Дважды комсомолец

Юрий Погорелов
В первый раз я вступил в комсомол в школе в четырнадцать лет, как и все в те годы.

Но, распределившись после окончания университета в Башкирскую геофизическую экспедицию и поработав в ней «молодым специалистом», комсомола я там как-то не заметил.

А затем, переехав в Белгород и поступив на работу в научно-исследовательский институт, в комсомольской жизни не участвовал. Да меня и не призывали это делать, потому что документы мои комсомольские затерялись где-то между Уфой и Белгородом и формально комсомольцем в ВИОГЕМе я не считался, хотя комсомольский билет у меня остался и хранился вместе с университетским дипломом в домашней шкатулке.

В те годы я познавал науку, прокладывал в ней свой путь, а еще семья и неустроенный быт отнимали много времени, поэтому на «комсомольскую жизнь»  меня бы все равно не хватило.

Я был ответственным исполнителем крупной современной научной геофизической работы, руководил которой сам шеф - наш заведующий отделом. Я писал статьи, ездил с шефом на всесоюзные конференции, подавал заявки на изобретения, сам писал отчеты - потому что руководителю моей работы всегда было очень некогда, но он тогда подумывал о своей докторской диссертации и поэтому подгонял меня к моей кандидатской.

В период написания отчета он брал мою рукопись домой и в самые последние минуты следующего трудового дня вызывал на рассмотрение его замечаний и предложений. По моему мнению, они были явно «не в ту степь». При обсуждении замечаний я сражался, как лев за каждую свою запятую, они стоили того, наконец, он сдавался и примирительным тоном говорил:

- Ну, должен же руководитель работы иметь право хоть на одно свое слово в отчете по руководимой им работе. Ты меня обижаешь, я всю ночь работал над отчетом.

- Ночью вообще-то целесообразнее спать, - парировал я.

- Наверное, с открытой форточкой? – шутил он.

- Ну, это как кому нравится…

- Но, хоть что-нибудь мое оставь в отчете, на твое усмотрение!

- Вы и так много сделали по организации этой работы, а писать отчеты, видимо – не ваш конек.

- Ну, хоть что-нибудь оставь на память…

Мы подыскали подходящую, очень компромиссную, фразу из его варианта и вставили ее в текст отчета.

- Видишь, как замечательно она здесь смотрится! – иронизировал он.

- Великолепно, ее здесь очень недоставало!

А когда состоялся предварительный разговор о возможности моего поступления в аспирантуру МГУ с моим будущим руководителем, известным в те годы профессором, на организованной им конференции в Ереване, и настало время готовить документы для аспирантуры, выяснилось, что в политическом аспекте моего будущего аспирантского облика есть большое белое пятно - поскольку я не комсомолец даже, и поэтому, политически - совсем темная и непонятная личность. А аспиранту тогда полагалось быть активным комсомольцем, а еще лучше – членом партии.

- Надо тебе быстренько вступить в комсомол – сказал шеф.

- Ну что вы! – у меня уже скоро и возраст комсомольский пройдет.

- Вот поэтому нужно и поспешить. А то - что же мы напишем в твоей характеристике и в представлении в аспирантуру по твоему политическому облику? Давай готовься и вступай!

- Да я уже и устав не помню!

- Нужно подучить!

В общем, подал я заявление на вступление в комсомол второй раз. Рекомендации получил солидные – от самого шефа и, по его протекции - от секретаря партячейки отдела.

Получил приглашение на бюро научной части, где обычно принимали в комсомол.

Поиздевались надо мною члены бюро всласть, вопросы задавали каверзные про текущие комсомольские и партийные события в стране. А в завершение экзекуции спросили по-комсомольски прямо :
 
- А зачем вы поступаете в комсомол так поздно? - 

Отвечаю:

- Чтобы успеть сделать то хорошее для комсомола, что еще не успел.

- А что именно вы задумали сделать для комсомола еще ?
 
Тут я переключил их внимание на мои очевидные научные достижения, подействовало. Ну, а когда дошло до рассмотрения рекомендаций, тут и вовсе «моя взяла». В общем, они меня безоговорочно приняли в организацию, но недоброжелательность ко мне, как к явному карьеристу (по их мнению) у них все-таки образовалась.

- Поздравляю, – сказал шеф – я слышал, что тебя успешно приняли в комсомол. Тогда тебе надо побыстрее выполнить комсомольское поручение. Что ты можешь в общественной работе?

- Вот еще наваждение… Ну, наглядную агитацию могу вроде… Буквы пишу плакатным пером неплохо.

- Значит, нужно стенд какой-нибудь оформить. Это будет заметно и надолго останется. Помощника можешь выбрать себе из молодых комсомольцев.

В то время работал у нас лаборантом Володя, молодой человек, который тоже владел плакатным пером неплохо - стендами в армии занимался. Вот я его и попросил…

Володя оказался по-армейски инициативным и на следующее утро принес мне набор открыток с портретами героев-комсомольцев:
 
- Я такого стенда в институте еще не видел…

Идея стенда мне понравилась, и мы стали добывать материалы. Краски, ватман – не проблема, отдел ежемесячно выпускает стенгазету, очень интересную, кстати - с очень приличным юмором. Но еще нужна какая-то материальная основа для стенда – вроде деревянного щита.

Пошли к снабженцу. Он нас огорчил:

- А вы заказывали по-году позицию «деревянный щит»? Нет. Так откуда я вам его возьму?

Володя шепнул мне:

- Ладно, есть вариант.

Затем вывел меня из института и провел через парк к строительному вагончику, в котором располагалась прорабская «конторка» строительного участка, строившего экспериментальную базу нашего растущего НИИ.

- Смотри, стенд «Наши показатели» совсем пустует, а по размеру для нашего - в самый раз.

- А как его взять?

И на эту проблему у Володи была идея.

Мы вернулись в институт, переоблачились в свои рабочие халаты, затем вновь пришли к вагончику, с непроницаемыми и немного недовольными лицами подошли к стенду, дружно сняли его с гвоздей и невозмутимо понесли в парк в направлении строительного управления. А сидевшие у вагончика рабочие, созерцавшие эту нашу явную кражу-грабеж, не обратили на происходящее внимание, подумав, наверное, что это изъятие санкционировано руководством строительного управления… 

Унесенную фанерно-деревянную плиту мы оклеили с лицевой стороны сначала сильно помятым и затем расправленным ватманом. Володя скрутил бумажную трубочку и, приставляя ее к пузырькам с разноцветной гуашевой краской, покрасил «набрызгом» с разных сторон облицовывающий лицевую сторону стенда расправленный ватман. Затем «прошелся» по ватману мебельным лаком. Когда высохло, получилась – ни дать ни взять – гранитная плита, на которую мы наклеили портреты героев-комсомольцев и сделали вверху стенда соответствующую надпись.

(Так до сих пор и висит этот наш «шедевр политического искусства времен развитого социализма» на одной из затемненных стен представительского второго этажа института, ныне ОАО…)

А комсомольский возраст мой вышел как-то быстро и неожиданно. И когда меня вызвали в бюро сдавать комсомольский билет, мне почему-то жалко стало с ним расставаться. И я спросил:

- А можно не сдавать?

- Пишите заявление…

И я написал: «Прошу разрешить оставить мне комсомольский билет в память о моих комсомольских годах».

Разрешили.