Путевые заметки

Анатолий Кострилевич
Стране, о которой и не мечтал.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - народная мудрость.


В седьмом классе на уроке географии я впервые узнал, что есть такая страна, под названием Австралия.
Галина Кузьминична – учитель географии показала нам на карте материк в Тихом океане, похожий на округлённый булыжник, и стала рассказывать о тёплой сказочной стране, где живут кенгуру, маленькие коалы, страусы Эму и множество других экзотических животных.  И ещё мы узнали, что реликтовые леса в Австралии занимают значительную часть суши по всему побережью, а в океане водятся огромные запасы рыб и морепродуктов и, что коренных жителей называют аборигенами, которых колонизировали англичане. А сам материк представляет собой скальную основу, не связанную с другими тектоническими плитами, благодаря чему не бывает разрушительных землетрясений. Рассказала учительница и о полезных ископаемых: о больших запасах газа, угля и урановых руд и других элементов таблицы Менделеева. На следующем уроке школьники ответили учителю по заданному предмету, получив хорошие отметки. Этим мои школьные познания об Австралии и ограничились.
Тогда, в 1961 году, мои одноклассники, как и я, отнеслись к далёкому континенту, весьма сдержано, хотя экзотические животные и большой барьерный риф нас приятно удивили, но не более чем пик Ленина на Памире,белый медведь на Севере, морские котики или дикие гуси. Чувство принадлежности к Советскому Союзу у нас было настолько велико, что мы уже не видели другого государства, лучшего, чем наше. У нас даже не возникло желания написать сочинение на тему: «как бы я провёл лето в Австралии».
Вы, спросите: как можно написать сочинение, не побывав в далёкой стране?
Поэтому и не писали, хотя некоторые из нас могли пофантазировать, как, например,  писатель Жюля Верн.
И, ещё…. Когда я занимался боксом, тренер команды рассказал об олимпийском чемпионе Владимире Сафронове – своём напарнике по спортроте, который завоевал этот титул в 1956 году в Мельбурне, то есть в Австралии.
До некоторых пор я думал, что столицей Австралии был Мельбурн, но я ошибался. Оказалось, что столицей Австралийского Союза является город Канберра. Вот, пожалуй, и всё, что я знал, на сей момент, о далёком континенте.

****

Прошли годы, вместе с ними события, которые изменили нас и Россию. Не буду вдаваться в подробности, но жизнь  преподнесла нам заслуженный урок, которым, наверняка, не закончатся наши поиски лучшей жизни.

Между тем, в далёкой стране, под названием Австралия, всё идёт своим чередом. За двести с лишним лет, там произошли события, которые сделали австралитян современной цивилизацией: с высоким жизненным уровнем и своими традициями. Почему так утверждаю? Да потому,что там был и видел, как живут люди и как к ним относится власть. Но всё по порядку…

Нас пригласили погостить в Австралию дочь и зять. Жаль, конечно, что об этом не узнают мои одноклассники, а то бы точно мне позавидовали, а то и подумали, что я разбогател. Нет, не разбогател! Просто повезло на зятя. Зато знакомые и позавидовали и пообсуждали.

 Поначалу,  я хотел, отказался от поездки! Не хотелось «мотаться» в такую даль, поэтому к предложению «ехать» отнёсся скептически.

Вот скажите, смог бы я, располагая мизерным пенсионным довольствием, осуществить подобную поездку, не прибегая к помощи близких людей?

- Конечно, смог, если бы захотел! – ответил бы мне патриот родины, и назидательно бы добавил: - Работать надо, мужик!

Вот такой короткий диалог случился в моём мозгу, едва я решился ехать в Австралию. И мне тогда подумалось: «как-то не хорошо за чужой счёт».

Спасибо зять настоял, напомнив, что страховка и билеты в оба конца  куплены и, что нам с женой это новогодний подарок. Пришлось подчиниться, тем более, некоторые «штатские» из моего круга, одобрили решение заокеанского родственника.

«Езжай, - говорят. - Посмотришь, как живут другие. Может, что хорошее узнаешь и нам расскажешь, или чего нужного себе на ум приобретёшь…».

Спасибо всем! что вовремя поддержали, а то, как бы я писал о стране, общаясь с родственниками только по скайпу.

Я часто спрашивал у дочери: как там живут люди? И знаете, какой получил ответ? Ни за что не догадаетесь!

Дочь рассказывала, что несколько дней, после приезда в Сидней, она не могла привыкнуть к странному поведению незнакомых людей.

