Антреприза для атташе

Артэм Григоренц
               


                Артэм Григоренц
               
                АНТРЕПРИЗА  ДЛЯ  АТТАШЕ
                (Комедия)
               
                ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Адам Чаличаев, прежде работал администратором Госфилармонии, 65 лет.
Саатсазов, заслуженный артист республики,70 лет
Шакаров, бывший актер народного театра, 66 лет.
Атташе, 30-60 лет.
Нонна
Лолик , оба участники театральной студии.
Тархунов, режиссер, 25 лет
Малхаз, сосед Нонны, без определенных занятий, задира.
               
                Первая картина. 
      
   В центре сцены сидит Шакаров и что-то играет на гитаре, затем начинает петь «Я помню чудное мгновенье…»

Шакаров. А ведь и правда, есть, что вспомнить о своих чудных мгновениях! Главное, молодым был, кровь в жилах  бурлила! Где только мне не пришлось поездить, отправляясь в отпуск  или в командировки! Я ведь был не только актёром народного театра: ровно тридцать лет в Зооветеринарном  институте лабораторией заведовал! С какими только очаровательными созданиями сводила меня судьба. Помню, в Ленинграде, на всесоюзном конгрессе ветеринаров, (обращается к залу) в меня зам директора племенного совхоза влюбилась. Красавица! Но что мне оставалось делать, если уже женат?!  Вообще, я с детства был озорным парнем, не то, что теперешняя молодёжь. Кто из них знает, что такое авчалури? А у нас во дворе я был чемпионом – лучше всех подкидывал одной ногой чулочный мячик. Или кто сейчас станет играть в лахти, и не побоится хлёстких шлепков  ремнём по ногам? Теперешние только возле компьютера молодцы сражаться. Эх, всё сейчас стало каким-то пластмассовым, фальшивым. Даже в театрах уже играют не так, как в моё время. Кстати сказать, вчера мне предложили снова подняться на сцену, попросили тряхнуть стариной, показать молодёжи, настоящую игру! (свет на сцене гаснет, Шакаров удаляется)

                Вторая картина

        (Адам встречает Саатсазова у себя дома и усаживает играть в нарды).

Адам. Извини, что я тебя не встретил.(обнимает, приветствует)

Саатсазов. А зачем меня встречать? Я что, в первый раз к тебе пришел? Ну, скажи, в чем дело?

Адам. (смеется) В чем дело?.. Всё дело в дифтонге!

Саатсазов. (недоуменно) В чём???!!!

Адам. Да так, не в чем, это каламбурчик!.. Садись, в начале сыграем в нарды! (усаживает, играют. Резкий звонок в дверь) .

Адам. Это режиссер Тархунов. Я как раз его дожидаюсь. (бежит открывать и сразу возвращается) Этажом ошиблись!.. Вот, странные люди! На двери четко указана фамилия, и неужели прочитать им неохота?!

Саатсаз. Э-э… Совсем уже отупел народ!.. Послушай Адам,(смотрит на часы) дорогой мой,  зачем ты меня пригласил сюда?! Делом заниматься или шлёпать костяшками? Ты бы еще мне телевизор включил!..

Адам. Ну, знаешь, я тоже не бездельник!..  У меня дело – на первом месте! Но и нарды  – штука полезная, мозги оттачивают! Каждый бросок костей – сюрприз судьбы! Смотря,  как сориентируешься, и тогда – или пан, или пропал!

Саатсаз. Мда-а… Скажи-ка, ты этого Тархунова в нарды или в лотерею выиграл?.. И где же он до сих пор!?.. (снова смотрит на часы)

Адам. Уже на подходе! Просил чуть подождать. Занят очень!

Саатсаз. И зачем ты его вообще позвал? Лучше б вместо него кого-нибудь по-солиднее…

Адам. А что, ты с ним когда-нибудь имел дело?

Саатсаз. (скривив лицо) Как-то раз,случилось такое недоразумение!

Адам. И что?!..

Саатсаз. И то, что сопляк посмел меня учить, как мне играть перед детской аудиторией!..

Адам. У каждого режиссера свое видение!.. Он, видно, и Эдинбург упомянул!

Саатсаз. (удивленно) Да-а… Откуда ты знаешь?

Адам.(довольно) Ха!.. Я умею быстро вычислять!

(Звонок в дверь, Адам бежит открывать. Входит Тархунов, нехотя здоровается с Саатсазовым.)

Адам. Теперь о деле! (Нарды убирают, садятся  вокруг стола.)

Саатсаз. Мы бы еще раньше к делу приступили, если б не опоздавший …

Тархунов. К вашему сведению, господин Саатсазов, я пришел точно, как и обещал!

Адам. Да-а, совершенно верно!..  Итак, господа, я пригласил вас, чтоб подробнее ознакомить о своем проекте! Кое-кто уже в курсе дела. Я намерен создать вместе с вами неформальный, антрепризный театр. А для начала моя квартира к вашим услугам!

Саатсазов. (потирая руки) Отлично!  А что означает, ты сказал,«неформальный»?

Тархунов. Господи!  Что за наивный вопрос!

Адам. Почему «наивный»? Хороший! Поясняю! Везде в формальных театрах с постоянной труппой процветают зависть, интриги, склоки. А у меня всё будет построено на искренней дружбе и взаимопонимании!

Тархунов. Это идеализм! Даже опрос международного Центра «Эм джи ай» показал, что среди актеров такое невозможно!

