Каноник из Фрауенбурга. Жизнь Коперника. Заявка

Сергей Бурлаченко
         РАЗДЕЛ 1.  ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ.
        1.     Название фильма: «Каноник из Фрауенбурга. Жизнь Коперника».
        2.    Формат и хронометраж: 2 серии, 12-13 частей х 120-130 мин.
        3.     Жанр: исторически-философская драма, художественный парафраз биографии знаменитого средневекового ученого Николая Коперника. В 2015 году исполняется 500 лет, как Николай Коперник приступил к написанию своего основного труда «О ВРАЩЕНИИ НЕБЕСНЫХ СФЕР», положившего начало революции в астрономии: коперниковская система установила, что центром нашей системы является Солнце, вокруг которого вращаются по круговым орбитам Земля и все остальные планеты. 
4. Аудитория: художественный фильм предназначен для зрителей 14+.
5. Аннотация: судьба учёного, в XVI веке перевернувшего представление людей о строении Солнечной системы, ставшего основателем современной астрономии и давшего толчок развитию нового мировоззрения.
6. Синопсис краткий:
Начало истории - поступление Николая Коперника и его старшего брата Анджея Коперника в Краковский университет. Именно там Николай впервые проявляет интерес к математике и астрономии, встретив декана Войцеха Брудзевского. Братья зависят от своего дяди, епископа Лукаша Ваченроде, который выделяет средства на их образование и планирует, что они, сдав со временем экзамены на звание докторов канонического права, станут канониками (т.е. церковными чиновниками) в подвластной ему области Пруссии. Николай послушно следует замыслу дяди, учится в университетах Болоньи и Падуи, но отдаёт предпочтение астрономии. Его увлекает мысль пересмотреть классическую на тот момент теорию Птолемея, согласно которой центром Вселенной является планета Земля.  Николай как истинный человек Возрождения одновременно изучает многие науки, достигает успехов в литературе, финансовой области, медицине, математике, астрономии. Честно служа каноником в городе Фрауенбурге, в то же время он целиком посвящает себя главному делу: написанию книги, в которой развивает идею нового строения Вселенной. Коперник в результате астрономических наблюдений и математических расчетов приходит к выводу, что центром Вселенной является Солнце, вокруг которого вращаются остальные планеты. Прямого драматургического конфликта в фильме не будет, он складывается из того, как развивается научная и творческая мысль Николая Коперника на каждом этапе его жизни и каким образом она входит в то или иное противоречие с общепринятыми взглядами: научными, философскими, церковными, эстетическими. Единой кульминации фильма тоже нет, но есть ряд поворотных событий сюжета: смерть дяди Лукаша, мистические встречи с Клавдием Птолемеем, с чертом-трикстером, подзадоривающим к открытиям, борьба с Орденом крестоносцев, болезнь брата Анджея, разработка идеи книги о строении Солнечной системы - которые будут держать в напряжении зрителя. В финале мы увидим, как ученик Николая Коперника, математик Георг-Иоахим Ретик, помогает издать книгу учителя о строении Вселенной. Таким образом подводится фактический и образный итог деятельности Коперника. Его жизнь, полная трудов и размышлений, была отдана поиску истины - он был человеком, силой разума опередившим своё время и   открывшим людям новые горизонты познания.   
       7.    Готовность: литературный сценарий полностью готов к рассмотрению продюсерами и режиссерами.      
         
         
          РАЗДЕЛ 2. ДРАМАТУРГИЯ.
         
1. СИНОПСИС РАСШИРЕННЫЙ.
        Фабула опирается на ключевые события биографии Николая Коперника в следующей временной сетке: 1491 год - 1496 год - 1506 год - 1512 год - 1535 год - 1543 год.
        Осенью 1491 года братья Коперники - Николаю 18 лет, Анджею 21 год - отправляются в Краковский университет и поступают на факультет благородных искусств, начальную ступень высшего образования. Университет в Кракове - один из лучших в Европе.  Жизнь средневековых студентов-сколаров одновременно сложна и весела: лекции и сходки в кабачках и тавернах. Во время посвящения в студенты ночью, в корчме на площади Большого Рынка, Николай встречается со странным персонажем: чертом-трикстером из фольклора. Сказочный черт обещает ему великое будущее, потому что по его мнению Николай Коперник относится к неординарным, непохожим на обычных студентов, личностям. Начав обучение в университете, Николай знакомится с одним из выдающихся преподавателей Краковского университета, математиком и астрологом Войцехом Брудзевскм.  Теперь его интерес - это математика и астрономия. Его начинают преследовать сны и видения, имеющие отношение к поиску ответов на пока еще смутные вопросы и связанные с планетными движениями. Анджей в это же время живет в свое удовольствие, предварительно заявив младшему брату, что тот выбрал для себя слишком сложный путь.  Становится ясно, что Николай - человек труда и науки, а не легкого успеха. В одну из Рождественских ночей Николай Коперник встречается в соборе с призраком александрийского астронома Клавдия Птолемея. Птолемей убеждает молодого студента, что его - птолемеевская - теория не является окончательной и неоспоримой истиной. Это лишь начало. Таким образом есть смысл искать правду о строении Вселенной дальше. О том же говорит Николаю и покидающий Краковский университет декан Войцех Брудзевский. Николай углубляется в дебри астрономического познания, а шумные и бессмысленные дебаты в студенческой среде игнорирует, вызывая недовольство как у своего старшего брата Анджея, так и у других студентов. Но он демонстрирует всем свою независимость от чужих взглядов и мнений.
        Однако, ни Анджей, ни Николай так и не получают желаемых дипломов в Кракове, и в 1496 году дядя-епископ Лукаш Ваченроде отправляет их в университет итальянского города Болоньи. И именно там младший Коперник признается старшему брату, что он сомневается в правильности взглядов Птолемея и что намерен работать над созданием новой теории строения Вселенной. Анджей далек от увлеченности брата, но не возражает ему, а просто ведет себя, как любопытный свидетель совершенно непонятных ему событий.   Хитрый дядя Лукаш разыгрывает перед церковным капитулом области Вармия, епископом которой он является, состояние тяжело больного и тем самым добивается внеочередного присвоения титула каноника младшему Копернику, хотя тот и не имеет диплома доктора канонического - то есть церковного - права. Николай покорно вместе с Анджеем возвращается на родину и принимает титул. Но почти сразу Анджей и Николай вынуждены расстаться. Следующий замысел неугомонного Лукаша Ваченроде: отвлечь внимание интриганов от фамилии Коперников и Ваченроде, для чего он разделяет судьбы братьев. Анджей должен вернуться в университет Болоньи и продолжать обучение, а Николай отправляется в Падую и позже в Рим для получения диплома доктора медицины, чтобы в дальнейшем стать лейб-медиком при епископе Лукаше Ваченроде. Но в Риме Николай, пройдя искушения красотой и самодеятельным творчеством, еще больше прикипает к своему выбору.
Поэтому вернувшись в 1506 году в Польшу, он заезжает к своим университетским друзьям в Краков, чтобы показать им свою небольшую работу «Малый комментарий о гипотезах, относящихся к небесным движениям». В ней он высказывает свои гипотезы о строении Солнечной системы с Солнцем в центре и о круговых движениях планет вокруг Солнца. Друзья-ученые потрясены его открытиями и говорят, что ему следует писать большую книгу, в которой и заявить о своей теории. Однако, встретившись с Лукашем Ваченроде, который хотел бы держать Николая при себе, но отпускает его на службу во Фрауенбург, Коперник без обиняков высказывает ему свое желание параллельно каноникату заниматься астрономией. Далее, уже служа во Фрауенбурге, Коперник сталкивается с крестоносцами-тевтонами, чей Орден претендует на земли области и постоянно терроризирует население. Коперник впервые выступает воином, причем убивающим врага. Когда после этого он вновь встречается с призраком Птолемея, александриец убеждает его, что даже к открытиям в науке придется приходить через грех - отказ от прежней научной веры. И тогда Николай понимает, что он избрал хоть и святой, но мучительный, долгий и многотрудный путь.   
        В 1512 году умирает епископ Лукаш Ваченроде, и Коперник открыто заявляет капитулу, что он прежде всего занят наукой, а уже потом делами церкви и мира. Церковники затаивают обиду. Позже к Николаю из Италии приезжает Анджей, заболевший проказой. Николай пытается его лечить, но Анджей предает его и сбегает в Италию. А Николая вызывает на допрос Великая Коллегия - орган Святой Инквизиции - которой Анджей продал рукопись «Малого комментария». Святая Коллегия так ничего и не добивается от Николая, поскольку он, почувствовав опасность, хитрит и изворачивается. Его пока оставляют в покое, но предупреждают, что церковь будет за ним следить.
Проходит 23 года. Коперник вплотную занимается написанием книги о своей теории строения Солнечной системы, но обывательская среда уже начинает насмехаться над ним. Осенью 1535 года пожилой ученый наблюдает сатирическое представление в балагане, где его унижают и высмеивают. Но он понимает глубину своей работы. Насмешки его не задевают, наоборот, он считает этот глупый смех доказательством испуга толпы перед научной мыслью. Чуть позже к нему приезжает старый друг Бернард Ваповский и знакомит Николая с молодым математиком Георгом-Иоахимом Ретиком, который верит в теорию Коперника и готов помогать ему в научных работах. Очень важен разговор Коперника с Ваповским. Коперник обвиняет современный мир в нежелании познать тайны жизни, который именно поэтому действует жестоко и подло, уничтожая тех, кто пытается заниматься научными поисками.
        В финальных эпизодах - 1543 год - семидесятилетний Николай Коперник, практически перед смертью, осознает, что совершил величайшее открытие и жизнь прожил в стремлении к знанию, а не к сытой пустоте. Математик Ретик способствует изданию его книги «О вращении небесных сфер», написание которой заняло у Коперника больше тридцати лет.
Мир, наивный и самовлюбленный, похожий на страну детей, занятых вечно веселой и бессмысленной игрой, продолжает жить в тумане, который заменяет ему чистоту и ясность. Но открытия, подобные открытию Николая Коперника, оберегают этот мир. И дают ему возможность все-таки осознавать - хоть и не всегда - свое истинное величие.
        Этой метафорой-образом кончается фильм. Мы не видим смерти Коперника, но остаемся свидетелями бессмертия и величия его разума, его мысли, его веры в человеческие возможности.

2. ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРСОНАЖЕЙ.

1. Николай Коперник - беспокойный человек, глубоко размышляющий обо всем, чему становится свидетелем. Он принципиален, но одновременно мягок и внимателен к другим. Задумчив и не склонен к веселью. Если занят делом, то похож на отрешенного фанатика, не замечающего ничего вокруг.
2. Его старший брат Анджей - сибарит и поверхностный человек. Его огорчает необходимость постоянно что-то выбирать в жизни. На самом деле, он с удовольствием предоставляет право выбора другим, а сам умело подстраивается под предложенную ему роль.
3. Епископ Лукаш Ваченроде - очень умный и опытный интриган, сильный по характеру и умеющий ловко актерствовать. Очень любит своих племянников-братьев Коперников, и все готов сделать для их безбедного существования и успешной карьеры, что и обещал в свое время своему покойному брату Николаю Копернику, отцу Анджея и Николая.
4. Ученые Войцех Брудзевский, Бернард Ваповский, Георг-Иоахим Ретик  и другие - сильные, принципиальные личности, элита общества, каждый из них, несмотря на индивидуальные странности, всегда ставит на первое место науку и знание, но не бытовой комфорт и не карьерные выгоды.
5. Клавдий Птолемей - философ до мозга костей, переменчив в настроении, любит меткое и сочное словцо, всегда с удовольствие слушает собеседника, но по большей части стремится убедить его в своей правоте.
6. Крампус, Рупрехт, Трапп - черт из немецкого фольклора, пройдоха-трикстер, любит задирать и посмеивается над людьми, ценит в них индивидуальность и всегда готов прислуживать сильному. Николай Коперник для него - сначала игрушка, но потом признанный авторитет и индивидуум, необходимый для собственного самоутверждения.

3. ПРИМЕРЫ ДИАЛОГОВ.

                Черт-трикстер и Николай Коперник:

- Имен у меня много, как у всякого путешественника. Впрочем, не важно. Лучше взгляни на нас обоих! Хороша парочка, а? Сказочный чёрт наказывает шаловливых детишек - атятя, атятя, атятя! - а святой Николай дарит им чудеса.
- Ты с какого факультета?
- Ни с какого. Я не школяр. Я веселый бродяга. Я игрок. Познание меня не интересует, ибо познать ничего нельзя. Можно в это сыграть. Любая наука - это очень большая игра.
- Я с этим не согласен.
- Верно, верно. Поэтому-то я тебя и выбрал. По трем причинам. Первая - ты схоласт. То есть готов измерить веру - знанием. Вторая - ты упрям. Третья - ты любопытен. Интересно, к чему это приведет?
- Я не собираюсь с тобой ни о чем спорить!
- А разве мы спорим?
- Мера всех вещей - человек, как учил Протагор. Познавая себя, он познает мироздание.
- Ой ли? Да-да, великие греки объяснили, как устроен мир. Полторы тысячи лет великих заблуждений. Аристотель, Пифагор, Сократ, Птолемей. Математика, философия, риторика, астрономия. Правда, до них то же проделали египтяне, а ещё прежде - вавилоняне. Вопрос в том, откуда ведется отсчет. То есть игра начинается с крохотного звоночка, который оповещает: на-ча-лось! Знать «когда» - не имеет смысла. Узнав «начало», есть опасность предвидеть «конец».
- «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».
- Можно и так. В любом случае, дарить знание - не в Его интересах.

               

                Клавдий Птолемей и Николай Коперник:

- Великий Клавдий Птолемей из Александрии… - юноша привстал в изумлении.
- Ну да, я давно смотрю на ваш мир оттуда, - Птолемей махнул беретом в потолок. - Думал, умру и узнаю все наверняка. Расскажут. Какой смысл скрывать тайну от того, кто навсегда покинул Землю? Но там недоверие к человечеству неистребимо и растет век от века. Ничего я не узнал и, кажется, никто никогда не узнает. Так: теории, гипотезы, догадки, фантазии.
- Рассуждения и заблуждения?
- Понимаешь, мою систему можно отвергнуть, создать новую или даже заставить в нее поверить. Десятки умников твердили, что я ошибаюсь, что Клавдий Птолемей, не открыв ничего нового, только собрал чужие открытия вместе и применил ловкий математический фокус, якобы объясняющий движение планет вокруг Земли. Враки! Никаких открытий не было, потому что нельзя открыть то, что скрыто богами! Платон и Аристотель додумались до того, что Земля является центром нашего мира. Вокруг нее движутся Солнце, Луна и все остальные планеты. Неподвижна только хрустальная небесная сфера со звездами. Красиво, как и все то, что было потом придумано вами, - старик кивнул в сторону алтаря и вертепа. - Они придумали мир таким, чтобы он был красивым, а я лишь подтвердил их фантазии. 
- Разве вы сами не верите, что Земля находится в центре мироздания?
- Верить можно во все что угодно. Фокус в том, что истина чаще всего далека от веры.
- Но весь мир, все философы и астрономы убеждены в правоте вашего учения.
- И что это доказывает?
Коперник помолчал и продолжал с сомнением: 
- Странно. Я убеждаю вас в величии вашего же открытия.


                Николай Коперник, Бернард Ваповский, Лаврентий Корвин:

- Коперник! Николай! - к нему спешили старые знакомые, профессора университета Бернард Ваповский и Лаврентий Корвин. Друзья обнялись.
- Приветствую картографа Бернарда Ваповского и поэта Лаврентия Корвина! - Николай был счастлив. - На свете нет никого моложе старых друзей.
- Рады, рады видеть доктора медицины синьора Коперникуса! - Бернард сделал удивленное лицо. - А где же седые волосы, морщины, ворчливый голос?
- Мы ждали ученого сухаря, а приехал италийский Аполлон, - ахал Корвин.
- В результате опытов я отыскал средство против старения. Забудь о старости - и она в отместку тоже махнет на тебя рукой.
- Надо предложить идею открыть в университете медицинский факультет. Аудитория рухнет от наплыва сколаров, - картограф зацокал языком.
-  А мы с тобой останемся без учеников, - заметил поэт.
Ваповский посерьезнел:
- Мы получили твое письмо. Ты пишешь, что нуждаешься в совете. Я и, надеюсь, Лаврентий всецело в твоем распоряжении.
Коперник помолчал, как бы собираясь с духом.
- Не так давно, - начал он неуверенно, - после накопленных за десять лет наблюдений и расчетов, я решил-таки взяться за написание большого труда - о небесных светилах, их движении и взаимном влиянии. Вероятно, многие гипотезы вызовут недоверие или критику со стороны астрономов. Я готов отстаивать свою правоту. Необходима единая целостная система: математические доказательства, чертежи и рассуждения.  Нужна зримая вещь. Ее можно взять в руки, над ней можно задуматься, она должна быть поводом к рождению самой смелой мысли.
- Книга? - осторожно спросил Корвин.
Николай кивнул:
- Я изложил основные тезисы в коротких записках. К вам меня привело желание утвердиться в своём намерении.  Если, выслушав мои идеи, вы одобрите затею с книгой, значит, она будет написана.
Ученые переглянулись. Ваповский покачал головой и пригладил бороду:
- Зачем тебе это?
- Что это?
Корвин заложил руки за спину и стал раскачиваться на каблуках:
- Ну, наше отношение к твоему замыслу?
- Просто… Мне не хватает решимости. Книга о моих астрономических идеях может сотрясти основы нашего мировосприятия. Наверное, из меня можно будет вылепить врага, разоряющего наш родной дом. Дьявола в личине благонравного каноника.
Корвин продолжал раскачиваться. В его голосе звучала если не насмешка, то легкое превосходство:
- Хорошая книга - всегда переобустройство мира. Она добра, но не враждебна. В этом ее близость к божественному, а не к дьявольскому. Книга пишется вопреки, но только для того чтобы обновить смысл понятий «вместе» и «заодно».
Ваповский дружески приобнял Николая:
- Если тебе понятна эта мысль, вряд ли наши слова скажут тебе что-то большее.

РАЗДЕЛ 3. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ.

Ф.И.О. : Бурлаченко Сергей Владимирович.
Гражданство: Российская Федерация.