10 самых немыслимых номинаций на Оскар

Георгий Самсонов
Посмотрев фильмы «Одинокий рейнджер» и «Несносный дед», трудно было предположить, что эти «шедевры» могут быть номинированы на «Оскар». Однако чудо все-таки произошло, поскольку есть такая очаровательная категория как «Лучшая работа гримера и стилиста», в которую можно определить даже самое непотребное кино. «Одинокий рейнджер» прославился тем, что при бюджете $215 млн сумел собрать в США лишь $89.3 млн, а «Несносный дед», хотя и стал кассовым хитом ($102 млн в США при бюджете $15 млн), но в историю войдет только благодаря муляжу гениталий героя, которым в картине уделено слишком много внимания.
Впрочем, в истории «Оскара» уже были подобные случаи, когда на самую престижную в мире кинопремию были номинированы фильмы, которые невозможно ассоциировать с золотой статуэткой. Так что же это за ленты?

«Бэтмен навсегда» (Batman Forever, 1995)

Сегодня мы вспоминаем этот сиквел благодаря нескольким обстоятельствам. Во-первых, Тим Бертон, постановщик первых двух серий, уступил место Джоэлу Шумахеру, а в роли Бэтмена обаятельного Майкла Китона сменил более эксцентричный Вэл Килмер. Во-вторых, у костюма Бэтмена появились соски, что придало фильму еще больше нелепости и комизма. И, наконец, роль очередного злодея исполнил вызывающий тошноту своими ужимками и кривлянием Джим Кэрри. В итоге картина собрала в мировом прокате намного больше второй серии ($336.5 млн против $266.8 млн), но по своим художественным достоинствам значительно ей уступила. Тем не менее третья серия была отмечена сразу тремя номинациями на «Оскар» (за лучшую операторскую работу, лучший звук и лучший монтаж звуковых спецэффектов). Для статистики: первый «Бэтмен» был удостоен «Оскара» за лучшую работу художника, и больше номинаций у него не было, а в активе ленты «Бэтмен возвращается» - номинации за лучший грим и лучшие спецэффекты. Но справедливость все же восторжествовала, и никакие соски на костюме Бэтмена, ни жуткий акцент Николь Кидман, слабо напоминающий американский, не помогли фильму «Бэтмен навсегда» заполучить золотую статуэтку.

«Воздушная тюрьма» (Con Air, 1997)

Эту ленту настолько заездили по кабельному американскому телевидению, что трудно поверить в то, что она когда-то шла в кинотеатрах. А она шла, и довольно неплохо ($224 млн в мировом прокате при бюджете $75 млн). Не следует при этом забывать, что в экранной версии гораздо больше смачных выражений и насилия, чем в телевизионной. Интересно, что в этом боевичке уровня фильмов класса «Б» Николас Кейдж снялся вскоре после того, как в 1996 году был удостоен «Оскара» за роль алкоголика в драме «Покидая Лас-Вегас». Возможно, исключительно благодаря этому факту члены Американской киноакадемии присудили «Воздушной тюрьме» номинации на «Оскар» сразу в двух категориях: «Лучший звук» и «Лучшая песня» (положа руку на сердце, шлягер «How Do I Live» звучал летом 1997 года буквально повсюду). Но это был год «Титаника», который лишил этот фильм, как, впрочем, и другие, каких-либо шансов на награду.

«Уловки Норбита» (Norbit, 2007)

Эта комедия с Эдди Мерфи была совершенно неожиданно номинирована на «Оскар» за лучший грим, поскольку ее окружала такая гигантская волна неодобрения, что ни у кого даже мысли не могло возникнуть о каких-то наградах. К тому же весь Лос-Анджелес пестрел чудовищными афишами с изображением Эдди Мерфи в облике афроамериканской женщины, и этот образ, наверняка, преследовал в кошмарных снах не одного киноакадемика. И еще немаловажную роль играл тот факт, что год назад Эдди Мерфи претендовал на «Оскар» за роль второго плана в мюзикле «Девушки мечты», и свое поражение воспринял чересчур болезненно – он демонстративно покинул зал после того, как его не объявили победителем. Таким образом, никак нельзя было допустить вероятность того, что спустя год новая картина с его участием окажется в числе кандидатов на премию Американской киноакадемии. Однако сложнейший грим, как всегда блестяще выполненный великим мастером Риком Бейкером, частенько работавшим с Мерфи, все-таки сделал свое дело – и вполне возможно, что знаменитый комик выбежал из комнаты, где он смотрел «оскаровскую» церемонию, когда узнал, что награду его фильму все-таки не дали.

