Первый робкий шаг

Нина Гаврикова
Первый робкий шаг

      Трудный 1981 год окончен. В начале января - первая сессия, я училась на первом курсе в Сокольском целлюлозно-бумажном техникуме. Первый экзамен – физика. Преподаватель С.А. Перов, хоть и был строгим, но разрешил пользоваться шпаргалками. Правда, с одной оговоркой, если заметит, как мы списываем, то сразу вызовет к доске, начнет вразброс задавать вопросы, а студент должен будет быстро находить ответы в своих «шпорах». Если ответы будут правильными, то получит – пять, если нет – придётся идти на пересдачу.
Точные науки ещё со школы мне давались легко. Я умела решать задачи, а вот с теорией появились затруднения. Пока училась в восьмилетней школе в поселке Михалёво, учеников в классе было всего семь и нас ежедневно по несколько раз спрашивали. А отучившись полкурса в техникуме, поняла, что можно готовиться не к каждому уроку. Весёлая, беззаботная студенческая жизнь оставила свой отпечаток. Время на подготовку не оставалось. И я, недолго думая, запихнула одну тетрадь в один валенок, а другую – в другой. В тот год зима выдалась суровая, морозная.
Удобно расположившись за последней партой, я сначала решила задачу, потом под партой достала нужную тетрадь и, положив её на согнутую ногу, начала списывать. Парты в то время были закрытые. Время летело быстро, быстренько списав первый вопрос, поменяла тетради и только приготовилась списывать второй, как в аудиторию вошла зав. дневным отделением и учитель литературы нашей группы Л. Н. Афанасьева.   
Что делать? Как быть? Если перестану списывать, то учитель физики увидит, что я сконфузилась, если продолжу, то вдруг Людмила Николаевна пройдёт между рядами и заметит, что у меня на ноге лежит тетрадь? Несколько секунд нервно поёрзав на стуле, принимаю окончательное решение: «А-а-а, пусть будет, что будет, если с треском выгонят, так мне и надо!» И продолжила бессовестно списывать.
Людмила Николаевна, решив свои вопросы, покинула аудиторию.
Я, благополучно списав то, что было нужно, бесшумно, украдкой убрала тетрадь в валенок. Пробежала глазами по тексту, проверила решение задачи и без зазрения совести пошла отвечать. Сергей Александрович, загадочно улыбаясь, забрал у меня листы и начал изучать.
 –  Ну, что Нина, первый вопрос ты знаешь, – перевернул лист на другую сторону, второй – тоже. Сейчас посмотрим задачу.
Отложив в сторону лист с ответами на вопросы, он долго смотрел на решение задачи, потом, хитро сощурив и без того узкие глаза, что-то записал в журнал и добродушно ответил:
- Да, и задача у тебя решена верно. Всё, можешь быть свободной.
Я приготовилась отвечать, а тут меня бесцеремонно выставили за дверь. Не ожидая такого поворота событий, с дрожащими коленками вышла в коридор. Там меня со всех сторон обступили одногруппники, они задавали разные вопросы, а я, находясь в вакууме непонимания, лишь беспомощно хлопала глазами. В голове беспорядочным роем кружились мысли, наверно, учитель видел, как списывала, да ещё так нагло,
в присутствии завуча. Всё – это конец учебе.  Двойка мне обеспечена, и позор на весь техникум. Что же я скажу маме?
Когда экзамен сдали все, Сергей Александрович озвучил результаты. У меня в «зачетке» красовалась крупная красная пятёрка. Как реагировать на отличную отметку я не знала, радости точно не было, пятёрка же заработана обманным путём. Моё нетерпимое отношение ко лжи в том миг трусливо молчало,  спрятавшись за оправдания: «Значит, ничего не видел?»
В то время я жила в общежитии, где порядки были строгие. С четырнадцати до шестнадцати часов – самоподготовка. И только было я начала писать шпаргалки по математике, как в дверь постучали. Провалиться бы мне на месте, в комнату зашла Людмила Николаевна. Она, мило улыбаясь, поинтересовалась:
- Ну, как, Нина, твои дела? На какую отметку списала?
От прямого вопроса меня бросило сначала в холод, а потом сразу в жар, и, заикаясь, начала оправдываться
- Я… Я… Не списывала. На пять!
- Да ладно, на дурака рассказ.  Чем сейчас занимаешься?            
- Готовлюсь к математике, - ответила я, спрятав внутри тетради шпаргалки.
- Молодец, продолжай в том же духе, - с этими словами преподаватель повернулась и вышла.   
От безысходности положения у меня даже ладони вспотели…
Но, как оказалось, это было начало нашего общения с Людмилой Николаевной.
