Без названия

Сергей Бурлаченко
       С 7 сентября на телевидении официально открылся новый сезон. Думаю, что те, кто создают продукты ТВ и те, кто их смотрят, всё ближе и ближе к взаимопониманию. В его основе лежит имитация. Безобидная и вместе с тем нелепая, потому что означает абсолютную подмену Всего - Ничем. Так что же случилось?
 
        На первый, поверхностный взгляд, ничего страшного. То есть сработано вроде как на славу. Программы телевидения, публикуемые в газетах, журналах, таблоидах и интернете, объёмны и бесконечны. Их сопровождают фото поп-знаменитостей, слухи из их личной жизни, мода, кулинария, туризм, шопинг, немного спорта и чуть-чуть народной медицины. Сотни телеканалов, продюсерских центров, телекомпаний, интернет-порталов рекламируют свою титаническую деятельность.

        А что в ассортименте? Вот тут и хочется поговорить об имитации. Например, читаешь: «Телеканал такой-то открывает новый сезон. Вы увидите полюбившиеся зрителям программы «Мужское/женское», «Воскресный вечер с Владимиром  Соловьёвым», «Жить здорово», «Женская консультация», «Давай поженимся (или разведёмся)», «Суд присяжных», «Следствие вели»,  «События», «Происшествия недели», «Правда жизни» , «Право голоса» etc. И далее всё те же бесконечные, утратившие всякое понятие о вкусе и воспитании, «Уральские «Пельмени», «Кривые зеркала», КВНы, «Комеди Клабы», «Интерны», «Физруки», «Байки Митяя» и подобное низкосортное «развлекалово» по ниспадающей. Видели сто раз, а где же новое?

        Говорят, что мы - телезрители - сами это любим и сами этого просим. Возможно. Но мне кажется, что дело тут не в любви и не в зрительском желании увидеть мир людей глупее, чем он есть на самом деле. Фокус - в низком профессионализме самих телевизионщиков, которые намеренно путают причину со следствием. Может быть, не мы разучились смотреть телевизор, а они разучились снимать?  Или не хотят и не считают нужным делать это классно? Живут себе в своём телевизионном шоколаде, действуя по русской поговорке: зачем козе баян, если она и так весёлая?

        Впрочем, я попытался отделить зёрна от плевел. То есть внимательно понаблюдал за тем, что предлагается в новом телесезоне хорошего. Главным образом, оно появится на телеканале «Россия К», то есть на бывшей «Культуре».   Связано «хорошее» с русской классикой или с отечественной историей. Событием обещает стать «Тихий Дон» режиссёра Сергея Урсуляка. Конкурсы «Синяя птица», «Большой балет» и «Большой джаз». Будет программа журналиста и фотографа Юрия Роста о знаменитых россиянах, от философа Алексея Лосева до писателя Александра Солженицына. Конечно, и здесь можно поворчать об использовании всё тех же имен, биографий и апокрифов.  Но мне кажется, что тратить личное время на узнавание Лосева или Солженицына куда продуктивнее, чем на достижения Киркорова или Нагиева.

        Хотя, как писал знаменитый русский драматург, один любит арбуз, другой свиной хрящик.

        В конце концов, оценивая ситуацию с сегодняшним телевидением, прежде всего следует уловить тенденцию. Тогда будет очевиден вектор. Так вот, сегодняшняя тенденция - это дети, их использование для раскрутки программ, теряющих популярность. Сюда можно отнести и детский «Голос», и планируемые «Большие маленькие звёзды», в которых речь пойдёт уже не о знаменитостях нашего шоу-пространства, а об их сыновьях и дочках, а также телесериалы, героями которых становятся дети. «Россия 1» планирует выпуск сериала «Красные браслеты» о подростках, создавших в онкоклинике общество больных под названием «Красные браслеты». Канал СТС начал показ сериала «Лондонград» о приключениях русских взрослых и подростков в Лондоне.   

        Хочется верить, что это время поиска. И со временем на телеэкран выйдет то, что надо.

        Ну а первый «Наблюдатель» нового телесезона пока вышел такой. Без названия.