Уильям Гоудж. Жадность

Инквизитор Эйзенхорн 2
ЖАДНОСТЬ
Уильям Гоудж (1630)

Жадность есть неумеренное желание богатства. Апостол подразумевает ее в выражении "желающие обогащаться" (1 Тим.6.9), и это слово означает волю, желание и ненасытное стремление, иначе говоря, любовь к деньгам и желание иметь их все больше. Алчность состоит в желании. Желание стать богаче не обязательно есть жадность; человек вправе на законных основаниях молиться за это. Того, за что человек вправе молиться, он может желать, с теми же ограничениями, с которыми он может молиться. Поэтому неумеренное желание есть там, где человек не довольствуется той долей, которую Бог в Своем провидении определил и уделил ему, но, по выражению апостола, желает обогащаться; он стремится иметь больше, чем Бог в действительности уделил ему,  и если он не может иначе получить больше, это вызывает его недовольство.
Богатство является общим предметом корысти. Под этим словом могут пониматься все блага этого мира, в изобилии большем, чем это для нас необходимо. Вещи необходимые могут быть желательны, но не избыточны (Притч.30.8). Этот грех особенно злостен. Можно иметь немного, и все же быть жадным; также человек может быть богат и все же свободен от корысти.

Практика жадности в получении богатства

Жадность практикуется тремя способами: 1) при получении благ, 2) при их сохранении, 3) в расходах человека, их имеющего.
Если богатство обретается чрезмерно или неумеренно, или во вред совести, это признак алчного сердца.
1. Вопреки любому конкретному предписанию.  Ахан преступил из-за жадности (Иис.Нав.7.21).
2. Вопреки благочестию, например, если покупают и продают в день субботний (Неем.13.16).
3. Вопреки правосудию; Ахав причинил смерть Навуфею, чтобы получить его виноградник (1 Цар.21.19)
4. Вопреки милосердию, как богач взял овец бедняка, чтобы развлечь своего друга (2 Цар.12.6).
5. Вопреки правде: Гиезий получил то, от чего отказался его хозяин (4 Цар.5.20).
6. Вопреки истине Анания и Сапфира с ложью утаили часть того, что было посвящено Церкви (Деян.5.2).
7. Вопреки всему этому, как Иуда предал своего Учителя за тридцать сребреников (Мтф.26.15).
Все, что добыто силой, мошенничеством, воровством, ложью или любыми другими недостойными способами, очевидным образом является плодом алчности. Если это не так, то мы пользуемся тем, что является законным, и в пользовании этим люди зависят от Бога и должны довольствоваться тем уделом, который Он в Своем провидении дает им. Неумеренность в получении богатства имеет место также, когда люди тратят свое остроумие, силы и время на получение благ мира сего, теряют из-за этого здоровье, сон и аппетит и пренебрегают средствами получения небесного сокровища, будучи устремлены лишь к тому, что может дать этот мир. Если духовные и временные благословения не могут идти вместе, они считают, что лучше положиться на временное, а духовным можно пренебречь, как гадаринцы, потеряв своих свиней, просили Христа уйти с их побережья (Мк.5.17), а те, кто заботился о своих фермах и волах, отказались прийти на вечерю Господа (Лк.14.18). 

Практика жадности в сохранении богатства

Жадность в сохранении богатства практикуется двумя способами:
1. Когда люди копят все, что они могут, хотя они имеют достаточно в настоящее время, и, опасаясь за будущее, желают сохранить все, что они могут получить. Так поступил богатый глупец в Евангелии: его земля давала свои плоды обильно, и его ум был сосредоточен на том, чтобы расширять свои амбары, где было накоплено на много лет (Лк.12). Мудрец так описывает эту практику жадности: "человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством" (Еккл.4.8).  Таковы те, кто заботятся о завтрашнем дне таким образом, который Христос прямо запрещает (Мтф.6.34), ибо они считают, что это им поможет.
2. Когда люди копят только для себя и не заботятся о богатствах общества и Церкви, а также о справедливости, бедных и нуждающихся.

