На Байкале. Рождество

Ольга Пинаева
               
          На  Байкале.               
           Рождество.
          (Сказка-быль)
Посвящается прадедушке Басалаеву Фёдору  Фёдоровичу, помощнику капитана парохода «Байкал», и прабабушке Ольге Степановне.
        В сказке используются басня Пинаева А.К. и стихи Пинаевой Н.П.
         (http:  //apinaev.ru/)
                Автор Пинаева О.А.
     Незаметно пролетело короткое лето. Весь лес звенел детскими голосами: в каждой семье было прибавление, и  заботливые мамы опекали и учили своих деток разным лесным премудростям.
Ушастая сова показывала, как по малейшему шороху определить, где находится мышь, и  поймать её острыми когтями. Она глухо ухала, бесшумно махая крыльями, успевая поворачивать голову на все 180 градусов, постоянно наблюдая за добычей и за совятами, в этом ей также помогали ассиметрично (одно чуть выше другого) расположенные уши. Именно слух (а не зрение), является основным органом чувств у сов. Острота слуха настолько велика, что совы буквально «видят» ушами, это позволяет им с высочайшей точностью, до сантиметра,  определять положение мышки или ящерицы.
Звери в лесу торопились сделать последние заготовки на зиму: Белка с бельчатами очень ловко перепрыгивала с одного дерева на другое, приземлялась на землю, собирала орехи, грибы, древесные семена и снова взбиралась на дерево, складывая весь корм в дупло. Она не забывала подновить и гнездо из ветвей, имеющее форму шара с боковым входом, изнутри выстланное мягким растительным материалом. Бельчата изо всех сил старались не отставать от проворной мамы.
  Беляночка, маленькая девочка, жившая неподалёку в посёлке Листвянка, стремилась как можно чаще приходить в лиственную рощу, помогать в домашних хлопотах лесным обитателям, играть с весёлыми маленькими новосёлами леса. Пеночки и дрозды, как обычно, встречали её песней:
О, это танго, это танго,
Поющий Листвень песнь без слов,
О, эта лиственная тайна
И эта нежность и любовь.
Учёный Ёж, увидев девочку, от радости издавал разнообразные фыркающие и чихающие звуки: у него появлялся внимательный собеседник. Помимо новой обязанности учителя, он не переставал читать  и удивлять всех своими энциклопедическими знаниями, охотился по ночам и  мог пройти  до 3 км, поедая все, что попадается на пути: насекомых, дождевых червей, многоножек, улиток, пчел, жуков, опавшие плоды, мышей, крыс, ящериц, ягоды, грибы,- очень уж был прожорлив (знал за собой этот грех!) - за ночь мог съесть еды до 1/3 собственного веса.
В этот раз Беляночка застала Учёного Ежа за чтением Заповедей неугомонной ребятне, которую он собрал в кружок вокруг себя, их окружали приглашённые на занятие гости и мамы:
- Сегодня мы с вами будем говорить о нравственном Законе, который звучит так:
Почитай отца и мать твоих.
Это значит, что нужно любить и уважать своих родителей и слушаться их добрых советов.  Это также относится ко всем старшим, а также к людям, которые заменяют родителей: священникам, духовным отцам, учителям. Когда родители состарятся, то нужно заботиться о них. Хорь Иваныч Домосед, пожалуйста,  расскажите нам басню о Воронёнке, забывшем это правило, - попросил Ёж.
               
 Воронёнок
Случилось так, что старый Ворон
Стал Воронёнка обучать
Делам вороньим. Очень скоро
Птенец носился по кустам.
К зиме подрос и стал как взрослый,
Но перестал он замечать
Седого ворона, несносно
На все вопросы отвечать.
-Скажи, любезный, в чём тут дело,
Что ты невежлив так со мной?
Иль ты летаешь неумело?
Иль недоволен ты собой?
-Хочу летать теперь как Сокол,
Парить свободно как Орёл,
От ваших лекций мало проку,
Я в них, что надо не нашёл.
Учили Вы, конечно, плохо,
Коль не пою, как Соловей,
Вы, кажется, большой пройдоха,
И настоящий Бармалей!
