19. Гений

Анатолий Шуклецов
Гениальность начинается странностью, а оканчивается бронзой.
Вячеслав Сергеечев.

19.1 – 19.13: Единственная неоспоримая примета. – Отличительная черта гениальности. – Гений есть действие. – Разновидность умственного недуга. – Подвержены психическим отклонениям. – Талант и гений. – Количество гениальных людей. – Бессмертный вариант простого человека. – До некоторой степени дитя. – Склонны к особому заболеванию. – Недосягаемо совершенные. – Животворящая продуктивная сила. – Высшая форма вырождения.


19.1. Единственная неоспоримая примета…

Слово «гениальный» в устах Ильи Репина не устанавливало уровень, как мы к тому привыкли, а было констатацией редкостности, оригинальности видения, дара открывать новое. По сравнению с талантом, гений прежде всего оригинален. Им создаётся нечто совершенно новое, разрешаются проблемы, до него неразрешённые. Гений даёт импульс и материал многочисленным талантам. // Гениальность – это искусство нетрадиционного мышления. Гений, в сущности, есть не многим более чем способность понимать нетрадиционно. Уильям Джеймс. // Обыкновенные люди суть подражатели; люди гениальные – творцы. Самуэль Смайлс. // Талант с лёгкостью делает то, что трудно для других; гений делает то, что невозможно для таланта. Анри Амьель. // Талант попадает в цель, которую никто поразить не может, а гений – в цель, которую никто, кроме него, не видит. Древняя мудрость. // Гений прежде всего стремится создать то, чего никогда не существовало. Уильям Хэзлитт. // Новизна – единственная неоспоримая примета гения. Люк Вовенарг. // Гений – это талант изобретения того, чему нельзя научить или научиться. Иммануил Кант. // Учёный – это тот, кто много учился, гений – тот, от кого человечество научается чему он ни от кого не учился. Артур Шопенгауэр. // Гений есть тот человек, который знает всё, не изучив ничего. Отто Вейнингер. // Главная особенность гения заключается в том, что он делает в своей жизни дело, которое ему никто не приказывал, не задавал делать, которому даже нет имени, потому что оно – новое на земле. Оно родится из воли его природы, которую он нащупал в себе. Пантелеймон Романов. // Гений – это способность видеть невидимое, двигать неосязаемое, рисовать то, что не имеет формы. Жозеф Жубер. // Неопровержимый признак гения – его книги не нравятся женщинам. Джордж Оруэлл.


19.2. Отличительная черта гениальности…

Гениальность зависит главным образом от энергии. Мэтью Арнольд. // Это никакой не гений, а скорее жалкий бедолага, ибо гений – это не сальная свеча, гаснущая на ветру, а пожар, который буря лишь раздувает ещё больше. Сёрен Киркегор. // Гением можно назвать лишь того человека, который находит такое глубокое наслаждение в своём творчестве, что он работает, несмотря на все препятствия. Ничто не предвещает гениальности. Может быть, признак её – упрямство. Стендаль. // Гений – это человек, обладающий талантом и несокрушимым упорством бесталанного человека. Габриель Лауб. // Гений – высшая степень подверженности наитию – раз, управа с этим наитием – два. Высшая степень душевной разъятости и высшая – собранности. Гения без воли нет. Марина Цветаева. // Гений жаждет препятствий, и препятствия создают гения. Ромен Роллан. // Мудрецы Древнего Востока понимали гениальность как целенаправленную, высшую степень собранности, сгусток творческой энергии. Мы не гении лишь потому, что не умеем концентрироваться, сосредоточивать мысли, не обладаем выдержкой для преодоления препятствий, несчётно встающих на пути великих личностей. Мы тем отличаемся от Бетховена, Канта, Шекспира, что не умеем работать в одном направлении, страдая манией универсальности. Немного музыки, чуток стихов и прочих талантов и ни в одном из занятий не перерастаем дилетантства. Запрись в келью, посвяти всю жизнь исключительно музыке, или одной поэзии и совершенно оставь всё остальное, тогда из тебя выйдет второй Данте. Вся его жизнь была монотонно размеренной. В означенный час встать, совершить ежедневную небольшую прогулку, еда, сон и бесконечная работа, каждый день и каждый год, до кончины. Готов ли ты быть таким феноменально сосредоточенным? Вне сомнения, тогда ты достигнешь цели. Замкнись на одной идее, думай о ней, живи ею, пусть она грезится тебе во всём. Мозг, мышцы, нервы, каждая клеточка твоего тела пускай будут насыщены этой идеей. Отбрось всякий другой путь к успеху. Только так образуются гиганты духа. Хватающие понемногу то здесь, то там никогда ничего не достигнут. Вега Орион. // Постоянное упражнение ума известным родом деятельности есть отличительная черта гениальности. Исаак Дизраэли. // Гении – счастливейшие из смертных: их обязанности совпадают с наклонностями. Уистен Оден. // Гении – это люди, чей мозг обычно работает так, как мозг обыкновенных людей работает лишь в особой ситуации. Вильгельм Швебель. // Когда у мыслителей быстро вертятся мысли, у немыслящей публики кружится голова. Василий Ключевский.


