Выбор читателя6 Навстречу столетию агрофака КГАУ

Михаил Васьков
Навстречу столетию агрофака КГАУ
Михаил Васьков
ФЕРМА ДВА

                ВСТУПЛЕНИЕ

    Ферма два – это зелёный остров, окружены со всех сторон  оврагами , заросшими деревьями и кустарниками, берегом озера Верхний( Дальний) Кабан. Это Учебный  Городок Казанского Государственного Аграрного  Университета, где расположено восьми этажное здание факультета механизации сельского хозяйства и технического сервиса. Это и бывшее Учебное Хозяйство  бывшего Казанского Сельскохозяйственного Института.

      Самое старинное кирпичное здание  из двухэтажного и трехэтажного домов принадлежит агрономическому факультету. Ему более 150 лет. Этот факультет владеет также нижним этажом двух этажного кирпичного здания, где расположена кафедра мелиорации сельского хозяйства.

     Факультет  механизации расположен в сравнительно новом здании.  Ему принадлежит здание трасс- мастерской.
 КГАУ владеет также спорткорпусом, спортивным сооружением «Тулпар», которое было построено для Универсиады. В связи с Универсиадой построили многоэтажное здание гостиницы «Стрела», футбольное поле,  с  трибунами для зрителей, и еще два здания.

       К старым зданиям относится двухэтажное( нижний этаж кирпичный, верхний – деревянный)здание, называемое «Коммуна», здание бывшей молочной, кирпичное здание бывшей ветеринарной поликлиники.
   Жилой  массив состоит из  трех пятиэтажных кирпичных домов, четырёхэтажного кирпичного дома двухэтажного кирпичного здания, трех студенческих общежитий, общежития для малосемейных  сотрудников университета,
Двух одноэтажных деревянных домов.

     Жителей  посёлка обслуживают котельная, столовая, два кафе, филиал поликлиники. Почтовое отделение, детский садик, три продовольственных магазина, промтоварный магазин.

    Агрофаку принадлежит помологический сад, коллекционные питомники кафедры растениеводства. Лесному факультету принадлежит питомник лесных культур. Учхоз КГАУ имеет ряд служебных и производственных помещений.
 
   Посёлок полностью электрофицирован, газофицирован, подаётся горячая и холодная вода. Имеются контейнеры для мусора, канализация.  На окраине посёлка- _улицы   стоянка ряда городских автобусов, единственный способ сообщения с городом, автозаправочная станция, гараж для личного  транспорта. Строится много многоэтажных домов новой улицы ГАРАЕВА.


Ровесников редеет строй!

    ПЕЧАЛЬНЫЕ ИТОГИ

      Наш курс сформировался в 1947 году.  На агрономический факультет Казанского сельскохозяйственного института было принято 125 человек – 5 групп.  Две группы были исключительно мужскими ( изучали военное дело), а три группы – смешанные, преимущественно женскими. В них были мужчины, которые не проходили подготовку офицеров запаса.
    Примерно половина выпускников скончалась ! Для нас настали критические годы (после 80 лет).
   
Ушло, ушло уже немало из жизни товарищей моих!
Теперь они в мирах иных!

Война и бедность нас сдружили,
И очень рано они нас «опалили»,
Но возмужали мы до срока,
Немало жизнь дала жестоких нам уроков!

Друг к другу мы тянулись,
И до глубокой старости встречались,
Нашу дружбу не омрачила никакая глупость,
Студенческих тех лет мы никогда не забывали!

Мы гости все на этом свете,
От нас останутся родные дети,
Встать на ноги мы нашим внукам помогли,
И скрашивают правнуки оставшиеся дни!

       На нашем курсе учились выдающиеся люди: Б.П.Мартынов, работавший Министром сельского хозяйства Татарской АССР, первым заместителем Министра  сельского хозяйства СССР, У.А.Биктемиров, работавший Министром сельского хозяйства ТАССР, директором Татарской с.х.опытной станции, Г.С Егоров, работавший главным агрономом МСХ ТАССР, Инспектором по сортоиспытанию по Татарской АССР, А.И.Киселёв,заслуженный работник сельского хозяйства, лауреат премии Совета Министров СССР,заслуженный агроном РСФСР, работавший директором совхоза "Майский" Вологодской области.
 
   Кроме  выпускников средних школ  на курсе обучались  участники Великой Отечественной Войны, всего десять человек.
    Курс был весьма плодовитым на кандидатов с.х.наук: 11 выпускников.  Из них в родном институте доцентами работали шестеро. Из всех кандидатов из жизни ушло семеро.
  Курс был колыбелью семейных пар – восьми пар.  Ушли из жизни две пары.
     Самым большим патриотом курса оказался Слава Наумов – в последние годы он один приходил на назначенное место встречи однокурсников.
    ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ушедшим от нас!



