Камчатский гандольер

Странница Любовь
 
Эта удивительная гора притягивала и манила.  Я стояла на помосте, служащим сценой во время праздников в  поселке Эссо, и созерцала малиновый с серо-голубой каймой закат над горой. 
Эссо небольшой, самобытный поселок расположенный аккурат по центру Камчатки, ну, или почти по центру… обойти его можно за час или того меньше. Недалеко от сцены располагалось здание не много не мало, а поселкового правительства! Ну, или правления… но мне правительство больше по душе и пусть будет правительство. Все в поселке было необычно…  мусорные контейнера размещены в металлических будках, где вместо двери решетка, закрытая на большой амбарный замок… это чтоб медведи свой нос не совали.  Великолепные усадьбы в Эссо соседствуют с откровенными халупами и так гармонично соседствуют… а у моего гостевого домика стоит… блин, пушка! Не как у нас в городе, типа аллея, а на ней военная техника с табличками, дескать воевала, побеждала тогда-то и тогда-то… нет! Просто пушка… не надписей, ни табличек...не знаю на какой случай стоит… Ну, и огромный, открытый  совдеповский бассейн, с горячей  термальной водой, парит,  напоминая наше когда-то  коллективное бытие…  одним словом время в Эссо куролесило… с одной стороны зайдешь – в совок попадешь, с другой стороны в капитализм упрешься…
Так вот, стою я на сцене и смотрю на удивительную гору. Вечереет. Стою, любуюсь и мысленно разговариваю с горой. С горами я всегда разговариваю, прежде чем подняться на них… прошу  так сказать разрешения. Горы не любят незваных гостей…
- А хотите, я вас на  Оленгэндю  свожу? – раздался тихий, вкрадчивый  голос у меня за спиной.
Я в недоумении оглянулась. Возле сцены стоял небольшой, щупленький мужичок, лет шестидесяти, в кепочке, надвинутой на глаза. Представляете? Я еще с горой не договорила, а мне тут же проводника прислали? Я снова вопросительно посмотрела на гору, но она загадочно молчала…
- Я даже иностранцев туда водил…- продолжил загадочный проводник.
- Задорма водите или за вознаграждение?
- Вас так отведу. Правда, с некоторых пор  зарекся в такую даль ходить. Но вас свожу.
- Отчего такая честь?
- Вы так на нее смотрите… я шел мимо и вдруг захотелось вас туда сводить…
Но что то всё таки меня настораживало, в таком оперативном разрешении моего желания. Да и от  новоявленного проводника попахивало спиртным.
- Ну… я вас не знаю… а вдруг вы Иван Сусанин?
- Я, Алексей Иванович, меня все тут знают. А давайте я завтра вам экскурсию по окрестностям проведу.
- А давайте.
И мы сговорились встретиться утром.
Утро было замечательным, Алексей Иванович встретил меня на окраине Эссо и мы пошли на Пионерскую сопку, что сразу за поселком и начинается. Я уже поднималась на нее одна и по трудной крутой тропе, как говорят туристы  в лоб сопки. А сейчас мне был предложен путь легкий, обходной.  Нам надо было перейти вброд, быструю речку. Что-то вещая мне про Порфирия Иванова и его учение, проводник, скинув штаны и обувь быстро  перепрыгал  реку, словно кузнечик, я же не спеша, выверяя каждый шаг, очень долго перебиралась, балансируя на острых камнях. Алексей Иванович нетерпеливо подпрыгивал на другом берегу, удивляясь:
- Вам что, не холодно? Так же ноги отморозить можно. Вода в реке горная, ледяная.
- Нормальная вода. Я морж, мне такие тренировки только в радость.
