По волнам памяти часть 1

Людмила Герасенова 2
Какие в прошлом были тайны,
Что знаем о своей родне,
Кто был на их пути случайно,
И были ли верны себе,
Что интересно детям нашим
И будут ль жить как Бог велит,
Страдать-коли страдать прикажет?
Хочу, чтоб он поставил щит.

Более восьми тысячу лун назад, в селе Любимовка, что в Криничанском районе, Днепропетровской области, после отмены Сечи жили мои предки по материнской линии. Более-менее зажиточный люд скупал земли, прикупил тогда землю и мой прапрадед Иван Лазебна .
Раньше граждане с фамилией Лазебна были важными персонами из киевского дворянства и имели царскую привилегию. Давно это было ещё в 15-16 веках.
Не стану в дебри вдаваться, да и мало что помню из маминых рассказов. Может быть когда-нибудь изобретут способы оживлять наше прошлое. Приложишь электроды к вискам, поля включишь, и в голове медленно, как на понтонах, начнут всплывать картины прошлого, голоса родных, их лица, слова. А пока рассказ о моём прадеде Миколе.
Жил он в той же самой Любимовке, что и отец его. Шёл 1920 год. Было ему в ту пору шестьдесят лет, а горя помыкал немало. Жена его Анфиса пять лет назад умерла, старшую дочь Олесю ещё девчонкой татары умыкали, совершая набеги через Любимовку на богатую и людную запорожскую паланку .
Со злостью в сердце и Очах
Скакал татарин, сын шайтана,
Был как хозяин в тех краях,
Остановился на кургане.
Пред ним девчонка  у реки ,
Как и вода, глаза синели ,
Её схватил он как в тиски...
Лишь травы грустно зазвенели.
Хватали татары и женщин, и мужчин .После набегов оставались слёзы матерей по детям да кое-какие названия, как напоминание о тех чёрных днях- река Татарка и слобода Татарбранка, что выше Любимовки .
Так вот, в 1920 году новая беда приключилась-умерла от брюшного тифа младшая дочь Оксана. Выпивоха зять, дед мой Максим, сразу женился и привёл тестю своих дочерей- шести, четырёх и двух лет. Остался прадед один на один с тремя крохами и большим угодьем- лес, пашни, луга, скот. Хозяйку после смерти жены не решился завести, хотя красив да силён ещё был, поглядывали на него тамошние бабы. Смурные дни для  Миколы наступили. Раньше он помощников нанимал и рассчитывался с ними скотиной. Даст бывало 2-3 жирных поросёнка и самогонки - и дело в шляпе .Теперь же работники деньги требовали. Где же было брать деньги- в город ехать, торговать, девчонок оставить не с кем. Старшая Танюшка старалась деду помочь, средняя Соня у младшей Полинки-в няньках. В 1927 году В Любимовке комсомольскую организацию создали, старшая из внучек, как дед ни противился, в комсомол подалась. А в 1930 году попал Микола под раскулачивание , голодомор прошёл по всей Украине. Прадед от переживаний слёг, и в 1932 году умер, сердце не выдержало. Татьяна в город замуж вышла , с собой Полю забрала, Соню дальние родственники взяли. Вот и всё, что я запомнила из маминых рассказов. Про отца своего Максима она ничего не знала. Да всплыл из памяти ещё стих, который мама помнила.
 К внучке дед нагнулся,
Головы коснулся,
Давши горю волю,
Чмокнул внучку Полю,
Шесть часов пробило,
 Запалили свечку,
 Стыло в доме было,
Затопили печку.
Дедушка родимый
Внучке своей милой
Читает поздравление
С днём рождения .

/ Продолжение следует./