Братья Заволокины. Частушки под гармонь

Олег Костман
Мне посчастливилось на протяжении многих лет быть знакомым с братьями Заволокиными (а с Геннадием, можно сказать, быть хорошо знакомым). Несколько раз я писал об их работе, но пока что в своих газетных завалах нашел единственную публикацию, не самую лучшую, которую сейчас и выставляю на «Прозе.ру». Если найду что-нибудь еще, обязательно добавлю.

Именно Геннадий, человек очень непосредственный, открытый, активный, общительный, увлекающийся, был душой и заводилой всех дел этого семейного дуэта. Можно как угодно относиться к народной музыке (как, впрочем, и к любому другому направлению музыкального искусства), но нельзя отрицать ту огромную роль, которую он сыграл в популяризации частушек, в возрождении интереса публики к гармони.

До сих пор прекрасно помнится непередаваемая словами атмосфера, очень живая и душевная, которая царила на заволокинских концертах. Огромной популярностью пользовались и телепрограммы «Играй, гармонь!», которые он создавал и вел. Наверно, он мог бы сделать еще очень много, если бы его жизнь не оборвалась в автокатастрофе. Но начатое им дело продолжает жить – эстафету приняли его дети: дочь Анастасия и сын Захар.

Теперь несколько слов хочется сказать о самой публикации. Не хочу никого винить, сам – газетчик с многолетним стажем и прекрасно знаю, что процесс верстки газетного номера часто заставляет очень быстро подгонять материал под имеющееся на полосе место. Сотрудник секретариата или дежурный по номеру режут чужие материалы не из вредности, а по производственной необходимости. Но, просмотрев сейчас статью глазами профессионала, должен с огорчением констатировать, что очень уж много в этом материале подверглось сокращению. Мысли обрываются на полуслове, связь между частями текста нарушена, явно скомкана и упрощена концовка. Разумеется, я сейчас не могу помнить, как этот текст выглядел изначально, но что он был лучше, несомненно. Что ж, какой есть, такой есть…

Итак, 1987 год. Братья Заволокины лишь несколько лет назад начали обретать признание. Вся слава еще впереди.

Частушки под гармонь

Еще недавно гармони годами пылились на магазинных полках сибирских городов. Молодые покупатели интересовались электрогитарами, а пожилые поклонники народного инструмента играли на гармонях, приобретенных в юности. Но вдруг гармони вновь завоевали популярность и пошли в магазинах нарасхват наряду с самым ходовым товаром.

Возрождение интереса к этому инструменту без преувеличения можно поставить в заслугу двум молодым энергичным музыкантам из Новосибирска – братьям Геннадию и Александру Заволокиным, – большим любителям и ценителям народного музыкального творчества.

Около двух десятилетий занимаются они сбором и изучением живущих в народе музыкальных произведений, исколесив за это время десятки тысяч километров дорог. С особой любовью музыканты относятся к частушкам – специфически русскому виду народного творчества. Частушки как жанр чрезвычайно отзывчивы на любые события. Более двадцати тысяч этих жемчужин фольклора хранят сегодня записи братьев Заволокиных.

Когда же началось их увлечение этим жанром народного творчества и почему?

Может быть, это случилось, когда Александр и Геннадий, окончив Новосибирское музыкальное училище, руководили самодеятельным сельским хором? На одну из репетиций тогда девчата-певуньи принесли тетрадки с частушками, записанными со слов своих бабушек, и запели-зачастили их со сцены, словно ведя меж собой задорный, со шпильками и подковырками, разговор. Конечно, Заволокиных частушками удивить было трудно – они знали их великое множество. Но, может быть, именно в тот раз они задумались, что на этом можно построить целую программу эстрадного представления.

Частушки поются чаще всего под гармонь. А с этим инструментом братья знакомы с детства. Еще лет тридцать назад его подарил им отец Дмитрий Заволокин в награду за хороший труд на сенокосе.

…Происходящее на сцене во время выступления Заволокиных назвать академическим словом «концерт», видимо, не совсем правильно. Появившись перед публикой, артисты стремятся в первую очередь установить с ней самый тесный контакт, завязать диалог со зрителями и прямо в ходе представления начать разговор с сидящими в зале. Частушка к этому располагает.

Кстати, об инструментах. Балалайка и гармонь – основные, но не единственные атрибуты представлений, создаваемых братьями. В их программах часто слышны голоса и таких народных инструментов, как жалейка, бубен, свирель, а также деревянных ложек.

В первое время Заволокины не очень уверенно чувствовали себя на фоне нарастающего интереса к року, к бит-музыке. Они опасались, что наплыв электроинструментов не даст возможности пробиться к зрителю, заглушит голоса их гармони и балалайки. Но потом убедились: эта музыка им не соперник.

Во время своих выступлений Заволокины не упускают возможности рассказать зрителям, где, от кого, при каких обстоятельствах они записали частушки. Опыт показал: программа воспринимается лучше, когда зрители получают возможность стать как бы соучастниками захватывающего процесса поиска и выявления сокровищ фольклора.

«Вечерний Новосибирск», 21 августа 1987 г.