- А-а… - как то разочарованно протянул проводник и я, было подумала, что он потащил меня через эту реку, чтоб выступить в роли спасителя… или человека феноменальных возможностей, что  подняло бы его статус в моих глазах…
Когда я форсировала ледяную  реку, АИныч (я его про себя так окрестила, сократив до минимума ИО – имя, отчество)  ринулся через лес к сопке, я еле поспевала за ним. Как я поняла, Алексей Иванович ходить не умел… он бегал! И гнаться за ним было просто нереально. Я катастрофически отставала. Он успел на сопку забежать, потом снова ко мне спуститься и снова забежать…  Я торопилась за ним, но что-то на этой тропе, по которой мы поднимались, меня напрягало и заставляло постоянно оборачиваться. Вроде все нормально, а то вдруг кажется, что кто-то пристально смотрит мне в спину…  Только тогда поняла в чем дело, когда увидела… какашки… Пионерская сопка, место для жителей Эссо знаковое, на ней встречают рассвет после выпускного в школе, влюбленные уединения ищут… Правда по всей сопке медвежьи тропы и свежие какашки  указывают на то, что медведи тут постоянно курсируют. По такой медвежьей тропе и повел меня АИныч. Одно успокаивало, медведи, те, что в здравом уме, стараются с человеком не сталкиваться, даже если этот человек нагло прет по медвежьей тропе. Ну, а про тех, что в уме нездравом… думать не хотелось… Все обошлось конечно, но такое безрассудство проводника как то настораживало.
Спустившись с сопки, мы купались в сероводородных горячих источниках, распарившись в них, сигали в ледяную реку… благодать! И кайф неописуемый.  А вечером мы сбегали… да да, не сходили, а сбегали  по лесной дороге к ручью Олэнгэндэ, место живописное… на берегу извилистого ручья с несколькими руслами в беседочке  мы повечеряли. Попили чайку или, как говорил Алексей Иванович «чайконули» с мясистыми помидорами вприкуску и снова ринулись в Эссо. Беготня  с проводником веселила, но и утомляла… не бегун я! Я созерцатель! А созерцание не терпит суеты. Но раз уж по моей просьбе прислали бегающего проводника, значит надо побегать…
На следующий день у нас Алексей Ивановичем был намечен сплав по реке Быстрая. Как сказал АИныч - это будет незабываемый рафтинг! Я порадовалась такому везению, бежать за проводником не надо, сиди себе, фотай пейзажи, созерцай сколько душе угодно. Наслаждение, одним словом.
С утречка мы выдвинулись к Димчиканскому кордону. Идти нам предстояло примерно одиннадцать километров, по лесу, через перевал и другие трудности… Проводник на радость мне не бежал… ведь трудно бежать с весом в двадцать пять килограмм. Он пер на себе резиновую лодку, а мне поручил нести весла. Лесная дорога шла параллельно реки и иногда сквозь деревья  я любовалась несущейся по камням рекой Быстрая, по которой мне и предстояло в ближайшее время сплавляться. На мой вопрос:
- А какой категории сложности сплав по реке?
Алексей Иванович затруднился ответить, потому, как не знал вообще об этих категориях. Вот так мы и шли, я вопросы всякие задавала, а мой проводник  удивлялся, зачем мне столько информации хочется из него выудить и молчал, как попавшийся в плен разведчик…
Когда я снова увидела прямо на дороге свежий медвежий помет, задала мучивший меня с  начала пути вопрос.
- Алексей Иванович, а какие средства предохранения от нежелательной э-э… встречи с медведем у вас имеются?
И получила потрясающий ответ:
- Свисток!
Ни фальшфейер, ни перцовый баллон, ни граната, в конце концов, а свисток!
- А что у вас медведи дрессированные? Команды по свистку понимают?
- Скажите тоже…  медведи резких звуков не любят…
- Так свистите уже! Вон вокруг мины медвежьи еще дымятся.
-Да не помню я, куда его положил…
- Тогда давайте весело и громко  общаться, вроде нас много.
Но общалась я… правда весело не получалось, но громко – да. Мой проводник был погружен в себя и не обращал на меня и окружающих нас медведей никакого внимания.
На перевале мы закинули свои вещи в кусты и налегке отправились к смотровой площадке Быстринского природного парка. Начал  моросить мелки дождь, встречный ветер мешал подъёму, но мы всё таки взобрались на площадку и… я заорала от восторга! Мы словно парили над тоненькой лентой вьющейся внизу  реки, слева от нас виднелось идеальной формы и голубизны озеро Икар, образовавшееся когда то в результате вулканической деятельности, а над ним возвышалась  закрытая  низкими облаками моя мечта… гора Дыгерен-Олэнгэндэ. По одной из версий, поселок Эссо расположен в кратере древнего вулкана, а Дыгерен-Олэнгэндэ один из его боковых конусов. Вот почему я так хотела попасть на эту гору… я хотела увидеть своими глазами этот древний вулкан…
Но вернемся на смотровую площадку. Мы еще полюбовались открывающимися просторами, попарили над Быстринской долиной и…  спустились на землю, надо было идти дальше… а дальше мы шли под радугой, как под аркой разделившей мир надвое… за нами на перевале остался дождь и темные грозовые туча стояли стеной, а впереди было солнечно и безоблачно. Мы  спустились  с перевала к кордону.
