Осколок океана графа Орлова

Тома Иветина
                Если ты заблудился в пустыне, следуй за актуном,  он приведет тебя к чистой воде.
               
                /Поговорка  аборигенов/



   Алеша Орлов, светловолосый, курносый, с веснушками на лице, жил в Австралии больше года. Он уже несколько раз полностью обгорел, научился ходить по улице в широкополой шляпе, полностью прикрывающей его лицо и шею. Жить в Австралии ему нравилось. За это время он стал довольно сносно говорить по английски. Учился он в местном университете на биологическом факультете. Родители, оставшиеся в России, оплачивали ему обучение, и снимали для него маленькую квартирку в небольшом, чистеньком городке на берегу океана.

   Алексей уже начал писать дипломную работу. Для своего диплома он выбрал очень интересную тему: "Некоторые представители вымершей фауны Австралии". В своей работе он пытался доказать, что легендарный сумчатый австралийский актун действительно существовал в природе. Недавно были найдены рисунки ученого-натуралиста девятнадцатого века. На них был изображен не очень крупный, чуть больше кошки, диковинный зверек. Подлинность рисунков, и авторство уважаемого ученого не вызывали сомнения. Вызывало сомнение изображение, очень многие специалисты объясняли странный и необычный облик этого животного разыгравшейся фантазией художника, но были и такие, кто доказывал существование актуна не только сомнительными рисунками, но и легендами аборигенов. В библиотеках и в фондах музеев Алеша проводил очень много времени, он по настоящему был увлечен этой темой.

   В свободное от учебы время Орлов увлекался микрофотографией. В России он снимал снежинки, а в Австралии - песчинки. Сегодня Алеше крупно повезло. Он ездил в Сидней, и там, в небольшой лавочке, купил фотоаппарат "ASTA-LUNKA" 1907 года выпуска, с заряженной фотопленкой. Фирма "ASTA" выпускала фотоаппараты с изумительной, так никем и не превзойденной оптикой. Фотопленку к своим изделиям она тоже выпускала сама. Пленка подходила только к продукции фирмы. В 1912 году фирма обанкротилась. Предусмотрительные фотографы, которые запаслись пленкой впрок, смогли использовать фотоаппараты еще несколько лет. А потом, изделия с совершенной оптикой превратились в никому не нужные игрушки - стандартная пленка на 36 кадров не подходила к "ASTA-LUNKA", и размер фотопленки, и количество кадров - 50, сильно отличалось от установившихся стандартов.

   Довольный Леша, еще сидя в автобусе, везущем его домой, поглаживал кожаный чехол фотоаппарата, и предвкушал, как дома займется микрофотографией. Фотоаппараты ASTA-LUNKA иногда продавались в антикварных магазинах, и парень однажды держал подобный в руках, но никогда там не было пленки. Выйдя из автобуса, Алексей чуть не бегом помчался домой, сейчас он придет и начнет снимать, снимать, снимать! он дрожал от нетерпения! 50 кадров! Он добрался до своего дома закрепил фотоаппарат в штативе, и здесь его воодушевление  начало пропадать. Пленка ведь была черно-белая.

   Для фотографий снежинок, черно-белая пленка, или цветная, не так и важно: снежинки белые, и их изысканная, холодная красота одинаково проявляется на любом фото. Но песчинки! Они кажутся одинаковыми, на самом деле они все разные, и на микрофотографии это отчетливо видно. Вот вытянутый голубоватый кристалл, вот малюсенькая желтая раковина, то, что это ракушка видно только в микроскоп. На завитке раковины маленькие красные звездочки. Для кого старалась Природа создавая эту невидимую глазом красоту? Леше и нравилась микрофотография, тем, что он мог показать разнообразный, прекрасный мир всем людям. Вот маленькая, круглая, зеленая капелька, может это обточенный морем осколок стекла? Но как показать все это на черно-белой пленке?

   Алеша выбрал голубоватый кристалл, и темно-коричневую, с микроскопическими шипиками окаменевшую морскую звезду. Светлое и темное, строгой геометрической формы, и с непонятной, но завораживающей неправильностью. На снимке должно получится эффектно.