Практика жадности в расходах

Практика жадности в расходах также проявляется двумя способами.
1. В слишком скупых тратах на многие вещи, когда люди, имея определенные доходы, не позволяют себе и близким больше самого необходимого. Об этом мудрец говорит так: Бог дает человеку богатство и имущество и славу, и нет для души его недостатка ни в чем, чего не пожелал бы он; но не дает ему Бог пользоваться этим, а пользуется тем чужой человек" (Еккл.6.2).
2. В излишней расточительности на некоторые вещи, включая домашнее хозяйство, одежду, удовольствия, женские украшения и забавы для детей, которая лишает возможности творить дела милосердия и помогать Церкви, обществу и государству. Таков был Навал: он накрыл в своем доме пир под стать царскому, но отказался помочь верным Давиду солдатам в самом необходимом (1 Цар.25,11,36).  Таков был и евангельский богач: он одевался в пурпур и виссон, и жил роскошно каждый день, пока не отказался кормить Лазаря объедками со своего стола (Лк.16.19 и далее). Так алчность способна сделать нищим.

Мерзость жадности

Есть много обстоятельств, касающихся жадности, которые усугубляют ее мерзость.
1. Это крайне обманчивый грех, ослепляющий наше понимание и развращающий волю в том, что наиболее важно для счастья. Любостяжатель "полагает в золоте опору свою и говорит сокровищу: ты надежда моя" (Иов 31.24). Для него оно опора и надежда. Те, кто получают много богатства, склонны считать, что оно будет вечно,  и те, кто теряет много, думают, что потеряли все и навсегда. Богач, когда его урожаи чрезвычайно выросли, воскликнул: "Душа моя, много добра лежит у тебя на многие годы; покойся, ешь, пей, веселись" (Лк.12.19). При подобном самомнении богатство так крадет сердце человека и так разжигает его чувства, что становится божеством его, и недаром алчный человек назван идолопоклонником (Еф.5.5), а лихоимство - идолослужением (Кол.3.5).
2. Это грех, который не насыщает.  "Кто любит серебро, не насытится серебром; и кто любит богатство, тому нет пользы от того" (Еккл.5.10). В этом отношении жадность подобна водянке, которая умножает жажду со всяким питьем, или огню, который с добавлением топлива становится лишь более жестоким. Радость любостяжателя происходит из изобилия,  и в этом отношении является неестественной, ибо природе довольно достаточности. Голод и жажда прекращаются, когда еды и питья довольно.
3. Это возмутительный грех потому, что он постоянно производит досаду и забирает все утешения этой жизни. Апостол говорит, что "корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям" (1 Тим.6.10). Жадность порождает тройное горе: горе от тяжкого труда для обретения богатства, горе забот и скорбей ради того, чтобы сохранить его, и горе от расставания с ним. Ничто не делает смерть более нежеланной для нас, чем жадное стремление к вещам этого мира.
4. Это грех, который запутывает. "А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу" (1 Тим.6.9). Богатство - это приманка для людей, которая быстро затягивает их в западню, и крюк, который тянет вниз к погибели. "Трудно богатому войти в Царство Божие" (Мк.10.23). Это ловушка, которая удержала честных фермеров от того, чтобы прийти на свадебный пир (Лк.14.18-19). Она удерживает многих от слова и крадет сердца даже тех, кто приходит к слову, если "сердце их увлекается корыстью их" (Иез.33.31).
5. Это мать многих грехов. "Любовь к деньгам есть корень всех зол" (1 Тим.6.10 KJV),  и пророк считает жадность корнем множества зол (Авв.2.9). Нет такого зла, от которого любостяжатель может удержаться; его жадность вовлечет его в любое зло. Это корень безбожия, ибо жадность отвращает сердце от Бога,  так как не может быть никакой истинной любви, как и страха Божия в алчном сердце. Жадность отвращает человека от любой религии, даже просто принятой там, где он живет, являясь очевидным идолопоклонством. Любостяжатель может пренебречь любой клятвой и впасть в лжесвидетельство. Он почти неминуемо будет осквернять субботу. Жадность побуждает подчиненных обманывать начальников, а начальство - пренебрегать подчиненными. Она является причиной множества бунтов и государственных преступлений, убийств, краж, грабежей, обмана, лжи, лжесвидетельств, нарушения обещаний и многого другого.
7. Это растущий грех. Чем дольше люди живут в мире, тем более алчными они становятся, хотя им ничего не вынести из мира. Старики обычно являются наиболее жадными. Этим жадность отличается от многих других грехов, которые с возрастом обычно угасают.
8. Это грех, пожирающий жизнь. "Обольщение богатства заглушает слово" (Мтф.13.22). Жадность подобна тощим коровам фараона, которые съели тучных коров, да так, что никто не узнал, что их съели, ибо тощие ничуть не изменились (Быт.42.20-21).
8. Это вопиющий грех.  Вопли тех, кого угнетают корыстные люди, доходят до Господа. Поэтому апостол говорит корыстолюбцам: "плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас" (Иак.5.1). Жадность наводит на человека проклятие Божие. Тех, кто удерживает хлеб (как делают все лихоимцы, если  смогут), проклянет народ, и гнев Божий приходит на людей за такие вещи (Еф.5.5-6). Апостол упоминает алчных и хищников среди тех, что «не наследуют Царства Божия" (1 Кор.6.10).