- Кивают мне головой при встрече, и улыбаются, - поведала она. -  Я им в ответ тоже улыбаюсь и здороваюсь,а сама думаю: как такое возможно? Через некоторое время поняла, вспомнив детскую песенку, помнишь? – и она напомнила мне знакомые слова:
«…Собака бывает кусачей
Только от жизни собачей
Только от жизни, от жизни собачей
Собака бывает кусачей…».
- А здесь просто рай, - откровенничала она.  –Люди чем-то похожи на нас времён Советского Союза. Приветливые и добрые. Помнишь,  как мы жили? весело и дружно! Столько возможностей было: и учиться и работать и отдыхать. Я всегда гордилась нашей страной только за то, что всегда был мир, а у молодых настоящее будущее, но потом всё изменилось в худшую сторону…, - она сказало это тихо, словно боясь, что кто-то услышит.

Во как! Я не ожидал услышать такое от дочери.
«Жаль, конечно, что не стало СССР, и не всё лучшее тех времён удалось сохранить, но мы-то остались. Те, кто хорошо помнит своё прошлое и свои корни. И дети наши помнят, и внуки будут!»– думал я в тот момент о смыслах жизни.

И ещё я подумал: «с чего это нас Америка с Европой до сих пор считает империей зла? Уже и СССР давно распался, а они всё об одном и том же молотят, и чаще, не по делу.   Не потому ли злятся, что завоевать нас никак не могут?».
И пришёл к выводу, «что боятся они нашей силы: и военной и народной. Вот и создают вокруг союзы и военные блоки. Только они ничего не добьются этим: бывало, что наши народы жили и похуже. Нам не привыкать! Скажите, бравирую? А что остаётся рядовому россиянину, навечно привязанному к своей земле, где его дом и семья? Палить и рушить что ли?».
Подумал об этом и взбодрился, а дочь  дипломатично поддержал, говорю ей:

- Зато у тебя появились другие возможности, чем на родине.

Она промолчала. И так ясно! Непросто жить в чужой стране без родных, друзей и близких. Говорить не на родном языке, а продолжать думать по-русски. Чужбина она и есть чужбина.

Хорошо помню смысл одной нашей русской пословицы, которая гласит: «Где родился, там и пригодился». Что значит жить и работать там, где твои корни, где большая и малая родина. 

А если не пригодился, что тогда? Тогда «наших» можно встретить по всему миру. Земля ведь для всех одна. Кто бы спорил! Даже незнание языка и культуры не останавливает наших соотечественников в поисках лучшей жизни. И в Сиднее есть русская диаспора и в других городах. В такую даль решились земляки, и ничего живут себе. Правда, по-разному. Здесь строго действует прямая зависимость уровня жизни от объёма кошелька, приобретённых знаний и профессионализма.

Вот и моя дочь упорхнула в «открытую дверь» в поисках своего  мира. Мы с матерью не препятствовали, тем более она была взрослым человеком и имела медицинское образование, вдобавок знала английский.
«Пусть найдёт своё счастье, хотя бы здесь!» – решили мы.

Но и на чужбине находятся критики российской власти из бывших граждан.
Познакомился с одним выходцем из России. На первый взгляд весёлый мужик, общительный – по рассказам дочери весь Ближний Восток с семьёй объездил. По профессии программист, увлекается фотографией, есть взрослая дочь. Сам бывший москвич, а жена с Украины. Живут в Австралии больше десяти лет.
Разговорились…. И как следует, зашёл разговор о теперешней Украине. Оказалось, что мой знакомый люто ненавидит нашего Путина за Крым и Донбасс. Чуть ли не слюной брызжет, а злость прямо вся на лице. Думаю: я-то здесь причём? А он мне своё толкует: дескать, диктатура у вас президента, а вместе с ней имперские замашки с агрессией просматриваются. Такого мне наплёл относительно двойного гражданства….  Утверждал, что в России уже несколько бывших граждан, по этой причине находятся в тюрьмах. Я пытался возразить, но мой собеседник и слушать мои доводы не захотел.

Никогда так близко не видел русофоба, даже несколько растерялся. Не хотелось мне скандалить, побоялся, дочери навредить, но про Одессу всё же напомнил и про убитых мирных жителях на Донбассе тоже, он и заткнулся. Сразу поник и засобирался домой. Я ему руку подаю, а он лицо отворачивает, но руку даёт, как Порошенко Путину. Помните в Нормандии? Понял он, что я не их тех «патриотов», кому Родина мешает, и ретировался. В отличие от мужа, его жена приветливо со мной попрощалась, мы даже обнялись дружески. Вот и пойми: она с Украины, а он из Москвы.
Это был единственный эпизод  на отдыхе, где мне пришлось вступить в спор с бывшим соотечественником, весьма крайних взглядов.Но вернёмся к последующим событиям…

****

И вот незаметно, за сборами, подошло время лететь через Океан. Было воскресенье, а на календаре приближался Новый год. Мы приехали в аэропорт, зарегистрировались на рейс, поскучали с женой в зале ожидания, наблюдая за китайцами, а когда объявили посадку, в числе первых очутились у трапа самолёта.

