Офицеры

Василий Куприянов
           Признаюсь, что за два года службы в армии с живыми генералами общаться не пришлось. Похоже, они упорно меня игнорировали, а я особо и не навязывался на контакты. А вот с офицерами от лейтенантов до полковников общаться приходилось. В результате тесного общения с этой прослойкой общества у меня сложились свои представления об офицерах. Попробую изложить.
           Самые младшие лейтенанты.
           Это, как правило, бывшие сержанты, которые по завершению срочной службы проходили краткие офицерские курсы и получали первую звездочку. Обычно нормальные ребята, старательные. Они настраивались на военную службу и поэтому пытались, как можно меньше огорчать начальство. Но были и бывшие лейтенанты, потерявшие звездочку из-за расхождений с отцами командирами. Те считали, что пить нужно как можно меньше, а они считали, что нужно пить ровно столько сколько душа примет. Потеря звездочки на старте не рисовала радужных картин по военной карьере. Хотя они все были вполне толковые ребята с профессиональной точки зрения. Но они прекрасно понимали, что вершиной их карьерной лестницы будет майорская должность и то, если они несколько умерят пыл в потреблении горячительных напитков.
         Просто лейтенанты.
         Выпускники военных училищ или двухгодичники вроде меня. Про себя не буду распространяться. Я служил по принципу - дембель неизбежен, поэтому особо не напрягался.  Кадровые лейтенанты и старшие лейтенанты, обычные Ваньки взводные и Иваны ротные близки мне больше всего. Они все равны. Кто-то тянется по карьере, кто-то шалаберничает.  Тут полное равноправие.
         Капитаны и майоры.
         Капитаны ближе к лейтенантам, а вот майоры только что ставшие старшими офицерами начинают пыжиться перед своими младшими соратниками по оружию.  К ним лучше всего подъезжать на не очень трезвой козе.  Самое страшное, что они считают себя обязанными поучать юных офицеров.  Хотя всем давно известно, что любой лейтенант разбирается в военных вопросах не хуже полковника. И может даже дивизией покомандовать, если ему не будут мешать.
       Полковники.
       Я почти с самого начала службы убедился в том, что из старших офицеров лучше всех подполковники. Нормальные толковые мужики. Им нет необходимости выслуживаться. Они знают себе цену и спокойно ожидают отставку.  В наши времена их, достаточно молодых, ждала неплохая военная пенсия, и никто им не запрещал подрабатывать, если было желание.  Я с  теплотой вспоминаю подполковника  -  Заместителя начхима  округа.  Умница, интеллигентный человек он давно усвоил простое армейское правило – лейтенанта нужно просить, а не отдавать приказы.  Я сужу по себе.  Когда меня просил подполковник, то не было ни одного случая, чтобы я немедленно не исполнил его пожелание. А вот когда мне приказывали, то я всегда отвечал – есть, будет выполнено и шел прямиком в пивную.  Там за парой кружечек я осмысливал приказ, держал паузу, а вдруг последует команда отставить. Тогда чего торопиться. Параллельно продумывал несколько форс-мажорных обстоятельств, которые не смотря на горячее стремление не позволили мне выполнить приказ. 
       А вот с полковниками дружба у меня не получалась.  Полковники меня всегда стремились поучить жизни.  Начхим округа считал своей прямой обязанностью поставить меня на плацу по стойке смирно и минут десять нудить о том, как я должен соблюдать дисциплину, уставы, быть примером для остальных и вообще, если меня не поучать, то я совсем пропаду и заодно очень плохо кончу. Я пару раз послушал его наставления, а в дальнейшем научился отключать слуховой аппарат во время его выступлений. И только в конце его пламенной речи я произносил заветную фразу – «есть, так точно, исправлюсь».
        А вообще армейскую жизнь принято материть, когда служишь и с теплотой вспоминать через многие годы.  И это правило одинаково, как для солдат, так и офицеров. Тут все воины равны.