Доминанта строителя Галицкого

Юрий Овтин
Юрий Овтин

Доминанта строителя Галицкого

Рассказ

Уверен в том, что пройдут десятилетия и будущие одесские историографы и краеведы без труда найдут отчетливый след в комплексной созидательной жилищной застройке Южной Пальмиры незаурядным бизнесменом, заслуженным строителем Украины, Александром Михайловичем Галицким…
Родился Александр Михайлович, как и подобает всем одесским знаменитостям, в самом центре Молдаванки, на улице Госпитальной, ныне гордо носящей имя Богдана Хмельницкого, легендарного украинского гетмана, в простой рабочей семье. Впрочем, не совсем простой…
Его отец, Михаил Яковлевич Галицкий, работал многостаночником на заводе «Полиграфмаш», а мать, Рита Шимовна, на том же заводе занимала должность начальника отдела финансов и сбыта.
- Мой дедушка, - вспоминает Александр Михайлович, - Яков Шмерлевич, - был младшим сыном в многодетной еврейской семье и поскольку в свои 78 лет после рюмки водки он очень любил поесть борща с косточкой, его в народе называли Яня Борщ.
Старший же брат деда – Лева, имел кличку «Бык» и был ближайшим соратником и правой рукой легендарного Бенциона Крика…
Ну, а дядя Александра Михайловича, - Эмиль Львович Гольдберг, который часто любил представляться окружающим, как Златогоров, был бортинженером личного самолета вождя всех народов Иосифа Сталина.
Гольдберг жив до сих пор и в своем далеком Чикаго он на все праздники регулярно получает поздравительные открытки от Министра обороны Российской Федерации…
- Так что я, - одессит в шестом колене, - задумавшись, уточняет Галицкий, а мои  дети - одесситы в седьмом колене, ну а внук – в восьмом…
… Физически хорошо развитый, к тому же с детства занимавшийся в спортивных секциях борьбой, и нередко приходивший домой в синяках и шишках, Александр был грозой молдаванских пацанов, но в душе оставался неисправимым романтиком, мечтал стать геологом и посвятить свою жизнь разведке полезных ископаемых на необъятных просторах своей страны.
Александр хорошо учился и сумел осуществить мечту, поступив на учебу в престижный Московский геологоразведочный институт им. С. Орджоникидзе, что по тем временам было чуть ли не подвигом.
- Во всем институте училось всего три еврея: кроме меня еще двое детей проректора института по АХЧ, - поясняет ситуацию Александр Михайлович.
Как одно мгновенье пролетели пять лет учебы в огромном мегаполисе и вот уже Галицкий обладатель диплома престижного ВУЗа по специальности: «горный инженер-разработчик редких и радиоактивных металлов». Он с головой окунается в трудовую деятельность: работает горным мастером шахты Виноградная-бис, начальником карьера Старая Дофиновка, мечтая о длительных экспедициях в медвежьи уголки страны.
Но стремительно летящее время не только разметало все его планы на будущее, оно, как цунами, взламывало границы и разрывало недавно казавшиеся такими прочными государственные устои, идеологии и моделировало новые экономические отношения.
И вот уже Александр Галицкий успешно постигает азы капитализма в качестве начальника цеха кооператива «Черноморец».
- Мои друзья с завода «Полиграфмаш», - улыбаясь, вспоминает он это веселое время, - попросили по старой памяти помочь им в одном деликатном вопросе. Дело в том, что завод отгрузил на одно из предприятий города Иваново полиграфическую машину и долгое время не мог получить за нее оплату в сумме одного миллиона рублей.
  - Я позвонил на это предприятие. В ходе переговоров выяснилось, что денег у них нет, но есть возможность рассчитаться тканями. Остановились на остродефицитной тогда джинсовой ткани, которую ивановцы предложили по такой смешной цене, что наши одесские пошивочные кооперативы с удовольствием мгновенно купили всю партию, заплатив за нее в пятикратном размере. После расчета с «Полиграфмашем» чистая прибыль составила четыре миллиона рублей, деньги по тем временам немалые (гордость советского автомобилестроения «Волга» - Газ-24 стоила 9600 рублей (!).