О средствах защиты от жадности

Для предотвращения или устранения жадности,  должны соблюдаться следующие правила.
1. Наши убеждения должны исходить из двух вещей: из природы истинного счастья и из суеты и обольщения богатством. Многим ученым мужам не хватает понимания того или другого. Такова   слепота ума человека, который полагает свое счастье в вещах этого мира, из которого он не унесет даже одежды! Поэтому, если мы будем правильно наставлены в том, что счастье состоит только в вещах иного рода, нежели те, что может дать этот мир, а вещи этого мира не могут дать человеку никакого твердого утешения, особенно от духовных страданий - то мы можем быть уверены: что бы нам ни говорили на этот счет люди, безусловно, их неумеренное желание богатства будет развеяно. "Многие говорят: "кто покажет нам благо?" Яви нам свет лица Твоего, Господи!" (Пс.4.7). Есть разница между благословениями земными и небесными, и это понимает мудрец: "Не поможет богатство в день гнева; правда же спасет от смерти" (Притч.11.4 KJV).
2. Воля и сердце человека должны следовать хорошо обдуманному решению сосредоточиться на той сфере, где пребывает истинное счастье. "Пусть ваши привязанности будут на горнем, а не на земном" (Кол.3.2 KJV). Это удержит наши сердца от поглощения земным, ибо "где сокровище ваше, там будет и сердце ваше" (Мтф.6.21). Скот, который привык пастись на тучном пастбище, не уйдет в голую и бесплодную пустошь; гораздо меньше ум человека, что  находит сладость в духовных и небесных благах, будет кормиться земным мусором. Это побудило Павла считать все внешние блага навозом, ибо его сердце вкусило сладость Христа (Фил.3.8).
3. Уверенность человека должна сосредоточиться на Боге и Его провидении. Божье провидение - это переполненный и постоянно текущий источник. Самые богатые сокровища людей могут быть исчерпаны, но Божье сокровище - не может. Поэтому мы можем и должны вполне положиться на то, что Бог дает (Быт.22.8). Это доверие к заботе Божия провидения о нас постоянно упоминается в Писании (Пс.22.1, Мтф.6.25-26, 1 Пет.5.7). По опыту мы видим, как дети зависят от заботы родителей; неужели мы не можем намного больше положиться на заботу Отца Небесного? Этот покой в Божьем провидении более чем уместен в данном случае, ибо ничто в большей мере не лишает людей доверия к нему, чем богатство. "Богатство богатого крепкий город его" (Притч.10.15).
4. Наш аппетит или желание богатства должны быть умеренными. Мудрец был прав, когда молился: "Ни богатства, ни бедности не давай мне; питай меня хлебом насущным" (Притч.30.8). Это основное содержание четвертого прошения Молитвы Господней (Мтф.6.11). Будем довольствоваться поэтому тем, что Бог дает нам, и убедимся, что так лучше для нас. Это хорошо усвоил Павел (Фил.4.11). удовлетворенность и любостяжание прямо противоположны, как свет и тьма, и апостол противопоставляет их.
5. Мы должны молиться против жадности, как тот, кто сказал: «Приклони сердце мое к откровениям Твоим, а не к корысти" (Пс.119.36 KJV). Это то, что требует особой молитвы, ибо такую болезнь нелегко вылечить. Это большее чудо, чем исцеление Христом слепорожденного (Иоан.9.32).