Саатсазов. Очень даже возможно! Как раз я начинал именно в таком коллективе! Наш главреж был ни кто-нибудь… Сам  Геронтий  Гозалов! Жизнь понимал так, как надо! Поэтому и свою профессию знал на пять! При нем никто даже косого взгляда не бросал на коллегу! Все друг к другу с почтением относились. Знали, что такое: «Старший – младший». И молодежь старалась, уважала,  ценила корифеев.
  Мне еще и шестнадцати  не было, а он Лаэрта доверил играть с самим Намусяном. И вот, послушайте, стихотворение из репертуара Ефима Шифрина:
               
                Мне Лаэрта выпало сыграть,
                Выбор режиссёра, жёсткий принцип,
                Если мог бы сам я выбирать,
                Вышел бы на сцену датским принцем.
                Я б ответил: «Быть или не быть?»
                Но мечты заветные об этом,
                Мне придётся нынче отложить,
                Ведь кому-то надо ж быть Лаэртом!
   
 После сдачи нашего «Гамлета» сам заместитель министра культуры крепко  обнял меня и объявил громогласно, что меня ждет большое будущее!

Тархунов. (ехидно) Да, да! С тех пор у вас всё пока еще впереди!

Адам. Только, пожалуйста, без сарказма! Мой принцип такой же – не останавливаться на достигнутом!.. Всегда вперед, только вперед!

Тархунов. Дай то Бог… Но театральная среда без интриг, все равно что женщина без… груди. (изображает) И где видано, чтоб актёры не завидовали, не ели друг друга?!К тому же и во многих учебниках, пособиях по режиссуре только об этом и написано, что актёры всегда завидуют и едят друг друга!

Саатсазов. Это когда  руководитель  там  – тряпка!

Тархунов. Если в театре нет соперничества, то это уже не театр! Никола Маккартни из Эдинбурга как раз тоже пишет, что такая труппа непременно зачахнет!   

Саатсазов. Ничего и не зачахнет! Главреж должен уметь всех настроить на нужный лад! Тогда незачем станет подставлять друг другу ножку! А если кто-то не справляется с ролью или типаж не тот, опять виноват режиссер.

Адам. Когда Товстоногов возглавил БДТ, он там почти всех актеров уволил, набрал новых. Итог – его знаменитые постановки!

Саатсазов. Для других театров это должно стать примером!

Адам. Хороший театр, как ночное небо! Там блещут звезды разного калибра.

Саатсаз. Да, да!..  Заслуженные артисты  – на своем месте, молодежь – на своем!

Тархунов.  Главное не это, главное – кто как сияет! А чтоб молодым засиять как можно ярче –  роль должна  быть интересной!

Саатсазов. Вы слышали, как он рассуждает? Неужели одна только роль должна быть их главной заботой?! А зритель вас не интересует?! Кто перед ним в ответе?!

Тархунов.  Вы имеете в виду позавчерашнего или современного зрителя? Всем не угодишь! (С улицы доносятся крики «Мацони, молоко!»)

Адам. Настоящий зритель вечен, он на халтуру не клюнет!
  (звонок в дверь, бежит открывать)

Тархунов. По-моему, Адам взялся за липовое дело. Ничего не выйдет! Сейчас и репертуарные  театры почти пустуют!.. (Снова доносятся крики «Мацони, молоко!»  Адам возвращается с бутылкой молока)

Адам. Это была наша молочница. У нее отличные продукты, два раза в неделю привозит из Манглиси. Рекомендую!

Саатсаз.  Вот ты, дорогой мой Адам,  сказал «Неформальный театр… Взаимопонимание…», а Тархунов не верит в твою затею! Сказал, что она липовая.  Зачем ты его позвал?

Адам. Ничего, пока не верит, а потом поверит! К тому же, оппонент всегда нужен. Помнишь, как вождь всё спрашивал: «А что скажет товарищ Жуков?»

Саатсазов. Тоже, сравнил! Вот, что Я тебе скажу: успех зависит и от самой пьесы, но еще важнее – режиссер и все его помощники! Недаром говорят: «Для хорошего  режиссера  и телефонная книга – пьеса!» И чтоб репетиции проходили продуктивно,  актеры не должны забывать  свои мизансцены!

Адам. Вот для этого и нужны репетиции! Когда я работал администратором  эстрадных коллективов в филармонии, наши артисты по полгода репетировали. Бесплатно! А режиссёры,  худрук, музрук с них три шкуры сдирали! В конце всю программу строгая комиссия принимала. Чуть что не так, могла и не отпустить на дальние гастроли! Сибирь, Урал, Дальний Восток, Средняя Азия, вся центральная Россия, Молдавия – везде были!.. Эх, сейчас бы то время: все расходы во время гастролей в гроши обходились, а концерты – доход приносили! Да ещё, бывало, в каком-нибудь зачуханном сельпо такие импортные шмотки попадались, что здесь вдвое дороже можно было спихнуть. А мы пока ограничимся пределами нашего города.