19.3. Гений есть действие…

Секрет гения – это работа, настойчивость и здравый смысл. Томас Эдисон. // Гений – это труд, помноженный на талант. Иоганн Гёте. // Гениальность – это способность претворять в жизнь то, что в голове у человека. Скотт Фицджеральд. // Бывают исключительно трудолюбивые люди, они и едят, и отдыхают, и любовью занимаются как бы только между делом. Сергей Залыгин. // Сидя за столиком, император подписывает декреты. Дама входит. Не вставая, он жестом руки предлагает ей лечь в постель. Вскоре, с подсвечником в руках, он уже провожает её и снова садится читать, писать, исправлять. Такое поведение императора возмущало парижских женщин. Его манера выпроваживать их, зачастую даже не отстегнув сабли, и снова садиться за работу казалась им невыносимой. На самое существенное в свидании уходило минуты три. Она раздевается – он ещё пишет, она одевается – он уже пишет. // Занятым людям некогда разглядывать женщин. Александр Дюма. // В гении замечательно умение отсеивать возможности. Уильям Эшби. // Когда император работал, всё что отвлекало от дела, раздражало и сердило его. Царапают в дверь, предупредить, что в потайной комнате дворца дожидается прекрасная гостья. «Пусть она подождёт!» Царапают опять. «Пусть она раздевается!» Царапают снова. «Пусть уходит!» Фредерик Массон. // Гений – это лишь талант, который работает, работает, работает… Валентин Пикуль. // Гений для меня – человек слова и дела. Сергей Есенин. // Гений – это тот, кто в любое время может претворить свои мысли в действительность. Оноре Бальзак. // Гений есть действие, и человеческая способность достичь гениальности бесконечна, и многие могут достичь гениальности только через действие. Уильям Сароян. // Труд – это талант; талант, помноженный на трудолюбие, – это уже гений. Николай Шило. // Сохранился пейзаж, написанный Сальвадором Дали маслом в 6 лет! В 14 лет состоялась его первая персональная выставка. Семнадцати лет он поступил в Королевскую Академию художеств, преподаватели которой высоко оценили совершенство его рисунков. Фраза из мемуаров Энгра «Рисунок – это честность искусства» стала девизом его молодых лет. «Он рисовал страстно и жадно, как одержимый», – скажет Дали о себе. // Гений – раб своей гениальности. То есть судьбы. Гений – на поводу и на поводке своей гениальности. Гений – не счастье, а бремя. Владимир С.Соловьёв. // Честолюбие упорствует в желании приобрести власть, гений мучит сам себя. Гений в мире несёт тяжкую участь: это – душевная горячка, которую, вероятно, причислили бы к разряду болезней, если бы слава не облегчала этих страданий. Анна Сталь. // Гений человека всегда одновременно и его рок. Стефан Цвейг.


19.4. Разновидность умственного недуга…

Умный человек есть сочетание безумнейших молекул. Дени Дидро. // Между гением и безумным то сходство, что оба живут совершенно в другом мире, чем все остальные люди. Артур Шопенгауэр. // Гений и безумие родственны друг другу. Лион Фейхтвангер. // Под влиянием приливов крови к голове многие индивидуумы делаются поэтами, пророками или прорицателями. Марк Сиракузский писал довольно хорошие стихи, пока был маньяком, но, выздоровев, совершенно утратил эту способность. Аристотель. // Не было ещё ни одного великого ума без примеси безумия. Сенека. // ...одно безумье гениально. Игорь Северянин. // Самые красноречивые и отличающиеся чувством стихи итальянский поэт Торквато Тассо написал во время приступов помешательства. // Истину золотую безумье порой открывает. Георг Тракль. // Величайшие идеи мыслителей, подготовленные, так сказать, уже полученными впечатлениями и в высшей степени чувствительной организацией субъекта, родятся внезапно и развиваются настолько же бессознательно, как и необдуманные поступки помешанных. Чезаре Ломброзо. // Высокий ум безумию сосед, границы твёрдой между ними нет. Джон Драйден. // Я вообще не признаю сумасшествия как особенного состояния, и мне кажется, что от идеального, вполне здорового человека, – которого нет, – до самой высшей степени психического расстройства есть постепенная градация, а черты, отделяющей больного от здорового, провести нельзя. Лев Толстой. // Успех бывает часто единственной видимой разницей между гением и безумием. Пьер Буаст. // Великие психологи и те не могли понять, где кончается гениальность и начинается безумие. Сальвадор Дали. // Само-контролируемая шизофрения – это и есть гениальность. Шизофрения приходит и уходит, а Гениальность остаётся. Вячеслав Сергеечев. // Гоголь – гений исполинский, но ведь он и туп, как гений. Фёдор Достоевский. // Одни считают, что Антонио Гауди гений, другие, что – сумасшедший. // Верх ума назовут безумием… Блез Паскаль. // Виктор Гюго – это сумасшедший, считавший себя Виктором Гюго. Жан Кокто. // …и полубезумный, полугениальный Велимир Хлебников. Илья Эренбург. // Дело в том, что сопричастность Божескому не может продолжаться долго, не потревожив рассудок. Умберто Эко. // Границы познания стережёт безумие. Зинаида Гиппиус. // В потоках мыслей сила есть, что усмиренью не даётся – она способна в пыль разнесть тот ум, что в них не разберётся. Хомуций. // И от ума сходят с ума. Русская пословица. // Меланхолия слишком часто сопровождает гения, ибо, являясь средоточием всего, он больше других подвержен разочарованиям и страданиям. Карл Вебер. // Гениальность есть разновидность умственного недуга, проистекающего из болезненного господства чувства раздражения (возбуждения), и у кого его нет, тот не поэт. Эдгар По. // Все богато одарённые люди – меланхолики. Аристотель. // Не скажу, что мы, художники, душевно здоровы, в особенности не скажу этого о себе – я-то пропитан безумием до мозга костей. Ван Гог. // Я несчастный душевнобольной. Ханс Андерсен. // Между сумасшедшим и мной только одна разница. Я – не сумасшедший. Сальвадор Дали. // Не дай мне Бог сойти с ума! Уж лучше посох да сума. Александр Пушкин. // Идиотизм и гениальность – две крайности безумства. Эдуард Севрус. // Великие люди близки к сумасшествию. Только из натянутой струны мы можем извлекать чудные, гармонические звуки, но вместе с тем ежечасно, ежеминутно рискуем, что струна порвётся. Марк Антокольский. // Известную долю биографии великих людей должны написать их врачи. Стендаль.