Авиаперелёт на Боинг 737 из Красноярска в Пекин прошёл в штатном режиме: вовремя взлетели, вовремя прилетели.
Когда оказались на выходе из терминала, нас встретил китаец и сопроводил в гостиницу. Там мы с женой отдохнули, позавтракали в ресторане в «шведском варианте», причём очень скромно, в отличие от других посетителей (жена всё время меня тормозила при выборе блюд), а потом переехали в аэропорт. Всё это происходило за несколько часов до вылета рейса Пекин - Сидней.

Чтобы узнать о месте регистрации рейса в огромном международном терминале, нам пришлось воспользоваться услугой случайного китайца, который за «работу» содрал с нас десять долларов с тысячей рублей в придачу. Но цель была достигнута и мы успешно зарегистрировались, хотя долго обсуждали ловкача, который увёл у нас эту сумму.

Не буду рассказывать, как долго лететь до Сиднея (примерно одиннадцать часов), но когда мы приземлились, на таможне, случился инцидент, о котором мы с женой и в мыслях не допускали.

Оказалось, что накануне нашего прилёта местный «террорист» застрелил в кафе двух невинных людей. Естественно, меры безопасности граждан были проведены по программе «антитеррор» из-за чего появилась дополнительная декларация для иностранцев.

Таможенники кое-как объяснили, что бумажку нам нужно заполнить на английском языке, который мы, увы! не знали. Пришлось на пальцах объяснить инспектору, что самостоятельно  мы декларацию не осилим. Поняв, что мы из России, двухметровый гигант сжалился и помог нам заполнить документ. Мы так его благодарили, так благодарили, что я от радости совершенно забыл, куда сунул талоны на багаж. Пошарив по карманам, и не найдя квитанции, я решил, что они выпали из кармана, когда я суетился с декларацией. Пришлось снова приставать к таможенникам, которые настойчиво мне объяснили жестами, «что для выхода в город достаточно иметь декларацию».

Первый «бастион» перед входом в зелёный коридор был преодолён. Но был ещё один – это проход по самому коридору, с вещами, в которых не должно быть запрещённых к ввозу предметов. Получив багаж, мы встали в очередь.

Впереди, перед выходом,группа таможенников из двух человек с собакой, выборочно досматривала и багаж и пассажиров. Очередь застопорилась…

В это время по соседнему проходу проходили люди, которые беспрепятственно шли на выход. Я занервничал и предложил жене перейти в проход, минуя ограждение.
На секунду почувствовал себя дома, и как понимаете, ко мне вернулось знакомое нервное состояние, которое было у меня полчаса назад. Вёл я себя активно, и в очереди, с опаской, смотрели в нашу сторону. Но мой психоз жена не поддержала, и не согласилась лезть под ограждения, и я вынужден был смириться.

Когда подошла очередь на выход, пожилой таможенник пригласил нас на досмотр. Всё выглядело примерно так. Помощница, поводила вокруг нас прибором с лампочкой, а собака обнюхала ниже пояса, но с таким профессиональным рвением, что я в шутку, сделал вид, что боюсь собаки. Таможенник стал успокаивать меня, а женщина попросила нас к выходу. Мы сейчас же рванули за дверь от радости.

Как только таможня осталась позади, наши, страхи улетучились, и мы  слились с остальными пассажирами. Попробуй, разбери, кто тут иностранец?

Всего шестнадцать часов перелёта… и ты в Австралии! В прекрасном Сиднее, где много пляжей и ресторанов, в городе с шести миллионным населением, который разместился на сопках и у заливов и тянется на многие километры вдоль побережья.
«Ура!»- ликовала душа.
Всё же хороши эмоции на отдыхе, даже после длительного перелёта. Не замечали? Так попробуйте!