Хорошее использование изобилия

В случае, если Бог в Своем провидении дает нам изобилие, как Он дал его многим патриархам и царям - Иову, Давиду, Соломону и другим великим - мы должны научиться правильно использовать его. Для этой цели нам следует соблюдать следующие правила. Некоторые из них являются отрицательными, а некоторые положительными.
I. Отрицательные правила таковы:
1. Не злоупотребляйте миром (1 Кор.7.31 KJV), то есть земными благами. Ими злоупотребляют, когда их почитают выше того, что предпочтительнее их, то есть духовных и небесных вещей.
2. "Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца" (Пс.61.11), и не ищите в нем восторга.
3. «Не надейтесь на богатство неверное" (1 Тим.6.17 KJV); не доверяйте ему и не полагайтесь на него, как если бы в нем можно найти счастье в жизни. 
4. "Пусть не гордится богач богатством своим" (Иер.9.23 KJV), не превозносится им. В нем нет ничего, чем следовало бы гордиться.
5. Пусть богатство не позволит вам презирать бедных. Это то, что апостол больше всего обличает в богатых людях: они "презрели бедного" (Иак.2.6).
6. Пусть оно не позволит угнетать других. Апостол знает, к чему склонны богатые в своем нечестии, и спрашивает: "Не богатые ли притесняют вас?" (Иак.2.6). Богач, который взял овечку у нищего, чтобы приготовить обед для странника, угнетал его (2 Цар.12.4)
II. Положительные правила таковы.
1.  "Чти Господа от имения твоего" (Притч.3.9). Именно так можно наилучшим образом использовать блага этого мира, которые Бог твой дает нам - с их помощью поддерживать служение Богу и содействовать благочестию.
2. Нам должно "богатеть добрыми делами" (1 Тим.6.18 KJV), то есть в меру изобилия, которое Бог дает нам, участвовать в делах милосердия. Именно так тот, который получил пять талантов, тем самым нажил другие пять талантов (Мтф.25.20).
3. "Приобретайте друзей богатством" (Лк.16.9). Те, кто обрел расположение к нам через нашу милость, могут дать свидетельства нашего благочестия, милосердия, справедливости и других добродетелей.
4. Следует серьезно и тщательно размышлять о том, как достойно использовать богатство. Мы не господа наших богатств, но распорядители их, которые должны дать отчет в своем управлении (Лк.16.2). То, что мудрец говорит юноше, применимо ко всякому человеку: "За все это Бог приведет тебя на суд" (Еккл.9.5).
5. Будем готовы отдать все, что Бог благоволит забрать у нас. Иов, когда он потерял все, что имел, сказал: "Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господа благословенно" (Иов 1.21).
6. Будем надеяться на Господа. Этот совет апостол дает богатым для того, чтобы отвлечь их от доверия к своему богатству (1 Тим.6.17), и призывает сделать вывод.  "Не надейтесь на богатство неверное, но на Бога живого».