Первый курс. Вторая сессия. Экзамен по литературе. Накануне экзамена я написала реферат, и успешно защитила его на пятёрку. Но тот день был точно не мой. Вытащив билет, я уселась на первую парту. Прочитала вопрос. Нужно было описать подвиги героев романа Михаила Шолохова «Они сражались за Родину».
Ну как же, смогу, напишу! Мне же в шестом классе за хорошую учебу и активное участие в делах школы как раз подарили эту книгу. Правда, она пылилась на книжной полке, прочитать её как-то времени не хватало.
И вот размашистым, уверенным почерком начинаю описывать события… но другого произведения, где главным героем был Мересьев.
Когда я вышла к доске и начала отвечать, Людмила Николаевна встревожено подняла голову от журнала и выпученными глазами вопросительно посмотрела на меня в упор, перебив на полуслове:
- Нина, это не то произведение. Вспомни «… штаны пори, а сапоги не трогай, не разрешаю. Я в них и три месяца не проходил, и они мне нелегко достались…»
Чувствую, что пол закачался, красные пятна пошли не только по лицу, но и рукам. Понимаю, что преподаватель литературы пытается вытащить меня из пропасти, задавая наводящие вопросы по теме, а у меня в голове полный стопор. Тогда она начинает задавать вопросы по реферату, который я накануне защитила. Но из-за волнения, я не могла вспомнить ни одного слова, о чём там написано, переминаясь с ноги на ногу,  уставившись в одну точку на полу, я стояла и молчала.
Увидев моё неожиданное замешательство и посочувствовав мне, Людмила Николаевна поставила мне тройку, зная мой характер, она прекрасно понимала, что придя домой, я сразу же перечитаю роман.
Спустя много лет судьба снова свела меня с Людмилой Николаевной.
Серьёзно заболев, я попробовала писать стихи, друзья настояли отправить их в газету.  Удача. Меня приняли в члены литературного объединения «Сокол» при газете «Сокольская правда», в которой опубликовали моё первое стихотворение. Окрылённая успехом, я с восторгом мечтала выпустить свой сборник стихов. Надо сказать, что ещё одновременно вступила и в общество инвалидов, с помощью председателя Г. А. Старыгиной отправила рукопись к известной вологодской поэтессе Ольге Фокиной и с трепетом ждала ответ.
Какой ужас! Она все мои стихи раскритиковала, посоветовав больше читать классикв. Что делать?
С мольбой о помощи обратилась к Людмиле Николаевне, чтобы понять, что пишу не так и как нужно правильно писать? Долгими зимними вечерами мы заново проходили изучение уже благополучно забытых ямбов и хореев, сравнений и метафор. Преподаватель литературы настолько корректно указывала мне на ошибки, что захотелось отредактировать уже готовые и писать новые стихи.
19 апреля 2008 года в санатории «Новый источник» прошел VI областной фестиваль художественного творчества инвалидов «Вместе мы сможем больше». Литературную гостиную вела лауреат Государственной премии Ольга Фокина. Готовились к мероприятию вместе с преподавателем литературы, выбирали стихи. Подготовленную речь я по телефону проговаривала Людмиле Николаевне, убирали ненужные слова, добавляли новые, оттачивали произношения ударений.
Мучительно долго тянулись минуты до выступления. Но когда я увидела, с какой радостью меня приняли литераторы, вообще забыла о своих переживаниях и недугах. Все единодушно похвалили мои произведения. В заключение фестиваля я обратилась к О.А. Фокиной, показала ответ на мою рукопись, и она очень удивилась, что те слова были адресованы мне. Результат проделанной работы её порадовал. Ольга Александровна подписала автограф: «Душа Ваших произведений – родная сестра душе моих. Спасибо! Удачи Вам!», высоко оценив мои стихотворения «Подружки», «Невеста я…», «Операция».
Пробиться сквозь дебри страстей и чувств, чтобы протоптать свою собственную, неповторимую тропу в поэзии – не просто. Людмила Николаевна удивительным образом отогрела мою ледяную душу, постепенно, шаг за шагом увлекая меня за собой, она позволила осторожно прикоснуться к высоким тайнам поэзии, тихонько приоткрыв дверь в прекрасный, восхитительный мир стихосложения. Незаметно для себя я сделала первый робкий шаг к профессиональному мастерству. Сейчас я могу с гордостью назвать себя – сокольская поэтесса. Находясь в инвалидной коляске, стараюсь не утратить ни жизнерадостности, ни оптимизма.
Школа жизни, благодаря Людмиле Николаевне, научила любви, выдержке, научила постигать мир через перо.