Предки и родственники русского народа

Андрей Иванович Ляпчев
Русский народ в начале 21 века – это все люди, говорящие на русском языке и считающие себя русскими.
Предки русского народа – это предки современных русских, населявшие Евразию в прошлые века и тысячелетия.
Родственники русского народа – это народы, у которых с русскими есть общие предки. Родственников не выбирают... Нашими «родственниками» являются белорусы, русины и украинцы (независимо от того, как они к нам относятся), западные и южные славяне, народы Прибалтики и Скандинавии, финно-угорские и тюркские народы...
Вышесформулированные определения можно долго и аргументированно критиковать, но они имеют право на существование...
Я скептически отношусь к «сенсационным открытиям, переворачивающим все наши представления», «тайным знаниям, которые от нас скрывали» и полезности для исторической науки «новейших достижений в области анализа ДНК».
Знания, изложенные в работах историков и лингвистов, и здравый смысл – вот и все источники, из которых возникла предлагаемая Вашему вниманию статья...
*****
Русские, как и другие славяне, народ достаточно молодой. Никаких письменных упоминаний о наших предках, живших до Рождества Христова, не сохранилось...
Конечно, у каждого человека есть предки, жившие и 2000 лет назад, и 20000 лет назад... Но люди в отдалённые времена не сидели десятки тысяч лет на одном месте, а постоянно мигрировали. В древних могильниках, которые находят «на нашей исконной земле» лежат останки людей, которых мы вправе называть уважительным словом «земляки»... А предки и древние земляки – это разные понятия...
Нередко можно услышать утверждения о том, что мы – потомки скифов. Родство, конечно, очень лестное. О скифах с большим уважением рассказывал «отец истории» Геродот. Скифские драгоценности, хранящиеся в музеях Санкт-Петербурга и Киева, очаровывют своей красотой и своеобразием... Но причём здесь славяне?
Многочисленные ираноязычные племена скифов и близких к ним народностей жили на огромной территории от Алтая до Северного Причерноморья примерно с 7 века до н.э. по 3 век н.э. Потом они были вытеснены из Северного Причерноморья германоязычными племенами готов. Потомками и наследниками скифов в первую очередь можно считать современных аланов-осетин. Они унаследовали язык, принадлежащий к иранской группе языков. Но большинство потомков скифов влились в состав других племенных союзов: германских, тюркских, вполне возможно, что и славянских тоже... Но прежднюю этническую самобытность ославяненные потомки скифов не сохранили, ничему славян не научили...
Плиний Старший, Публий Корнелий Тацит и другие уважаемые древнеримские авторы первых веков новой эры в своих сочинениях кратко упоминают о племенах венедов или венетов. Более поздние авторы 6-7 веков, – византийцы Прокопий Кесарийский и Псевдо-Маврикий, готский историк Иордан, – упоминают о племенах антов. Есть серьёзные основания считать венетов и антов древними славянами... Но вернее всего венеты – предки западных славян, а анты – предки южных славян. С нашими предками они разделились до того, как попали на страницы манускриптов. (По этому вопросу есть и другие, «более патриотические» гипотезы, но я не считаю «патриотичным» доказывать утверждения, над которыми представители других народов могут посмеяться.)
Для истории важны не только сохранившиеся письменные сведения, но и раскопки археологов. Но в конкретном случае результаты работы археологов плохо согласуются со свидетельствами древних. Некоторые археологи вообще отрицают, что анты были славянами...
*****
Важнейшим свидетельством о ранней истории нашего народа является «Повесть временных лет» (далее – «Повесть»).
В «Повести» перечислены 12 племенных союзов восточных славян. Если сравнить территории, которые, согласно историческим изысканиям, занимали эти племенные союзы с границами современных России, Украины и Беларуси, то окажется, что древняне и волыняне жили и в Беларуси и на Украине, кривичи – в Беларуси и России, северяне – в России и Украине... А большая часть земель России и Украины была заселена другими народами...
Самым «культурным» из этих племенных союзов считаются поляне, центром которых был город Киев... Я очень люблю этот город, но некоторые события в его истории вызывают чувство неловкости. Например, в 1982 году было торжественно отпраздновано «1500-летие» Киева. Археологическими находками, а тем более письменными источниками, основание Киева в 482 году от Рождества Христова не подтверждается... Кто и когда основал на месте Киева первое поселение – неизвестно. (Есть несколько гипотез, согласно одной из которых это сделали хазары.) В «Повести» основателем города назван человек по имени Кий, у которого было три брата и одна сестра. В каком веке это было – неизвестно... А в 862 году знатные варяги Аскольд и Дир «отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: "Чей это городок?". Те же ответили: "Были три брата, Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам". Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян...» Некоторые современные историки утверждают, что на самом деле Аскольд был славянином, а Дира вообще не было... Но это не так уж и важно, важнее другое: Киев в то время был небольшим городком, а его жители были людьми вполне заурядными. Да и общая численность полян была невелика... Но в «Повести» есть весьма лестные отзывы о полянах!.. Давайте задумаемся над этими хвалебными строками:
«Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводит ее накануне, а на следующий день приносят за нее – что дают. А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывали, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены...»
Очень убедительно?