Как узнать, является ли человек жадным

Жадность - это грех столь распространенный и мерзкий, что он заставляет почти касается христианина задуматься, насколько он погружен в этот грех и в какой мере в нем виновен. Эта обязанность рассуждения в данном случае такова.
1. Жадность в особенности касается внутренних желаний человека, известных лишь ему самому. Эти желания есть то, о чем не знает ни один человек, но лишь "дух человека внутри его" (1 Кор.2.11 KJV).
2. Это врожденная болезнь всего человечества, и ни один человек не является полностью свободным от нее.  Мы все найдем это в себе в той или иной мере, если попробуем  тщательно исследовать себя. Псалмопевец нашел жадность в себе, если он говорил: "Приклони сердце мое к откровениям Твоим, а не к корысти" (Пс.119.36 KJV), хотя  он был «человеком по сердцу Божьему" (Деян.13.22).
3. Это крайне обманчивый грех, скрывающий себя под покровом благоразумия, предусмотрительности, бережливости и прочих добродетелей, за которыми его не всегда можно различить.
4. Это столь едкий и разрушительный грех, что как бы он ни скрывался, если ему позволить существовать и расти, он будет подобен колючкам, вырастающим из земли и заглушающим семена (Мтф.13.22). Сердца многих, которые часто слушают слово, поглощаются затем корыстолюбием (Иез.33.31). Жадность в сердце исповедующего человека может оказаться горечью, портящей целый котел похлебки (4 Цар.4.39-40), и несущей проклятие, как Ахан принес его в стан Израиля (Иис.Нав.7.11).
5. Многие, не испытав тщательно себя в этом случае, не понимают своего состояния. Фарисеи были жадны, но они очень высоко мнили о себе (Лк.16.14-15).

Правила, как избавиться от корыстолюбия

Будет всегда напрасным искать то, чего мы не знаем. Сам Бог призвал Иисуса Навина и старейшин Израилевых найти заклятое, сокрытое в стане, и дал им совет и направление, как это сделать (Иис.Нав.7.13-14). Поэтому примем Его наставление.
1. Следует бдительно относиться к внутренним желаниям своего сердца. Из них тем, которое наиболее распространено в этом мире, является жадность. Она возникает из "похоти очей" (1 Иоан.2.16), то есть внутреннего чрезмерного желания, вытекающего из видения тех или иных вещей (Иис.Нав.7.21). Многое из того, что мы видим, нам не нужно, но мы хотим этого вплоть до лихоимства.
2. Мы должны также отметить  среди вещей то, что является предпочтительным. Если мы отдаем предпочтение земным вещам перед небесными и вечными, нашим расположением является жадность. Таково было расположение тех, кто был приглашен на царский ужин и отказался прийти (Лк.14.18), как и гадаринцев (Мк.5.17). 
3. Нужно рассудить, каковы наши способы приобретения земных вещей, правы они или нет, ибо все несправедливые и неоправданные способы получения их возникают из жадности. Ум, свободный от жадности, будет довольствоваться той долей, которую отвело ему Божие провидение (Иер.22.17, Мих.2.12).
4. Сравните свое состояние и то, что последует за его изменением. Если по удовлетворении своих необходимых нужд человек останется неудовлетворенным и его желания начнут расти, то у него алчное сердце. Бедняк, получив после значительных усилий десять шиллингов в неделю, может счесть, что ему нужно столько же в день, а потом шиллинги превратятся в фунты и он все равно не будет удовлетворен. О таких людях пророк говорит: "Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле" (Ис.5.8). "Надменный человек, как бродящее вино, не успокаивается, так что расширяет душу свою как ад" (Авв.2.5).
5. Взвесьте последствия своего стремления к богатству. Если желание обогащения лишает вас сна, пожирает вашу плоть и труд, если это занимает все ваше время и лишает сил и здоровья, то ясно, что это неумеренное желание, от которого недалеко до лихоимства (Еккл.2.23) и гнусной корысти (1 Тим.3.3).
6. Обратите внимание на свое расположение в накоплении и при ведении хозяйства. Корыстолюбие может проявляться в сохранении нажитого столько же, если не больше, чем в приобретении. Богатый человек из притчи проявил свою алчность именно таким образом (Лк.12.19). Поэтому, чтобы избежать жадности, Господь запрещает собирать сокровища на земле (Мтф.6.19).
7. Соблюдайте меру расходов. Если вы тратите свои средства слишком экономно и скупо, во вред своим силам и здоровью, отказывая себе в самом необходимом, даже в особых случаях, например, лишая себя возможности лечиться, или во вред семье, детям, родным, слугам и соседям, или вопреки обязанностям перед бедняками, Церковью и государством, или если вы пренебрегаете всем этим, пока можете, то такое отношение к расходам является корыстью (Еккл.4.18).