КОМАНДИРОВКИ

На кафедре растениеводства после окончания аспирантуры я работал сначала ассистентом, а затем доцентом. Командировки составляли значительную долю рабочего времени.
   Помню, как мне выговаривала коллега по работе И.Е.КЛИМЧУК: « Вот Вы все ездите, а мы за вас столько работаем, проводим массу  занятий». Мои коллеги не подумали, что , если не мне, то пришлось бы ехать им. Наверное, лучше немного лишнего переработать, но быть дома на месте, нормально питаться, спать и все прочее.
В силу своего характера Я не «отбрыкивался» от командировок, но ездил не для « веселой жизни», я там не выпивал, как некоторые коллеги, не грешил ничем. Средства позволяли питаться только в столовых, или пользоваться услугами квартирных хозяек..
  Во время моей работы всесильной организацией был Обком КПСС. Министерство сельского хозяйства часто  обращалось в Обком за помощью, чтобы послать нужных  специалистов в районы. Очень долгое время существовала  порочная практика всяческих уполномоченных. Вряд ли всегда от их деятельности была большая польза. Закрепляли специалистов, например, за районами по возделыванию картофеля. Министр сельского хозяйства заявлял: « Теперь вы отвечаете за урожай картофеля». Как удобно, а свою ответственность снял с плеч долой, что ли?
  Во времена Н.С.ХРУЩЕВА много внимания уделялось возделыванию кукурузы. Сейчас  эта культура занимает подобающее ей место среди кормовых культур. Выращивание ее идет успешно , даже в деле получения початков молочно- восковой и восковой спелости. Этому способствовало выведение новых, менее теплолюбивых , более скороспелых сортов и гибридов, размещение этой теплолюбивой и требовательной к плодородию почв культуры , на подходящих для нее участках.
  Эта культура к тому же хорошо переносит возделывание на одном месте несколько лет подряд.  Никита Сергеевич был, как известно, крут, начальство боялось потерять свою работу. Дело доходило до курьезов. Помню, как Обком и МСХ посылали телеграммы в те районы, которые показывали недостаточно высокие урожаи кукурузы с требованием не занижать урожайность кукурузы.
   Да и сама рекомендуемая методика определения урожайности на корню сильно грешила. Надо было не «мудрить», а пропускать всю убранную массу через машинные весы. К чему это приводило, расскажу на конкретном примере Калининского района. (сейчас Актанышский) в одном из колхозов был определен урожай кукурузы более 1000 ц\ га.
Председателем этого колхоза был наш выпускник агрофака . Он был награжден орденом Ленина за получение  высокого  урожая  кукурузы. Я  не думаю, что он сознательно пошел на обман, Даже он и не хотел обманывать.  Но кукурузного корма хватило на ползимы и пришлось искать корм у соседей.
  В первые годы внедрения кукурузы в республику во все районы Татарии Обкомом КПСС были направлены республиканские инспекторы по кукурузе. Первый год мне достался Октябрьский район. Как и другим инспекторам,
В мое распоряжение  на время посевной компании была предоставлена легковая машина. (отобрали у Нефтесбыта). Тогда было дано распоряжение сеять кукурузу только квадратно- гнездовым способом.  Было немало мучений с сеялками, отпускными колами. Все время определяли  соблюдение квадратов, разрывая места высева семян.
 В последующие годы от этого способа посева  отказались, перешли к широкорядному посеву. Несколько лет я выполнял обязанности республиканского инспектора по кукурузе(но уже без легковой машины) в Рыбно- Слободском и Набережно- Челнинском районах. В последнем начальником районного управления сельского хозяйства  работал Гумер Исмагилович Усманов. Он был в свое время студентом заочником мехфака нашего института. Успешно его закончил. Работал Председателем Совета Министров ТАССР,
Первым секретарем Татарского Обкома КПСС, секретарем ЦК КПСС. Он запомнил меня по институту, так как я проводил  с его группой практические занятия по растениеводству.

   Несколько лет я был закреплен в качестве республиканского уполномоченного (задача- поднять урожайность культур) в Черемшанском районе. По просьбе Народного контроля ТАССР ездил в Октябрьский район, где с сотрудником Народного Контроля Игнатьевым побывал в некоторых хозяйствах  и на  сахарном заводе( позднее посещал и Буинский сахарный завод-  завода с ознакомительной целью).
  По заданию Народного Контроля возглавлял комиссию по проверке деятельности подсобного хозяйства одного из предприятий Казани в Зеленодольском районе. Некоторые командировки могут вызвать улыбки. Например, я «поднимал» один из отстающих колхозов Камско- Устьинского района. Секретарем райкома партии там работал наш выпускник Петр Кочкин. По моему совету он заменил председателя моего подшефного колхоза.
  Были «мелкие» командировки, такие как определение урожайности картофеля , выделение семенного участка многолетних трав. Некоторые командировки отдавали пустыми формальностями. Так, сотрудник МСХ ТАССР Менделевич направил меня в Сармановский Район на районную агрономическую конференцию, не спросив меня о знании татарского языка , а я сам не представлял, с каким «сюрпризом» я там столкнусь. В районе я должен был представлять республиканского представителя, как это тогда было «модно». Этот район оказался исключительно татарским. Все доклады были сделаны на татарском языке,  который я до сих пор не знаю.
  Рыбно- Слободский район с инструктором Обкома КПСС проверял с целью заслушивания на бюро Обкома. Проверял деятельность ОПХ Татниисхоза .
  Согласно учебной нагрузке на агрофаке проводились ежегодные командировки по проверке хода производственной практики студентов 4 курса. Они проходили в двух видах: 1. студентов собирали в райцентре . При участии  специалистов райсельхозуправления студенты заслушивались о выполнении заданий практики, проверялись их дневники, давали задания и советы.
   Мне довелось побывать на таких проверках два раза: первый- в Чистополевместе с заведующим кафедрой растениеводства профессором А.К.Вершининым, второй раз самостоятельно в Азнакаевском районе. Наш  выпускник главный агроном РСХУ Каримов помог организовать экскурсию в один из передовых колхозов, где довелось увидеть поля, чистые  от сорняков(применялись гербициды).
   В связи с проверкой практики я познакомился с новыми для меня районами: Апастовским,  Агрызским, Кукморским,  Сабинским, Тюлячинским.
  Состоялись четыре «бригадных» командировки: одна с доцентом А.А.Срословой,
Доцентом Л.М.Рабиновичем по вопросам интенсивной технологии возделывания с.х.культур в Буинск, Чистополь, Альметьевск, Мензелинск.. Вторая  с  участием доцента П.М.Крайнова, ст. преподавателя С.Ю.Гайнановой и других была в Алексеевский. Елабужский, Пестречинский и другие районы в связи с сильной засухой. В Елпбуге Осмотрели дом- музей И.И.Шишкина, третья командировка была по поводу отчетного доклада , по проверке состояния сельского хозяйства одного из районов. Четвертая Командировка была по поводу составления  системы ведения хозяйства в колхозе «Родина»  Буинского района.
   Состоялись и многочисленные «одиночные» командировки. Отмечу неоднократное участие в наборе абитуриентов в школах Буинского района. Были командировки и по другим вопросам.