   Орлов нажал на кнопку. Щелк. Леша несколько раз сильно зажмурился, и даже потряс головой.Ему показалось, что голубой кристалл стал больше. Он протер глаза, перенастроил все заново, поправил свет, щелк, кристалл вырос! Не может быть! Алексей в задумчивости пошел на кухню, взял там сахарный песок. Одну сладкую песчинку он положил в поле зрения объектива  фотоаппарата, а вторую положил на блюдце. Щелк. Щелк. Песчинка, бывшая под объективом значительно выросла! "Неужели мне повезло?".

   Алеша быстро оделся, и побежал в единственный в их городке супермаркет. Там был небольшой ювелирный магазинчик. Студенты, а именно они составляли большинство жителей городка, покупали там кольца для своих невест. Молодежи в городе было много, свадьбы игрались часто. До закрытия магазина оставалось немного времени, когда вбежал запыхавшийся Орлов, и спросил продают ли они бриллианты без оправы. Продавец удивился, показал каталог и сказал, что можно выбрать любой, но ждать придется пару дней. "Нет, дайте пожалуйста, кольцо с настоящим бриллиантом". Продавец обиделся: "У нас все настоящие, есть сертификаты". Орлов выбрал аляповатое кольцо с крупным камнем, потратив на него все свои деньги. "А размер? Размер подойдет?". Алеша махнул рукой, и выскочил из магазина.

   Он положил кольцо под объектив. Нажал на кнопку. Щелчок заглушил тихий хруст сломавшихся золотых лапок, держащих камень. Бриллиант стал гораздо больше, и уже не помещался в оправу. "Повезло,повезло". Щелк. Кристалл стал еще больше. Но тут Алексей увидел дефект. В глубине камня отчетливо была видна трещина, когда  кристалл был небольшой, её совсем не было видно. С досадой Орлов покрутил камень, вздохнул и пошел спать.

  Алеша поставил будильник на самое раннее утро. В местную ювелирную лавочку он решил больше не заходить, чтобы не привлекать к себе внимание. "Поеду опять в Сидней". Но спать он не мог. Он всю ночь высчитывал оставшиеся кадры, строил планы как будет покупать драгоценные камни, и подсчитывал будущую прибыль.

   В Сиднее он быстро продал камень в одном из ювелирных магазинов, выручив за него в три раза больше, чем потратил. С крупной суммой он пошел в другой магазин. С бриллиантами он решил больше не связываться. В магазине он купил очень красивый, завораживающего зеленого цвета изумруд.

   Приехав домой он сразу бросился к фотоаппарату. Щелк, щелк, и вот у него на ладони лежит крупный, прекрасный, сияющий изумруд, глубокого, голубовато-зеленого цвета, кажется, что это застывшая частица океана, освещенная солнцем. Леша долго любовался камнем. Сделать его крупнее или оставить таким? Слишком большой кристалл, может вызвать подозрения. Но камень был так совершенен, так красив, что парень все же решил сделать его еще больше. 

   Ще..., ще... . Что это? Затвор не срабатывал! Проклятый старьевщик! Обманул! На пленку уже снимали! В ней оставалось  совсем мало неиспользованных кадров. Леша застонал от бессилия. Все его мечты о богатстве, все расчеты сорваны.

   Несколько дней он пребывал в тяжелой депрессии. Потом, без всякого настроения, поехал в крупный ювелирный магазин. Там, за свой уникальный камень, он получил в несколько раз больше, чем заплатил за него. Получив большие деньги, Леша совсем не обрадовался, наоборот, он тут же пересчитал, сколько мог бы получить, если бы пленка была чистой. Он ругал себя и за два снимка сахара, и тоже высчитывал упущенную выгоду. Ничего не радовало его.

   А необыкновенный изумруд попал в мировые каталоги, о его происхождении была придумана красивая легенда. Якобы, Екатерина Великая подарила камень своему фавориту, а в Австралию его привез потомок графа. Редчайший самоцвет получил собственное имя: "Осколок океана графа Орлова".

   Алексей Орлов забросил и свои занятия в университете, и свое хобби. Все дни он проводит дома, сидя за компьютером. Он заходит на специализированные сайты, и всё ищет и ищет пленку к фотоаппарату "ASTA-LUNKA". Пока не нашел.

   А на значительной части пленки, так и оставшейся непроявленной, сфотографирован последний сумчатый австралийский актун.




***  -  О том, почему Алексей переехал жить в Австралию, можно прочесть в рассказе "Очень холодное оружие".
http://www.proza.ru/2014/09/04/1181