 Димчиканский кордон это как первый форпост природного парка «Быстринский», охраняющий то ли дикую природу от человека, а то ли наоборот...  В парке разбиты места для отдыха: беседки, смотровые площадки, кострища, есть даже  дендрафон и прочая развлекаловка.  Кордон состоит из нескольких добротных домов, есть там и баня и гостевые домики для туристов, музей в Визит Центре… но в этот раз на кордоне никого кроме нас не было. Только один охранник Женя, с которым мы и попили чайку с вареньем, поболтали о том, о сем… потом он показал мне небольшой музей, где были собраны разные фотографии, макеты местности, чучелки птиц, и много еще чего. Особенно меня поразил слепок лапы медведя, который наведывался на кордон… он был больше мой головы почти вдвое! Я ведь не поленилась и вложила свою голову в этот слепок… мама дорогая! Это ж, какой величины сам медведь? Позднее я в Петропавловск - Камчатском видела чучело медведя стоящего на задних лапах и в высоту он был… больше двух с половиной метров! Здоровый мужчина ему только до подмышки головой доставал!
Но как я уже сказала, на кордоне никого не было, даже медведей, начинался нерест рыбы, и медведи ушли ближе к нерестилищам. А мы отправились к месту нашего сплава. Алексей Иванович разложил лодку и начал ее надувать… а надувал он ее ртом! 
-Алексей Иванович, это вы что, так легкие тренируете?
- Да нет, я «лягушку» забыл… ничего, так надую.
Я немного посомневалась, а стоит ли плыть на лодке надутой ртом? Устойчива ли она будет на реке с буйным норовом? Но снова вспомнив, что Алексей Иванович послан мне в проводники свыше, сомневаться перестала, а достала фотоаппарат, поснимала окрестности, оделась в непромокаемый костюм и приготовилась к сплаву. Тут все и началось…
Сплав начался с заныра… Алексей Иванович греб активно, но бестолково, мы быстро вылетели на середину реки, сначала встали поперек течения и нас швырнуло на камни… чудом лодка выровнялась и тут же занырнула носом на перекате… вода залилась мне в штаны через гачи, а в ветровку через шкирку… лодка наполнилась до середины водой. Я вычерпывая воду ладошками крикнула Алексею Ивановичу:
- Дайте черпак иначе мы так лодку утопим.
- А нет черпака, я забыл…
Попеременно то, матерясь, то читая молитвы, я черпала воду, как пропеллер  из лодки своим военным складным стаканчиком. Какое созерцание и любование… Слава Богу, успела фотик засунуть в карман ветровки и застегнуть на молнию. Алексей Иванович, борясь со стремниной, несколько раз двинул мне по башке веслом… первый раз я возмутилась, а потом, поняв, что в борьбе за жизнь это не самое страшное, смирилась, но старалась предугадать удар и увернуться… не всегда получалось…
А лодку то подкидывало на скрытых под водой камнях, то крутило течением, то захлестывало водой на перекатах…  плохо надутая лодочка чуть ли не восьмеркой закручивалась в быстрой реке.  А в довершение подо мной сломалась доска-скамеечка и я плюхнулась попой на дно утлой лодчонки! Капец! Мой проводник запаниковал и пытался подгрести к берегу, отчего мы чуть не перевернулись.
- Я сейчас спрыгну и подтащу лодку к берегу - суетился Алексей Иванович и… свалился на меня, мы забарахтались на дне лодки, я лицом в воде, захлебываясь и беспомощно пытаясь подняться, а Алексей Иванович сверху меня и почему то тоже не поднимался… Не помню, как я вывернулась сама и его на место водрузила, этот эпизод происходил наверное при отключенном сознании… усадив АИныча и сунув ему в руки весла, я заорала:
- Сидеть и не бздеть! Греби, гребун, твою мать! Ты когда последний раз по Быстрой сплавлялся?
- В прошлом году в начале лета. Тогда воды больше было и камни эти не торчали…
-А до этого?
