Города. Медвежий угол

Ирина Жгурова
Города.  Медвежий угол


Ростов Великий. Россов стан
День четвёртый

 По пути следования в Ростов Великий встречались селения, сохранившие в своей истории предания и легенды. Недалеко от Переславля Залесского в селе Годеново в Храме Иоанна Златоуста хранится  православная святыня  -  Животворящий Крест Господень, который явился на Сахотском болоте в 1423-м году. Из века в век передаётся легенда о том, как пастухи увидели «свет неизреченный с греческой стороны», а ближе заметили в воздухе Крест с распятием   и услышали повеление  на этом месте построить «дом Божий». Животворящий Крест уцелел при пожаре в церкви,  не поддался распилке революционными богоборцами и всегда дарил людям Чудо исцеления.
Промелькнуло село Львы Ярославской области, от него до Ростова километров семь осталось. Это небольшое село с более ста жителями расположилось  на побережье озера Неро и прославилось урожаями лука и тыкв,   доказательствами чему были висевшие на заборах свежесобранные косы репчатого лука.

Ростовская земля сохранила предание о происхождении  имени города, связанного с царевичем  спасшем свою жену в девятом веке.  Царевич Росс (Рош-Рос), праправнук праотца Иакова, был храбрым воином, и слава о нём слыла по побережью Средиземного моря. Но его предал близкий друг, украв у него жену. Об этом  Росс узнал в городе Газа у прорицателей. Он прошёл дальний путь и в стране Гиперборейской  увидел закованного в кандалы старца по имени Неро, который открыл ему тайну – прикосновение перстня праотца Авраама на пальце царевича разрушило оковы. Неро, видевший молодого витязя с женой Росса, подарил царевичу заветную стрелу, которой был убит в своё время братоубийца Каин. От полёта стрелы раскрылись ворота темницы возле Белого Тополя, и прекрасная пленница увидела любимого мужа. На месте военной базы царевича возник городок Россов стан, окружённый рвом с высоким валом.  Защищён был город крепкими стенами с башнями и бойницами.
На этом же месте князь Владимир построил Кремль Ростова Великого. На гербе города встал возле красного щита серебряный северный Олень с золотыми рогами, гривой и копытами.

На территории Ростова Великого у берега древнего озера Неро сохранил древнее сказание о своём рождении Богоявленский Авраамиев монастырь, основанный в двенадцатом веке святителем Авраамием Ростовским. Он по пути в Царьград получил от Иоанна Богослова посох, которым позже сокрушил  идола Велеса у капища на берегу озера и выстроил на переправе церковь Иоанна Богослова, где произошла их встреча.
На месте капища святитель  основал деревянный храм Богоявления, и появилась на берегу Неро мужская обитель. Затем Иван Грозный возвёл на месте деревянной церкви  собор Богоявления, потому что в удачный поход на Казань царь брал с собой посох Иоанна Богослова.
Возраст озера Неро ледникового происхождения даже трудно было себе представить - около 500 тысяч лет. Его дно покрыло «одеяло» ила толщиной в пару десятков метров, заросшее водяной травой «тарнавой». Вот и прозвали его древние племена меря:  Неро – болотистое место.

Насыщенная предварительной информацией, я ожидала встречи с уже знакомыми мне строениями Ростовского Кремля, а также планировала приобрести изделия из финифти и лощёной глины.
Пять тёмных куполов возвысились над забором. Со стороны улицы  сразу бросилась в глаза угловая башня, утопленная в зелёную сеть. Белизну стен украшали окна и ритм белого орнамента.
Я не успела уловить сочные исторические сведения. Более упорядочились мои впечатления при самостоятельном осмотре Ростовского Кремля, при плавании по  романтике семнадцатого века, несмотря на то, что Храм и переходы галереи затянула  строительная сетка.
На Соборной площади  расположились Успенский собор и звонница.  Церковь Одигитрию соединила  колокольная галерея с церковью Воскресения  - храмом над проездными воротами. При нём встали две башни, а сам храм красовался поливной керамикой на фасадах и интерьерной древней росписью. 