НЕОБХОДИМОСТИ ЗНАНИЯ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА


      Когда я, будучи пенсионером, лежал в больнице с целью профилактики инсульта после двух приступов этого заболевания и предшествующих им двум приступам инфаркта , ко мне обратился с вопросом «коллега» по палате  старичок- татарин: « Почему русские не горят желанием знать татарский язык?». Я ему объяснил, что и в бывшем  СССР, и в России русский язык является средством межнационального общения.
    С точки зрения прагматика русские( не все) не испытывают зачастую очень большой потребности знания татарского языка. Не нужно сбрасывать со счета самую простую причину- лень. Я за то, что , если живешь среди другого коренного народа , общаешься с ним, знать язык этого народа нужно обязательно. Лично я знаю этот язык плохо, об этом сожалею. Надеюсь, читатели не обидятся на меня- так уж получилось.
       К чему приводит незнание языка коренной национальности, расскажу на примерах из жизни. Когда я работал на кафедре растениеводства Казанского  сельхозинститута( сейчас это государственный аграрный университет), меня по просьбе МСХ ТАССР направили в командировку в Сармановский район Татарии на районную агрономическую конференцию в качестве представителя от республиканской власти. Меня инструктировал сотрудник МСХ ТАССР Менделевич: « Сиди и слушай!". Он не предполагал, что все выступления агрономов  на этой конференции в этом исключительно татарском районе будут на татарском языке,
и я исполнил роль манекена.
      В нашем институте выступали знаменитые артисты: Абжалилов, Ильхам Шакиров, Шамуков(который играл роль Ленина). Чтобы отвлечь студентов от неблаговидных поступков, в общежитиях кафедры помесячно закреплялись для проведения воспитательной работы. На одном из таких мероприятий, которое проводила кафедра агрохимии и почвоведения ( заведующий доцент И.А.Гайсин). где выступал  артист Шамуков я присутствовал  в качестве представителя партбюро. Я сидел и внимательно слушал артиста, не понимая , о чем он говорит на своем родном языке для слушателей  студентов-татар. После этой встречи И.А.Гайсин поделился со мною: «Шамуков поинтересовался, кто сидит и слушает рядом со мной. Узнав, что я русский, и не знаю татарский язык, он удивился и сказал: « А почему он так внимательно меня слушал?»»  Комментарии излишни.

Язык осваиваешь,
когда в этом большая нужда.
незнание местного бывает очень досадно!


ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ СВОДНОГО ДЯДИ В.И.ЛЕНИНА

        В семидесятые годы прошлого столетия я работал деканом агрономического факультета Казанского сельхозинститута. Поэтому через доцента кафедры агрохимии И.А.ГАЙСИНА  меня пригласили на день рождения сводного дяди Владимира Ильича ЛЕНИНА – основателя и бессменного заведующего кафедрой агрохимии Казанского СХИ , доктора с.х.наук, профессора, заслуженного деятеля науки РСФСР. Чувашской АССР. Татарской АССР Бориса Ивановича ГОРИЗОНТОВА.

            Борис Иванович жил в элитном доме на тихой улице Казани – Большой Красной. День рождения прошел  благонравно, благочинно. Присутствовали члены кафедры агрохимии, родные Бориса Ивановича.  Он был к тому времени вдовец. Его жена- родная сестра матери В.И. ЛЕНИНА была чрезвычайно скромным человеком, и никому не сообщала о своём родстве  с великим Владимиром Ильичем. Узнали после ёё кончины. Она работала доцентом в одном из Казанских вузов, кажется,  по иностранному языку.

   На дне рождения я немного развеселил присутствующих, прочитав свой студенческий стих :
Борис Иваныч ГОРИЗОНТОВ
Нам агрохимию читал,
И удобрений горизонты
он перед нами раскрывал!

Навоз! Навоз! Звучит прекрасно!
Не знать его совсем напрасно,
 нет лучше запаха навоза,
 пред  ним бледнеет запах Розы!