****

У выхода из терминала, нас ожидали дочь и зять. Мы обнялись и порадовались встречи. Хени выхватил наши  чемоданы, и мы быстро пошли к парковке. Было тепло и пасмурно. Собирался пойти дождь, но небо не казалось таким уж хмурым. Обстановка соответствовала и располагала. На парковке  подошли к серебристому германцу модели «W», загрузили в багажник чемоданы, расположились с женой на заднем сиденье и пристегнули  ремни безопасности…

Мы мчались по выскобленной дождём трассе, и восхищению не было границ. Позавчера мы вылетели из морозного Красноярска, а сегодня приземлились ниже экватора в субтропической зоне. Моросил дождь, в салоне играла музыка, и пахло эвкалиптом. Слева и справа обгоняли автомобили, дорога изобиловала развязками и туннелями, вдоль которой росли высокие пальмы и эвкалипты, в их тени прятались жилые дома.
Архитектурные формы менялись, не повторяя друг друга. Скоро дождь прекратился, и выглянуло солнце. Асфальт высох моментально, а дочь объяснила, «что в городе самая лучшая в мире ливневая канализация, и всё, что льёт на асфальт, по трубам и каналам быстро отправляется к океану».

Я позавидовал горожанам и мысленно вернулся в Красноярск. «Почему у нас по-другому? – подумал я и стал рассуждать о причинах, на известной всем ноте.

Я не переставал удивляться себе. Откуда у меня в голове столько противоречивых мыслей? Очутившись за тысячи километров от родных мест, я по-прежнему был связан с родиной, как с пуповиной матери, и никак не мог избавиться от чувства неудовлетворённости – так глубоко сидел во мне наши традиции, приобретённый на протяжении всей жизни.

И тут я понял, что моё критическое видение не всегда совпадает с реалиями.
«Не надо сравнивать, чтобы не злиться и не раздваиваться! – сделал я для себя главный вывод. - Как можно противостоять двух метровому гиганту, если у тебя за метр семьдесят? Или зачем мучить себя вопросами, на которые ответ будет разный. Надо не завидовать, а взять  проблему, что говориться «за рога». Вот и всё! Чтобы потом не рассказывать остальным, что деньги украли и увели в валюте за бугор.

А тут налицо живой пример. Страна, где не было войн и революций, где большая часть населения - это потомки иммигрантов. Они-то и превратили бывшую английскую колонию в современное государство, с хорошей ливневой канализацией, прямо зависть берёт.  И граждане довольны жизнью и власть на них не строжится.Правда, в такой «колонии» охота пожить?!

- И тепло, и сытно, и мухи не кусают. Как у нас летом на даче, - продолжал я сравнивать, но не без сожаления: - Правда, без хороших дорог, в окружении неравнодушных соседей и сурового председателя, который неустанно увеличивает взносы на каждый год. А мы дружно помалкиваем и платим. А избранный народом начальник взывает к совести неплательщиков, хотя сам, по разговорам, вовсе не платит.

«А время, а время  идёт, себе идёт…», - возникли на слуху слова из известной песни, и я продолжил своё, но без мелодии: - а мы всё на месте и на месте, и ждём и ждём лучшей жизни. Вот такая наша национальная идея.

Позже, во время автомобильных экскурсий зять показывал нам с женой дома богатых австралитян. Шикарные дома! Но и остальные граждане живут не во времянках. Нормальные коттеджные постройки с небольшими земельными участками, с гаражами, а то и бассейнами. У большинства на первом этаже магазинчики, кафе и рестораны. Жилые районы утопают в зелени и цветах. Сплошная оранжерея. Просто загляденье!

- Эх, если бы нам больше лета…, и чтобы не воровали и эти…не лезли с претензиями на превосходство, мы бы давно жили при коммунизме, как большинство в Австралии, -  позавидовал я и припомнил, как в Советском Союзе, любили отрабатывать новшества в разных областях. Да и теперь этот опыт возвращают на вооружение.

Вот я и подумал: а почему бы президенту не попробовать австралийский вариант? Чем он хуже китайского? Может, даже лучше. Не зря, же китайцы скупают австралийскую недвижимость и заселяют континент, а россияне нет. Прививка у нас на тёплые страны что ли? Или мы специально дожидаемся, пока экватор ближе подойдёт? А пока что жмём в Арктику – всех моржей с медведями  пораспугали и радуемся, что первопроходцы. Вот такая геополитика…

Здесь я опять остановил ход своих совковых мыслей, вспомнив, что на отдыхе надо вести себя спокойней и не раздражать окружающих, для чего пожить полтора месяца в своё удовольствие, и не  впадать в идеологический транс. Только и всего! Поняли, что я правильно сообразил? Едем дальше из аэропорта…

****

По пути движения образовалась незначительная пробка, и зять поехал через дворы. Из рассказов дочери, я знал, что, будучи студентом, Хени зарабатывал себе на учёбу, работая по вечерам и выходным на такси, поэтому знал, как объехать пробки.
Во время следующих поездок по Сиднею,  я неоднократно убеждался, как хорошо он знал город. Благодаря чему мы ни разу не простояли по маршруту больше десяти минут.