Осуждение и следствия жадности

Жадность - отвратительный грех, и крайне позорно для нашей веры то, что он присущ многим исповедующим людям. Нельзя отрицать, что они часто виновны в нем, хотя другие не откажут себе в том, чтобы винить в жадности их и с ними всех верующих. Возможно, жадность не судима в наших судах, но Божий суд может осудить за нее. Люди могут судить других за это много смелее, чем самих себя. Корысть есть внутреннее чрезмерное желание, и человек всегда легче судит о своих желаниях, чем о чужих (1 Кор.2.11). Основания, по которым люди обычно судят и подозревают других в этом грехе, столь злостном для апостола (1 Тим.6.4), обычно сводятся к его следствиям. Как правило, эти следствия таковы:
1. Корыстный человек может быть очень трудолюбивым; он поздно ложится и рано встает.
Ответ. Он может при этом иметь чуткую совесть и использовать свои дары таким образом, что это будет с его стороны предусмотрительность, а не жадность.
2. Он живет не по своим доходам, но лучше их.
Ответ. Вы можете не знать чего-то о его доходах, потерях и долгах, и при этом обвиняете.
3. Он редко и мало дает бедным.
Ответ. Он может разумно скрывать свое милосердие и добросовестно соблюдать правило Христа: "Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая" (Мтф.6.3).
4. Он много сберегает.
Ответ. Вы не можете сказать, что он нажил и что тратит. Апостол тем не менее считает долгом родителей обеспечивать своих детей (2 Кор.12.14).

Удовлетворенность

Удовлетворенность является состоянием ума, который считает свое состояние для себя достаточным. Она не только отлична от корысти, но полностью противоположна ей, ибо алчный ум никогда не удовлетворен никаким своим состоянием, а удовлетворенный - не подвластен такому отношению.  Удовлетворенность - это дар Бога тем, о ком Он особенно заботится. Он часто сочетается с терпением. Божье благословение удовлетворяет (Пс.91.16 KJV). "Кроткие будут есть и насытятся" (Пс.22.16 KJV). Божья воля - удовлетворить бедных (Пс.132.15 KJV). Если Бог обещал  послать зерно, вино, масло и благословение, Он добавляет, что "вы должны быть довольны тем" (Иоиль 2.19,26).
Удовлетворенность противоположна корысти потому, что та, будучи чрезмерным желанием ума, всегда расширяет себя, ей ничто не достаточно. Довольный же человек не только не станет желать все большего и большего, но будет сдерживать в своем уме стремление к большему, чем то, что Бог уделил ему. Эта достаточность не зависит от количества благ или меры, которую человек сам устанавливает для себя, ибо только мудрое провидение Божие устрояет то, что является достаточным для него. Довольный человек удовлетворен своим состоянием независимо от того, какова его награда. Кроме того,   удовлетворенность касается не только того, что нужно для жизни человека, пищи и одежды (1 Тим.6.8), но и состояния его жизни, мира и неприятностей, утешения и скорбей, чести и бесчестия, процветания и невзгод. Удовлетворенность дает человеку смирение перед обстоятельствами, радостными или тяжкими, в которые Бог поставил его, поскольку они для него подходили. Это состояние также может быть двояким. В одном смысле оно относится к прошлому: возможно, мое состояние было лучше, но я доволен тем, что не стало еще хуже. В другом же оно относится к будущему: если нет никакой надежды улучшить свое положение, лучше быть довольным нынешним состоянием.
Основанием удовлетворенности является знание о провидении Бога, Который творит все на небе и на земле по Своей воле (Пс.115.3, 135.6 KJV). Следовательно, мы можем с уверенностью заключить, что наше состояние, высокое оно или низкое, изобильное или скудное, тихое или беспокойное, исходит от Бога. "Господь дал, Господь и взял" (Иов 1.21).  "Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это".   Кто же не хочет быть довольным тем состоянием, которое Бог уделил ему?

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn