Виталию Ивановичу Зеленскому посвящается

Виорэль Ломов
Виталию Ивановичу Зеленскому посвящается…


Эта папка посвящена замечательному сибирскому очеркисту и публицисту, общественному деятелю, руководителю Новосибирской писательской организации, председателю Сибирской писательской ассоциации, главному редактору газеты «Литературная Сибирь» и литературного журнала «Сибирские огни» Виталию Ивановичу Зеленскому (1927—2008).

Несколько лет я работал вместе с Виталием Ивановичем, сначала редактором отдела прозы, а потом ответственным секретарем «Сибирских огней». В журнал я пришел, что называется, «с улицы», на которой «подобрал» меня Зеленский. Он научил меня двум вещам, без которых совестливому литератору можно запросто опростоволоситься или вообще пропасть: неторопливости сочинительства и взвешенности каждого изрекаемого слова. Сам он неукоснительно следовал им всю свою жизнь.

На правах редактора этого материала, я помещаю очерк В.И. Зеленского, который дал название его последней книге — «Великий радетель Сибири. Николай Михайлович Ядринцев и его время» (2007), а также две мои статьи, написанные в 2007 году к юбилею Виталия Ивановича и к выходу «Избранного». (Предупреждаю: очерк весьма объемный).

Готовлю еще один очерк о нем, уже с позиций сегодняшнего дня.


Предоставляю слово автору книги:

«Все написанное мною до сих пор позволяет любому неленивому критику сказать: имярек писатель одной темы. В самом деле, начиная с первой тоненькой книжицы «Родные места» (Барнаул, 1965) я исследовал — средствами художественной публицистики, очерка — жизнь сибирской деревни, понимая свое творчество как продолжение работы на селе, как исполнение долга перед земляками, как стремление докопаться до корней тех проблем, которые видел и знал с детства, а последние годы — с высоты мостика комбайнера Шипуновской МТС. Говорят «сверху видно все», но понимание сути вещей приходит с наукой. Недаром А.М. Горький определял место очеркового жанра «между рассказом и исследованием». Опираясь на собственный творческий опыт, должен признать, что писателю-публицисту больше приходится читать чужие произведения, нежели писать что-либо свое.

Так, работая над очерком «Жеребенок в траве», я должен был не только хорошо знать, чем живут степняки, но и рассказать интересно об этих былинных местах, известных под названием Кулунда. Другая моя книга «В степях березовых» — это очерки о Барабе и живущих там крестьянах. Когда на Среднем Приобье открылись богатейшие залежи нефти и в эти слабо заселенные тогда края прихлынули многие тысячи молодых рабочих, мы организовали там литературный пост журнала «Сибирские огни», стали наезжать писатели, которых манила к себе тема героического труда нефтяников. А мне было интересно, кто кормит этих ребят, какие существуют условия для развития местного сельского хозяйства…

Более сорока лет я был связан с нашим заслуженным журналом «Сибирские огни», прошел все ступеньки от литературного редактора отдела очерка и публицистики до главного редактора. В течение шести лет руководил Новосибирской писательской организацией. Все это требовало дополнительного времени и энергии, отнимаемых у собственного творчества.

И вот теперь предлагаю читателям «Избранное». Здесь все новое, отличное от тех вещей, которые были написаны в минувшие годы, когда были востребованы традиционный русский очерк и вся так называемая деревенская литература. Надеюсь, читатель сам увидит эту разницу.
                Виталий Зеленский»