Фразеологизм Избушка на курьих ножках

Тезан
«Избушка на курьих ноожках — в славянской мифологии место перехода из земного мира в потусторонний мир; поворачиваясь, избушка открывает свою дверь то в мир живых, то в мир мёртвых, поэтому герой не может ступить на землю потустороннего мира и вынужден идти по нитке разматывающегося клубка; охраняет избушку Баба-Яга.
Жилище персонажа русских сказок, Бабы-Яги «избушка о куриной ножке, об одном окошке, с крытым красным крыльцом» «на куриных лапках, на веретенных пятках»— стояла в лесу на двух огромных куриных ногах, которые поворачивали избушку по первому требованию доброго молодца («Избушка, избушка, повернись ко мне передом, к лесу — задом» «Избушка, избушка! Стань к лесу задом, ко мне передом», «Повернись туды дворцом, сюды крыльцом», «Воротись, избушка, к лесу глазами, ко мне, молодцу, воротами»)».[1].

 

Рис. 1. Рерих. Изба смерти.
 
История образа

«Возникновение образа Избушки на курьих ножках исторически связывается с деревянными срубами, которые в древности на Руси ставились на пеньки с обрубленными корнями, чтоб предохранить дерево от гниения. В словаре В. И. Даля сказано, что «куръ» — это стропила на крестьянских избах. В болотистых местах избы строили именно на таких стропилах. В Москве одна из старинных деревянных церквей называлась «Никола на курьих ножках», поскольку из-за болотистости местности стояла на пеньках.
По смыслу сказочного повествования Избушка на курьих ножках преграждает герою путь к его волшебной цели и в то же время является единственным проходом в «иной мир». В ней герой получает у Бабы-яги необходимые советы, проходит испытания, что позволяет ему продолжить путь. Мифологический образ Избушки на курьих ножках — сторожевая башня в царство мёртвых (царство Смерти).»».[1].

Казалось бы, что об избушке на курьих ножках  давно всё сказано, но меня не покидала мысль, что есть какая-то недосказанность, которая может перевернуть всё сверх-на голову.
Наконец, созрела идея, о которой я хотел бы поделиться с читателями.
На раннем этапе развития языческой религии у многих народов и, в частности, у северных славян существовал культ ящера. Ящер или крокодил – существо подземного мира, символ тёмных сил. В русской сказке ящер представлен в образе змея-Горыныча, который охраняет путь в царство мёртвых. В иной ипостаси, змей-Горыныч может быть представлен как некий материальный предмет, относящийся к культу погребения. И этот предмет называется «избушка на курьих ножках». С курьими ножками в русском слове связана метатеза «курные» ножки, т.е. окуренные огнём ради чего не совсем понятно. Но в прямом чтении «курьи ножки» могут олицетворяться с ногами некого доисторического животного, а именно динозавра – рептилии, обитающей в воде и на суше.
Динозавры, с точки зрения стадиальности развития видов в биологии, являлись предшественниками отряда «куриных», попросту «кур». Отдельные виды наземных динозавров передвигались на двух куриных лапах. Эти лапы были трёхпалые.
Я полагаю, что научная гипотеза о полном вымирании динозавров при падении некоего метеорита на землю беспочвенна. Динозавры не вымерли. Они просто изменились в размерах, деградировали до куриного вида. В следствии чего ? Вероятно, из-за недостатка йода в растительном мире и атмосфере Земли. Почему изменилась концентрация йода в биосфере Земли мне невдомёк, но хорошо известно, что йод влияет на функцию щитовидной железы, которая вырабатывает гормоны роста. При недостатке йода в организме животного или человека может развиться рахитизм, снижается гормональная активность, останавливается рост организма.