Саатсазов. Эх, говоришь, «филармония», а ведь как я любил бывать там, рядом, в саду Гофилекта! Помните тамошнюю летнюю эстраду?! Какие только оркестры, какие только коллективы там не выступали? Даже Ван Клиберн однажды выступил! Аж дух захватило, когда выступил оркестр Эдди Рознера! Ох, как он солировал на золотой трубе!..  А оркестр Орберяна… Помните, Жак Дувалян у него пел: " О кумба, кумба,черо, о бонго, бонго серо...", а Роберт Ёлчян какое соло на барабанах вытворял!.. Ещё наш Сулико Корошинадзе соловьём разливался в оркестре «РЭРО».(поют его самую популярную песню) Еще наши предки говорили: «Имеешь  – не ценишь.  Потеряешь – плачешь!»               
                (Звонок в дверь, входит Шакаров)

Шакаров. Здравствуйте всем! Я не опоздал?

Адам. Нет, дорогой Шакаров, пришел в самый раз. Я пока только  изложил
главные тезисы, а ты и так в курсе дела!

Шакаров. Ничего, что я сегодня без гитары?

Адам. Ничего! Сегодня пока только заседание нашего Генштаба!

Тарх. (с усмешкой) Разрешите обратиться, товарищ главнокомандующий?

Адам. Разрешаю. Говорите!

Тархун. А какие у вас ресурсы? В смысле зала, светового и звукового оборудования. У вас есть гардероб? Кто ваш сценограф?

Адам. Не сразу Москва строилась!

Саатсазов. (Адаму) Твой  Жуков уже  вошел в свою роль!

Шакаров. Когда я играл в народном театре у режиссера ХрустОва и мы ездили на шефские спектакли, где, случалось и сцены не было, у нас всё шло на Ура! Помню, в военном госпитале вдруг свет погас. Зажгли свечу и я вышел с гитарой! И  весь спектакль прошел с моим музыкальным сопровождением. Публика подумала, что так и задумано режиссером!

Адам. Вот это и есть найти выход из положения!

Тархун. Однако сейчас мы не в театре военных действий!

Адам. Где же еще?! Только и слышим, как где-то там  воюют!..  Стреляют!.. Там – ломают!… А если что-нибудь строят, то непременно уродливое,к тому же не таком месте,что смотрится еще уродливее!.. А что творят террористы!Только и взрывают, захватывают, кому-то головы отрубают!..  Вот и текут потекли потоки беженцев по всему миру… Ужас!!! А настоящий актер должен уметь выступать в любых, даже военно-полевых условиях!.. Без всяких искусственных, театральных эффектов!..  Разных там мигалок, хлопушек, дымушек, осветительных и снежных пушек!

Тархун. Современный театр без всего этого уже не мыслим!

Саатсчаз. Смотря, какой театр! В хорошем психологическом спектакле и без всего этого можно обойтись!

Адам. Еще до времен Шекспира публика оценивала главное – игру актера и его энергетику воздействия на зрителя!

Тархун. Так, где вы собираетесь давать спектакли? В нормальном современном зале или в полевых условиях? Или в каком-то сарае?..

Саатсаз. Помню свои молодые годы, когда нас отправляли играть по районам. Думаете, везде там нас ждали дворцы культуры? Бывало, в таких развалинах выступали, что и скотина не войдет! Однажды, и, правда, нам предоставили самый настоящий, недавно отремонтированный  коровник, да еще сделали комплимент, что только после нас туда запустят животных!

Адам. Такое и не только с вами бывало. Ты бы только видел, где выступали мои  бригады! Лозунг был такой: «Внедрим  культуру в массы!»

Тархун. (Адаму) Но вы так и не ответили, какую пьесу вы хотите ставить?

Адам. Существенный вопрос, и я бы сказал, ключевой! Для начала поставим спектакль посвященный Дню независимости Аурумины.

Тархун. Чьей независимости? Это что, страна такая?

Адам. Видно, у тебя в школе по географии была двойка! Южноамериканская, с очень перспективной экономикой!

Шакаров. Я знаю! Рядом с Аргентиной. Там до прихода испанцев золото почти под ногами валялось. Поэтому и назвали Ауруминой. От слова "аурум", что по таблице Менделеева означает золото!

Адам. Молодец! Химию и географию знаешь на пятерку!

Тархун. (оживившись) И что?!.. Кто-нибудь будет финансировать ваш проект?

Адам. (Саатсазову и остальным) Скажите мне, я похож на сумасшедшего?!  Кто же теперь, как в прежние времена, работает  бесплатно?

Шакаров. А вот когда я выступал  в театре у режиссера ХрустОва, для нас самым главным была интересная роль. О деньгах и не заикались!

Тархун. И всё-таки, какую сумму выделяют нам на все расходы?!

Саатсаз. Сперва спроси,  что за пьесу будем ставить, а потом всё остальное!

 Адам. Правильное замечание артиста неформальной труппы! Как мне сказал атташе по культуре посольства Аурумины, пьеса посвящена тамошнему национальному герою… Как его там… Да… Педро де Сильве. Сподвижник  Симона Боливара!

Саатсаз. Нас туда пригласят на гастроли?

Адам. Почему и нет?! Атташе такое не исключает! Так вот!.. Кто из согласен участвовать в моем проекте, милости просим! Кто нет – тому до свидания! Даю сутки на размышление. Завтра в это же время жду вашего ответа.

Тархунов. Можно я приду на час раньше, а то у меня репетиция в студии.

Адам. Нельзя! Приди вовремя, а я отпущу тебя на час раньше.

Тарх. Отлично. Тогда я побежал! (раскланивается, убегает)

Саатсазов. (к Адаму) Заранее тебе говорю, от него толку не будет! Вечно у него какие-то дела, делишки. Вечно на часы посматривает!