19.5. Подвержены психическим отклонениям…

Сумасшедший: человек, страдающий исключительно сильной интеллектуальной независимостью. Амброз Бирс. // Я не знаю, является ли анормальность признаком гения или не является. Меня смущает тот факт, что некоторые из великих талантов человечества были психически нездоровыми людьми, например Вагнер, или Ван Гог, или Дега, или Байрон… Список можно продолжить. Абрахам Маслоу. // Однако чисто количественный анализ здесь ничего не даёт: можно приводить массу примеров, свидетельствующих, что великие люди были вполне нормальны по своей психофизиологической конституции, можно привести и немало обратных примеров. В.Ланге-Эйхбаум. // Если же мы немного помешаны – пусть: мы ведь вместе с тем достаточно художники, для того чтобы суметь рассеять языком нашей кисти все тревоги на счёт состояния нашего рассудка. Ван Гог. // Но всё-таки процент психически больных, отклоняющихся от нормы среди учёных и художников несколько выше, чем у остальных людей: 12–13% и соответственно 0,2–0,5%. Несут в себе в той или иной степени черты психической патологии 83% гениев. Больше подвержены психическим отклонениям творческие люди, и с этим фактом нельзя не считаться. В.Ланге-Эйхбаум. // Мы одного с ним безумия люди. Фёдор Достоевский. // …на свете столько художников, помешанных на том или ином пунктике. Ван Гог. // …гениальности часто сопутствуют страшные извращения страстей и желаний. Оскар Уайльд. // Чем резче выражена индивидуальность, тем ярче становятся и свойственные ей психопатические черты. Пётр Ганнушкин. // Я не знаю ни одного гениального человека, которому не пришлось бы заплатить каким-нибудь недугом или дефектом, физическим или духовным, за дарованное ему богами. Макс Бирбом. // …доктор Моро де Тур сказал: «Гениальность – это нервная болезнь». Братья Гонкур. // Гений Достоевского, благодаря именно болезненности, проникал в мир со стороны, прежде никому недоступной. Другого подобного случая – сочетания высшей гениальности с душевной болезнью, вероятно, и не знает мировая литература. Борис Бурсов. // Нет сомнения, что как бы болезнь ни угрожала духовным силам Достоевского, его гений теснейшим образом связан с нею и ею окрашен. Томас Манн. // «Взаимное тяготение русской интеллектуальной жизни с миром психиатрии беспрецедентно». Это не просто гипербола, и произведения Достоевского лучшее подтверждение такого мнения. В ряде случаев гениальность напрямую зависит и самым теснейшим образом связана с психопатологическими нарушениями. Психически здоровый гений – редкость. Вот только понятие психического здоровья очень неоднозначно. Александр Шувалов. // Есть гении, которые в силу исключительного запаса физических и психических сил обладают выдающейся работоспособностью и успевают сделать гораздо больше других, средних людей. Они хорошо уравновешены психически. А есть гении, у которых односторонне развита одна способность в ущерб другим. Их психика обычно неуравновешенна, очень часто параидальна. Иван Ефремов. // То, что люди называют «гением», есть состояние умственного недуга, проистекающего из недолжного перевеса какой-нибудь одной из способностей. Произведения такого гения никогда не бывают здоровы сами по себе, и в особенности они указуют всегда на общую умственную недужность. Эдгар По. // Быть может, эти великие гении всего лишь помешанные, и безгранично верить в них и восхищаться ими способен лишь тот, кто сам помешан. Если это так, я предпочитаю своё помешательство благоразумию других. Ван Гог. // Я шире распахнул завесу истины, чем кто-либо из смертных до меня. Но я хотел бы видеть того, кто мог бы похвалиться более ничтожными современниками, чем те, среди которых я жил. Артур Шопенгауэр. // Я вполне согласен, что все гениальные люди безумны, но вы забываете, что все нормальные люди идиоты. Оскар Уайльд.