«Черная орхидея» (The Black Dahlia, 2006)

Режиссер фильма Брайан Де Пальма всегда был мишенью для критики. В конце концов, именно Де Пальму, находившегося на самом пике своей кинокарьеры, провозгласили ярым женоненавистником. Поэтому совсем не случайно «Черная орхидея» попала в число тех его картин, которые были приняты критикой в штыки. Однако и зрители, до этого благоволившие к Де Пальме, тоже невзлюбили эту ленту. В итоге триллер с Джошем Хартнеттом и Скарлетт Йоханссон собрал в США лишь $22.5 млн при бюджете $50 млн. И вдруг, откуда не возьмись, как гром с ясного неба - номинация на «Оскар» за лучшую операторскую работу, присужденная легендарному Вильмошу Жигмонду («Охотник на оленей», «Иствикские ведьмы»), уже имевшему в своем богатом послужном списке премию Киноакадемии за «Близкие контакты третьей степени».

«Таинственный лес» (The Village, 2004)

Этот фильм, наконец-то, окончательно дал всему миру понять, что М. Найт Шьямалан – не тот, за кого он себя выдает и кем хочет казаться. По сравнению с предыдущим хитом этого режиссера «Знаки» (2002), собравшем в мировом прокате $408.2 млн при бюджете $72 млн, сборы «Таинственного леса» оказались значительно скромнее ($256.7 млн при бюджете $60 млн). Но дело здесь не в кассовых достижениях, а в том, что довольно странные фантазии автора и абсолютно глупейший финал подписали картине единодушный приговор. Конечно, ни о каких наградах и речи быть не могло, однако композитор Джеймс Ньютон Хауард («Беглец») все-таки получил свою четвертую номинацию на «Оскар» в категории «Лучшая музыка» (потом последовали еще две). О музыке Хауарда в этой картине можно сказать только то, что она не имеет никакого отношения ни к сценарию, ни к режиссуре, ни к актерской игре, и поэтому заслуживает уважения.

«Игрушки» (Toys, 1992)

Спустя уже более 20 лет после выхода этой картины на экраны мало кто вспомнит, о чем же все-таки она. Многие, конечно не забыли, что главную роль в ней исполнил Робин Уильямс, постановку осуществил Барри Левинсон (он потом был номинирован на «Золотую малину» за эту работу), а позиционировался фильм как «большое рождественское кино». При этом на афише был изображен Уильямс в красном котелке с прямоугольной дырой в нем, а соответственно, и в голове. Впрочем, странность, заявленная в постере, полностью соответствовала малопонятному, бессмысленному и сюрреалистическому содержанию, превратившему все действие в сплошной хаос. Однако это не помешало фильму, который, кстати, собрал в США лишь $23.3 млн, обогатиться двумя номинациями на «Оскар»: за лучшую работу художника и лучший костюм.

«Дик Трэйси» (Dick Tracy, 1990)