Адам. А что, он ведь из теперешней плеяды деловых людей! И неплохо, если время ценит! Время – деньги!

Шакаров. Когда я выступал у режиссера ХрустОва, он  мизансцены дома продумывал, и уже на репетиции время даром не терялось. Все шло как по маслу!

Саатсазов. Ваш ХрУстов был из совсем другой плеяды режиссеров.

Шакаров. (Саатсазову) Не ХрУстов, а ХрустОв! – ударение на «о»!

Саатсазов. Пардон, ХрустОв. А этот – продукт  смутного времени!

Адам. У теперешнего  времени тоже своя философия, и никуда  от современных реалий не денемся!
                Третья картина.
                Нонна в ожидании Лолика.

Нонна. Привет Лолик!Опаздывапть парню на свидание не хорошо!..  И чего ты стал пропускать репетиции в нашей студии? Хочешь, чтоб тебя сняли с роли  в выпускном спектакле?

Лолик. А мне, Нонна,  начхать, пускай снимут!

Нонна. С чего это так?!

Лолик. Надоело куражиться в этой дурацкой комедии.

Нонна. Так ты подставишь всю студию. И меня в том числе!

Лолик. Найдите мне замену.

Нонна. (обиженно) И после еще скажешь, что ты джентльмен?!

Лолик. Еще Сартр говорил: «Человек осужден быть свободным!».

Нонна. По-твоему быть джентльменом – значит впадать в зависимость?!

Лолик. Не хочу отвечать. Думай, как тебе хочется.

Нонна. Я к тебе по-хорошему, а ты… Видно, напрасно потревожила тебя!

Лолик. Моя мечта – экзистенция Сартра!  Иногда мне кажется, что если не сыграю в его пьесе «Мухи» пусть даже одну из них, мое сердце разорвется!

Нонна. Ты бы сначала в «Мухе-цокотухе» в роли самовара выступил, и уж потом намыливался в бутылку!

Лолик. Мне эти актерские этюды, изображать чайник или утюг, …(изображает чайник) всегда раздражали своей примитивностью! Я предпочитаю типизировать личностный образ! В его особенностях и противоречиях!

Нонна. Ты прямо как Википедия, напичканная заумными статьями!

Лолик. И не желаю играть сто раз пережеванное в других театрах!

Нонна. У тебя завышенные амбиции, ты…

Лолик. (Прерывает) А, кстати, договори, что ты хотела сказать мне?!

Нонна. Боюсь, тебе станет скучно… Все-таки скажу. Мне предложили играть в антрепризной труппе. Просили еще привести нескольких молодых актеров.   

Лолик. Ого, уже интересно! Кто пригласил?!

Нонна. (ехидно) А вдруг там тебе дадут чайник изобразить?

Лолик. Не язви. Лучше поясни мне, что,  как!.. Кто пригласил?

Нонна. Клёвый мужик. С ним не соскучишься!

Лелик. Думаешь, он не туфта?!

Нонна. Никак нет! Дядька с авторитетом, с солидным  кругом знакомств.

Лелик. Ну, если так, пойдем, попробуем его на зуб!

Нонна. Только предупреждаю, что Сартра он ставить не собирается.

Лелик. Как-нибудь пока обойдусь. Мне уже стало интересно.(уходят)
               
                Четвертая  картина
            (Нонна куда-то торопится. Выскакивает   Малхаз.)

Малхаз. Привет Нонна, как ты!

Нонна. Ой! (застыла от неожиданности). Здравствуй Малхаз!

Малх. Куда летишь так, сломя ноги? На свидание?

Нонна. Тебе-то что?

Малх. Вот, когда я этому павлину хвост выдерну, будет «тебе-то что?!»

Нонна. Это что за такому «павлину»? И по какому праву?!

Малх. По такому, что он тебе не пара. Трепач он и пижон!

Нонна. (удивленно) А вообще, ты это о ком?

Малхаз. Будто  не знаешь! О твоем ухажере.

Нонна. Это кто, Лолик что ли?

Малхаз. Он самый!

Нонна.  Так он же мой коллега по студии. Мы с ним в одном спектакле участвуем!..

Малхаз.  А что за роль у него, павлиний хвост распускать?

Нонна. Если хочешь, Малхаз, приглашу тебя на репетицию. (Малхаз  кривит лицо. Брезгливо разводит руками.) Пойдем, пойдем, не пожалеешь. Тащит за рукав.  (оба удаляются)
                Пятая картина      
 (Тархунов, Шакаров с гитарой, Саатсаз) Адам размахивает стопкой бумаг.

Адам. А вот и пьеса! Готовьтесь дерзать, господа!

Саатсаз. Какой у неё жанр?

Адам. Хороший!Романтический. Я же говорил вам! Посвящена национальному герою Аурумины, близкому соратнику Симона Боливара.

Саатсаз. А сколько ему лет?

Адам. Он погиб как герой! Ему тогда было всего двадцать три года!

Саатсаз. Эх, апсус... Эта роль уже не для меня!

Адам. Зато роль его отца точно под тебя скроена!

Саатсаз. Прекрасно! А кто в роли его матери, то есть моей супруги?

Адам. Ты еще у меня про свою тещу спроси!.. Матери у него не было, умерла при родах!

Тархун. (Адаму) Скажите, сколько персонажей в пьесе?

Адам. Много. Атташе сказал, чем больше, тем лучше!

Тархун. Как это? В пьесе не указаны действующие лица?