- Не помню…
- Блин, рафтер хренов! Иди посредине реки, где поглубже. Веслами не маши, как придурок, иначе мне голову снесешь! Давай, соберись! Прорвемся!
Ну, спасение утопающих дело рук самих утопающих… я балансировала сидя на корточках на дне лодки, а порой просто на пятой точке, ощущая этой точкой все наиболее значимые камни реки… черпала воду, умудряясь уварачеваться от удара веслом… и пела… а что мне оставалось делать?  Песня, особенно патриотическая не одному человеку жизнь спасла. Да, не важно что я пела, кажется там было «Врагу не сдается наш гордый Варяг…», «Шаланды полные кефали…» и пр. … главное что пела с душой!
Через два часа борьбы со стихией, мы причалили к берегу… Алексей Иванович на мелководье  выпрыгнул, долбанув напоследок меня по спине ногой, пытаясь дотащить лодку к берегу, я схватила чуть не улетевшее за борт весло… Алексей Иванович отскочил подальше… видно уж очень свирепое выражение было в то время на моем лице...
 Всю дорогу мы шли молча. С меня ручьями текла вода, ей трудно было выходить из моей непромокаемой экипировки…  АИныч держался от меня подальше,  так как весла, словно орудия возмездия я решительно перла словно шла в атаку… так маршировали когда то красноармейцы со штыками наперевес…
- Может, сейчас сходим на горячие источники? – как ни в чем не бывало предложил  мой проводник.
- Спасибо, я уже накупалась! – парировала я.
- А на Оленгэндю завтра пойдем?
- Спасибо, я уже находилась!
-Пошли тогда ко мне «чайконем».
- Спасибо, нахлебалась!
Поняв, что я на ближайшее время не расположена к общению, Алексей Иванович попрощавшись, юркнул в калитку своего дома. Я же забросила весла вслед ему  в огород и пошла… купаться на горячие источники. Мне очень хотелось тепла, но без АИныча…
Меня подмывало рассказать кому-нибудь о своем феерическом сплаве,  жизненно-необходимо было поделиться с кем ни будь  своими приключениями, и я вечером отправилась к Александру первому, у которого в гостях был Александр второй (о них отдельный рассказ). И когда я, хохоча и плача от своего истерического хохота рассказывала друзьям о моем умопомрачительном рафтинге, Александр второй констатировал:
- Ну, ты себе и гондольера выбрала! Это ж  местный Парфирий Иванов и Иван Сусанин в одном лице! Это хорошо еще, что вы вместе вернулись…
И рассказал, как Алексей Иванович туристов на Дыгерен-Олэнгэндэ водил.
Лето уже заканчивалось, туристов в поселок приехало много, Александры взяли группу на рафтинг, а несколько человек из тех туристов хотели в горы сходить, вот их и сосватали Алексею Ивановичу. Повел он их, как и меня – бегом, вымотал бедолаг, взмокли ребята, а тут перевал… Солнышко припекает сверху, а снизу холодно, горы одним словом. А надо сказать АИныч увлекался учением Порфирия Иванова и в одних трусах, говорят, зимой по поселку шнырял (или злые языки говаривали, что его чей то муж застукал и выкинул в исподнем на улицу… ну, неважно) И вот на перевале АИныч раздевается до трусов, призывая своих подопечных к здоровому образу жизни… народ распаренный от бега с удовольствием разногишался (но были и те, кто не последовали примеру мастера) и все посайгачили за мессией по перевалу достопримечательности обозревать, и тут… а в горах надо сказать тучи налетают в мгновение ока… короче бедолаги не успели до своих вещей добежать, как все вокруг накрыло снегом! В снежной круговерти не было видно ни зги! Как новообращённые ивановцы своего гуру не убили? Не знаю… Алексей Иванович бегает быстро… короче он крикнул, что побежал за помощью и исчез в метели… а бедолаги туристы подожгли стланик и благодаря этому выжили… нашли их по дыму с перевала. А Алексей Иванович побежал за подмогой… но не в ту сторону, да и как  там было разобрать, где та сторона, а где эта, в метели то? Но духи гор к Алексею Ивановичу благосклонны, вернулся, правда пятки подморозил…
Вот такой мне достался проводник… И смех и грех! Но зато  рассказец  неплохой получился. Верно?