Кому как... Я почему-то уверен, что на самом деле поляне не очень сильно отличались от своих соседей: древлян, радимичей, вятичей и северян. Просто летописец пользовался сведениями, полученными от полян. (Быть может, и сам был потомком полян...) А будь у древлян и радимичей, вятичей и северян возможность сохранить свое мнение о полянах, мы бы «такое узнали о бессовестных полянах»...
На основаннии данного отрывка можно предположить, что поляне были людьми спесивыми и хвастливыми, с соседями ладили не очень хорошо... Такие люди не могли быть «ядром формирования Киевской Руси», как утверждают историки. А если они действительно были «кроткими и тихими», тогда... тем более не могли объединить вокруг себя другие племенные союзы...
Да и что там было объединять?
Выдающийся русско-украинский историк Николай Иванович Костомаров в жизнеописании Владимира Святого так характеризовал эти племена:
«Никаких установлений, связующих между собой племена, не было. Признаков государственной жизни мы не замечаем. Славяно-русские племена управлялись своими князьками, вели между собой мелкие войны и не в состоянии были охранять себя взаимно и общими силами против иноплеменников, а потому часто были покоряемы...»
*****
Есть в «Повести» информация, о которой историки спорят до сих пор:
«В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси. (...) Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. (...) Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах – находники, а коренное население в Новгороде – словене, в Полоцке – кривичи, в Ростове – меря, в Белоозере – весь, в Муроме – мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик...»
Историки предполагают, что это известие попало в «Повесть» лет через двести пятьдесят после описываемых событий и даже обвиняют редактора «Повести» в сознательной фальсификации в угоду власть имушим... Я считаю подобные обвинения глупыми, но и бездумно доверять прочитанному тоже не нужно, тем более что не всё в тексте можно понимать однозначно...
«Встал род на род, и была у них междоусобица, и стали воевать друг с другом».
Кто, с кем и почему воевал? Чудь, словене, кривичи и весь были «каждый сам за себя», «двое надвое» или «трое на одного»? Чего они хотели?
Я попытаюсь ответить на эти вопросы.
*****
Самым молодым и, вероятнее всего, самым малочисленным из объединений восточнославянских племён были славяне, поселившиеся на реке Волхов и озере Ильмень. Они даже своего имени не успели получить, назывались просто «словене». (Историки называют их «словенами (ильменскими)».) Эти словене основали на реке Волхов свой небольшой городок – Новгород. Ильменских словен поддерживали кривичи. Окрестности Новгорода не были пустынными, там жили финские племена меря и чудь. Финнам пришельцы не очень понравились, вот и пошёл «род на род». (Пока «всё как у людей».) Финские народности были более многочисленными и у словен не было возможностей удержать Новгород даже при помощи кривичей. В Старой Ладоге к северу от Новгорода обосновались варяги. Можно было бы нанять варяжскую дружину, но у словен не было денег. (Их городок был новым, что понятно из названия, и разбогатеть не успел.) Вот тогда словене с согласия кривичей и пригласили в Новгород Рюрика. У кривичей кроме финских племён были и другие серьёзные враги – племена балтов... А весь и чудь в «призвании варягов» не нуждались...
*****
Весь, меря, мурома, чудь – это финские племена.
Варяги Рюрика – германоязычные скандинавы, викинги.
Кривичи и ильменские словене – славянские племена.
Кто из них предки русского народа?
Ответ простой: «Все».
Одиннадцать с половиной веков назад далеко не все наши предки были славянами. В «державе Рюрика» славяне являлись «этническим меньшинством». Русского народа ещё не было, а предки были. Как же без них?..
И практически все наши предки связывают нас родством с другими народами.
Например, потомками финских племён кроме русских являются финны и эстонцы, карелы и вепсы, мордва и марийцы, удмурты и коми...
*****
Мною названы далеко не все родственники и не все предки русского народа. Про всех можно попытаться рассказать в большой книге, а не в маленькой статье...
Но хотя бы кратко упомянуть о тюркских предках необходимо. Есть у нас даже в научной среде какой-то доморощенный «славянский шовинизм». Если уж родство с финскими народами стараются не замечать, то о тюрках вспоминать «почти неприлично». Разве что в энциклопедических словарях и набранных мелким шрифтом примечаниях к старинным текстам...
Восточные славяне не только воевали, но и роднились и с печенегами, и с половцами, и с волжскими булгарами. (Правда, согласия невест и даже их родителей часто не спрашивали, но это был «общечеловеческий обычай» тех времён.) В Киевской Руси жили тюркские племена берендеев, торков, ковуев... Собирательное наименование тюркских племён, живших на Руси – «Черные клобуки». Большинство из них ославянилось, так что чёрные клобуки тоже являются предками русского и украинского народов...
*****
Наши далёкие предки не были идеальными людьми. Но не будь их – не было бы ни России, ни русской культуры. И за это они заслуживают нашей памяти и уважения. А что мы оставим нашим потомкам – пока неизвестно. Но нужно постараться, чтобы и о нас было кому вспомнить добрым словом...



КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ:
Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI – начало XII века. – М.: Художественная литература, 1978. – 413 с.
Памятники литературы Древней Руси: XII век. – М.: Художественная литература, 1980. – 704 с.
Костомаров Н.И. История России в жизнеописаниях её главнейших деятелей. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 1024 с.
Плунгян В.А. Почему языки такие разные. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2015. - 272 с.