Кооперативный бизнес процветал, но несмотря на большие прибыли, Галицкого тянуло заниматься творческой работой и, основав фирму «Гали», что совпало с началом строительного бума, он начинает вкладывать деньги в строительный бизнес.
Во время нашего разговора в кабинет к Галицкому заходит его работник, Володя.
- Сколько лет ты у нас работаешь? – спрашивает его Александр Михайлович.
Оказывается, что Володя работает вместе с Галицким более 20 лет.
- В период расцвета фирмы у нас работало полторы тысячи человек, - продолжает Галицкий.
- Причем многие из них, - это мои соседи по двору с Госпитальной и их дети.
- Фирмой было построено 8 многоэтажных многоквартирных домов, причем последний дом – 19ти этажный, - уточняет Александр Михайлович.
А до этого в качестве руководителя фирмы «Наш дом Одесса», Галицкий занимался и реконструкцией Припортового завода, заодно построив там и заводскую поликлинику.
- Хороший, добротный объект, - дает оценку поликлинике Владимир Львович Глазырин, народный архитектор Украины, профессор, лауреат Государственной премии в области архитектуры, академик Академии архитектуры Украины.
- Вообще-то Галицкого я больше знаю, как грамотного строителя элитного жилья, - продолжает Владимир Глазырин, - созидателя строительных комплексов по индивидуальным проектам с объемно-пространственными и пластическими решениями с различными элементами декора и облома, с благоустройством прилегающей территории и строительством объектов соц- и культбыта.
А вот как Владимир Геннадиевич Суханов, директор Строительно-технологического института Одесской государственной академии строительства и архитектуры и научный руководитель НПЦ «Экострой», доктор технических наук, профессор, академик Инженерной академии Украины и Академии строительства Украины, человек в быту сухой и педантичный, и к тому же запредельно занятый, лаконично прокомментировал качество строительных объектов Александра Галицкого:
- Так как его строительные объекты в поле зрения моей критики не попадали, то и претензий, естественно, к ним не было, что означает высокое качество построенных им зданий.
… Я иду по Мукачевскому переулку и любуюсь красивыми многоэтажками, построенными на базе передовых технологий строительного производства с применением самых современных материалов и дизайнерских решений, украшенными архитектурной пластикой, с подземными гаражами и детской площадкой, своими размерами сопоставимой с футбольным полем…
По соседству с ними спортивный комплекс ДСО «Динамо» с бассейном, крутой новомодный ресторан и Театр музыкальной комедии, которые прекрасно дополняют комфортное жилье, построенное Александром Галицким. Недаром одесситы и гости нашего города с удовольствием покупают здесь квартиры, несмотря на то, что они совсем недешевые. Как поговаривают англичане: «Мы не настолько богаты, что бы покупать дешевые вещи»…
На одном из зданий прикреплена мемориальная доска Борису Давыдовичу Литваку, Герою Украины, Почетному гражданину города, создателю и руководителю знаменитого «Дома с ангелом».
- Квартиру Борису Давыдовичу в этом доме, - говорит Александр Галицкий, - я подарил в знак величайшего уважения к этому человеку. Борис Давыдович заплатил деньги лишь за ремонт. Сейчас здесь проживает его семья…
«За европейское качество строительства и создания современных сооружений» Александр Галицкий и его фирма «Гали» дважды награждались бронзовой статуей Фортуны с серебряным мечом Международного академического рейтинга популярности «Золотая Фортуна» в 2005 и 2006 годах.
Так уж получилось, что строительство элитного жилья в Одессе стало для Александра Галицкого доминантой – важнейшей составной частью его жизни.
А еще Галицкий по жизни всегда дружил со спортом. Он – мастер спорта СССР и экс-чемпион Украины по греко-римской борьбе. Под его началом в 1999 году была создана Одесская областная федерация греко-римской борьбы. С тех пор и по настоящее время Александр Михайлович ее бессменный руководитель. Благодаря ему многие одесские ребятишки были отлучены от улицы, попробовав свои силы в этом мужественном спорте и всей душой полюбив его. А мечта Галицкого – вырастить из них олимпийских чемпионов. И это не запредельное желание, потому как сборная области по этому виду спорта вот уже много лет держится в числе сильнейших команд Украины.