-В душе возвышенной, высокой
Во всём порядочность видна,
А в низкой, лживой и жестокой,-
Надменность, грубость и вражда.
                ***
Мораль сей басни не сложна:
Учтивой юность быть должна.
Ушастая Сова внимательно посмотрела на притихших детей:
- Не будьте такими, как этот глупый Воронёнок, нарушающий Закон Божий -  путеводную звезду, указывающую дорогу в жизни.  Мы чувствуем в себе этот закон каждый раз, когда совесть нам говорит, что следует, а чего не следует делать.
Тут слово взял благородный Олень:
- Послушным детям на Рождество Дед Мороз (сейчас так люди стали называть Николая Чудотворца) приносит подарки.
- Какие подарки? Николай Чудотворец волшебник? Расскажите, дедушка Олень, - хором стала просить детвора.
- Слушайте.  Святитель Николай – реальная личность, покровитель мореплавателей, купцов, детей,  именно ему пишут письма с просьбами перед Рождеством и Новым годом, так как особенно в эти дни просящие и раскаявшиеся в своих грехах, плохих поступках получают подарки. Святитель Николай родился в Малой Азии в III веке в греческой колонии Патара в римской провинции Ликия. Получив наследство, святой Николай начал оказывать помощь бедным и раздал все свое богатство. Деньги в мешочках он тайком подбрасывал в окошки, через дымоход,  творя добро втайне.
Отсюда и пошел образ святого Николая, приходящего к нам с мешком, полным подарков. Ведь день его памяти, девятнадцатое декабря, очень близок к Рождеству Христову. В нашей стране образ святого Николая преобразовался в образ Деда Мороза с большим мешком подарков за плечами. А красный наряд-   это зимнее архиерейское убранство. В христианском мире  Дед Мороз известен не иначе, как Санта-Клаус, или Санта-Николаус, что и значит – святой Николай!
Рождество Христово — великий христианский праздник, установленный в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. Мария и Иосиф (родители Иисуса)  пошли в Вифлеем из-за переписи населения Римской империи. Согласно указу императора, для облегчения ведения переписи каждый житель должен был явиться в город, в котором родился.
После рождения Иисуса от девы Марии первыми из людей ему пришли поклониться пастухи, извещённые об этом событии явлением ангела. Согласно евангелисту Матфею, на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов, которые преподнесли дары — золото, ладан и смирну; не как младенцу, а как Царю.
Ввиду празднования важнейшей тайны спасения человеческого рода — Боговоплощения и пришествия в мир Сына Божия, рожденного во плоти, — Рождество является одним из самых значительных дней года.  В настоящее время празднуют его  в приходах Русской Православной Церкви  7 января.
Слова Оленя произвели на детей сильнейшее впечатление. Все наперебой стали обещать своим учителям и родителям примерное поведение и с нетерпением ожидали прихода зимы и, конечно же, Рождества Христова, обдумывая, о чём лучше написать письмо Николаю Чудотворцу.
Зима не заставила себя долго ждать. Первая возвестила о  её приходе нетерпеливая Синичка:
-Зима! Зима!- затенькала она.
Синица считалась  божьей птицей на Руси. По их поведению судили о погоде: если они целыми стайками появлялись у дома — это предвещало скорые холода. Также знали: если синица свистит — это к ясному дню, если пищит — к ночному морозу.
За синичками новость о наступившей зиме стали разносить свиристели и снегири, объявившиеся с холодами из лесов, где они вели скрытный образ жизни,  переселившиеся поближе к людям и  в районы, где хорошо уродились ягоды рябины, черемухи, бузины, калины — их основного корма. 
Быстро разлетелась весть о зиме по всему Байкалу. Достигла и западного побережья, куда зимой можно добраться по труднодоступной горной местности или «санным путём».  Там течёт по степи река Голоустная, на её заболоченных берегах гнездятся водоплавающие и околоводные птицы: кряквы, чирки-свистуны, во время миграции птиц здесь на пролете останавливаются тысячи уток. Здесь, в 25 метрах от Байкала, на небольшом участке суши, окружённом неприступными скалами,  на которых жили только дикие звери, первые поселенцы построили зимовье, где можно было бы остановиться, отдохнуть, покормить лошадей перед трудным переходом через море. На месте зимовья со временем выросло село  Голоустное, через него везли сахар, муку и другие товары, на другой же берег переправляли меха, рыбу, мясо. Летом - на лодках под парусом, зимой – на санях, запряженных лошадьми (ледовая переправа была частью Великого чайного пути из Китая в Европу).
