Марк

Леонид Бердичевский
рассказ
       Утром Марк долго лежал в постели. Вспоминал прожитую жизнь, перебирал в уме год за годом. С женой он разошелся много лет назад и его дети выросли, называя отцом чужого человека. Империя, которую он так любил и которой гордился – самое сильное в мире государство – оказалась во власти торгашей и интриганов и разваливалась на глазах. Во главе опять оказался хитрый дурак, который всех устраивал потому, что давал возможность безнаказанно воровать. Строились роскошные виллы и обогащались всякие темные личности - огромные состояния возникали неизвестно откуда. Надменные, наглые, эти «новые богачи» на роскошь и кутежи за один месяц тратили столько, сколько ему, военному человеку, прослужившему в боевых частях двадцать пять лет, не удалось собрать в течение всей жизни. Старый, больной, не нужный уже никому, он часто думал: правильно ли сделал свой выбор? Не умнее ли было пойти в политику, рассыпая лживые обещания и заискивая перед народом? Добиться для себя какой-нибудь выгодной должности и тогда, может быть, удалось бы сохранить семью, прожить спокойную жизнь, без напряжения и лишений.
Он представил себя молодым, веселым, удачливым, выходящим утром из дому в окружении почтительных клиентов. Жена провожает его и, ласково улыбаясь, стоит на пороге, глядя ему вслед; люди дружелюбно здороваются с ним. Он очень любил Клавдию, знал с детства. Ее отец тоже был на военной службе и был близко знаком с его отцом – они вместе воевали в Германии и, после войны, вернулись домой. Поэтому, он наивно думал, что она его поймет и будет рада, что он тоже стал военным, как и подобает настоящему мужчине. Что может быть мужественнее, чем ремесло воина?
Но однажды он вернулся и увидел, что дом пуст – ни жены, ни детей. На вопросы соседи не отвечали, отводили взгляд.
Он помчался на другой конец города к ее родителям, чтобы узнать что случилось. Ее отец говорил уклончиво, мать, вообще, отказалась с ним разговаривать.
С трудом ему удалось выяснить, что она с детьми ушла к какому-то торгашу, денежному мешку, который может обеспечить ей достойное существование.
За это он воевал? Для этого потратил лучшие годы жизни? Лишения, которые он перенес в надежде построить домик на своем клочке земли – все это рухнуло в одночасье. Даже если все это будет – зачем это ему теперь? Смысл был в том, чтобы быть окруженным близкими, любящими людьми, дождаться внуков и тихо закончить свои дни среди родных, а не оказаться на склоне дней одному, как старый пес.
И не нужна ему Империя, весь блеск и вся мощь которой ничего не могут изменить в печальных событиях его жизни.
       Он продал какому-то еврею золотые украшения, которые привез с последней войны, чтобы подарить жене, и нанял молодую женщину - стирать, готовить и убирать в доме.
      Юлия с радостью согласилась – их семья еле сводила концы с концами. У нее был открытый, веселый взгляд и она негромко пела, когда работала. Ему нравился ее голос, почти все песни он знал. Ночами он не мог заснуть, а днем, когда она приходила и пела, он стал засыпать. Он заметил, что, когда видит ее, то непроизвольно улыбается.
И больше не думает о глупо потраченной жизни, о предавшей его жене, забывших его детях и Империи, величие которой казалось ему теперь несущественным.
Однажды Юлия пришла утром, когда он еще спал. Вечером он выпил с товарищами вина и, когда они ушли, забылся тяжелым сном.
А утром проснулся с ощущением счастья. Еще не открыв глаза, он улыбнулся и понял, что это потому, что она пришла. В этот день он решил, что поговорит с ней и спросит согласится ли она стать его женой.
Когда она вернулась с рынка, он попросил ее сесть и сказал:
       - Я намного старше тебя и мне нечего особенно предложить. Теперь люди, у которых много денег, хозяева жизни. И никто не спрашивает у них откуда взялись эти деньги. Все стало продажно, все врут, каждый думает только о себе. Я, в последнее время, был в печали. Великая Империя, служение которой наполняло меня гордостью, разваливается на глазах. Каждый день я получаю известие, что умер еще один мой боевой товарищ, почти не осталось друзей - настоящих мужчин, плечом к плечу с которыми я сражался. В собственной стране я чувствую себя гражданином второго сорта. За что мы воевали? Все продается и покупается и имеющие власть используют ее для своего обогащения. Народ легко поддается обману и, вероятно, заслуживает своих правителей. Но жизнь продолжается и, сегодня, я понял, что без тебя она будет для меня пустой и безрадостной.
Я хочу быть рядом с тобой столько, сколько мне осталось жить. Мне нравится, как ты поешь. Эти песни когда-то пела моя мама. В твоей улыбке - свет солнца. Можешь считать это предложением выйти за меня замуж. Но, если это предложение тебе не подходит, будем считать, что я ничего тебе не говорил.
       - Марк! – сказала она,- Ты мне нравишься и я согласна выйти за тебя замуж. Ты мне понравился сразу, как только я тебя увидела. А разница в возрасте бывает и более значительна и не мешает людям, если они любят друг друга. Что до денег, то два обеда никто не съедает и в двух постелях никто не спит. С голоду мы не умрем, а больше ничего не нужно. Даже если эта Империя накроется медным тазом - Вселенная больше, чем Империя, а жизнь человеческая коротка. Я буду тебе петь и пройдут твои печали.
       Он обнял ее и минуту они стояли неподвижно.

       Судя по новостям, которые он получил от служившего в охране Семьи товарища, там началась паника. Предстояла расплата за то, что они сделали с некогда великой страной. Кругом враги. Все от наглости, глупости и жадности и это, наконец, дошло и до приветствовавших их в начале с таким энтузиазмом плебеев. Тем временем, в провинциях все ждут когда можно будет выступить и заявить об отложении, чтобы наместникам было легче грабить граждан.

       Но старого воина все это уже не волновало. Он не имел талантов, но получил полагающиеся при увольнении десять югеров и начал строить дом, считая каждый обол.
Так начал частную жизнь Марк Публий Сципион, центурион четвертого «галлийского» легиона.
В Лигурии можно безбедно жить, имея десять тысяч сестерциев, что в пересчете на аттические драхмы… Постойте, сколько же это будет?