Обедня и рынок. 1

Елена Шувалова
   

    "Между обедней и казнью дамам разносили прохладительные напитки", - писал язвительный Вольтер в своём "Кандиде".

В "Коньке-Горбунке" - и ещё хлеще. В той столице, - как известно, - был обычай без разрешения городничего "ничего не покупать, ничего не продавать".
И что же? Городничий думал-думал, и надумал открыть рынок одновременно с обедней!

Вот обедня наступает,
Городничий выезжает...

Где, спрашивается, наступает обедня? В какой церкви? И почему городничий и народ не в церковь идут литургию слушать, а на рынок - продавать и покупать?! Ничего не понятно...
Автор решил совместить обедню и рынок? Отчего? Обедня - это главное христианское богослужение. Оно происходит в храме. В храме рынку не место - как наглядно показал Сам Исус Христос.
Может, это - не та обедня и не тот рынок? А какие? Ну, литературные, например.

"Было время, литература была благородное, аристократическое поприще. Ныне это вшивый рынок. Быть так." - Пишет А.С.Пушкин М.П.Погодину в апреле 1834 года.

 "Я уже поборол в себе отвращение к тому, чтобы писать стихи и продавать их, дабы существовать на это, — самый трудный шаг сделан. Если я еще пишу по вольной прихоти вдохновения, то, написав стихи, я уже смотрю на них только как на товар по столько-то за штуку".  / А.И. Казначееву, июнь 1824.


В 1824 г. А. С. Шишкова назначили министром народного просвещения вместо обскуранта кн. А. Н. Голицына. И  Пушкин пишет П.А. Вяземскому в связи с этим: "Хотелось мне с тобою говорить о перемене министерства. Что ты об этом думаешь? я и рад и нет. Давно девиз всякого русского есть чем хуже, тем лучше. Оппозиция русская, составившаяся, благодаря русского бога, из наших писателей, каких бы то ни было, приходила уже в какое-то нетерпение, которое я исподтишка поддразнивал, ожидая чего-нибудь. А теперь, как позволят Фите Глинке говорить своей любовнице, что она божественна, что у ней очи небесные и что любовь есть священное чувство, вся эта сволочь опять угомонится, журналы пойдут врать своим чередом, чины своим чередом, Русь своим чередом — вот как Шишков сделает всю обедню <говном>. " Обычно последнее слово не вставляли и мысль Пушкина оставалась не законченной. Сделать обедню этим самым - это сильно. Это почти то же, что сделать её вшивым рынком. Но если это слово можно сопоставить с рынком, то литературное творчество - наверное, сопоставимо с обедней? Если оно вдохновенно, - ведь "вдохновенье - признак бога"...

Итак, наш рынок в "Коньке-Горбунке" - это литературный рынок пушкинского времени. А то, что городничий - из времени Ивана Грозного, - "в туфлях, в шапке меховой", - так это маскарад сказочный. Выпущенная вместо оставшегося за сценой человека - кукла-марионетка - вот что такое этот Городничий, - как и прочие персонажи сказки.