Отрывок из Дневника о Максиме

Ольга Косарева
(Отрывок из последней записи).


 Опишу один вечер, проведенный с Максимом.

  Лена после работы уходит на тренировку (сейчас это называется заниматься фитнесом). Витя после работы заходит домой, забирает Матильду и идет на новую квартиру продолжать бесконечный ремонт. Саша после работы едет на Зорге, забирает из рук Лены Максима и везет его к нам домой.

   Около «Искры» внук хочет есть. Запасливый дедушка достает куриный шашлычок. Внук садится на бордюр фонтана и плотно закусывает. Потом покупается мороженое и преодолевается последний отрезок пути.

    Дома я его раздеваю, усаживаю на маленькую табуреточку перед большой табуреткой (это наши стол и стул), включаю мультики и кормлю: куриный супчик, нарезанное мелкими кусочками тушеное мясо. Рядом, на журнальном столике стоит все, что не поместилось на табуретке: маринованные огурчики, мясная нарезка из колбасы и балыка, салатик из огурцов и помидоров, немного вареной сгущенки, мороженое. Парень ест суп, заедая его маринованными огурчиками. Потом принимается за сгущенку. Следом поедается мясо с салатиком. На десерт – мороженое. Саша в это время поел на кухне, заперся в своей комнате и лег вздремнуть.

    Увидев, что внук стал часто и глубоко моргать, говорю – у тебя глазки устали, нужно выключать телевизор. «Хорошо, – говорит Максим, – давай играть в самолетики». Пять сделанных Сашей из бумаги самолетиков лежат на рояле. Мы берем в каждую руку по самолетику, расходимся по углам комнаты и на счет «три» бросаем их навстречу друг другу. Самолетики планируют в цветы на окне, под рояль, в прихожую, мне то в лоб, то в живот (я-то их в стороны кидаю, а Максим  целится прямо в меня). Подбираем самолетики, меняемся местами и продолжаем увлекательное занятие.

  Надоело. Максим направляется к дедушкиной двери. Я говорю: «Если дедушка спит, не буди его, тихонько выйди и закрой дверь». «Ладно»,– отвечает Максим, открывает дверь и с ходу зовет: «Дедушка!» Дедушка вздрагивает, разбуженный. «Пойдем играть!» –  «Пойдем» – вздыхает дедушка. Достали большие кубики, чтобы строить дом. «Садись на пол», – приказывает внук. «Не могу, – пытается отвертеться дедушка, – ноги болят». «Придется, дедушка» – спокойно заявляет внук. Дедушка опускается на пол. Я ухожу на кухню, оставив большого и маленького за строительством дома. Слышу:
    – Ты не так строишь, дедушка!
    –  А как надо?
    –  Вот сюда кубики поставь.
    –  Смотри, как я лучше сделаю…
    (Слышится грохот)
     – Ты зачем, Максим, дом развалил?
     –  А почему ты не так строишь?
     –  Раз не так, я пошел.
     –  Ну и уходи.
    (Дедушка уходит досыпать). Мы  садимся рисовать. Я – всяких собачек, лошадок, детишек, Максим – неизвестно что с названиями: «дракон», «дерево», «снег идет» и т.д.
   

    Звонок в домофон – пришел Витя с Мотей. Максим открывает дверь квартиры и зовет: «Папа!» В ответ раздается негромкий свист. Опять зовет: «Папа!» Опять свист. Вити еще не видно, а Мотя уже здесь. Крутится под ногами, прыгает вокруг меня. Бежит на кухню попить и закусить сосиской. Появляется Витя. Максим взахлеб сообщает отцу последние новости, в числе которых и самая последняя: «Дедушка дома строить не умеет!» Услышав шум, появляется заспанный дедушка.

    Разделяемся на две компании. Витя ужинает на кухне, Саша сидит с ним. Только и слышно постоянное гудение двух низких голосов и звяканье тарелок. Мы с внуком и с Мотей в комнате. У нас, как обычно это бывает, двухэтапное времяпрепровождение. Сначала я должна поиграть с наполнившейся энергией Мотей в ее заводного цыпленка, на которого она с рычанием набрасывается, гоняя по полу. Ухватив ускользающую добычу, тащит ее на диван. Я отбираю, преодолевая отчаянное сопротивление собаки, вцепившейся в желтую «шерстку», разлетающуюся веером мелких кусочков по дивану и полу. Завожу цыпленка, ставлю на пол и борьба продолжается в том же духе. Затем Мотя забирается ко мне на колени, и я почесываю лохматое тельце то тут, то там. Максим то играет с нами, то бежит на кухню, присоединяя к басовитым голосам свой звонкий голосок.

    Все. С Мотей программа выполнена. Второй этап – мы играем с Максимом «в темноту». Выключается во всей квартире  свет (и на кухне тоже). Мы зажигаем всевозможные свечи. Максим их поочередно задувает, я зажигаю, он задувает – процесс бесконечный с бесконечными рассуждениями обо все на  свете.

    Слышим голос Вити: «Максим, пора домой!» «Сейчас, сейчас, папа!» – зажигаем, задуваем, зажигаем, задуваем… «Максим, пора домой!» Свечи погашены, свет зажжен. «Сейчас, папа!»  – говорит Максим, поедая мясную нарезку. Витя стоит в прихожей уже одетый. Мотя замерла у двери, пристегнутая на поводок. Я одеваю внука.
   –  «Пока, мама!»
   – «Пока, Витюша!»
   – «Пока, бабушка!»
   – «Пока, Максим!»
 Долго стою в дверном проеме, переговариваясь с внуком до того момента, пока двое любимых – мужчина и мужчинка – не скрываются с глаз. Вечер окончен. Саша идет спать. я иду мыть посуду.
                ***