     Борис Иванович отличался изысканной вежливостью, доброжелательностью. Его все любили и уважали.  Я, будучи студентом агрономического факультета, слушал его лекции, выполнил курсовую работу под его руководством, сдал экзамен по агрохимии.
  Он провёл большую ценную работу по исследованию природных фосфатитов Чувашской АССР и Татарской АССР,  он внёс значительный вклад в строительство  и работу казанского фото-желатинового завода , подготовил ряд учёных – агрохимиков.

ВЕЧНАЯ ЕМУ ПАМЯТЬ!


                ***
О ТРАГИЧЕСКОМ ПЕЧАЛЬНОМ СЛУЧАЕ


         Недавно  я опубликовал в Интернете стих « На суицид  ты не имеешь права». Получил несколько отзывов. Появилось желание написать короткий рассказ  о суициде, свидетелем последствий которого мне довелось быть.
     Я тогда работал на кафедре растениеводства Казанского СХИ. Деканом служил Махмуд Габдулхакович  С-в, старший преподаватель соседней профилирующей кафедры. Он ранее успешно работал директором совхоза Татарии. Заведующий упомянутой кафедрой Василий Петрович К-н  уговорил Махмуда Габдулхаковича перейти на работу в наш институт. Его оформили соискателем, дали научную тему для кандидатской диссертации.
      Он провел необходимые опыты, написал кандидатскую диссертацию. Видимо, работа над диссертацией, одновременная работа на кафедре и в деканате сильно его переутомили. Он надсадился! Ум не выдержал такой нагрузки и «забастовал». Наступило психическое расстройство , которое я заметил вовремя доклада Махмуда Габдулхаковича  на нашей кафедре о своей работе.
       Не все просто в нашей жизни. Я думаю, что это не осталось для него тайной. Он был очень гордым человеком, представил себе, что его поместят в больницу для психически больных, все об этом узнают. Такого он вынести не смог бы, тогда он и решил покончить жизнь самоубийством.
     Во дворе дома, где он проживал вместе с женой и сыном, находился принадлежащий ему сарай. Там он и повесился. Состоялась гражданская панихида, хоронили его в гробу, могила была на городском  татарском кладбище.
      На всех сотрудников агрономического факультета этот трагический случай оказал тяжелое негативное воздействие. Мы потеряли доброго честного отзывчивого человека, талантливого организатора, ученого и педагога! Его старший брат  работал некоторое время секретарем Татарского Обкома КПСС,
      Через какое- то время на должность декана агрофака избрали меня. Я проработал менее двух лет, ушел досрочно , формально по состоянию здоровья. О настоящей причине ухода говорить не считаю возможным и нужным.
      В нашей семье был случай суицида, который закончился благополучно благодаря  тому, что скорая помощь приехала быстро.
      Когда я учился в институте на агрофаке, нас обучали военному делу на  военной кафедре. Мы сдавали Государственные экзамены и получали звание младшего лейтенанта, или лейтенанта  запаса пехоты.  Нас обучал Майор З- н. Симпатичный , не старый, красивый. У него был роман с какой – то женщиной. Об этом узнала жена и сообщила, куда нужно. Майор этого не перенес( предстоящего разбирательства и наказания по  партийной линии) и застрелился.
      Очень тяжело об этом обо всем говорить, но , наверное,  необходимо! Мы часто смогли бы предотвратить суицид, вынуть человека из петли, вызвать врача для промывки желудка.
     Избави нас, Боже, от такого окончания жизни!

      


КАФДРА РАСТЕНИЕВОДСТВА


Работал я сначала ассистентом,
Когда прошел солидный срок, был избран и доцентом,
Посевы смешанные кормовых культур я изучал,
Комбинации различные азота, фосфора  и калия я испытал.

В итоге мною был предложен оригинальный метод
Получения искомого и нужного соотношения,
Экономически приемлемый при этом,
К несчастью, он ушел в забвение.

В командировках  разных побывал,
Работал я деканом агрофака,
Общественной работы вкус узнал,
Десять лет секретарем партийного бюро избирали меня однако.

Когда еще работал, на пенсию не вышел,
Скончалась мама восьмидесяти лет,
Тогда первый звонок услышал,
Жестокой смерти неминуемой привет.

Здесь очень кстати привести стихи печальные сестры,
Терзают они сердце, душу,
Шипы печали всегда остры,
Прошу внимательно «прослушать»:

«Ты не ждешь, калитку не откроешь,
Вспоминая с грустью о былом…
И меня встречает тишиною
Вечерами маленький наш дом.

Где ты, мама?

Теплый ветер вешней порою
Растопил на речке снег и лед,
И опять взращенная тобою
Под окном черемуха  цветет.

Где ты, мама?


Возвратились в березняк наш птицы,
Гнезда вьют и  пьют с травы росу,
Маленький букетик медуницы
Для тебя из леса принесу.

Где ты, мама?

Я живу бывает всяко, мама,
Иногда с болезнью гаснут дни,
Были бы целебнее бальзама
Только руки добрые твои.

Где ты, мама

Мне не светят больше два оконца,
Не зовут с дороги в теплый дом,
А тебя нигде под ясным солнцем
Не сыскать ни завтра, ни потом".