До дома, где нам предстояло жить, ехать было сорок минут. Как же был хорош рельеф местности! Дорога шла то вниз, то поднималась на взгорок, ныряла в туннель или проходила по мосту, а то шла вдоль заливов, заполненных прогулочными судами и яхтами.
Заметив, с каким интересом я наблюдаю, зять спросил через дочь.
- Нравится? – перевела она.

Я кивнул ему через зеркало заднего вида и показал большим пальцем вверх.Он понял и сказал по-русски «спасибо». Мы засмеялись, а Хени стал расспрашивать дочь, «почему мы смеёмся?». Геля нашла, что ему ответить и зять успокоился.

Он всегда говорил мне на английском «спасибо», даже тогда, когда я выносил мусор или включал свет на лестничной площадке. Вот такое воспитание! Через день я принял заведённый порядок и здоровался с зятем только по-английски. Почему? Всё просто! Сравнивать было не с чем.

Что раньше для меня казалось чрезмерным, для Хени было обыкновенной нормой. Он впитал этот порядок, прожив в стране много лет. И в школе и дома действовали единые правила этикета, и всегда Бог и семья были рядом. В стране не было революций и войн, а заведённые правила общей жизни только совершенствовались. Так просто: создавать и множить, учить и помогать, уважать, а не ненавидеть – эти принципы  для австралитян неизменны многие годы. При этом надо помнить, что первоначально материк была колонией Объединённого Королевства Великобритания, но это не помешало людям построить своё свободное государство. Вот такой мой вывод…


****

Прошла неделя, и мы с женой завели определённый порядок движения. Каждое утро мы делали прогулки по территории прибрежного парка. Место было прекрасным. Небольшой залив, пристань для спуска лодок в воду и сама гавань. Рядом большое поле с подстриженной травой, где играми развлекалась молодёжь. Вдоль проезжей части, на спусках и подъёмах автомобильных дорог, сгруппировались частные домики разных форматов, окружённые эвкалиптами и буйной растительностью из кустарников и цветов. Переходные мостики и дорожки, с ночным освещением ладно вписывались в единый ландшафт парка, который был удобен не только человеку, но и кроликам, птицам и даже рыбам.

Вы слышали, как кричат попугаи? Это громче наших ворон! От крика можно оглохнуть или напугаться. А «пение» кукабарра - зимородока? Наши птички, по вокалу, в подмётки им не годятся. Соберутся, шельмовки,на дереве больше двух, и такой хохот ночью устроят, мёртвого из могилы поднимут.
А лучше эти птичьи «песенки» в интернете послушать в оригинале, рекомендую. Не пожалеете.
Это, пожалуй, единственное поведение пернатых, что не подчиняется законам тишины. Но за это птиц не отстреливают и не удаляют в безлюдные места. Австралитяне давно поняли, что это бесполезно и терпят их выкрики, как терпим мы шум автомобильных трасс и у железных дорог.

Теперь-то я понимаю, что для современной Австралии это значит – вся деятельность людей подчиненно сохранению флоры и фауны. Здесь не увидишь сломанных деревьев, а которые засохли, ждут утилизации ещё несколько лет. Вспомните, как это происходит у нас?
Здесь одинаково заботятся о диких и домашних животных, а в местах их появления установлены предупреждающие знаки. Увидеть диких животных можно не только в зоопарках, но и в национальных парках.
И коренных жителей в крупных городах Австралии встретить на улицах – редкость. Как не пытались власти приобщить их к современному образу жизни, этот народ по-прежнему чуть ли не носит набёдерную повязку.
Однажды во время прогулки мы встретили на побережье людей с тёмной кожей, хорошо одетых, с приветливыми лицами. Дочь нам подсказала: «они!», и тут же предупредила, чтобы я не пытался их фотографировать, напомнив, «что называть людей аборигенами строго запрещено».

****

Через два дня Хени повёз нас в итальянский квартал, где приглядел конструкцию для шашлыков и барбекю. После покупки заехали в ресторанчик на ланч, в русском понимании на обед.  Там нас встретили, как старых знакомых. К заказу, от себя, хозяин угостил нас бутылкой итальянского белого вина и вкусным мороженым. А меня всё хлопал по плечу и говорил на плохом русском, что возьмёт к себе снабженцем. Повеселил меня итальянец! Я пообещал, и мы оба рассмеялись.

Тему посещения ресторанчиков в разных районах Сиднея следует осветить подробнее, но об этом я расскажу в следующем репортаже, как и о других впечатлениях, не связанных с политикой.
Продолжение следует...