Искусство глубинного чтения

Елена Плюснина
Николай Константинович Рерих больше известен как художник. Но в его творчестве есть один из самых, пожалуй, увлекательных и достаточно сложных жанров - это его сказки.

Сказки Рериха необычны по содержанию и структуре. Как исследователь он разработал оригинальную концепцию сказки. Они для него - бесценный памятник истории. «Самые серьезные ученые уже давно пришли к заключению, что сказка есть сказание. А сказание есть исторический факт, который нужно разглядеть в дымке веков» - писал он в одной из статей,... В сказках он видел «чеканку мудрости».

По-своему, очень глубоко и необычно воспринимает Н.К.Рерих понятие красоты. Для него это не только эстетическая категория, но и нравственная: красота добротворчества, самопожертвования, любви, подвига.

При  чтении любого произведения  нас всегда интересует внутренний смысл, то, что писателем заложено в подтекст... Разгадать, почувствовать, что хотел донести до нас автор - это самое    главное.    Как   этому    можно    научить?    Существует множество приемов, методов, подходов. Хочется, на примере произведения Н.К. Рериха, рассказать еще об одном способе, который применялся и в работе с детьми начальных классов и при обучении учителей.

Учителям было предложено прочитать притчу Рериха «Старинный совет» и написать в течение 5-10 минут размышление о прочитанном. Суть этого задания заключается в том, что за короткое время каждый постарается написать о самом главном, о том, что более всего произвело на него впечатление, что больше всего запало в душу.

Самым важным для педагога моментом является анализ написанных сочинений. Проверяющий составляет семантическое пространство этого произведения, которое образуется из написанных размышлений. Из выделенных идей, мыслей составляется «общий портрет» произведения и таким образом создается целостное представление содержания. Каждый участник при этом может расширить собственное восприятие смысла произведения. Кроме того, особенно, интересны факты, когда имеются разные, иногда прямо противоположные прочтения текста, что и происходило при чтении «Старинного совета».

Главные две темы этой притчи можно обозначить так: творчество и Учитель и ученик. Причем учителя на первое место выдвинули тему Учителя и ученика и на второе - творчество. Мнения по поводу того, какой был учитель, разделились: одни считали, что учитель развивает самостоятельность, дает возможность проявиться индивидуальности, а другие увидели учителя, который не хочет подсказать своему ученику, не может научить его. Такие же разные мнения были и об ученике, который за время учебы так и не постиг мастерства, не смог преодолеть своих сомнений. Другие же утверждали, что ученик хочет, как можно лучше выполнить свою работу, и поэтому пришел за советом к учителю.

Возникли полярные мнения по отношению к технической стороне художественного творчества. Одни считали, что самая трудная задача - это умение соединить технические приемы со своим замыслом. Другие считали, что «не важны технологии прекрасного - это лишь ремесло и натурализм. Важно видеть и слышать по-своему, индивидуально, ни на кого непохоже».

У учителей возникли рассуждения о том, как же нужно сегодня обучать, чтобы не подавить индивидуальность. Некоторые пришли к выводу, что необходимо пересмотреть процесс передачи знаний.

А больше всего удивили противоположные мысли о том, что же делать. Один ответ: истинный художник (творец) должен знать к чему он стремится, что он хочет сказать людям. А другой ответ: если нет нужных качеств, не нужно быть художником. Это напоминает рассуждения оптимиста и пессимиста.

При объединении всех высказанных мыслей воедино, мы получаем наиболее полное, целостное представление о произведении, происходит расширение поля осознания, каждый помогает друг другу. «Путь жизни есть взаимная помощь», как сказано в Живой Этике.

Произведение Н.К. Рериха настолько емко, что невозможно высказать все варианты прочтения этой притчи.

В заключение можно лишь сделать вывод о том, что соединение чтения и сочинения с его последующим анализом дает возможность глубже проникнуть в суть произведения, позволяет «увидеть» то, что оставляет писатель между строк.

2000 г.

Приложение.

Н.Рерих. 1906
Старинный совет.
В одной старинной итальянской рукописи, кажется, пятнадцатого столетия, - начальные страницы и все украшения книги были вырваны благородною рукою любителя библиотек, - простодушно рассказывается о том, как пришел ученик к учителю-живописцу Сано ди Пьетро за советом о своей картине.
Учитель трудился над спешной работой и не мог придти на зов ученика, начавшего самостоятельно картину «Поклонение волхвов» для небольшой сельской церкви Сиенского округа.
Учитель сказал:
-Мой милый,  я дал слово настоятелю Монтефалько не покидать  своего  дома.  Пока  не  закончу заказанное  им «Коронование Пресвятой Девы». Но скажи, в чем сомнения твои. Я боюсь, не слишком ли долго проработал ты у меня,  что теряешься теперь перед своею работой.
-Почтенный учитель, - сказал ученик, - картина моя сложна, и трудно мне сочетать отдельные части ее.  Как лучше писать темную оливковую рощу на красноватом утесе, вдали.  Видны ли  там  стволы деревьев,  и  насколько отчетлив рисунок листвы?
-Мой милый, пиши так, как нужно тебе.
-Плащ Богородицы полон золотого рисунка. Лучше ли перебить его мелкими складками или навести рисунок в больших плоскостях?
-Сделай его так, как нужно тебе.
-Почтенный учитель, ты слишком занят превосходною работой своей, я лучше помолчу до времени ближайшего отдыха.
-Мой милый, я не думаю отдыхать скоро, а тебе нельзя терять время, если в картине твоей так много неокон-ченного. Я все слышу и отвечаю тебе, хотя с некоторым удивлением.
-Головы воинов, сопровождавших царей, многочисленны; найти ли для них общую линию или дать каждую голову и из частей получить абрис, толпы?
-Просто делай так, как тебе нужно.
-Я сделал кусты на дальних полях и полосами струи реки, но захотелось дать их отчетливо, как только иногда видит свежий глаз. Захотелось в воде увидеть волны и челнок на них, и даже весло в руках гребца. Но ведь это вдали?
-Нет ничего проще; сделай так, как нужно.
-Мне приходит мысль, не сделать ли на ягнятах волокна шерсти. Положим, они почти не видны, но вспомни, какие шелковистые, мягкие пряди лежат на ягнятах, так и хочется сделать их тонкою кистью, но в общей картине они почти не видны.
-Делай их так, как нужно. 
-Учитель, я не вижу в ответах твоих совета моему де-лу. Я знаю, что все должно быть так, как нужно, но как нужно - затемнилось у меня сейчас.
-Скажи, ставил ли тебе какие-нибудь условия работы отец Джиованни?
-Кроме срока, никаких условий. Он сказал: Бенвенуто, напиши  хорошее  изображение:  «Поклонение  трех  волхвов Пресвятому Младенцу», и я заплачу тебе десять дукатов из монастырских сумм. Потом назначил срок работы и размеры доски. Но во время работы являлись мне разные мысли от желания сделать лучшее изображение. И к тебе, учитель, по-прежнему обратился я за добрым советом.  Скажи,  что значит «как нужно»?
-Как нужно, значит, все должно быть так, как хорошо.
-Но как же так, как хорошо?
-Несчастный, непонятливый Бенвенуто, о чем мы всегда с тобой говорили? Какое слово часто повторял я тебе? Так, как хорошо, может значить лишь одно - так, как красиво.
-А как красиво?
-Бенвенуто, выйди за двери и иди к сапожнику Габакуку и скажи: возьми меня мять кожи, я не знаю, что такое «краси-во». А ко мне не ходи и лучше не трогай работы своей.
-После этой истории в рукописи идет сообщение о рецептах варки оливкового масла и об употреблении косточек оливы. Затем еще рассказ о пизанском гражданине Чирилли Кода, погребенном заживо. Но два последних рассказа для нас интереса не представляют.


Предлагаю познакомиться с краткими сочинениями учителей.
 После сочинений мною даны краткие комментарии, которые могут носить дискуссионный характер.
Желающие могут, прежде чем читать чужие сочинения, попробовать написать свое.

Сочинение 1.
Если ученик спрашивает совет у учителя, тогда когда ему доверили написать самостоятельную картину, а он не понимает, что должен сделать, значит, он вообще не должен был браться за дело.

Резюме по тексту сочинения: Не берись за дело, когда не готов.

Вывод об авторе сочинения: Испытывает неуверенность в своих силах.

Какова аксиологическая направленность письменной речи (АНПР) писавшего?
Желание устраниться, убежать, не делать, быть в сторонке, не на виду. Требуется защита от внешнего воздействия.

(Под аксиологической направленностью речевой деятельности будем понимать осознание учеником ценностно-смысловых ориентиров в процессе обучения устной и письменной речи).
 
Сочинение 2.
Текст Н.Рериха «Старинный совет» мне понравился. Он поучительный. В нем идет речь об ученике Бенвенуто, который должен был написать картину «Поклонение волхвов». Юноша пришел к своему учителю за необходимым советом.
На мой взгляд, ученик талантлив. Он представляет себе то, что должен изобразить на картине: темную оливковую рощу, плащ Богородицы, головы воинов, сопровождающих царей, прекрасный пейзаж, шелковистые пряди шерсти на ягнятах.
Но не может художник не обладать уверенностью в себе. Он без учителя беспомощен. Следовательно, ему необходимо развивать в себе творческие способности или, как посоветовал ему Сано ди Пьетро уйти в сапожники.

Резюме по тексту сочинения: Ученик талантлив, но не уверен в себе.

Вывод об авторе сочинения: Спокойная уравновешенная вера в свои возможности.

Какова АНПР писавшего? Желание хорошо выполнить порученное задание.

Сочинение 3.
Текст о том, как ученик пришел к своему учителю-живописцу и спрашивал его совета о том, как писать картину, учитель не мог вложить ученику своего видения, поэтому отвечал, что писать нужно красиво. Так как сюжет заказанной картины был библейский, о поклонении волхвов младенцу Иисусу, это предполагало духовное видение художника, наверное, он это чувствовал и обращался к своему учителю за советом.  На самом деле он понимал, в чем истинная причина.
Когда учителю надоело наблюдать слабость и несостоятельность своего ученика, как художника, то он посоветовал оставить это занятие и найти другое ремесло, что и сделал ученик.

Резюме по тексту сочинения: о духовном видении художника.

Вывод об авторе сочинения: завышенные притязания.

Какова АНПР писавшего?  Показать видение текста в своем варианте, а не в том, что дано у автора.

Сочинение 4.
Рассказ впечатляет мудростью и красотой. Как просто можно объяснить и показать человеку, что «талант работает, а гений – творит».
Прекрасный учитель сделал все правильно. Он не сотворил подобие своё, он захотел увидеть рождение индивидуальности, заставить раскрыться своего ученика и помочь ему насладиться своим открытием. Мудрость жизни не в том, чтобы увидеть и повторить, а в том, чтобы увидеть и сотворить.

Резюме по тексту сочинения: мудрость жизни – в творчестве.

Вывод об авторе сочинения: оригинальность мышления, соответсвие тому, что пишет.

Какова АНПР писавшего? Восторженная передача захвативших мыслей.

Сочинение 5.
Человек часто живет в сомнениях, но приходится делать выбор. Выбор делаешь в зависимости от твоих идеалов, представлений, в зависимости от того, чем ты наполнен.  Бенвенуто, видимо, еще не наполнен ощущением мира в себе и себя в мире. В ученике еще нет внутренней своей критики, видимо от того,  что он долго находился под крылом учителя. Что значит, «красиво» ученик пытается понять мыслями учителя. Но пришло время понять себя как индивид, со своим отношением к миру. Возможно, Бенвенуто это удастся.

Резюме по тексту сочинения: понять себя как индивидуальность.

Вывод об авторе сочинения: поиск себя.

Какова АНПР писавшего? Положительная направленность в будущее.

Сочинение 6.
Мне, как учителю, показалось, что эта притча о том, что мы должны научить детей, своих учеников каким-то обязательным программным требованиям, не подавляя при этом в них их индивидуальности. Мы должны развивать самостоятельность учеников, вырабатывать умения на основе знаний основ принимать собственные решения.
Очень важно, чтобы наши ученики могли смело и творчески применять полученные знания для решения конкретных задач, которые поставит перед ними жизнь.
Если мы не научим их этому, то на творческий труд они будут не способны, отчего могут быть несчастны.

Резюме по тексту сочинения: счастье – в творческом труде.

Вывод об авторе сочинения: знает, как надо учить и каким быть учителем.

Какова АНПР писавшего?  Желание подтвердить свои мысли о жизни, найдя их в прочитанном тексте.

Сочинение 7.
Ученик не смог понять своего учителя. Сделать работу как нужно, хорошо, красиво не для всех, кто будет видеть работу, а для себя самого. Ты пишешь картину так, как нравится тебе,  красками  какие тебе по душе и т. д.  Но в этой неуверенности ученика виноват и учитель, именно он, я ду-маю, не смог донести до ученика, что понятия «красиво», «хорошо», «как нужно» у всех разные и у всех правильные и ты, ученик, можешь с уверенностью рассказать лишь о своих.

Резюме по тексту сочинения: в неуверенности ученика виноват учитель.

Вывод об авторе сочинения:  не хватает уверенности в себе.

Какова АНПР писавшего? Зацикленность на себе, поиск себя.

Сочинение 8.
Ученик старательный (дотошный)
Приступая к такой работе ученик не осознал того, что он еще «не созрел» для этого.
А учитель может быть и прав. В таком деле помогать нельзя – на вкус и цвет товарища нет. Да и «доходить» надо самому.
Совет для всех времен.

Резюме по тексту сочинения: ученик «не созрел»

Вывод об авторе сочинения: уверенность в себе.

Какова АНПР писавшего? Размышления о том, как надо учить.

Сочинение 9.
Тяжело объяснить человеку, что такое «красиво». Особенно, когда он не хочет думать и представлять сам. У каждого человека свое представление о красоте.

Резюме по тексту сочинения: о самостоятельности учеников.
 
Вывод об авторе сочинения: обида на учеников.

Какова АНПР писавшего?  Защита своей индивидуальности.

Сочинение 10.
История, рассказанная Н.Рерихом интересна и поучительна. После прочтения возникло множество вопросов, но не к автору, а к себе самой. Я попыталась понять, о чем эта история. В ней действуют два героя: Учитель и ученик. Сначала хотела написать и слово «ученик» с большой буквы, но передумала. Ведь он, обучаясь у прекрасного мастера, не понял главного: законов гармонии, по которым создается красота. А ведь Учитель много говорил об этом со своим учеником. Без понимания этих законов невозможно стать настоящим Учеником и уж тем более Творцом.
С другой стороны, вызвали недоумение слова Учителя. Его удивили вопросы ученика, но ведь они появились не сейчас. Наверняка он и раньше проявлял такую же неуверенность. Почему же он не почувствовал это? Теми ли методами и средствами он его учил?  Не просмотрел ли Учитель ту грань, за которой кончается школярство и начинается самостоятельный творческий полет? Не дойти до истины – то же самое, что перейти ее.
Так ли уж Велик Учитель? Эти вопросы я задаю себе, ставлю себя на место учителя и ученика и пытаюсь понять: «Почему?».

Резюме по тексту сочинения: о необходимости понимания законов гармонии.

Вывод об авторе сочинения: большая открытость миру.

Какова АНПР писавшего? Желание дойти до истины.

Сочинение 11.
В притче «Старинный совет» можно выделить три основные темы: каким должен быть учитель, каким должен быть ученик и как нужно вести процесс обучения.
Учитель показан в своеобразный момент – тогда, когда ученику нужно решиться на самостоятельную работу. Умение учителя не пойти «на поводу» у ученика и не решать за него задачи, требует от учителя определенного мужества и понимания ситуации.
Ученика можно охарактеризовать по-разному. С одной стороны, он неуверен, сомневается, с другой стороны, он чувствует огромную ответственность перед самой темой будущей  картины. Желание выполнить заказ как можно лучше положительно характеризует ученика, а его сомнения вызваны неумением согласовывать отдельные части и целое видение сюжета. В беседе с учителем, он это осознал.
Автор не заканчивает притчу, и читатель может сам решить, напишет Бенвенуто картину или пойдет в сапожники. Но по тем вопросам, которые задает ученик учителю, можно сказать, что ученик ярко представляет отдельные части картины, замысел его интересен. Значит, учитель не зря его обучал.

Резюме по тексту сочинения: об умении видеть целое и части в их единстве.

Вывод об авторе сочинения: уверенное ощущение, как надо поступать.

Какова АНПР писавшего? Как можно полнее охватить основные темы текста.