Куриный след динозавров
 
 
Известно, что 65 млн. лет назад в меловой период развития Земли вымерли все динозавры.
Наиболее известные версии вымирания динозавров:
 
1. Внеземные (падение астероида, взрыв новой звезды и др.)
2. Земные абиотические (совокупность условий неорганической среды, влияющих на организмы, как-то климат, извержение вулканов и др.)
3. Земные биотические (совокупность влияний, оказываемых на организмы жизнедеятельностью других организмов)
4. Комбинированные (сочетание абиотических и биотические факторов)
5. Биосферная версия (появление цветковых растений, постепенное изменение климата из-за дрейфа материков)
Ни одна из перечисленных гипотез не может объяснить весь комплекс явлений, связанных с вымиранием динозавров и других видов растений и животных в конце мелового периода.
Главные проблемы перечисленных версий следующие:
«Гипотезы фокусируются именно на вымирании, которое, как считает часть исследователей, шло теми же темпами, что и в предшествующее время (но при этом перестали образовываться новые виды в составе вымерших групп).
Все импактные гипотезы (гипотезы ударного воздействия), в том числе астрономические, не соответствуют предполагаемой продолжительности его периода (многие группы животных начали вымирать задолго до конца мела). Переход тех же аммонитов к гетероморфным формам тоже свидетельствует о какой-то нестабильности. Очень может быть, что очень многие виды уже были подточены какими-то долговременными процессами и стояли на пути вымирания, а катастрофа просто ускорила процесс.
С другой стороны, следует иметь в виду, что продолжительность периода вымирания не может быть точно оценена из-за эффекта Синьора-Липпса, связанного с неполнотой палеонтологических данных (время захоронения последнего найденного ископаемого может не соответствать времени исчезновения таксона).
Часть гипотез имеют недостаточно фактических подтверждений. Так, не найдено никаких следов того, что инверсия магнитного поля Земли влияют на биосферу; нет убедительных доказательств того, что маастрихтская регрессия уровня Мирового океана могла вызвать массовое вымирание таких масштабов; нет доказательств резких скачков температуры океана именно в этот период; также не доказано, что катастрофический вулканизм, в результате которого образовались деканские траппы, был повсеместным, или что его интенсивность была достаточной для глобальных изменений климата и биосферы.
В вышеприведенном виде версия (биосферная – авт.) использует гипотетические представления о физиологии и поведении динозавров, не сопоставляет все изменения климата и течений, имевшие место в мезозое, к имевшим место в конце мелового периода, не объясняет одновременное вымирание динозавров на изолированных друг от друга материках» [4]
 
Меловой период имеет название от белого мела, горной породы, широко распространённой в Европе в верхней половине этого периода. Как известно, мел служит для производства цемента и извести, соды, стекла, очистки сахара. Мел создаёт щелочную среду. Поэтому меловой период характеризуется выщелачиванием почвы и растений в данной среде. Кроме того массовые извержение вулканов мелового периода формировали потоки лавы с щелочными отложениями.
Не секрет, что на формирование животного и растительного мира оказывает такой замечательный химический элемент как йод (iodes – фиолетовый по гречески). Йод в небольших количествах содержится почти во всех природных телах планеты: воде, почвах минералах, растениях. Также йод находится в атмосфере. Эндокринная система человека и животных содержит щитовидную железу, которая вырабатывает и накапливает йодосодержащие гормоны, участвующие в регуляции обмена веществ и энергии в организме. Для нормальной деятельности щитовидной железе нужен йод, причём определённое количество, ни больше не меньше. Нарушение этого баланса приводит к катастрофическим последствиям, например, рахитизм и дисбаланс всех внутренних органов.
Известный ленинградский учёный пятидесятых годов прошлого века В. О. Мохнач писал следующее о свойствах йода:
«Этот элемент входит в состав тироксина – гормона щитовидной железы, являющегося жизненно необходимым в качестве регулятора роста организма и регулятора скорости процессов обмена веществ. Трудно даже себе представить, какую форму приняла бы жизнь позвоночного животного, если бы в природе отсутствовал этот элемент» [5].
Ещё одним важным элементов для жизнедеятельности живых организмов является крахмал (krochmal – пол., от немецкого Kraftmehl > krohi-mel – крохи мела (праслав.)). Крахмал основной резервный углевод растений, который образуется в клеточных органеллах (хлоропластах и амилопластах) и накапливается главным образом в семенах, луковицах и клубнях, а также в листьях и стеблях. Крахмал откладывается в клетках в виде зёрен (krohi), в состав которых входит небольшое количество белков и липидов. Крахмал представляет собой смесь двух полисахаридов: линейного амилозы и разветвлённого амило-пектина. Характерное синее окрашивание крахмала раствором йода используется для его обнаружения. В тоже время сочетание крахмала и йода даёт совершенно замечательный эффект для живого организма – это сочетание нетоксично !
Есть одна беда: йодистый крахмал в щелочной среде разлагается и теряет свои целебные свойства.
Здесь мы и возвращаемся к меловому периоду, когда происходило ощелачивание среды. Было нарушено содержание йода в растениях, а следовательно был нарушен баланс эндокринной системы животных, в том числе и динозавров.
Независимо от того, падал ли метеорит на Землю, поедались ли яйца у динозавров млекопитающими, благоухали ли цветы, из-за нарушения йодистого баланса в природе эволюция биологического вида динозавров резко пошла в сторону снижения роста и веса животных. В итоге мы получили среди потомков динозавров новый вид динозавров в виде обычной курицы. Летающие динозавры превратились в птиц, а морские ящеры в акул и дельфинов.
Учёный В. О. Мохнач практически предугадал эволюцию динозавров при снижение количества йода в природе Земли.
Таким образом, динозавры не исчезли с лица Земли, они видоизменились и стали птичьим отрядом в биологическом табеле о рангах.
Можно предположить, что и предшественники человека разумного возможно, проживающие в конце мезозоя и начале палеогена имели гигантский рост, который мог сохраниться вплоть до формирования человеческих цивилизаций, где сохранились сказания и мифы о великанах.
 
