вспоминая Тимофеева-Ресовского ч. 6

Юрий Левин 2
     Сегодня 115-й день рожденья у Николая Владимировича, и я заканчиваю свои отрывочные воспоминания о нём.
     Тимофеев-Ресовский лично знал многих учёных, но у нас в СССР их фамилии не произносились из опасения пострадать. То, что Николай Владимирович возил с собой фотографии выдающихся учёных, я узнал при первом же посещении его квартиры во ВТУЗгородке. Об «иконостасе» упоминают все, кто вспоминал Тимофеева-Ресовского. Поэтому добавить могу лишь то, как сдавал экзамены- сначала вступительные, а потом и кандидатские.
          Перед моим отъездом на работу в деревенскую школу Николай Владимирович дал мне список книг, необходимых для изучения. После того, как я сдал вступительные экзамены (скорее всего, в каникулы, потому что кто бы заменил меня в школе), я получил мух для выращивания (так называемая дикая линия), нипагин для подавления роста грибов на среде и краситель (один из эозиновых), а девушки-аспирантки проверили, как я отличаю самцов мух от самок и как давлю личинок для получения окрашенного препарата. Николай Владимирович дал мне два научных журнала (один английский, другой американский) плюс толстенную книгу американца о его путешествии (журналы и книга позволили бы мне сдать «знаки» и быть допущенным к экзамену по английскому). Зимой я снова появился на улице Софьи Ковалевской у Николая Владимировича, он порекомендовал литературу для подготовки к экзамену (в деревне необходимых книг я бы не нашёл) и назначил дату и время. В названный день я прибыл, мне почему-то запомнились уличные круглые электрические часы в окне, они показывали 9 утра. Вновь отмечаю, что у Николая Владимировича не было праздных ассистентов на экзамене, вопрос по физике у меня проверял физик, вопрос по радиационной химии проверяла химик и т.д. Они же и оценивали, а Николай Владимирович слушал и оценивал мой ответ лишь по своей специальности. Когда экзамен закончился, часы показывали половину пятого вечера.
     Снова я уехал в школу, получив новые задания от Николая Владимировича. Уже в деревне мне сообщили о намечающемся и скором отъезде Тимофеева-Ресовского в какой-то научный новый центр в Подмосковье. С собой он забрал и всю свою научную команду (увы, я был у него в заочной аспирантуре).