19.6. Талант и гений…

Широта ума, сила воображения и активность души – вот что такое гений Дени Дидро. // Я черпаю свои сюжеты в мечтах, а мой сын находит их в действительности. Я работаю с закрытыми глазами – он с открытыми. Я рисую – он фотографирует. Александр не сочиняет свои пьесы, а разыгрывает их словно по нотам: перед глазами у него сплошные нотные линейки. Александр Дюма-отец. // Талант работает, гений творит. Роберт Шуман. // Талант постигает различия. Гений – единство. Уильям Йитс. // Гений – это зрение, схватывающее одним взглядом все пункты обширного горизонта. Поль Гольбах. // Перо гения захватывает шире, чем предполагает рука. Генрих Гейне. // Гений – это способность увидеть десять сущностей там, где обычный человек видит только одну. Эзра Паунд. // Гениальные люди одним махом достигают цели, к которой посредственные умы приходят в результате длительных размышлений. Мозес Мендельсон. // Таланту только в счастливые минуты удаётся составить из точек линию, проводимую гением одним росчерком пера. Мария Эбнер-Эшенбах. // Георгий Нарбут огромнейших, прямо необъятных размеров талант. Я считаю его самым большим из русских графиков. То, на что я трачу по несколько дней, он исполняет за несколько минут. Иван Билибин. // Гений прокладывает след, а талант идёт по нему, но идёт по-своему. Карл Гуцков. // Многие из современников Пушкина владели словом почти так же искусно, так же легко, как он. Но никто из них не мог соединить в стихе простоты и ясности слова с музыкой его. Никто из предшественников и современников его не мог возвыситься до таких стихов, какими написан, например, «Пророк». Максим Горький. // Дюма-отец был гений, и у него было даже больше гениальности, чем таланта. В его воображении рождалось множество событий, которые он вперемешку бросал в печь. Что выходило оттуда – бронза или золото? Он никогда не задавался этим вопросом. Пыл его тропической натуры не остывал оттого, что он расточал его на свои удивительные произведения. Дюма-сын тот совсем другой. Отец и сын находятся на разных полюсах. Дюма-сын – это талант, у него столько таланта, сколько его может быть у человека, но ничего кроме таланта. Виктор Гюго. // Талант не гений, и никакое количество энергии не сможет его сделать таковым. Луиза Алькотт. // Для гения творчество – это сочинение на свободную тему, для таланта – изложение, для бездарности – диктант. Эдуард Севрус. // …гениальны Пушкин и Лермонтов, талантливы Блок и Цветаева. Александр Твардовский. // …малый гений. Валентин Катаев – про Юрия Олешу. // Пушкин мимолётностям дарил бессмертие. У тебя же лишь крушение души исторгло настоящую поэзию. Выходит, ты просто бездарь. Юрий Нагибин. // Гений с одного взгляда открывает истину. Александр Пушкин. // Гений видит ответ прежде, чем вопрос. Роберт Оппенгеймер. // Гений – это вершина практического чутья. Жан Кокто. // Одна машина способна выполнить работу пятидесяти ординарных людей. Ни одна машина не способна выполнить работу одного экстраординарного человека. Элберт Хаббард.