КАК Я УЧИЛСЯ В КАЗАНСКОМ СЕЛЬХОЗИНСТИТУТЕ

   Период моей учебы совпал с трудными послевоенными годами. Я поступил на агрономический факультет в 1947 году. Тогда в состав института входил только один факультет. Приходилось существовать на очень скромную стипендию- что-то около половины теперешней. Когда я поступил в институт, была еще карточная система. В день выдавали по 500 граммов хлеба. Ничего более вкусного я еще не ел.
    Очень плохо обстояло дело с обувью и одеждой. Мне повезло с общежитием. Первые три года оно находилось на третьем этаже главного здания. В комнате нас жило примерно человек 15. Питались мы в столовой, расположенной в подвальном помещении главного здания. Наш Учхоз поддерживал столовую овощами и молоком. Помню вкусные молочную лапшу, винегрет, овсяный кисель.
     Подработать денег на стороне удавалось очень редко. Все кафедры института размещались в главном здании. Кафедры растениеводства и общего земледелия располагали дополнительно «летними резиденциями» на ферме 2.
   Директором института работал замечательный человек и педагог Сергей Николаевич Коньков, животновод по профессии. Деканами работали доцент по сельхозмашинам Александр Владимирович Важинский и доцент по бух учету Леонид Николаевич Тузов.В предыдущем рассказе я поделился своими воспоминаниями о преподавателях.
    Мы, студенты, жили очень дружно. Бедность нас определенным образом сплачивала, недаром до сего времени продолжаются солидные по количеству участвующих и скромные в последнее время встречи выпускников. Последние два года мы жили и учились на ферме 2. общежитий было несколько, я жил в здании рядом с оврагом- двухэтажном здании: нижний этаж кирпичный, второй- деревянный.  В комнате на втором этаже жило около 10 человек.  Мы сами топили печку дровами, которые выдавал нам комендант Г.И.Дементьев. Удобства были на улице. У нас не было ни телевизоров, ни радиоприемников, ни магнитофонов. Никто не выписывал газет и журналов. Нас обслуживали столовая, небольшой продовольственный магазин, почтовое отделение.
    Тогда ферма 2 представляла прекрасный зеленый уголок с чистым воздухом, чистым озером. Общественный транспорт вначале на ферму не ходил. Несколько километров приходилось шагать от трамвайной остановки.
    Культпоходы в театры проводились на грузовых автомашинах(в кузове устраивались скамейки). В Учхоз в нашем распоряжении были громадный огород, прекрасные сады. Библиотека была очень небольшой. В коридоре учебного здания мы устраивали танцы. Учебников не хватало, один учебник выдавался на несколько человек. К экзаменам в основном готовились по конспектам.
   Успеваемость была хорошей. Мы были первым выпуском ученых агрономов. Была специализация по техническим культурам(моя), по селекции и семеноводству, по орошаемому земледелию. Работали студенческие научно- исследовательские кружки. Я был кружковцем кафедры растениеводства, сдавал госэкзамены и на «отлично» защитил дипломную работу.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

ФЕРМА ДВА
САБАНТУЙ В БЕРЁЗОВОЙ РОЩЕ

С тобой знаком седьмой десяток лет ,
Оазисом зеленым ты шумишь,
Красивым озером  КАБАНОМ ВЕРХНИМ-ДАЛЬНИМ
Отрадно, весело блестишь.

Там чайки вьются,
Рыбу добывая,
И встретить можно иногда
Утят, за мамой уткой проплывая,
А рыбаки рыбачат там всегда.

Березовую рощу чуть не каждый знает,
Веселых сабантуев загляденье,
И тот, кто постоянно посещает,
С отличным настроением без сомненья.

И разбегаются глаза:
За чем следить и удивляться?
Играют, пляшут и поют,
Так успевай всем наслаждаться !

Смельчак на шест полез,
Другой за гирю взялся,
А кто-то на бревно залез,
И сбить партнера постарался.

Вот с длинной палкою в руках
Разбить горшок старается,
С повязкой черной на глазах.
В удачу верящий игрок
Приз получить пытается.

В мешках бегут,
А там яички в ложке
Пытаются,бежавши,  удержать,
Там не пролив воды ни капли-крошки
С ведром до финиша стремятся добежать.

А о борьбе и говорить не надо:
Болельщиков полно, а также и борцов,
Кому достанется награда?
Кумиром будет кто, сильней всех  молодцов?

Но самое святое-это кони,
Народу  тьма на ипподроме.
Лошадки мчатся-
Дивные мгновенья,
Что это празднику венец всем это ясно без сомненья




ЕЩЁ  О МОЕЙ МАЛОЙ ТРЕТЬЕЙ РОДИНЕ

 Ферма 2 – это самый зелёный, самый живописный уголок Казани. Впервые я ступил на землю

моей третьей малой Родины летом 1948 года. Тогда нас, студентов первого курса агрономического факультета привезли для ознакомления и работы. Прошло 65 лет. Я не проживал на ферме только три года , когда работал директором  Бугульминского  опытного поля. Вся жизнь прошла в этом благословенном уголке!

     Пришлось сменить три квартиры – первая была в так называемом доме приезжих – без удобств, с печным отоплением, общей кухней и туалетом. Вторя – двухкомнатная на четвёртом этаже каменного нового дома с удобствами, но без ванны и горячей воды. Последняя- третья, в которой живу в настоящее время, трехкомнатная, со всеми удобствами.

     На ферме получили начальное образование сын Саша , внуки – Ваня и Коля. Я гулял, когда был ходячим,  по всем оврагам, в берёзовой роще, лесополосах, купался в озере Верхний Кабан. Жители дома, как и я, любят цветы.  Перед окнами цветут тюльпаны, астры, ирисы, люпины, космеи, золотой шар, топинамбур, настурции, мальвы, маргаритки, хохлатки, ветреницы, калужницы, маргаритки, пионы, петушки, бархатцы, орлики, хризантемы, флоксы, однолетние георгины, календулы и другие, названия которых не знаю.

      Скамеек достаточно, оборудованы детская площадки и физкультурный «Уголок». Перед окнами у меня растут несколько берёз и две лиственницы, которые посадил в своё время наш знаменитый овощевод Павел Петрович ГУСЕВ.

      Жителей фермы обслуживают столовая, кафе, котельная, два продуктовых магазина, постовое отделение, медпункт. На её территории расположен Учебное хозяйство , учебные здания факультетов – агрономического и механизации сельского хозяйства, общежития, жилые дома, спорткорпус.
 
      В связи с Универсиадой город построил гостиницу, стадион, футбольное поле, два больших спортивных корпуса.  На окраине фермы находится АЗС, стоянки городских автобусов.

     О ферме два я опубликовал на сайтах несколько стихов и рассказов. На ферме 2 я учился в институте, аспирантуре, работал на кафедре растениеводства  преподавателем. На опытных полях проводил опыты, часть которых послужила основой кандидатской диссертации. С женой мы воспитали сына и вместе с невестками  двух внуков. Теперь и правнук растёт на ферме!


      


ВОСПОМИНАНИЯ О ЖИЗНИ НА ФЕРМЕ ДВА

     В детстве и юности моя мама не могла купить мне велосипед. Она одна растила меня и сестрёнку, получая мизерную учительскую зарплату.  Наше существование было сверхбедным. Поэтому я научился ездить на велосипеде сына уже в зрелом возрасте. Какое было удовольствие! К великому сожалению , на следующий год я уже не смог кататься на велосипеде- все навыки утратились! Заново научиться не получилось. ! До сих пор жалею, что так мало катался!

       Живя на ферме два, я облазил все овраги, собирая ландыши, сочевичник и другие цветы. Рядом с полями Учхоза располагалась «закрытая зона»- военные лагеря в большом лесу. Там я собирал грибы. То же великое удовольствие!

      А что такое купание, знает каждый. На ферме я купался в озере Верхний Кабан. Когда был студентом,  переплывал его на другой берег, преодолевая  метров триста  водной глади.   Теперь врачи запретили мне купаться.

     Часто гулял по оврагам с маленьким сыном, с внуками – Ваней и Колей. Иногда они залезали на молодые деревья и раскачивали их. Я помогал им в этом удовольствии.  Ходили на озеро, играли там, где была отмель. Все они умеют плавать. Ежегодно посещали Сабантуй. Сын Саша В своём детстве подружился в лагерях с танкистами. Они разрешали ему забираться внутрь танка.

     Хорошо помню, как в студенческие годы катались по замерзшему Кабану. Какое приятное воспоминание! Светлей становилось на душе после частых встреч с однокурсниками. Но как много ушло их из жизни!

УШЛО ИЗ ЖИЗНИ НЕМАЛО ТОВАРИЩЕЙ МОИХ...

Ушло, ушло  уже немало из жизни товарищей моих,
Сынов полей нашей Отчизны,
Теперь они в мирах иных,
И в прошлое ушли давно мгновения погребальной тризны!

Война и бедность нас сдружили,
И очень рано нас они испепелили!
Но возмужали мы до срока,
Немало жизнь дала жестоких нам уроков!

Друг к другу мы всегда тянулись,
И до глубокой старости встречались,
И нашу дружбу не омрачала никакая  глупость,
Студенческих тех лет мы никогда не забывали!
И мы не знали, что такое душевная скупость!

Мы гости все на этом свете,
От нас останутся родные дети,
Встать на ноги мы внукам помогли,
И скрашивают правнуки оставшиеся дни!
 Зимой сын и внуки катаются на лыжах. Мне почему-то это не удавалось!

ОТЦВЕТАЮТ УЖЕ ХРИЗАНТЕМЫ В САДУ

Отцветают уже хризантемы  в саду,
Напоследок любовь посетила,
Тебя, милую, в нем я никак не найду,
Но судьба обо мне не забыла.

Почему так случилось? К добру или худу?
Родными,близкими стали черты,
Эти дни никогда не забуду,
Когда любимой стала ты.

Над стариком, пожалуйста, не смейтесь,
Любви все возрасты покорны,
Сломать все хрупкое, любимое не смейте,
А предо мной лежит простор привольный.

Понять меня доступно тем,
Кто сам любил, и был любимым,
Пишу совсем я не за тем,
Чтоб показаться кому – то милым.

Зачем пишу, я сам не знаю,
Из – за обилия ли чувств,
Что ожидает- не представляю,
Любовь не требует «искусств».

Я на хорошее надеюсь,
Пусть и последнее оно,
Я от тебя, любимая, погреюсь,
Я все ж живой, а не бревно.
Стихи легко критиковать,
Но дух же в них не сломите вы мой,
Отвел я душу, пора в кровать,
Пора во сны, пора домой.


ЦВЕТАМИ Я ВСЕГДА ЛЮБУЮСЬ

Сижу на скамеечке я под окном,
В окружении всех цветиков чудесных,
И о хорошем думаю всегда при этом!
Цветы хвалить всегда,  везде уместно!

Налево от меня мальвы красуются, все высокие,
Космеи  нежные различной окраски,
Календулы лечебные желтые,
Флоксы сиреневые, белые,
Сижу средь них, как в сказке!

Направо – белый миленький вьюнок,
(цветничок от меня недалек),
Шар золотой, желтый подсолнушек,
Бархатцев соцветия оранжевые воздушные,
Я старой закалки. Я человек «советский»!
Стих сочинить могу  правдивый и меткий!
Теперь в отставку жизнью я задвинут , милые детки!

В придомовой траве таится  желтый одуванчик,
Цикорий синий радует наш глаз!
Среди цветов, травы играет мальчик,
Много радости( жара не в счет) июль припас!

В краю зеленом, прекрасном я живу,
Воздух почище, чем в центре,
Полной грудью я дышу!
Читайте, завидуйте – я в Казани, я в Татарстане!


О ВЕСНЕ

Первый месяц весны доживаем,
Солнца было довольно, пожалуй,
По зиме и по лету пока не скучаем,
Прошу я зиму :»Пожалуйста, не балуй!»

Не нужны нам возвраты твои,
Снег довольно уже примелькался,
Поскорее к себе уходи,
Снег чернел незаметно, таял, уплотнялся.

Нам ходить не давал сыт твой лёд,
Потихоньку и он исчезает,
От всяких луж неприятность идёт,
Лицо на солнце загорает!

Пробивается робкая зелень,
На солнце греться так приятно,
Сказать о всём получше не умею,
Но говорю я всё же внятно!

Меня уж чувства не тревожат,
Тихая, грустная , скрытная только  любовь!
Что- то еще возникнуть, конечно, может,
Лишь бы плохое не возвращалось вновь


МИЛАЯ ФЕРМА МОЯ

Ты красоту свою теряешь,
Милая ферма моя
Здесь мы учились, мои друзья!
Остатками былыми ещё сверкаешь.

Была ты чем-то средним
Меж городом, деревней,
Посёлок, ясно, он не древний.
Но он заслуживает песни.

И вся была почти что деревянной,
От деревянных зданий остались единицы,
В моей же памяти осталась ты прекрасной,
Но исчезают помаленьку птицы!

Я слышал трели соловья,
И дятла дробь барабанную,
жила студентов дружная семья,
имеешь ты историю , короткую, но славную.

В войну танкисты размещались,
Учхоз  блистал во всём Союзе,
Жирно- молочные коровы
Бычков на племя нам «давали».
Сады рожали ягоды , и фруктов  груз,
Овощеводческая станция агротехнику  изучала основы.

Теперь значительно улучшили быт-
Столовая, котельная, поликлиника, почта,
Гараж построен, не забыт!
Дорога асфальта  в город – Мирный, Борисково.
Кругом дома воздвигаются срочно.
Стал город нам уже близким!

Пропала тишина,
Попортился здесь воздух,
Стали мы городом. Черты деревенские теряя,
Не хлопотливой стала весна..
Ферма растёт год от году.
Что будет дальше – не знаю!
Уголка благословенного «патриархальность « забываем,

Спасибо опытным полям,
Кабану – озеру спасибо!
За зелёный наряд свою привязанность   создам,
Живу пока, здоровье жить даёт терпимо!



ОТЦВЕЛА УЖ СИРЕНЬ

Отцвела уж сирень,
Отцвёл то же каштан,
Люпин красуется такой же свечкой,
Ходи, смотри хоть целый день,
Цветы любить- дар людям дан !
Как хорошо, однако, наше местечко!

Наконец распустился любимый пион,
 мне вспомнилось Марсово поле,
Дала Природа цветам свой закон,
Не скрываются орлики более!

Глаз радует шиповник,
Красуется белая чайная роза,
Мак одинокий стоит, как полковник,
Ушли давно все холода угрозы!
 
                ***


МОЯ МИЛАЯ МАЛАЯ ТРЕТЬЯ РОДИНА

Часть первая

ФЕРМА ДВА ГЛАЗАМИ ПОЭТА

      Первая малая Родина – это город Ижевск, где я родился и закончил три класса. Вторая малая Родина – это город Казань, в которой я прожил 60 лет.  Третья малая Родина – это посёлок Казани, его южная окраина – ферма № 2 , или просто ферма два. Это самый зелёный уголок этого города, вся территория покрыта деревьями и кустарниками. Правда, цветов очень мало! Ферма два с трёх сторон окружена лесистыми оврагами, а с одной стороны  громадным чистым озером – Верхний (Дальний) Кабан, где ещё водится рыба!

  Природа оделась в зелёный наряд,
Красным пламенем загорелись тюльпаны,
Природа здесь приветствует народ, без выбора, тут всех подряд,
Стоят безмолвно берёзы великаны!

Солнышки всюду нам улыбаются –
Калужница и одуванчик,
Нарциссы тоже уже пробуждаются,
Гоняют мальчишки послушный резиновый мячик!

Зелёный цвет для глаз  полезен и приятен,
Нам белый всюду очень надоел,
Нет луж уже, и грязных пятен,
Восторг, пусть краем, но и меня задел!

                ***



ИСТОРИЯ ФЕРМЫ ДВА

  Это хозяйство было основано по решению Департамента Земледелия в 1846 году. Оно обслуживало Казанскую, Нижегородскую, Вятскую, Пермскую губернии, и Сибирь. Главная её задача была: подготовка из молодых  грамотных крестьян опытных работников главным образом для помещичьих хозяйств.
 
        После отмены крепостного права в июне 1861 года был издан приказ об открытии на базе фермы земледельческого училища. В этом же году началось строительство учебного корпуса, используемого до настоящего времени( агрономическим факультетом). С 1864 года ферма была подсобным и учебным хозяйством земледельческого училища, готовившего агрономов  для земских уездных управ, и помещичьих  хозяйств.

   С организацией высшей с.х. школы  с 1922 года хозяйство фермы использовалось , как учебно – показательное, изменилось и направление опытного дела в лучшую сторону. Ферма два превратилась в учебное хозяйство – Учхоз Казанского с.х. института, где проходили учебную практику будущие агрономы и инженеры – механики.

    Учхоз располагал прекрасными садами, орошаемым огородом, хорошо развитым животноводством. Большой вклад в науку внесли опытные поля кафедр : растениеводства, общего земледелия, селекции и семеноводства, опытные участки кафедры плодо -овощеводства, с.х. мелиорации. На территории Учхоза долгое время работала Республиканская Опытная Станция по овощеводству. Нам, студентам, довелось угощаться арбузами и дынями, выращенными там.

     В пору моей учебы в КСХИ, когда студенты агрофака на 4  и 5 курсах жили и учились  исключительно на ферме два,  на её территории располагались трехэтажный учебный корпус агрофака, двухэтажный корпус с.х. школы готовящих председателей колхозов, одноэтажное так называемое красное здание, принадлежащее кафедрам растениеводства и общего земледелия. Оно использовалось только в тёплое время года. Далее, на ферме два размещались ветлечебница, небольшой продовольственный магазин . Больше каменных зданий не было.

     Учебный корпус агрофака окружали «директорский дом»- там , вероятно, проживал директор училища, в описываемое время было общежитие студентов, двухэтажный жилой дом, в первом этаже которого располагалась амбулатория с аптечным киоском. Рядом находился «дом приезжих»- гостиница в своё время.  Там тоже было общежитие.

      
      На краю оврага располагался учительский дом». На территории фермы работали средняя школа, почтовое отделение. Рядом с помологическим садом  стояло двухэтажное здание – «коммуна». Нижний этаж кирпичный , верхний – деревянный, там тоже было общежитие, где жил и я. Жители фермы – рабочие Учхоза- проживали в бараках, водокачка была своя, канализация отсутствовала.
         Производственные помещения включали в себя : дом для переработки молока, конюшню, коровники, бычатник, свинарник, силосные башни, мастерскую, кузницу, пилораму, производственные склады, зерносклад, мельницу, гаражи, картофелехранилище, пасеку.
    Было несколько частных домов – «хуторов». Еще нужно упомянуть начальную школу. Столовая для студентов располагалась в нижнем этаже « коммуны». На верхнем работал читальный зал, там стоял шкаф с учебниками_ библиотека!

      Что изменилось  до моего приезда на ферму из Васильева? С.х. школа переехала в город, её здание перешло агрофаку. В подвальном помещении  заработала хорошая столовая. Там же открыли изотопную лабораторию , и лабораторию кафедры растениеводства.  Была построена котельная на газу, здание с.х. техникума, который работал сравнительно недолго.
     Построили два двухэтажных дома для сотрудников Учхоза и института. Средняя школа была закрыта, на её месте работал детсад.  Для студентов было построено три пяти этажных общежития.  Моя семья поселилась  в двухкомнатной квартире «дома приезжих», с печным отоплением, без водопровода и газа. Кухня и туалет были общими с жильцами двух  других квартир.
   
     Как выглядит ферма в настоящее время? Город наступает на ферму, её стало не узнать»патриархальный» вид потерян. Красуется восьми этажное здание мехфака, столовая, семь пятиэтажных жилых дома.  Исчезла ферма, как тихий благословенный уголок города! Нет чистого воздуха. Через ферму проходит шоссе с интенсивным движением. Васе деревянные бараки снесены. Работает канализация, вдома подаётся газ, холодная и горячая вода, вода для отопления.
     Кроме столовой работает кафе, перестроенное из бывшей бани. Контора Учхоза переехала в село Усады. В Учхозе животноводство ликвидировано (на ферме два), нет сада и огорода. Где учить студентов? Поля Учхоза застроены РКБ, Детской РКБ, радиозаводом, Солнечным городом.
Возникла на его бывшем поле улица коттеджей. На краю фермы автобусная  остановка, АЗС.  Берега  озера Кабан заросли деревьями и кустарниками, заболочены.Остался только небольшой песчаный пляж.
       В связи с Универсиадой  на территории фермы возведен громадный спортивный корпус, построено футбольное поле, еще один спорткорпус  с трибунами. У университета имеется собственный спорткорпус.  Жителей фермы обслуживают два, в основном продуктовых магазина. Построен хороший просторный зелёный детский садик. По-прежнему работают почтовое отделение, филиал поликлиники.