Уоррен Битти, выступивший на этом проекте в качестве режиссера, продюсера и исполнителя главной роли, действительно задумывал нечто специфическое. Фильм снят в яркой цветовой гамме, соответствующей старым комиксам. В картине все гипертрофировано, как в плохом театре. Умышленно бросающийся в глаза грим, чрезмерно помпезная музыка Дэнни Эльфмана и чересчур переигрывающие звезды (сам Битти, Аль Пачино, Мадонна и Дастин Хоффман). Безусловно, эта лента опередила свое время, предвосхитив появление на экране таких новаторских в плане изображения фильмов как «300 спартанцев» и «Город грехов». Но для 1990 года «Дик Трэйси» оказался преждевременным – зритель был еще не готов к такой буффонаде, гротеску и буйству красок. Студия Disney была уверена в кассовом успехе картины, потратив на ее производство $47 млн и еще $54 млн на рекламу. Однако результат оказался не таким радужным, как предполагалось. Фильм собрал в мировом прокате $162.7 млн ($103.7 млн в США и $59.0 млн за рубежом). И на фоне грандиозных достижений кинокомикса 1989 года «Бэтмен», достигшего в мировом прокате $411.3 млн (($251.2 млн в США и $160.2 млн за рубежом) при бюджете $35 млн, показатели «Дика Трэйси» выглядели довольно бледно. Но Голливуд своих не сдает, и, чтобы подсластить пилюлю, ленту Уоррена Битти осыпали номинациями на «Оскар» сразу в семи категориях: «Лучший актер второго плана» (Аль Пачино), «Лучший оператор», «Лучший костюм», «Лучший звук», «Лучший художник», «Лучший грим» и «Лучшая песня». Более того, в последних трех из них «Дик Трэйси» одержал победу.

«Врата рая» (Heaven's Gate, 1980)

В наши дни у этой печально известной картины Майкла Чимино находится немало защитников, и во многом благодаря выпущенной в 2012 году восстановленной режиссерской версии. Оказалось, что большинство из тех, кто, руководствуясь стадным инстинктом, хулил эту ленту, просто-напросто ее не смотрел. Фильм совершенно не заслуживает той грязи, которая на него выливалась десятилетиями. И совсем не случайно, его рейтинг на сайте Imdb уже вырос до 6.7. Однако 30 с лишним лет назад «Врата рая» воспринимали не иначе как исчадие ада. Первоначальный бюджет этой ленты планировался в районе $7.5 млн, но в конечном итоге фильм обошелся в $30 млн, а в прокате он собрал менее $3.5 млн, что привело к разорению кинокомпании United Artists. Картину даже изъяли из проката, чтобы в срочном порядке перемонтировать. Поэтому номинация на «Оскар» за лучшую работу художника (причем абсолютно заслуженная) выглядит действительно невероятной и несколько искажает уже такой привычной имидж всеми презираемого фильма, отмеченного «Золотой малиной» за худшую режиссуру и еще четырьмя номинациями на эту антипремию.

«1941» (1979)

В карьере Стивена Спилберга эта комедия по праву считается одной из его самых больших неудач. При бюджете $35 млн она сделала очень скромные сборы в США ($31.8 млн), но при этом почти в два раза больше собрала за рубежом ($60.7 млн). Участие популярных комиков (Джон Белуши, Дэн Эйкройд, Нед Битти) не спасло картину, сюжет которой оказался действительно бредовым (в фильме рассказывалось о панике в Лос-Анджелесе, возникшей в связи с намерением японской подводной лодки уничтожить Голливуд). Критики, естественно, приняли картину в штыки, и конечно, о наградах никто не помышлял. Но случилось голливудское чудо, и ленте Спилберга присудили сразу три номинации на «Оскар»: за лучшую операторскую работу, лучший звук и лучшие спецэффекты.

«Багси Мэлоун» (Bugsy Malone, 1976)

Если кто помнит, этот довольно необычный детский фильм с юной Джоди Фостер стал режиссерским дебютом в большом кино знаменитого британского режиссера Алана Паркера («Полуночный экспресс», «Стена», «Сердце ангела», «Эвита»). В США эта лента собрала всего $2.8 млн и тут же была выпущена на видео, что придало ей некий загадочный ореол и привлекло дополнительное внимание. В итоге на этот гангстерский фильм с полностью детским актерским составом обратила взор и Американская киноакадемия, решившая, что самым лучшим утешением для создателей картины будет номинация на «Оскар» в категории, которая в те далекие времена звучала довольно странно и затейливо: «Лучшая музыка, сочиненная к песне, или лучшая музыкальная адаптация». Ожидать такого признания было довольно трудно, но песни в фильме действительно замечательные.
А вот в Великобритании, на родине режиссера, картину оценили чрезвычайно высоко, удостоив ее пяти премий BAFTA.