По крутой лестнице узкого побелённого проёма я ненадолго вошла в 17-й век храма, вдохнула безграничной святости чудной росписи купола, арок, стен снизу доверху,  галереи и переходов. Роскошная люстра свисала с огромной высоты.  Алтарь был похож на  сцену. 
Через проход на Соборную площадь протянулось белое здание Судного приказа, в котором расположил свои богатства музей финифти, а поначалу в нём занимались судопроизводством. В музее изумила россыпь рукотворной прелести. Уникальные  миниатюры удивляли тонкостью работы. Меня звали к себе оценить вершину мастерства их авторов кресты,  шапки-митры, миниатюры святых, священные и евангельские сюжеты, богородицы, исторические личности и сюжеты, цветы, виды города, ярмарка. В советское время артист Андрей Миронов при посещении этого чуда заметил: «К этому музею да Чёрное море бы…»  Мой взгляд задержался на миниатюре подвига ростовского князя Василько Константиновича, который в 13-м веке не покорился хану в плену, не испугался смерти. 

В торце площади  я заметила дом на погребах с рестораном и гостиницей. Рядом с ним высилась водяная башня со смотровой площадкой.  Замкнула прямоугольник строений церковь Иоанна Богослова перпендикулярно Самуилову корпусу с картинной галереей, в которую я так и не попала.
Напротив него непобелённый вход с колоннами под навесом  и низкой дверью вёл в Церковь Спаса Нерукотворного (на сенях)  - Домовую церковь ростовских митрополитов, в которой сохранилась старинная настенная роспись.  Напротив Храма Спаса, замкнув двор, протянулось белое здание - Сушила на леднике и кладовых палатах. Древность укрыли водостоки на углах.  Над куполами вилась стайка птиц. Рядом с сенями  хранила церковные древности Белая палата – бывшая столовая архиерейского дома.
 
С высоты галереи я рассмотрела митрополичий сад, аккуратные поляны и ровные прямоугольники гряд в живой изгороди. За ним вдали блестела вода озера.
Знакомое по фильму двухшатровое крыльцо  с лестницей вело на второй этаж  «Красной палаты» семнадцатого века. Я побывала в киносказке,  увидев его толстые колонны, арки с орнаментами, высокие шатры, увенчанные золочеными гербами.
Стены палаты украсились фигурными наличниками. Высокая крыша превратила палату в царский терем.
Красностенные Митрополичьи кельи, перестроенные в 19-м веке, предназначались для хозяйства в 17-м веке, но в надстроенном третьем этаже  разместились кельи. За углом этого здания разместилась  мастерская художника. При стене разросся цветник с лилиями, а перед ним стоял стул в тельняшке, обутый в старые башмаки. Вместо головы к спинке была привязана разрисованная тарелка. На стуле отдыхала  тарелка с мелочью.
Разноразмерные плиты Соборной площади проросли травой, образовав  мозаику. Пруд в середине Владычего двора блестел гладкой спокойной водой, отразившей небо и строения. В середине воды, окружённой перьями камышатника, плавал маленький деревянный коричневый домик, похожий на  утиное жилище. Вокруг пруда расстелились ровные лужайки и дорожки. Скромно росли несколько  ёлок.

...

Ростов Великий. 20 июля 2015 года



Ярославль. Медвежий угол.
День четвёртый

Ярославль издавна  богател знаменитыми именами, начав с князя Ярослава.   В нём жили и учились поэт Некрасов, певец Леонид Собинов, актриса  Орлова, космонавт Валентина Терешкова, организовавшая строительство планетария.  Чуть более тысячи лет назад на его месте  была построена первая крепость на Волге.
 На тысячерублёвой купюре в память о юбилее города я узнала три архитектурные святыни  Ярославля и памятник основателю города. На одной стороне изображены памятник, часовня Казанской Богоматери, башня и звонница Спасо-Преображенского монастыря,  на обратной  -  храм Иоанна Предтечи с колокольней. У этого храма в небо устремились пятнадцать куполов.

Город проезжал мимо окон автобуса: горбатая крыша концертного зала «Миллениум», Национальный театр имени Волкова – основателя русского театра, площадь Фёдора Волкова.  Ильинскую площадь украсил  Храм Илии Пророка.  С противоположной стороны на месте административного здания существовал рынок, потом вырос дом обкома КПСС, поэтому и сохранилась на фасаде советская символика, среди которой выделялся герб города – медведь с секирой.
Небо восхищалось белой архитектурой Храма, украшенного музыкой кокошников и проёмов, увенчанного белыми шатрами и тёмно-зелёными куполами.  Двустворчатые врата изогнулись бровными дугами.   Архитектурная капля застыла между арок. Лик распятия с надвратной иконы напоминал о трагедии двухтысячелетней давности.  Небольшой дождь поддержал чистоту серого, белого и тёмно-зелёного цветов.