В славянской мифологии след куриных лап вблизи бани является признаком посещения души покойного (пращура, чура, упыря), где пращур- ящер - предок. Поэтому славяне ставили требы упырям в бане.
«Близ водоёмов, колодцев древние славяне приносили жертвы  в виде кур. Кур топили в воде. Для кого предназначались куры ? Конечно ящеру, который обитал в воде.
 «О двух формах принесения жертв сообщает одно из основных поучений против язычества ("Слово Григория… како… кланялися идолом"), где говорится:
1. "И куры им (языческим богам) режуть и то блутивше тоже сами ядять…
2. О убогая курята, яже на жертву идолом режются, инии в водах потапляеми суть.
А инии к кладезем приносяще молятся и в воду мечють, Велеару жертву приносяще".( Гальковский Н. М. Борьба христианства…, т. II, с. 33-34. )
В этом, сравнительно позднем, поучении речь идет о принесении в жертву кур, в чем автор упрекает своих современников, "крестьяне ся нарицающе, а горши поганых суще дела творяще". А как обстояло дело у оборотней-невров, живших "звериньским образом" полторы - две тысячи лет до этого поучения? Кого тогда "в воду метали"? Некоторый намек на это мы видим в детской игре "Ящер": дети водят хоровод; в центре круга сидит мальчик, изображающий ящера (позднее переделали на Яшу), хор поет (белорусский вариант):

Сяде Ящер под пирялущем
На ореховом кусте,
Где ореховая лусна…
(Жанитися хочу)
- Возьми себе девку,
Котораю хочешь…» [2].

 У известного исследователя русских сказок В. Я. Проппа обряд инициации связан  с посещением избушки Бабы-яги. Избушка на курьих ножках одновременно является домом для умерших, домовиной и также воротами в иной мир, через которые Иван-царевич или иной персонаж общается с духами предков. Посещение избушки Бабы-яги – это и посещение могилы предков и обряд инициации одновременно. При этом при инициации посвящаемый как-бы должен пройти через чрево некоего животного, перевоплотиться (или умереть и снова воскреснуть в ином виде) как в сказке «Крошечка-Хаврошечка пролезает через коровье ушко или Иванушка-дурачок черех ухо коня в сказке «Сивка-Бурка». Этим сакральным животным, по-видимому, и является ящер- пращур с «куриными» лапами. А уж сколько этих лап у ящера-избушки не столь уж важно (на картине Рериха – 4, в других вариантах известны домовины на двух столбах и на одном, например, у карелов).

Ссылки

1. Избушка на курьих ножках, Википедия
2. Б.А. Рыбаков, «Язычество Древней Руси», Москва, 1987 г.
3. В. Я. Пропп «Исторические корни волшебная сказки»
4. «Мел-палеогеновое  вымирание», Википедия
5. А. Семёнова «Целительные свойства синего йода», изд. «Невский проспект», С.П., 2003 г.