19.7. Количество гениальных людей…

Гениями рождаются, но лишь ничтожная доля потенциальных гениев в гении реализуется. Талантливые люди – это абсолютное меньшинство живущих (менее 1–2%), гениальность же всегда уникальна. Гениальность выпадает на долю одного из тысячи, развивается в необходимой мере у одного из миллиона, а настоящим гением становится один из десяти или даже ста миллионов. В.П.Эфроимсон. // Тысячи гениев живут и умирают безвестными – либо не узнанными другими, либо неузнанными самими собой. Марк Твен. // В «Кратком словаре литературоведческих терминов» Тимофеева и Венгрова вовсе нет слова «гений». В самом деле, зачем в искусстве слово «гений»? Никаких гениев не бывает (так шепчет словарь вам на ухо). Варлам Шаламов. // Человек, ныне считающийся гением, через пятьдесят лет почти наверняка окажется всего лишь талантливым. Сомерсет Моэм. // Я, поистине, не знаю, гений ли я, как вам угодно меня называть, или нет. Но скажу только одно, что решение этого вопроса меня мало занимает. Титул гения покупается многими слишком дорогою ценой, и справедливость его не может быть с ясностью доказана до тех пор, пока потомство не решит дела. Но потомство решает только тогда, когда это решение не может уже нас более занимать. Джордж Байрон. // Я более шестидесяти лет своей жизни почти с одинаковой страстью увлекался и генетикой, и историей. Прочтя за эти годы тысячи книг по истории, сотни биографий великих людей, просмотрев десятки энциклопедических справочников, я в итоге увидел, что за всё время существования человеческой цивилизации известно что-то около четырёхсот людей, сыгравших значимую роль и в ходе исторических процессов, и в культуре, и в становлении самого современного цивилизованного мира. Такую же цифру – около 400 – называют все авторы, пытавшиеся оценить количество гениальных людей. В.П.Эфроимсон. // Нет ничего реже ума, идущего по новому пути. Франсуа Вольтер. // Гений подобен холму, возвышающемуся на равнине. Козьма Прутков. // Гении родятся веками, большие таланты – десятилетиями, таланты – годами, посредственности – днями и бездарности – часами. Константин Станиславский. // Все любили меня, и все ненавидели. Тысячелетия пройдут, прежде чем повторятся такие обстоятельства, как мои, и выдвинут другого человека, подобного мне. Наполеон Бонапарт. // Опросы институтов общественного мнения, регулярно проводящиеся в развитых  странах, дают вот уже полвека достаточно устойчивую картину, а именно: в первой двадцатке композиторов всех времён и народов неизменно присутствуют: Моцарт, Шуберт, Бетховен, Бах, Верди, Вагнер, Берлиоз, Чайковский. Среди художников и скульпторов: Боттичелли, Леонардо, Микеланджело, Гойя, Веласкес, Роден, Ван Гог, Мане. Среди писателей: Гомер, Данте, Шекспир, Мольер, Чехов, Толстой, Флобер, Джойс, Достоевский, Блок, Пушкин. Не правда ли, что ни имя – гений?! // Это люди страстного труда, непоколебимой воли и самоотверженного творческого подвига. Таких людей сравнительно немного; они составляют алмазный фонд человечества. Константин Скрябин. // Для божественных целей мира гениальность Пушкина так же нужна, как и святость Серафима. Николай Бердяев. // Гения я вижу сразу и всем своим существом преклоняюсь перед ним. Удивительнее ничего нет на свете. Но это тяжкое бремя для того, кто им осенён. К гениальному человеку надо относиться терпимо и бережно. Сомерсет Моэм.


19.8. Бессмертный вариант простого человека…

Гениальный человек не есть только моральное существо, каким бывают обыкновенные люди; напротив он носитель интеллекта многих веков и целого мира. Он поэтому живет больше ради других, чем ради себя. Артур Шопенгауэр. // Гений – совесть прошлого и мозг будущего. Анатоль Франс. // Гениальность – это прежде всего выдающаяся способность быть за всё в ответе. Томас Карлейль. // Гений – это нация в одном лице. Фёдор Абрамов. // Гений всегда живёт в народе, как искра в кремне. Стендаль. // Нации производят на свет великих людей, но только против собственной воли – точь-в-точь как семьи. Они прилагают все усилия к тому, чтобы таких людей не было. Посему великому человеку, чтобы существовать, требуется обладать большей наступательной силой, чем сила сопротивления, оказываемая миллионами двуногих. Шарль Бодлер. // Гений по всей природе своей неуютен. А народ любит уютность. Роберт Вальзер. // Публика на удивление терпима: она прощает всё, кроме гениальности. Оскар Уайльд. // В гениальности всегда есть какое-то неудачничество перед судом «мира», почти ненужность для «мира». Николай Бердяев. // Для толпы гениальность подобна безумию. Оноре Бальзак. // Таланту можно простить, гению – никогда! Джордж Байрон. // Талант всегда возмущается гением. Айседора Дункан. // Наше время – эпоха пигмеев. Остаётся только удивляться тому, что гениев ещё не травят как тараканов и не побивают камнями. Сальвадор Дали. // Почти никогда не делалось ничего великого в мире без участия гения. Нет почти ничего великого на свете, что было бы создано иначе, как гениальностью и стойкостью одного человека, борющегося с предрассудками толпы. Франсуа Вольтер. // Чтобы понять гения, нужно быть, если не равным, то хотя бы одной породы. Виктор Савельев. // Как-то я гулял с одним остроумцем по Невскому. На углу Караванной появился Дмитрий Шостакович. Остроумец весело сказал: «Вот идёт самый обыкновенный гений». Анатолий Мариенгоф. // Бродский – гений. Да-да, вот такой, каким вы его видели: в этом пиджачке, в этих брючках. Гений!.. Владимир Максимов. // А что великий! Ничем особенным великий от остальных не отличается. Великий, он в жизни – обыкновенный. Александр Твардовский. // Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон, молчит его святая лира, душа вкушает сладкий сон. И меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он. Александр Пушкин. // Вот я иду по городу, по улице, по тротуару, а навстречу мне движутся люди, я смотрю на них, они смотрят на меня, и никто из этих людей не знает, что навстречу им идёт поэт. Борис Рыжий. // Гений не отличается от народа, он и есть народ в его точнейшем воплощении. Борис Пастернак. // Гений – это бессмертный вариант простого человека. Сергей Довлатов. // В гении то прекрасно, что он похож на всех, а на него – никто. Оноре Бальзак. // Невежда думает, что талантливый человек должен быть всегда равен себе, что он встаёт утром, как солнце, отдохнувшим и освежённым, всегда готовым извлекать из вечно полной и открытой кладовой новые сокровища в добавление ко вчерашним. Эжен Делакруа. // Я не могу быть гениальным 24 часа в сутки, иначе у меня не оставалось бы времени на бритьё. Джордж Байрон. // Виктор Гюго отнюдь не был совершенством, я это знаю, но его противоречивые страсти помогли ему создать великие произведения. Андре Моруа. // Гений выше всего, ибо он уже высший плод. Фёдор Достоевский. // Хотелось бы побыть гением, ну хотя бы минут десять, чтобы узнать, что же это такое и успеть почувствовать расстояние, отделяющее тебя от гения. Ярослав Голованов. // У гениев, конечно, есть соседи, как и у всех прочих, но готовы ли вы признать, что ваш сосед – гений? Сергей Довлатов. // А является ли гением тот, кто сам об этом не знает? Станислав Лец. // Без сомнения, вся тайна гения неизвестна и ему самому; но что он мощь свою ощущает и знает границы её – это ясно. Василий Розанов.


