Донос. 3. Ивана женю на рыжей

Владимир Пузиков
3. ИВАНА ЖЕНЮ НА РЫЖЕЙ

С детских лет Иван был помощником матери и старшим братьям, работал в поле, ухаживал за скотом. В школе учился только в межсезонье, с ноября по март.

В молодости полюбил Иван красивую дивчину – Татьяну Сидорову. Любовь был взаимной, дело шло к сватовству. Да вот, мать Ивана – Евлампия Тарасовна, женщина властная и решительная, благословения на брак не дала, заявила:
- Женю Ивана, хоть на горбатой или на рыжей, а Таньку в снохи не возьму!

Сказала Евлампия, как отрезала. Детей она воспитывала без мужа, потому и решения принимала самостоятельно, ни с кем не посоветовавшись. А вскоре ее пророчества сбылись.

***

Прислали в село Мирное молодую учительницу – Баеву Валентину Ксенофонтьевну, 1909 года рождения, рыжую, с косой до пят, конопатую, но, в общем-то, обаятельную девушку. Назначили Валентину Баеву заведующей местной школой, поселили в хате на въезде в село, которая сохранилась до наших времен.

Евлампия Тарасовна нашла повод, чтобы зайти к новой «училке», поговорить и присмотреться. Увидев, что квартира учительницы не обустроена, да к тому же в ней холодно по причине недостатка, не то что дров и угля, а и овечьего кизяка, Евлампия предложила поквартировать у нее.

- Да как-то неудобно! Вы меня не знаете, я Вас тоже… - неопределенно ответила Валентина. – Сельсовет обещал все бытовые вопросы порешать.
- А ты не спеши, подумай хорошенько!
Разговорились. Евлампия спросила за родителей Валентины, кто они, где живут? Оказалось, новая учительница – детдомовская, не знает «ни своего рода, ни племени»!

После гражданской войны содержалась Валентина в Ставропольском детском доме. Однажды, когда она училась в пятом классе, на детский утренник, посвященный какому-то советскому празднику, пришла семейная чета греков, чтобы присмотреть ребенка, а потом его усыновить. На концерте Валентина читала стихи, пела песни, подыгрывая себе на гитаре. Греку Ксенофонту Пономотидесу девочка понравилась. Вскоре он оформил необходимые документы и удочерил ее. В новом свидетельстве о рождении Валентины было записано – Пономотидес Валентина Ксенофонтьевна.

Но только в сказке бывает красивый эпилог. В новой семье Валентина долго не прожила, не полюбила ее новая мама. Пришлось Ксенофонту отвести девочку в детский дом, хотя он сохранил отцовство, приходил к дочке в гости, приносил подарки, водил в кинематограф, угощал сладостями и мороженым. Ее подружки, Паня (Бутенко Прасковья Яковлевна) и Маня (Мария), - так они называли друг друга в школьные годы, - завидовали Валентине, а она обязательно припасала для девчонок гостинцы.

После смерти Ксенофонта его жена с Валентиной прервала всякие семейные отношения, даже по праздникам не стала в дом приглашать. Девушка решила избавиться от греческой фамилии. На последнем курсе гимназии первой ступени она уговорила студента, осетина Баева вступить с ней в фиктивный брак, чтобы сменить фамилию. Они расписались в Загсе, а через некоторое время, хотя и с большими проблемами, развелись. Так Валентина стала Баевой Валентиной Ксенофонтьевной.

Евлампия Тарасовна, переходя на «ты», участливо спросила:
- Ты к нам сразу после училища, или поработала где?
- Да я уже пять лет, как учительствую, - с гордостью ответила Валентина. – В 1925 году меня направили в село Гофицкое, в 1928 году – в село Сотниковское, на следующий год перевели в Летнюю Ставку, а теперь – к вам.

Выслушала Евлампия рассказ Валентины, посочувствовала ей, даже слезу смахнула концом цветастого платка, а потом решительно и беспрекословно приказала:
- Детка! Собирай быстро вещи. Донести я помогу. Пошли к нам домой. Не обидим! И накормим, и обогреем!

Так Валентина пришла в дом Кононовых, познакомилась с младшим сыном хозяйки – Иваном, а вскоре они поженились.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

Владимир Пузиков
г. Благодарный
8 сентября 2015 г.