Ежегодно областная федерация проводит различные международные соревнования, и Галицкий их активно финансирует.
- Как-то Международная федерация по греко-римской борьбе – ФИЛА, - вспоминает Александр Михайлович, - обратилась ко мне с просьбой провести международные соревнования среди юниоров, а так же среди сеньоров (ветеранов этого спорта), так как никто из федераций европейских стран, в силу ряда обстоятельств, такой возможности не имел. Я с головой окунулся в это дело и мы достойнейшим образом провели эти соревнования.
- А потом случилось вот что, - интригующе улыбается Галицкий. – Мне на факс, настойчиво, одно за другим стали приходить приглашения из Ватикана. Я их читал и выбрасывал, ни мгновенья не сомневаясь в том, что кто-то из моих многочисленных друзей надо мной так подшучивает. Но когда из Киева мне позвонил посланник Ватикана и на ломанном украинском стал объяснять, что меня приглашает в свою резиденцию лично Папа Римский Иоанн Павел II, до меня наконец-то дошло, что все это таки да очень серьезно. Так я оказался в Ватикане.
Я прошу Галицкого рассказать об этом подробнее, потому как, согласитесь, украинцев, побывавших на приеме у самого Папы Римского, уверен, можно сосчитать по пальцам…
- О, тут есть о чем рассказать, - продолжает Александр Галицкий.
- Поначалу я прошел подробнейший инструктаж как себя вести у одного из кардиналов, который рассказал, что в этот день Папа будет принимать 12 инвалидов на колясках, четыре супружеские пары и еще 10 человек, в число которых вхожу и я. А потому, чтобы процедура эта не затягивалась и прошла четко, когда назовут мое имя я должен встать и очень быстро пройти к Папе.
Я внимательно, с волнением наблюдал за происходящим. На приеме у Папы были представители 14ти национальностей и с каждым он разговаривал на его родном языке. Вдруг мое внимание привлек присутствующий среди гостей высокий, худощавый, длинноносый мужчина, который приподнялся и стал кого-то высматривать. Лицо его показалось мне очень знакомым, я тоже приподнялся и вежливо кивнул ему головой. Мужчина внимательным взглядом окинул меня и сдержанно, с достоинством ответил мне поклоном. В это время назвали мое имя…
Иоанн Павел II вручил редкую и почетную награду – золотой орден Святых Петра и Павла и что-то сказал по-украински о православии…
- Ну, а руку Папе Вы поцеловали? – спросил я Галицкого.
- Не руку, а крест, висящий на ее запястье.
- И что же, почувствовали себя католиком? – попытался подшутить я.
- Нет, как был иудеем, так им и остался, но все происходящее казалось мне удивительным и необычным.
- А кто же это был за длинноносый чудак, с которым Вы раскланивались? – не отставал я от Галицкого.
- Я долго не мог вспомнить, откуда его знаю, пока в гостинице не увидел плакат, с которого на меня в упор смотрел этот человек – английский принц Чарльз… - со смехом закончил эту историю Александр Михайлович.
... Всевозможных наградных знаков, орденов, медалей и крестов у Галицкого, считай, целая коллекция, но самой почетной наградой он считает полученный в Ватикане из рук Папы Римского Иоанна Павла II золотой орден Святых Петра и Павла.
Александр Галицкий – известный в Одессе меценат. Помимо спортивных соревнований самого разного уровня – от городских до международных, он спонсор различных гала-концертов и театральных представлений, постоянно помогает обездоленным и малоимущим.
Завершая литературный портрет своего героя, не могу не сказать о его страстной любви к коллекционированию. Галицкий собирает антиквариат, живопись и бронзу. Свою коллекцию живописных работ одесских художников он считает самой представительной.
Александр Галицкий обладатель коллекции уникальных карманных часов, которые принадлежали императору Николаю II, царю Болгарии Борису III и другим царским особам.
… Последние годы Александр Михайлович отошел от дел и переехал на постоянное место жительства в благополучную и богатую Австрию. Проживает в ее столице – Вене, в двух кварталах от здания знаменитой Венской Оперы, периодически появляясь в Одессе. Он исколесил полмира и все равно, найти город, прекрасней чем его родная Одесса-мама, так и не смог.