19.9. До некоторой степени дитя…

Каждый человек в молодости своей пережил эпоху «гениальности», восторженной самонадеянности, дружеских сходок и кружков. Иван Тургенев. // По мере того как растёт тело, всё больше съёживается душа. Я сам это чувствую по себе. Ах, я был великий человек, когда я был маленьким мальчиком! Людвиг Бёрне. // Человек в наивысшем своём развитии приближается к ребёнку. Главное, самое лучшее в каждом человеке – это то, что в нём осталось от детства. Немецкая идея. // Гений должен быть простодушен, как ребёнок – ведь ребёнок духовен, близок к Богу. Юрий Кузнецов. // Говорят, Пикассо уже в старости, посмотрев выставку детских рисунков, сказал: «В их годы я умел рисовать, как Рафаэль, но мне понадобилась вся жизнь, чтобы научиться рисовать, как они». // Каждое дитя до некоторой степени гений, и каждый гений до некоторой степени дитя. Сродство обоих обнаруживается в наивности и возвышенной простоте. Артур Шопенгауэр. // Взрослые ничем не отличаются от детей. Только размерами. Внутри каждый взрослый навсегда остаётся таким же ребёнком, каким был с самого начала. Григорий Остер. // Меня поражает, как Наполеон, будучи ещё очень молодым, решал вопросы мирового масштаба с такой лёгкостью и уверенностью, словно за плечами у него был долголетний опыт. Иоганн Эккерман. // Гений лет не имеет – он преодолевает всё, что останавливает обыкновенные умы. Франсуа Ларошфуко. // Таково свойство гения. Наполеон обходился с миром, как Гуммель со своим роялем. И то и другое для нас одинаково непостижимо, однако это так, и чудо сотворяется на наших глазах. Величие Наполеона заключалось ещё и в том, что всегда и везде он оставался таким, как был. Перед боем, во время боя, после победы и после поражения он был одинаков, твёрдо стоял на ногах, непоколебимо уверенный и знающий, что теперь следует делать. Он всегда был в своей стихии; такого, что могло бы поставить его в тупик, попросту не существовало; так вот и Гуммелю всё равно, играть адажио или аллегро, в басовом или в скрипичном ключе. Это та лёгкость, которая неизменно сопутствует подлинному таланту, как в мирном искусстве, так и в войне, в фортепьянной игре или в расстановке орудий. Иоганн Гёте. // …состояние гениальности непрерываемо. Константин Бальмонт.


19.10. Склонны к особому заболеванию…

Подагра в качестве особого заболевания была описана ещё Гиппократом. Уже в древности было замечено, что ею почему-то болеют самые великие полководцы и правители. Отмечавшаяся загадочная связь между замечательными достижениями гениев и подагрой оставалась непонятной вплоть до 1956 года, когда английский учёный Е.Орован указал на два факта. Во-первых, он установил, что мочевая кислота, избыточное количество которой в крови и приводит к подагре, по своей химической природе близка к таким известным стимуляторам умственной деятельности, как кофеин и теобромин (содержатся в чае и кофе). Во-вторых, мочевая кислота отсутствует в крови почти всех млекопитающих, так как расщепляется специфическим ферментом – уриказой. Однако у всех обезьян и у человека уриказы в крови или нет вообще, или её очень мало. Накопление мочевой кислоты в крови служило стимуляцией мозговой деятельности. В среднем на тысячу человек приходится три подагрика. Среди гениев эта цифра увеличена в 200 раз! В.П.Эфроимсон. // В замечательной работе «История английского гения» Г.Эллис, описывая биографии 100 особо отличившихся англичан, отметил поразительный факт – 55 из них страдали от подагры. Подмечено, что многие гениальные люди склонны к этому особому заболеванию. Частота заболеваний резко возрастает с повышением уровня гениальности. Дж.Хаксли назвал восемь величайших представителей человечества – Ньютона, Дарвина, Льва Толстого, Шекспира, Гойю, Микеланджело, Хаммурапи, Конфуция, и трое из них были подагриками. Действительно, процент лиц с тяжёлой подагрой среди выдающихся людей непропорционально велик. Хотя, казалось бы, как всякое заболевание, подагра должна препятствовать, а не способствовать любой деятельности. // Гении-подагрики совершенно не схожи с группой знаменитых чахоточных, лихорадочно активных, с беспокойной переменчивостью интересов, быстро восприимчивых, но несколько женственных. Гении подагрического типа подчёркнуто мужественны, глубоко оригинальны; они обладают мощной, устойчивой энергией, действуют упорно и терпеливо, доводя до решения поставленную задачу. Г.Эллис.

…Йенс Берцелиус, Людвиг Бетховен, Отто Бисмарк, Александр Блок, Роберт Бойль, Иван Бунин, Роджер Бэкон, Френсис Бэкон, Галилео Галилей, Уильям Гамильтон, Уильям Гарвей, Иоганн Гёте, Эдуард Гиббон, Борис Годунов, Иван Грозный, Чарльз Дарвин, Рудольф Дизель, Алексей Ермолов, Жан Кальвин, Иммануил Кант, Христофор Колумб, Уильям Конгрив, Оливер Кромвель, Готфрид Лейбниц, Карл Линней, Мартин Лютер, Александр Македонский, Микеланджело, Джон Мильтон, Мишель Монтень, Ги Мопассан, Томас Мор, Исаак Ньютон, Пётр Первый, Птолемей, Александр Пушкин, Рембрандт, Огюст Ренуар, Эразм Роттердамский, Питер Рубенс, Стендаль, Иван Тургенев, Фёдор Тютчев, Улугбек, Генри Филдинг, Бенджамин Франклин, Артур Шопенгауэр…

Тонизирующий, допинговый эффект может оказывать и повышенное содержание в крови андрогенов – мужских половых гормонов. Безудержной сексуальностью, а следовательно, и высоким уровнем содержания половых гормонов отличались Пётр Первый, Джордж Байрон, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Альфред Мюссе, Оноре Бальзак, Генрих Гейне, Лев Толстой. У многих из них, как у Гёте, повышенный сексуальный тонус сохранялся до глубокой старости. И если биографии многих замечательных деятелей, например, таких как Бетховен, Кант, свидетельствуют об их полном или почти полном отказе от секса, то в этих случаях чаще всего нужно говорить о явной сублимации сексуального влечения и переводе его в творческую энергию. В.П.Эфроимсон. // О гениальных людях, точно так же как и о сумасшедших, можно сказать, что они всю жизнь остаются одинокими, холодными, равнодушными к обязанностям семьянина и члена общества. Микеланджело постоянно твердил, что его искусство заменяет ему жену. Чезаре Ломброзо.


19.11. Недосягаемо совершенные…

Как измельчало  представление о силе и универсальности человеческого гения! Леонардо да Винчи божественно пел, играл на лютне, сочинял стихи и музыку, гнул подковы, ломал в пальцах серебряные монеты, а также изобрёл и построил первый летательный аппарат. Предлагая свои услуги герцогу миланскому, он писал: «Знаком с механикой, архитектурой, баллистикой, химией, астрономией, математикой, артиллерией, искусством вести оборону и осаду крепостей, пиротехникой, строительством мостов, тоннелей, каналов. А также могу рисовать и ваять наравне с кем угодно». Герцог распорядился принять Леонардо на службу: «Кажется, это человек способный». Юрий Нагибин. // Демоны, желая подразнить и подурачить человечество, время от времени позволяют возникнуть отдельным личностям, столь обольстительным и великим, что каждый хочет им уподобиться, однако возвыситься до них не в состоянии. Они позволили возникнуть Рафаэлю, мысль и деяния которого одинаково совершенны. Иным одарённым потомкам удавалось к нему приблизиться, но никто не возвысился до него. Они дали возникнуть Моцарту, недосягаемо совершенному в музыке, а в поэзии – Шекспиру. Я говорю лишь о его гениальности, о том, чем одарила его природа. Ведь и Наполеон недосягаем. Иоганн Гёте. // Читая Достоевского, я содрогаюсь. От его гениальности можно оцепенеть. Юрий Олеша. // Французский поэт и публицист Шарль Пеги однажды назвал Гюго «гением, избалованным талантами». И это было правдой. Вряд ли можно найти другого автора, который бы так преуспел практически во всех литературных жанрах (не говоря уже о том, что Гюго серьёзно занимался живописью). Теккерей, когда при нём заходила речь о Диккенсе, говорил одно – гений. // Нет человека более достойного, чем Лев Толстой, считаться гением, более сложного, противоречивого, вызывающего восхищение. Максим Горький. // Наблюдать за гением и восхищаться им – важный нравственный опыт. Андре Моруа. // Я провёл с ним (Львом Толстым) несколько дней и был всё время в возбуждённом состоянии. На гения смахивает. Иван Крамской. // Аксаков говорил, что после первой главы «Мёртвых душ» нельзя уже сомневаться в том, что Гоголь гений. Иван Панаев. // Говорю тебе, он гений. Если через сто лет кто-нибудь вспомнит о нас с тобой, то только потому, что мы знали его. Сомерсет Моэм. // Удел гения – бессмертная слава. Проперций.


19.12. Животворящая продуктивная сила…

Гений и продуктивность это очень близкие понятия. Ибо гений и есть та продуктивная сила, что даёт возникнуть деяниям, которым нет нужды таиться от бога и природы, а следовательно, они не бесследны и долговечны. Таковы все творения Моцарта. В них заложена животворящая сила, она переходит из поколения в поколение, и её никак не исчерпать, не изничтожить. То же самое относится к другим великим композиторам и художникам. Лессинг упорно отклонял высокий титул гения, но длительность его воздействия свидетельствует против него. В то же время нам известны по нашей литературе иные, достаточно значительные имена, при жизни считавшиеся гениями, воздействие которых, однако, кончилось вместе с их жизнью, а это значит, что они были не столь уж значительны, как полагали сами и как думали о них другие. Ибо я уже говорил: не может быть гения без длительно воздействующей продуктивной силы. Иоганн Гёте. // …у посредственного сочинителя Иуда просто предал бы своего Учителя. Ткнул бы в него пальцем, показал кивком головы, кашлянул бы, здороваясь с ним, а проще всего – сказал бы условное слово. Но он предал его поцелуем; и на века остаётся символ: поцелуй Иуды, предательский поцелуй. Казнь Иисуса могла бы быть проще. Отрубили же голову в темнице Иоанну Предтече. Но нет – крест; и вновь символ – крестные муки, распятие. Приговорённый к казни сам нёс на гору тяжелый крест, на Голгофу. И вот понятие – нести крест: «Неси свой крест», «каждый из нас несёт свой крест», «у каждого – своя Голгофа». А далее – терновый венец, а там – моленье о чаше («да минует меня чаща сия»), а там – «не хлебом единым…» Надо признать, что сочинитель этого мифа был гениальный сочинитель и великий поэт. Разбери на эпизоды, на притчи, на строки, и в каждой строке будет сквозить гений сочинителя, оставшегося безымянным. Владимир Солоухин. // Любой великий гений всегда актуален. Злободневны и Платон и Аристотель. Гениальным людям присуще то, что они неизменно присутствуют среди живущих и могут служить образцами или поучительными примерами. Морис Дрюон. // Люди талантливые являются всегда вовремя, ибо созданы духом и потребностями своей эпохи. Но их творения уже ближайшему поколению людей больше непригодны, и на смену им приходят другие, которые тоже недолговечны. Гений же бросает свои творения далеко вперёд, на путь грядущих столетий. Их произведения не только превышают творческую способность других, но и их восприимчивость. Оттого гений обычно не находит признания у современников. Артур Шопенгауэр.


19.13. Высшая форма вырождения…

Гением быть нельзя, кто не родился им. В этом-то искусство воспитателей: открыть гений, обогатить его познанием. Николай Лобачевский. // Да, гений – дар небес. Альфред Мюссе. // Господь отметил его чело золотою каплей, когда он пришёл в этот мир. Морис Дрюон. // Гений есть своего рода дегенеративная незакономерность, но он почти всегда полезен обществу, так как он есть высшая форма вырождения. Энрико Ферри. // Когда в известном роде начинают появляться гении – род вымирает. Поколения глупцов благоденствуют века. Иван Федорович. // …почему гении являются группами? Исаак Дизраэли. // …ещё Белинский отметил наличие к середине девятнадцатого века большого количества талантов и отсутствие гениев в сравнении с более ранним временем, где меньше талантов, но много гениев. Действительно там Крылов и Грибоедов, Пушкин и Лермонтов, Гоголь и Тютчев, и сосредоточенность их в двадцатилетнем промежутке. Поразительная плотность великих имён и в поэзии Серебряного века.  Василий Розанов, кажется, первым заметил, что все классики – от Тургенева до Чехова – могли бы по возрасту, образно говоря, родиться от одной матери. Великие поэты начала двадцатого века рождены в период между 1880 и 1895 годами; старший из них Блок буквально подаёт руку младшему Есенину. В течение шести лет (1889 – 1895) родились Анна Ахматова (1889), Борис Пастернак (1890), Осип Мандельштам (1891), Марина Цветаева (1892), Владимир Маяковский (1893) и Сергей Есенин (1895). // Поразительный факт, что у большинства гениальных людей были замечательные матери, что они гораздо больше приобрели от своих матерей, чем от отцов. Генри Бокль. // Талант и гений не составляют исключительной принадлежности какого-нибудь сословия или класса. Гений, в особенности поэтический, не подлежит закону наследственности. Талантливость может быть общей фамильной чертой, тогда как гениальность бывает уделом одного лица. В умственном отношении гений как будто не имеет ни отца, ни матери. Он сам развивает свой ум и является своим собственным предком. Гений ускользает от анализа и его нельзя проследить до самого источника. Это применимо преимущественно к великим поэтам. Они совершали свой путь подобно кометам, оставляя мир в изумлении; прошли и скрылись. Самуэль Смайлс. // У них не бывает ни предков, ни потомства; они одни составляют весь свой род. Брюйер. // Пришёл бы он! Пришёл бы он! Чтоб его имя воссияло. А мы, чтоб стёрлись в пыль времён, как будто нас и не бывало. Давид Самойлов. ///