Через эти места проезжал русский посол в Китае, и  дипломаты, и протопоп Аввакум, наш русский пророк и праведник, сосланный с женой и детьми в Сибирь в 1655г. и включённый в отряд воеводы А.Ф. Пашкова, который выступил в  1656 г. на дощаниках в Даурию  (земля к востоку от озера Байкал, здесь расположены Забайкальский край, частично Бурятия и Иркутская область).
Во время длительного пути пешком через всю страну священник Аввакум всегда заступался за людей, выступал против несправедливости и жестокости, за что сам подвергался неоднократно наказанию: его избивали кнутом, заключали в острог, в холодную неотапливаемую башню, где он, голодный,  больной, замёрзший, сидел до середины ноября.
Со слезами признательности вспоминал Аввакум, с какой радостью и почтением его встретили на Байкале, в Голоустном, как благословил он  этих добрых людей и их детей.  Вот как описывает священник в  «Житии протопопа Аввакума»  эту встречу: «До Байкалова моря доплыли… рады, миленькие, нам, и с карбасом нас, с моря ухватя, далеко на гору несли… плачють, миленькие, глядя на нас, а мы на них. Надавали пищи сколько нам надобно: осетров свежих перед меня привезли…Птиц зело много, гусей и лебедей по морю, яко снег, плавают. Рыба в нем — осетры, и таймени, стерледи, и омули, и сиги, и прочих родов много… - жирни гораздо, — нельзя жарить на сковороде: жир все будет. А все то у Христа  наделано для человеков, чтоб, успокояся, хвалу Богу воздавал». Всегда Бог помогал святому Отцу: «На рыбной промысл к детям по льду зимою по озеру бежал на базлуках;… морозы велики живут, и льды толсты замерзают, — близко человека толщины; пить мне захотелось и, гараздо от жажды томим, итти не могу; среди озера стало: воды добыть нельзя; стал, на небо взирая, говорить: “господи, источивый из камени в пустыни людям воду, жаждущему Израилю, тогда и днесь ты еси! напой меня, ими же веси судьбами, владыко, Боже мой… — Затрещал лед предо мною и расступился… Оставил мне бог пролубку маленьку, и я, падше, насытился. И плачю и радуюся, благодаря бога».
В голодное время никто не мог добыть рыбы; от безысходности Аввакум, помолившись, поставил свои ветхие сети: «наутро пришёл, ано мне Бог дал шесть язей да две щуки...» Воевода же, узнав, «...исполняся зависти, сбил меня с тово места и свои ловушки... велел поставить...». А сам поставил мои сети на мелководье, в заведомо безрыбном месте. «Человеку воды по лодышку,— какая рыба?— и лягушек нет!»  «Тут мне зело было горько, а се, подумав, рече: «Владыко человеколюбче, не вода даёт рыбу... посрами дурака тово, прослави имя Твое святое»... Егда пришли... полны сети напехал Бог рыбы... а на прежнем нашем месте ничего Пашкову не даёт Бог рыбы...».
«Но глад велий человеку — Бога не моля, жити»,- учил священномученик Аввакум. Страшнее голода жизнь без Бога, без соблюдения заповедей, без молитв к нему.
Об этом всегда помнили местные жители в Голоустном и путешествующие, так как прежде чем совершить опасный переход через Байкал, всегда молились Богу и покровителю мореплавателей святителю Николаю Чудотворцу. Гольдфарб С.И.  в книге «Мир Байкала» писал, что  однажды в устье реки, в пустынном месте, чудесным образом явилась икона Николая Чудотворца, покровителя рыбаков и путешественников! Здесь, на берегу Байкала в конце 17 века монахи установили крест, а позднее построили часовню в 1701-1703 году, а в феврале 1867 года, по свидетельству «Иркутских епархиальных ведомостей», в Голоустном была освящена церковь во имя Святого Николая Чудотворца (Мирликийского). Она была построена  Василием Степановичем Белозерцевым, местным жителем. Помогали ему возводить церковь все сельчане: русские, буряты, эвенки. Со временем стало традицией доставлять икону святителя Николая  в расположенный на дру¬гом берегу Байкала Посольский монастырь и оттуда торжественно носить ее по Забайкальскому краю.
В этом - то  селе жил двоюродный брат Беляночки, Коля, названный так в честь Николая Чудотворца. Виделись дети редко, но зато писали друг другу письма. Николай  часто приходил на берег Байкала, чтобы полюбоваться на чаек и встретиться со своим другом, нерпой, которой он читал письма от Беляночки.
Папа мальчика, как и многие другие жители, ловил рыбу, а мама вела хозяйство и нянчилась с его маленькими  братиком и сестрёнкой. У Николая было много обязанностей по дому, но он не ленился, и работа спорилась в его руках. Очень радовался Николай, когда вечером, после трудного рабочего дня, приходил домой отец,  уставший, мокрый, пропахший рыбой, радостный от встречи со своей семьёй, дети тут же окружали его и щебетали, как птички, отец садил сына на колени и гладил его по непослушным жёстким волосам своей тяжёлой мозолистой рукой: «Как дела, сынок, справляешься?» Николай тут же просил отца рассказать о том, как они ловили рыбу, об опасных переходах  через  море, и, затаив дыхание, ловил каждое слово.
«Пароходы перевозили грузы с одного берега Байкала на другой до января. В остальные же месяцы, зимой, людям приходилось ехать по байкальскому льду на  лошадях, быках или верблюдах, чтобы ноги животных не разъезжались и не скользили, подковы лошадей и быков были снабжены шипами, а на ноги верблюдов надевали нечто вроде сапог, на подошвах которых тоже были приделаны железные шипы. Обувь с шипами была и у жителей побережья Байкала. «Базлыки», так она называлась, представляли из себя подковы лошадей или железные «подошвы» с приваренными шипами»,- пишет А.В.Тиваненко в книге «Вокруг Байкала».
Путь до другого берега был длинным и очень опасным: «суровый Байкал мог взломать полутораметровый лёд в любой момент, часто встречались полыньи - коварные вра¬ги идущих по морю. Сани и подводы, попав в такие байкальские западни, прова¬ливались под лед и тонули вместе с лошадьми»,- сообщает Голубев Е. в «Байкальских драмах».
К тому же в третьей декаде декабря приходят сильные морозы (ниже минус 40° C), многие дороги полностью заносит снегом. В поход люди отправляются в  темноте, так как в декабре начинает светать в девятом часу, а уже после пяти часов вечера быстро смеркается. Опасности подстерегают на каждом шагу: зимние взломы ледяного покро¬ва на Байкале – явление довольно частое. Байкал живёт подо льдом, глубина  северной и южной частей озера  достигает от 1637 до 1432м. Н. Спафарий, царский посланник, вспоминал, что иногда лед внезапно разделяется со страшным грохотом, будто из пушек палят, образуя огромные трещины, метра по три и больше, затем вновь сходится, навевая дикий ужас на идущих, у которых возникает ощущение, что они сейчас провалятся в пучину морскую! При сильных морозах  воздух наполняется плотным туманом, сквозь который едва просматривается синее небо. До января Южный Байкал  полностью не замерзает, вода парит, скрывая в тумане противоположный берег.
Коля знал, что скоро отец снова отправится с обозом на другой берег Байкала. Всю неделю рыбак готовился к трудному переходу: садил шипы на подковы, проверял снаряжение.  Николай  стал упрашивать родителей, чтобы ему разрешили пойти вместе с обозом. Конечно, и мама, и папа не хотели даже слушать Колю, и тогда мальчик решил спрятаться в повозке с товаром! Так сильно хотелось ему отправиться в поход через море, что забыл он про заповеди, которые гласили: не лги, не хитри, слушайся родителей, старших! Своим планом он поделился с нерпой, которая не смогла отговорить его от этого безрассудного поступка. Накануне переправы в Мысовую, вся семья в воскресенье, как обычно, пошла в церковь. В семьях потомственных рыбаков постоянно молились во спасение уходящих и ушедших в море.
На следующий день,  ещё затемно, отец запряг лошадей и вместе с другими рыбаками, охотниками, купцами отправился в дорогу. Перед обозом шел отряд проводников с длинными шестами, который определял прочность льда, осторожно отыскивая путь, чтобы не наткнуться на трещину, прорубь, проталину.
Коля, спрятавшись под рогожей, затаив дыхание, в маленькую щелку смотрел на величественный Байкал, который гудел, дышал и жил своей, неведомой нам  жизнью подо льдом. Лучи восходящего солнца превращали поверхность моря в дивную сказочную картину: искрясь и сверкая всеми цветами радуги, льдины, выдавленные и вмороженные  вертикально (их называют торосами), поражали своей необыкновенной красотой, некоторые из них достигали семи метров в высоту. Нависающие надо льдом миражи торосов сливались с настоящими торосами и пугали своими невероятными замысловатыми формами. Вблизи мираж полностью растворялся, и оказывалось, что среди торосов можно свободно проехать. Зеркальная поверхность отражала солнечные огни, дополняя фантастическую картину, а чистота и прозрачность льда позволяли заглянуть в самую глубину моря. Нерпы грелись на солнце и играли  на пути людей.
Внезапно все шедшие оказались во власти странного необычного явления, называемого на Байкале голоменицей или миражом, когда «далёкие предметы как бы приближаются и становятся отчётливо различимы, хотя в обычных условиях разглядеть их просто невозможно, учёные говорят, что это вызвано перераспределением тёплых и холодных слоев воздуха, в воздушных линзах которых причудливо преломляется свет. Подобные миражи позволяют наблюдать объекты, удалённые на немыслимые расстояния – до 1000 км.  Про мысы и острова, поднятые над водой в воздухе, байкальские рыбаки отмечают, что они голоменятся, парят над водой», - объясняет  Карнышев А. Д.   в  книге «Байкал таинственный, многоликий и разноязыкий». Перед глазами идущих, паря в воздухе, внезапно возникла деревня, которая находилась на том берегу, в Мысовой, хотя все знали, что её невозможно даже разглядеть в бинокль, так как расстояние между берегами превышает 48 км.
Избы с освещенными окнами и силуэтами людей предстали перед  остановившимися изумлёнными рыбаками, которые с удивлением и страхом рассматривали  невиданную картину, которая сменилась неспешно передвигающимся по льду Байкала  призрачным
обозом с солдатами и ссыльными (его видят старожилы Байкала каждую зиму).
Вдруг страшный грохот, похожий на взрыв, потряс путников. Лёд под их ногами заходил ходуном, лошади в испуге заржали, закричали люди, но их вопль потонул в продолжавшемся громовом раскате при расколе льда. Огромные трещины, шириной до 2–3 м, (имеющие местное название «становые щели» и разрывающие лёд на отдельные длинные поля до 10–30 км), с неимоверной быстротой стали расти,  лед  взломало и девять подвод с лошадьми и людьми стало уносить  в открытое море на оторвавшейся льдине. Коля, отбросив рогожу и, призывая на помощь, хотел спрыгнуть с телеги и броситься к отцу, но лошадь, обезумев, резко метнулась в сторону и понеслась, не разбирая дороги,  к берегу, домой. Если бы на её пути встретилась полынья, то и лошадь с телегой, и Коля провалились бы под лёд! И уже никто не смог бы им помочь!
В это время мама, со слезами на глазах, держала в руках записку, в которой Коля просил прощения за своё решение отправиться  в дорогу с отцом. Каково же было её удивление, когда она услышала ржанье лошади у калитки! Выбежав во двор, она  увидела сына в телеге, дрожащего, испуганного, заплаканного, одного, без отца и рыбаков! Узнав о страшном происшествии с артелью, мама бросилась на почту, чтобы передать в село Лиственничное, где был пароход – ледокол, просьбу о немедленной помощи людям, унесённым на льдине в море: 22 человека оказались во власти стихии!
Беляночка узнала о трагедии в Голоустном от дедушки, помощника капитана корабля, Фёдора Фёдоровича, который немедленно стал собираться на поиски людей, попавших в беду.
Маленькая девочка сразу же начала писать письмо Коле, чтобы поделиться тем, что она узнала от лесных обитателей, и что, по её мнению, должно было помочь спасти несчастных рыбаков:
«Здравствуй, Коля. Мы все переживаем за вас!». Девочка подробно пересказала всё, что запомнила о Рождестве и Николае Чудотворце. «Обратись к святому Николаю Чудотворцу с молитвой и напиши ему письмо с просьбой вернуть папу и рыбаков живыми и невредимыми, ведь ничего нет дороже, чем видеть родных  здоровыми,  скоро Рождество, а значит, время чудес и исполнения самых невероятных желаний!» - советовала Беляночка Коле.
Николай с мамой молились все дни, пока велись поиски унесённых на льдине:
-Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Мама рассказала Коле, что  Иисус Христос  (около 30 года н. э.) на склоне горы своим ученикам и толпе людей произнёс Наго;рную проповедь - изречения, записанные в Евангелии от  (Матфея 5:3-12).
Иисус Христос учил, если мы будем искренно и с усердием молиться Господу Богу и просить Его помощи, то Он всегда услышит и сделает, что нужно для нашей истинной пользы. Св. апостол и евангелист Матфей приводит слова Иисуса Христа так:
              Просите, и дано будет вам;
                ищите, и найдете;
                стучите, и отворят вам;
              Ибо всякий просящий получает,
                и ищущий находит, и стучащему отворят.
Ледокол бороздил Байкал весь день. Второй и  третий день поисков. Все были  в отчаяньи. Никаких следов. Четвёртый день. Родственники пропавших стали готовиться к худшему: часто гибли и  пропадали люди на суровом Байкале. Только один маленький мальчик не терял надежды и верил в Рождественское чудо: любимый папа вернётся! Он, по совету Беляночки, написал письмо Николаю Чудотворцу, раскаялся в своих плохих поступках и желаниях,  обещал Богу и святителю Николаю  всегда слушаться старших и жалел о том, что нарушил Законы Божии: 
люби и уважай своих родителей и слушайся их добрых советов;
не обманывай,  если обещаешь - исполняй.
В эти дни Коля подолгу стоял на берегу, вглядывался, сколько было сил, вдаль. Дул ледяной, пронизывающий, сносящий с ног ветер, мела пурга.   «Как там папа, рыбаки? Удержались ли они на льдине, не смыло ли их в ледяное море? Не замёрзли ли они?» - не давала покоя мальчику мысль. Он постоянно повторял слова молитвы святителю Николаю Чудотворцу:
 О всехвальный, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае!
Молим тя, буди надежда всех христиан, верных защитель, алчущих кормитель, плачущих веселие, болящих врач, по морю плавающих управитель, убогих и сирых питатель и всем скорый помощник и покровитель, да мирное зде поживем житие и да сподобимся видети славу избранных Божиих на небеси, и с ними непрестанно воспевати единаго в Троице поклоняемого Бога во веки веков. Аминь.
И вдруг над ледяной гладью озера он увидел яркий цветной столб и парящий в воздухе храм. Удивительная картина сменилась северным сиянием. На душе у маленького мальчика необъяснимым образом сразу стало легко и спокойно. Вернувшись домой, он в первый раз за пять дней  сладко заснул. А утром наступил для него самый счастливый день: огромный пароход привёз артель рыбаков домой! Пятеро суток 22 человека вместе с лошадьми и 9-ю повозками плавали на льдине по Байкалу, пока  их не обнаружил ледокол. Весть эта облетела все посёлки, местные жители не переставали удивляться  чудесному спасению и только об этом и говорили, а во всех газетах  об этом невероятном случае появились статьи. Беляночка упросила дедушку взять её с собой в Голоустное, чтобы  разделить радость волшебного спасения людей! Это было самое счастливое Рождество и самый дорогой подарок, какой только мог получить мальчик!