Адам. Указаны. Но атташе сказал, что в массовые сцены нужно привлечь как можно больше статистов.

Тархун. Вы говорили, что у вас камерный состав. За такой короткий срок невозможно управиться с этой оравой!

Саатсаз. Массовые сцены нужно уметь ставить! И чем меньше актеров, тем больше  у них психологическая нагрузка!

Адам. Правильно!.. Сейчас главное – одолеть ведущие роли. Массовку наберу в два счета, за нею дело не станет!

Тархун. И с ней ехать на гастроли?! Это же сумасшедшие расходы! Даже Министерство культуры такое себе не может позволить!

Адам. Вот потому я и не желаю с ним дело иметь! Повезу костяк, а народную массу симмитируем звуковым оформлением! (Передает Тархунову папку с пьесой) Вот, посмотри дома, и завтра утром позвони, выскажи свои соображения. Учти, на всё, про всё у нас три месяца до премьеры!

Шакаров. (Адаму) На твой взгляд, какая у меня будет роль?

Адам. О-о… И для тебя есть в самый раз: пожилой дядька главного героя. Убежал из испанского плена. Поет патриотическую песню.

Шакаров. Прекрасно! У меня как раз про испанку есть песня! (Берет гитару) Сердце испанки прелестной... (Все аплодируют, кроме Адама)

Адам. Поешь хорошо! Но причём тут испанка? У тебя одни только женщины на уме!.. Ты  не слышал, что я сказал? Нужно петь на языке Аурумины, то есть на испанском. Ясно?

Шакаров. Но я никогда не пел испанских песен!

Адам. Ничего. Научим. Найдем тебе репетитора!
               
                Шестая картина
                (Идет репетиция отдельной сцены.)

Лолик. ( вяло) Друзья, поверьте мне, альтернативы нет! Симон Боливар миллион  раз прав, нужно идти вперед, только вперед! Решительно и смело!

Тархунов. (подходит к Лолику, поправляет ему воротник) Ну, ничего, ничего. Только прибавь огоньку в слове «миллион» и в этот момент повернись на пол-оборота лицом к залу, чтоб твои слова получили резонанс. Повтори! (Лолик повторяет, но получается что-то не то. Тархунов настаивает и требует всё по-новому и новому.)

Тархунов.  Почему глотаешь звуки? Произнеси хотя бы так, как в песне: «Миллион, миллион, миллион алых роз…!»

Лолик. Вы хотите, чтоб я кричал как на аукционе: «Миллион!.. Продано!»  А мне так противно!
 
Саатсаз. Ну, сколько можно жевать эту резину?! Неужели только «миллион» тут делает погоду?! Вот, как нужно произнести эту фразу! (произносит с пафосом) Друзья, поверьте мне, альтернативы нет! Симон Боливар миллион  раз прав, нужно идти вперед, только вперед! Решительно и смело!  (Тархунов робко отступает. Заходят  Нонна и Малхаз, тихонько усаживаются в сторонке)

Лолик. (вяло) Нет, ложный пафос не по сердцу мне! Не фальшь, не мелодрама, не гротеск!.. Эти стихи Ады Василой как раз тут к месту!.. Никак не хотите выйти из коллапса прямолинейной эстетики!

Тархунов. (Саатсазову) Оставьте его в покое, у актера свое видение.

Саатсаз. Тогда для чего режиссер? Без него как раз и получается этот ваш «коллапс». Самые простые вещи запутываете! Одну несчастную сцену никак не одолеем! Сюда бы Геронтия Гозалова… Он бы мигом всё привел в норму! Как часы заработала бы и не только в эта сцена!

Шакаров. Спокойнее, друзья. Когда я в народном театре у Хрустова играл Барона в «На дне», у Читидзе никак не получался Сатин. Тогда режиссер доходчиво пояснил, мол, не случайно имя Сатина созвучно Сатане!.. Читидзе это  понял и тогда всё у него пошло как по маслу!

Саатзас. Причем тут Сатин?! Я тоже его играл!.. А здесь нужно показать хотя бы  уж…! (Врывается  запыхавшийся Адам).

Адам. Ну как идет репетиция? Все в порядке? (взгляд на Малхаза) Кто он?
Нонна. Я его привела. Это Малхаз, мой сосед по дому.  Ему интересно!

Адам. Одобряю! Всё хорошее так и начинается, с обычного интереса!   
  (Хлопает в ладоши) Продолжайте работать!

Тархунов (Лолику) Давай, повтори свой эпизод!

Лолик. Наш вождь Симон Боливар миллион  раз прав! Нужно идти вперед, только вперед! Решительно и смело!

Тархунов. Ничего. Уже хорошо!

Саатсаз. Ха!!! Говоришь «хорошо»?!.. А вот, хотите эксперимент? (Кричит Малхазу) Эй, молодой человек! Можно вас на минуту?!

Малхаз (смущенно) Кого, меня?

Саатсаз. Да, вас! Подойдите, пожалуйста… Так!.. Произнесите, пожалуйста: «Наш вождь Симон Боливар миллион  раз прав, что нужно идти вперед, только вперед! Решительно и смело!»

Малхаз (невнятно) Наш вождь Симон Боливар миллион раз прав…

Саат. Чудесно! Только еще мужественнее!
  ( Саатсаз делает несколько поправок и тот поизносит как нужно)

Саат. Во-о-т!  Брависсимо! Молодчина! Выдал стране угля! (восхищенно к

Нонне) Он из какого театра?

Нонна. (Смеется) Если так!.. Наш двор и есть тот самый театр!

Саатсаз. (Малхазу) Да-а… А что скажешь о монологе Гамлета?

Малхаз. Это какого Гамлета?.. Автоэлектрика?..

Саатзаз. Не-е-т… Шекспировского!.. Ну-ка скажи: «Быть или не быть, вот в чём вопрос!»

Малхаз. Быть или не быть, вот в чём вопрос!

Саатсаз. Отлично!.. Молодец!.. Ты для нас просто находка! (победно обращается к Тархунову и к Лолику) Вот, убедились?!

Тархунов.  Я  причем?!.. (напевая) «Я того слепила, из того что было!»

Саатсаз. Ничего и не «слепила». Работать надо с молодежью! Требовать!

Лолик. И неужели вам понравился этот вульгарный реализм?! Я оскорблен. Мне тут не место!  (уходит)

Саатсаз. (вдогонку) Эй, сынок, тебе еще рано так оскорбляться, ты еще запаха сцены по-настоящему не понюхал!

Тархунов. Вот, обидели парня, что нам теперь делать?

Саатсаз.  Если он хочет стать настоящим актером, вернется! Нонна, передай ему, пожалуйста,  мои слова.

Нонна. У него завышены запросы.

Саатсаз. Как у ребенка. Сперва нужно отшлифовать свой актерский талант, и уже потом запросы!

Тархунов. И вы хотите сказать, что сейчас поработали и из случайного прохожего за три минуты слепили актера?! Не смешите меня!

Саатсаз. Не я, а ты смешишь своей режиссурой. Вот уже которая репетиция, а мы дальше первой картины так и не продвинулись! (Адаму) Говорил я тебе:  с этим режиссером наш дизель-паровоз зайдет в тупик!

Адам. Почему «паровоз»?..  Наш проект –  самый современный экспресс! Я бы даже сказал, трамплин в будущее! Ты когда-нибудь прыгал с трамплина?!

Саатсаз. С тамплина не прыгал, зато с Мухранского моста мог ласточкой в Куру прыгать!.. А здесь этот режиссёр нас в болото заведёт.

Малхаз (Нонне) Мне лучше уйти отсюда, видишь, что из-за меня произошло.

Нонна. Ты тут не причем, посиди еще…

Малхаз. А что еще? Все из-за меня! (собирается уходить)
Саатсаз. (Малхазу) Постой, пожалуйста, голубчик, ты мне нужен!

Шакаров. У нас здесь разный подход к драматургии. Скажем, реализм и постмодерн! Мне вот ближе первое. Главное не шагнуть в натурализм! Режиссеру пора определиться!

Тархунов. Вы считаете, что я не определился?! Это хамство с вашей стороны!

Шакаров. Ничего не считаю. Говорю то, что увидел! И давайте, пожалуйста, господин Тархунов, не накалять обстановку.

Тархунов. Это вы накаляете! У меня даже из Сургута есть предложение поставить там спектакль!

Саатсаз. И опять этих несчастных «Трех поросят» будешь мучить?! Скатертью тебе дорога!

Тархунов. Вы всё время только этих поросят вспоминаете! Хотели сами сожрать их, вместо волка? Почему никогда не вспоминаете мои постановки Шекспира?

Саатсаз. Только потому, чтоб он от них лишний раз в могиле  бы не перевернулся! Такие, как ты, только и стараетесь на горбу у Шекспира в рай попасть!

Тархунов. Только не надейтесь, что я вас тоже туда с собой потащу. Вы актёр не из моей команды!

Саатстзов.  Ха-а! К сожалению, и ты не из моих режиссёров!.. Геронтий  Гозалов тебя даже вешалку не доверил бы обслуживать!

Тархунов. Это уже прямое оскорбление! Я ухожу! (Шакаров берет гитару и поет романс «Не уезжай, ты мой голубчик…»  Заходит  Адам.)

Адам. Куда вы? (хватает за подол Тархунова)

Тархунов. Туда, где умеют ценить профессионалов!
Саатсаз. Тоже мне, «профессионал»! На твоей постановке школьного утренника

даже дети зевали! А у меня от неё аритмия сердца началась.

Тархун. Это неправда, что зевали! Наоборот, родители радостно аплодировали своим детям? И чего вы туда, вообще, заявились, кто пригласил?

Саатсаз. Не твое дело, кто надо, тот и пригласил!..

Адам. Пожалуйста, не ссорьтесь, друзья! Конфликт все испортит! К тому же, сегодня мой день рождения!

Шакаров. Ой,  от души поздравляю!
  (поет «С днем рожденья тебя…» Остальные поддержали подпевкой)

Адам. Но я еще не сказал, что сейчас к нам придет атташе!
 Из окна доносится истошный крик: «Картошка, Картошка!.. Картопили!»

Шакаров. (Смеется) Это и есть атташе по культуре?!

Нонна. Ой, этот картофельщик и к нам, на улицу часто приходит со своей тачкой!

Малхаз. Он ее по всему городу развозит!(Адаму) Если вам нужна картошка, могу пойти взять для вас!

Адам. Спасибо голубчик, у меня всё уже куплено. Я уже приготовил вам легкий завтрак. Сейчас пока отметим символически!  А после премьеры приглашу вас всех в самый лучший ресторан!..

Шакаров. Ура! Да здравствует наш самый деловой директор Адам Чаличаев!

Сейчас посвящу ему экспромт! (Поет, другие подхатывают)
         Отец родной, наш покровитель, в минуты трудные – спаситель,
        Пойду я с вами  хоть в разведку, и прихвачу с собой…(пауза)

Саатсаз. Пипетку?..

Шакаров. Не-е-т!

Нонна. Салфетку?

Шакаров. Ну… почти…  СОСЕДКУ!!!

Адам. (аплодирует) Молодцы! ( обращаясь к Адаму) У нас собралась замечательная труппа! Осталось еще массовку собрать!(звонит его   
 мобильный телефон) Ало-о! Уже  подъехали, уже стоите почти у самого порога?! Бегу встречать! (Выбегает и входит вместе с атташе)

Шакаров. Картина художника Иванова «Явление Атташе народу!»

Саатсаз. (Шакарову) Знай, где, когда и на кого шутки шутить!
                Входят Адам и Атташе.
Адам. Друзья, позвольте представить вам господина атташе по культуре. Прекрасный человек из прекрасной страны! Несмотря на всю свою занятость, он подстроил свой рабочий график под время нашей репетиции!

Атташе. Ну, как же иначе!.. Это ведь наш общий проект! От души рад со всеми познакомиться! (жмет всем руку)
Саатсаз.  (к атташе) Как вы хорошо выучили наш язык!

Атташе. Еще бы! Я  родился и все десять лет прожил в Ростове. Потом наша семья уехала  в заграницу. Там я получил образование  и стал магистром театрального искусства! Театр – моя слабость! Особенно, актрисы!.. И я этим горжусь!!!

Адам. Господин атташе, позвольте  представить вам мою команду!

Атташе. Да-да, конечно!..

Адам.  Нонна, наша восходящая звезда! Надеюсь, вы ее оцените по достоинству!

Атташе. Разумеется, разумеется!

Адам. А вот Саатсазов, ветеран сцены, заслуженный артист, из уважения к вашей стране согласился включиться в это проект! Тархунов, режиссер, у него своя театральная студия, на его счету уже ровно сорок разных театральных постановок. (реплика Саатсазова: «половина из них, в детских садиках») А это Шакаров. Тоже, можно сказать, ветеран сцены, ветеринарный врач, а в прежние времена выступал ведущим актером в народном театре…

Атташе. О-о! Мои покойные родители тоже играли в таком народном театре!.. 

Шакаров. А кто был у них режиссером, случайно не Хрустов? Он в одно время как раз в Ростове работал.

Атташе. Не знаю. Но эту фамилию папа часто упоминал.

Шакаров. Какая прелесть! Не иначе, как они были знакомы! Отличный был режиссер. Я у него почти в двадцати пьесах сыграл острохарактерные роли!

Атташе. Обожаю  театр. (кинув оценивающий взгляд на Нонну. Затем – в сторону) Но ещё больше – молодых актрис. По-всякому буду поддерживать постановку. Главное, сам посол очень заинтересован в этом проекте. Он очень любит массовые сцены. Поэтому смело привлекайте массовку. Мы им всем заплатим. (Адаму) Послезавтра в 12 часов дня зайдете к нам в посольство. Для всех вас уже  начислен аванс!

Адам. Мерси боку! Непременно, непременно приду!(У атташе телефон)

Атташе. Ало!.. (внимательно слушает) О-кей, о-кей, да-да, перезвоните минут через десять! (в сторону присутствующих) Мне говорил господин Адам, что у вас есть большое желание прохать на гастроли в нашу страну. Мы постарается приложить все усилия, чтоб это произошло. Но это будет только уже в будущем году. (снова звонит телефон) Ало, да!.. О-кей, о-кей!.. (присутствующим). Извините, меня срочно вызывает посол, по очень важному делу. С остальными будем знакомиться в следующий раз! (удаляется)

Адам.  Так. Объявляю перерыв. Прошу всех перейти на кухню!.. (Малхазу) И вас тоже, молодой человек, пожалуйста!

Малхаз. (Смущенно) Спасибо...
               
                Седьмая картина.
                (Нонна и Малхаз по дороге  домой.)

Нонна. Ну, как тебе у нас понравилось!

Малхаз. И этот завтрак Адам  Чаличаев назвал «легким»?!

Нонна. Он так шутит.

Малхаз. Не завтрак, а настоящий пир устроил. Неужели все эти  закуски он сам приготовил?

Нонна. Что-то сам, что-то заказал на стороне. Уже не в первый раз. И всегда у него какая-нибудь причина. В прошлый раз отмечали именины его покойной мамы! Вся его семья живет где-то отдельно. Представь, что будет в ресторане, когда сыграем премьеру!

Малхаз. Пожалуйста, не подумаешь, что я позарился  на его ресторан, и я скажу тебе о чём я сейчас подумал.

Нонна. Нет, не подумаю. Даю слово!

Малхаз. Мне у вас многое понравилось!

Нонна. А что именно?

Малхаз. Больше всего, выступать в роли. И правда у твоего Лолика соли не хватает. Говорил как вареная курица. 

Нонна. Во-первых, он вовсе не мой. Во-вторых, я очень рада, что тебе там понравилось. Завтра придешь на репетицию?

Малхаз. Если ничего не помешает. Спасибо, что ты меня пригласила.
                Нежно целует.         
               
                Восьмая картина       
     Саатсазов, Шакаров, Нонна,  Малхаз, ретируют испанскую песню.      
               
                «Эл пуэбло унидо; хамаз; фера; венсидо!
                Де пье кантар, триумфо  компенсар!..»   

Адам. (Входит  радостно, останавливается, прислушивается) Сейчас придет Атташе. Но что вы поете?! Эта песня совсем из другой обоймы - Фиделя Кастро и Че Гевары! Нужно петь: "Аурумина, ми кара пис... Дар ми вида, кара ти!!.. Он поможет  вам правильно  выучить эту  и еще другие песни Аурумины.

Шакаров. Чудесно! Когда не понимаешь смысла слов, текст не звучит проникновенно! Наш режиссер Хрустов всегда об этом говорил!

Адам. В том-то и дело!

Тархунов. Да что вы говорите?.. Америку открыл!
 У Адама зазвонил мобильный телефон.

Адам. Ало, да, это я! Что случилось? Какая катастрофа? Что-о-о?! Не может быть! Как так?.. Почему?!! (садится, хватаясь за сердце)

Саатсазов. Что случилось?.. (растерянным актерам) Эй, чего встали, как истуканы, принесите воды!

Адам. Вода не поможет! У меня в шкафу - коньяк…
    Малхаз бежит к шкафу, приносит  бутылку и стакан. Адам пьет.

Малхаз.  Еще налить?

Адам. Пока не надо… Атташе!..

Все вразнобой. Что "Атташе?"

Адам. Атташе... Атташе увезли.

Все. (вразнобой). Куда?.. Зачем увезли?.. Как так?!.. Почему?..
Адам. Атташе арестован!

Все. (вразнобой)Как так?!.. Почему?.. Почему
арестован?..

Нонна. Может это розыгрыш?

Тархунов. Чуяло мое сердце! Надо уносить ноги!

Саатсазов. (Тархунову)  Стоять! Один  за всех – все за одного!

Малхаз. Правильно!.. Настоящие мужчины так и поступают!.. На мне висит два года условных, я и то не боюсь!

Шакаров.  В том-то и дело!   
    Снова зазвенел телефон. Адам со страхом прикладывает к уху.

Адам. Ало!.. Что-о?.. Не может быть?.. Когда?.. Неужели?!.. Каким образом?!
           Отключает телефон и отрешенно смотрит в пространство.

Шакаров. Ну что?.. Мальчик или девочка? (пауза)

Саатсазов. Выдай же что-нибудь в конце концов, или одно, или – другое, хоть сладкое, хоть горькое!

Адам. Звонила Зина...

Все вперемежку. Кто такая Зина?.. Что за Зина?.. Какая Зина?..

Адам. я ее в это посольство уборщицей устроил. Сказала, посол тоже... Он тоже арестован. Она сказала, посол липовый! Эй, Шакаров, а ты говорил: "Я знаю!" Говорил, хорошо знаешь эту страну.(передразнивает)"Золото, золото"... Аурумины вообще нет на карте. Они под ее липовым флагом занимался аферами.

Шакаров. Ой, я перепутал с Уругваем!.. А зачем ему наша театральная труппа понадобилась?

Тархунов. Возможно, чтоб оформлять  на наши  имена какие-нибудь подложные документы. Недаром он так часто про массовку говорил. Мол, чем больше её будет, тем лучше!
Нонна. И таким образом отмывал свои грязные деньги?!

Саатсаз. Ты посмотри, каким прохвостом  оказался!

Шакаров. А нас не арестуют?

Саатсазов. Нас за что? Мы только пьесу разучивали,  к премьере готовились!

Малхаз. На мне висят три года условных,  и то я не боюсь!

Тархунов. Если захотеть, всегда можно засудить даже святого ангела.(резкий звонок в дверь)

Шакаров. Это уж точно, пришли за нами. Брать свидетельские показания!.. (Малхаз идет открывать)

Тархунов. А что мы, даже еще аванс не успели получить. Нигде своей подписи еще не поставили. (Заходит Малхаз, все затаились)

Адам. (с  трудом поднимает голову) Кто там?

Малхаз. Собирали  деньги за вашу серную воду в ванной. ( Все вздохнули) Сказал, что вы должны им пять лари. Я уже заплатил.

Адам. Ой, спасибо! (вытаскивает деньги, протягтвает Малхазу). Вот, страшно не люблю набирать долги.

Нонна. Так, что же нам теперь делать, дядя Адам?

Адам. Ничего! Будем по-прежнему репетировать. В любом случае наш труд даром не пропадет. Завтра пойду в посольство Аргентины, и ещё кое-куда!..

Тархунов. А причем тут Аргентина?

Адам. Она ведь тоже в Южной Америке. У всех тамошних стран есть свой праздничный день независимости!.. Наш товар кому-нибудь непременно  понадобится! И,я вам скажу, даже в нашем городе!.. Только текст придется чуть переделать.

Шакаров.   Замечательно! Когда я играл в театре у Хрустова…

Саатсазов. Э-э!!! Надоел ты своим, правда, что ХрУстовым!..

Шакаров. Ты тоже, никак не забываешь своего Геронтия Гозалова!.. И сколько раз тебе повторять:не ХрУстов, а ХрустОв!Ударение на "О"!

Саатсазов.  раздражённо) Какая разница? Главное, нам нужно двигаться вперёд, только вперед!!!

5.12. 2015г. Тбилиси.