Интерьер Храма неотрывно сгущал внимание красно-синей росписью и сюжетами фресок 17-го века.  Обильным золотом утверждал веру Алтарь.  Останавливали взгляды нарядные изразцы и виртуозная резьба по дереву.  Библейские сцены, связанные с Елисеем, длинным сериалом расположились  на стенах. 
Красно-синие нарядные труженики древнего села убирали серпами колосья на картине «Жатва»,  ставшей продолжением живописного повествования о рождении сына у бедной самаритянки, его внезапной смерти и воскресении пророком Елисеем, учеником Ильи.  Древность приблизилась к современности  теми же заботами, что и у матерей всех времён – купанием малыша. Работа жнецов динамично захватила пространство фрески.  На картине пахоты  Илия выбирал себе  ученика — крестьянского сына Елисея. В сюжете исцеления Елисей лечил прокаженного сирийского начальника в золотой колеснице с белыми конями.
На верхней арке встала Оранта в полный рост. Заполнило пространство и оживило фрески придела профессиональное многоголосие молитвы «Отче наш».

История  донесла до наших дней сказание о существовании  у стрелки – места слияния Волги и Которосли языческого селища в овраге – «Медвежий угол».   В древние времена язычники имели свой тотем и поклонялись медведю, которого называли условно – хозяин, зверь, старик,  мёд ест.
Возле оврага на площади перед аллеей Славы установлен мемориал Вечного огня с двумя барельефными плитами по обе стороны от пламени. Взгляды солдата и девушки со своих плит устремились друг на друга.  У плит и  огня лежали свежие венки.  В просвете между плитами блестели купола белого Собора Успения Пресвятой Богородицы. На аллее вдоль тротуара у газонной полосы с деревьями стояли стенды с героями города.

На Богоявленской площади Ярославля  на фоне  жёлтого здания с надписью «Ростелеком»  безмолвно обращался к народу  основатель города Ярослав Мудрый в плаще и княжеской шапке, с мирным мечом и макетом города. Уважительно прозванный горожанами «Мужиком с тортом», сын Рогнеды и крестителя Руси князя Владимира, Ярослав благословлял свадебную процессию.
По легенде князь  на берегу Которосли  сошёл с дружиной из ладьи и защитил мирных бизнесменов от финно-угров Медвежьего угла. Кто прав был, кто виноват – история умалчивает, но аборигены выпустили на неожиданных конкурентов своего защитника – огромного священного  медведя. Князь не растерялся и схватился за секиру. Увидев поверженное божество, язычники покорились Ярославу, который упрочил свою веру, заложив храм Ильи Пророка и город «во имя свое».
А медведь остался в веках почитаемым зверем, и в память о погибшем в бою звере в городе появились его изображения в разных видах, даже на гербе косолапый с секирой встал во весь рост. Хотя, секирой-то не он пользовался…
Пьедестал памятника в барельефах поведал о фактах из жизни князя, прославившего город и Русь. При нём работали законы «Русская Правда», переводились византийские  книги, укреплялись родственные связи с другими странами. Ярослав победил печенегов в Киеве и воздвиг там храм святой Софии. Не своими руками строил, но руководил достойно. «Он был хромоног, но ум у него был добрый, и на рати был храбр».
Вдоль глубины, закрытой верхушками высоких деревьев,  тянулась верхняя набережная с липким тротуаром, на котором были  установлены скамейки с «медвежьим» гербом в серединке -  кованым чугунным  медведем с секирой. У дома митрополита  зазывал прохожих плакат «Иконы 13-17 веков».
Вид с моста на стрелку слияния Волги и Которосли открыл простор площади. Огромным ковром привлекал внимание горизонтальный медведь на  прямоугольной клумбе с цветочной надписью  возраста города  - 1005. От неё уходил в перспективу широкий бульвар с газонами, нечастыми деревьями и тротуарами.

Жарким летом 2010-го года я проезжала по Ярославлю и видела лишь строительные работы, а ныне белостенный Собор Успения Пресвятой Богородицы предстал перед моими глазами у  места основания города.
Собор  возродился 12 сентября 2010 года  там, где в 1930-х годах прошлого века был безжалостно взорван. Покаялись ярославцы, и в лихих девяностых на месте уничтоженного алтаря установили скульптурную группу по иконе Андрея Рублёва. Печальные бронзовые ангелы с потёртыми до блеска пальцами, образовали Троицу  возле пышного дерева. Перед ними стояла чаша, а площадка небольшого алтаря несла  по периметру старославянскую молитву.
На памятном камне перед аллеей, ведущей к скульптуре,  надпись лаконично сообщала: «На этом месте в 1010 году Ярослав Мудрый основал Ярославль». Не довелось побывать внутри прекрасного собора, и я вобрала в память  свежесть белизны стен, солнечный блеск куполов,  надвратную мозаику  Успения и  широкую лестницу к высокому входу. Арку входных ворот на крыльце украсили яркие изразцы, чудный узор и витые орнаменты.
Собор был свободен от заборов. На территории его сквера в ограде на металлических балках висели разноразмерные колокола, ожидавшие поселения на колокольню.

