё очень маленькое, не удобное. Складывается ощущение, что нормальный по задумке поезд кто-то распорядился уменьшить процентов на тридцать. Особенно явно это видно снаружи. Вагоны непривычно низкие, возможность погрузки - только с низкой платформы. Высота вагона уменьшена за счёт подвески, оказавшейся на поверку жесткой и шумной. В общем, восторженные ожидания, мягко говоря, не оправдались, особенно в сравнении с лидером "птичьей" серии - немецким Сапсаном, заслуженно полюбившимся пассажирам, которого и сменил Стриж.
      Интересно, что запуск Стрижа хронологически поставил точку десятилетнего правления Владимира Ивановича Якунина - теперь бывшего президента РЖД. Десять лет для такой высоко технологической отрасли - огромный срок, за который радикально меняются в ногу со временем технологии, скорости, стандарты сервиса и многое другое. Что говорить, хозяйство очень непростое, хлопотное и, главное, очень важное для экономики страны. От скорости и стоимости перевозок во многом зависит конкурентоспособность товаров, особенно, в условиях огромных российских расстояний.
       Что же изменилось за эти годы в железнодорожной отрасли? Бесспорны положительные моменты: обновление вагонного парка, увеличение протяженности дорог, модернизация пути, изменение в лучшую сторону сервиса, увеличение количества скоростных (ну, или почти скоростных) маршрутов.
      А что на другой чаше весов? Сокращение грузоперевозок, особенно средних и мелких грузоотправителей, и уничтожение контейнерных перевозок... Уже на этом можно ставить точку, потому что чаша весов уже переполнена! Владимиру Ивановичу удалось-таки выплеснуть младенца: самые дешевые во всем мире (после, конечно, водных) перевозки благодаря его управленческим талантам стали неконкурентоспособны. Железнодорожная отрасль окончательно проиграла автомобильной... В этот же длинный список "достижений" можно отнести и отмену большого количества маршрутов пригородного сообщения, и цены на билеты, сопоставимые с авиа, и убыточность пассажирских перевозок, и многое-многое другое.
      Основная причина (не считая низкоэффективного управления) на поверхности. Огромная, уступающая лишь ещё одной, всемирно известной нашей монополии, коррупция! Там,  правда, со сверхприбылей, а в РЖД - с весьма скромных и постоянно ухудшающихся (даже с учетом колоссальных государственных дотаций) финансовых результатов.
      Ответственно, опираясь на свой собственный опыт, заявляю, поставить в РЖД что-либо просто не возможно. Закупкой в интересах РЖД занимаются очень ограниченное количество компаний, принадлежащих приближенным, наворачивая на этом посредничестве от пятидесяти процентов. То же с модным ныне аутсорсингом, когда на сторону своим компаниям за дорого передаются функции, ранее бывшие у РЖД.
      От этого и поезда становятся все меньше и меньше. Полагаю, следующий скоростной поезд назовут Воробей или Колибри. И уж тогда берегитесь, пассажиры!