85-7. Без малого век - продолжение 7

Юрий Ерусалимский
   
     Настоящее испытание выпало на её долю в 66-м, когда серьёзно заболел отец. Надо было срочно решаться на операцию, по динамике болезни врачи давали неблагоприятный прогноз. Но кому доверить? Что касалось здоровья, отец был всегда очень мнительный, придумывал сам себе всякие болячки, а тут уж, если бы узнал правду, с ума бы сошёл.

     Матери надо было обязательно скрывать и подбадривать. Она убедила его в необходимости операции – надо делать всё, как советуют врачи. Узнала, что в больнице Петрово Дальнее есть молодой хирург, который подаёт большие надежды как специалист. Повезла отца туда на консультацию, подключила все свои связи, чтобы не было задержек, буквально в несколько дней вопрос был решён, отца положили на дополнительное обследование и подготовку к операции.

     Я помню нашу обратную дорогу в тот день, мы ехали на служебном козлике друга семьи, с которым отец служил в Златоусте. Разрядка у матери наступила как раз в этот момент, на обратном пути из больницы, успокоить её стоило немалых трудов. Но напряжение последних дней было слишком велико даже для неё.

     Операция прошла удачно, хирург всё сделал блестяще, и потом вёл отца, ежегодно приглашая к себе в клинику на диагностику и лечение, в течение 36 лет, которые отец прожил после такой операции. Сейчас это специалист с мировым именем.

     На пенсию мать вышла в 69-м, как только подошёл пенсионный возраст. Надо было отпустить дочь на работу и сидеть с внуком, которому не было ещё и года. Вся её дальнейшая жизнь (и немалая – 43 года!) – это внуки, а потом и правнуки, это семейные заботы, дача, которую она поддерживала в идеальном порядке и на которой дети проводили с ней всё лето. Имея огромный опыт, она была действительно мудра, и сейчас бывает очень трудно обходиться без её советов – а она сохраняла ясность ума (хотя память и подводила, бывало) почти до самого своего ухода. 98 лет и 6 месяцев… Мир её праху и вечный покой.