***
Страшное бремя гражданской войны, в которой не было победителей, русский народ убивал сам себя, и ненависть разделяла земляков.  В двадцатых годах прошлого века в Ярославле  вспыхнул белогвардейский мятеж. Не было в нём ни правых, ни виноватых, а были только беспощадная жестокость и зло. «Белые» арестовали лидеров «красных», и «баржу смерти» с политическими противниками закрепили якорем в середине Волги на две недели без еды. Люди гибли или тонули. «Красные» наступали, но никому не было дела до страданий пленников. Немногим из них удалось выжить.  В городе шли жаркие бои за власть. Разрушались здания и судьбы.
 На Богоявленской площади возле Московского моста через Которосль  с 16-го века расположился Спасо-Преображенский монастырь.  У входа на его территорию с высокой колокольни в проёмы выглядывали туристы, поднявшиеся наверх. Именно оттуда велась стрельба «белых», а из противоположных строений им тем же отвечали «красные».
 В тени деревьев встала вертикальная плита на постаменте с картиной Нестеренко «Клятва князя Пожарского». За  Дмитрием Пожарским в воинских доспехах были изображены икона Богородицы и русский народ. Сверху мозаику украсили  герб и шапка Мономаха. На обороте памятника читалась надпись: «Дар Городу Ярославлю в честь 1000-летия со дня образования  от художественно-исторической студии и Валентины Николаевны Терешковой – космонавта, героя Советского Союза с благодарностью землякам».

Территорию монастыря пересекали чистые дорожки, украшали цветники  и густые деревья.  В  пчелином деревянном городке колоритные ульи выглядели привлекательно в окружении цветов и построек -  двух маленьких храмов и  четырёх домиков с кокошниками. Необычный памятник первой монете скромно стоял у дорожки, утвердив тот факт, что в монастыре была печатная мастерская.
Новгородский князь Игорь «…наведе своя храбрыя плъкы на землю Половецькую за землю Руськую». Памятники древнерусской литературы погибли в пожарах средневековых войн.  Спасо-Преображенский монастырь сохранил единственный рукописный список поэмы «Слово о полку Игореве». «Слово» вернулось в Ярославль, и в монастыре создали   музей одной книги.

Через дорогу от монастыря  белой ракетой стремилась в небо Часовня Казанской Богоматери на берегу Которосли. Она напоминала всем об освобождении Москвы от польских интервентов: из Спасо-Преображенского монастыря в 1612-м году начался поход на Москву народного ополчения под руководством Минина и Пожарского. Вовнутрь её попасть мне не удалось.

На той же Богоявленской площади, где хранил покой города бессменный страж города князь Ярослав, выделялась красно-кирпичная пятиглавая церковь Богоявления с 17-го века  украшениями фасада и цветными изразцовыми лентами. На площади перед ней парковались автомобили.
Моя вечерняя прогулка по городу завершилась возле моста у берега Которосли. Тротуар под мостом в паре с автодорогой, протянувшиеся параллельно реке, привели меня к роскошной гостинице «Юбилейная».  Я обвела прощальным взглядом угловую башню монастыря.  Вдохнула, заполнив лёгкие и память, панораму набережной с высоты этажа гостиничного номера. Взгляд ухватил разлинованную парковку перед отелем. Предстоял переезд в Кострому.

Из поэмы « Мудрый Ярослав»

Славной гордостью для поколения
став на  площади Богоявления,
князь взирал на  Московский тракт,
честью мир утвердив, как факт.

«Добрый ум в нём и храбр был на рати» -
записались  его благодати:
Ярослав Мудрый  - свет золотой:
как родитель -  Владимир Святой.

Ярославль.  20 июля 2015 года



2010. Золотой Жар. Ростов Великий. http://www.proza.ru/2010/08/06/312

2010. Золотой Жар. Ярославль. http://proza.ru/2010/08/07/251


2015. Москва в два приёма http://www.proza.ru/2015/09/02/807
2015. Мудрый Ярослав http://www.stihi.ru/2015/08/05/8391