Знакомьтесь литератор Галина Ефремова

Дина Немировская 2
Галина Михайловна Ефремова окончила факультет иностранных языков астраханского государственного педагогического института имени С.М. Кирова, работала учителем французского и немецкого языков, переводчиком. В числе её увлечений - русская и французская словесность, музыка, балет, театр. Ефремова – автор четырёх поэтических сборников «С жестокой расстаюсь любовью», «…только Горы…», «Новый маршрут» и «На пути Восхождения», а также книги прозы «Моя Мордовина», посвящённой творческому наставнику многих астраханских литераторов Нинели Александровне Мордовиной.

Галина публиковалась в газетах «Волга», «Пульс Аксарайска», «Хлебниковская веранда», (г. Астрахань), «Диаспора» (г. Сакраменто, США), а также и коллективных литературных сборниках «Астраханский вернисаж», «Колос(с) слова», «Вдохновение», «Моя профессия – газпромовец», "Лепестки лотоса" ( Астрахань), «Отзвуки небес», (Санкт-Петербург), «Она с небес слетает к нам», «В тисках одиночества», «Цветы и небо пленяют душу» (Москва).

— Стихи писала с детства, но издавать их не стремилась. Только в пенсионном возрасте почувствовала, что могу поделиться с другими лучшей частью своей души, которая много любила и грешила, радовалась и страдала, — отмечает Ефремова.

Поэтесса охотно выступает в самых разных читательских аудиториях. Творческие встречи с нею проходят в формате литературных гостиных.

Не случайно я разместила на своей странице популярного и посещаемого многими литературного портала «Изба-читальня» в рубрике «Стихи и проза близких мне людей и о людях, близких мне» очерк Галины Ефремовой «Моя Мордовина». Мой творческий наставник, поэт Нинель Мордовина была дружна с Галиной Ефремовой, много рассказывала мне о ней как о славном человеке и интересном человеке.
Галина Михайловна включила этот очерк в книгу, изданную в 2007 году. Вот что пишут о нём читатели: «С интересом прочитала книгу Галины Михайловны Ефремовой “Моя Мордовина” (Астрахань, 2007 г.):Автор пишет: “В своих воспоминаниях я старалась в основном говорить о человеческих качествах Нинель Александровны, хотя иногда не могла удержаться, чтобы не сказать о своем, субъективном восприятии её творчества, ведь личность поэта и его поэзия неразделимы”. Это объясняет особенную привязанность и любовь автора к творчеству Н.А. Мордовиной. Очарованная поэзией Мордовиной, она создает и посвящает ей свой первый лирический сборник “С жестокой расстаюсь любовью”.

Галина Михайловна пробует себя и в стихах, и в прозе. О своей дружбе с Мордовиной она рассказала на страницах газеты “Волга” в день рождения поэтессы, 12 июля.Публикация “Звезда по имени Нинель” не оставила читателя равнодушным. Благодаря влиянию поэзии Мордовиной и общению с ней выходит в свет книга Галины Ефремовой “Моя Мордовина”, в которой рассказывается не только о творчестве, но и о жизни, характере, привычках Нинели Александровны.

Приведу несколько цитат из очерка Ефремовой о Мордовиной:

«Нинель Александровна Мордовина. Шесть лет прошло с того часа, как перешла она «в иное измеренье». Шесть лет. На второй день Рождества Христова. В этот же день два века назад ушла с Земли на Небеса другая великая душа: Николай Алексеевич Некрасов. Именно с его стихов началась моя любовь к поэзии, он был самым первым поэтом, кого я в детстве осознанно полюбила. Потом сердцем моим завладели и другие: А.С. Пушкин, П. Корнель, А.А. Фет, А.К. Толстой, С.А. Есенин, Ш. Бодлер, А.А. Ахматова, М.И. Цветаева, Л.И. Болеславский. Нинели Александровне Мордовиной принадлежит в моём сердце особое место, ведь мне выпало счастье быть знакомой с нею лично, бывать у неё в доме и принимать её в своём. Она стала мне и Другом и Учителем.

Трудно сейчас припомнить, когда я впервые познакомилась со стихами Нинели Александровны, мне теперь кажется, что они являются частью меня и были со мной всегда. Помню лишь, что было это в юности, что они мне сразу понравились, и мне всё время хотелось хотя бы взглянуть на неё: какая она, Мордовина? И однажды я её увидела. В день рождения А.С. Пушкина у памятника собрались наши астраханские поэты. Они произносили речи, читали и пушкинские стихи, и свои собственные. Их было много, но мне запомнилась только Мордовина, и смотрела я только на неё. Она была красива, женственна, и в ней чувствовалась какая-то особенная сила, сегодня я бы сказала, энергия. И неподдельная доброта. Она угадывалась во всём: в её глазах, голосе, в мягких движениях прекраснейших рук. Я стояла далеко от неё, в людской толпе, но мне казалось, что я чувствую исходящее от неё тепло, и мне хотелось смотреть и смотреть, слушать и слушать…».

Общение с большим поэтом не прошло для Галины Ефремовой даром. Это отметил в предисловии к сборнику её стихов «Новый маршрут» Иван Чудасов: «Галина Ефремова, будучи ученицей Н.А.Мордовиной, сумела вобрать в своё творчество лучшие достижения своего учителя, но не слепо копируя, а преломляя через призму своего восприятия и своей личности».

Ефремова верна родовым истокам. 450-летнему юбилею Астрахани поэтесса посвятила вышеназванный поэтический сборник, в предисловии к которому сказано так: «Когда заходит речь, откуда я родом, всегда с неизменной гордостью говорю «Я – коренная астраханка». И всякий раз ловлю себя на том, что произношу это точно так же, как моя покойная бабушка Елизавета: «Я коренная астраханка». Мы, астраханцы, и те, кто уже давно живёт в нашем городе и считают себя таковыми, очень гордимся этим званием».

Молиться в тишине, в уединенье,
Писать стихи в Горах и о Горах, -

Пожалуй, эти строки, ставшие девизом ефремовского сборника «На пути Восхождения», определившего новую ступень в духовных исканиях автора, можно определить как девиз всего поэтического творчества Галины. Они наравне со стихотворением «Пустынник», созданным по мотивам известного полотна Михаила Нестерова, стали визитной карточной поэтессы.

ПУСТЫННИК

Одежды чёрные монаха
На мне и лапти на ногах.
Бреду один, не зная страха,
По миру. Мне не ведом страх.
И страсти все давно забыты,
Все увлеченья юных лет,
Страданья, беды и обиды,
Желанья? Их в помине нет.
Повсюду осени приметы,
В полях пожухлая трава.
И кажется такого ж цвета
Моя седая голова.
Я стар. Душа в молитве строгой
Нашла и радость, и покой.
Я счастлив. Я своей дорогой
Иду. Я правою рукой
Сжимаю деревянный посох –
Помощник, спутник, верный друг.
Ещё – рябины, ели, сосны…
Какая тишина вокруг!
Какое умиротворенье
В осеннем благодатном дне,
В вечерней, утренней заре ли,
А главное – во мне, во мне.
Прозрачны воздух, небо, речка…
Конец пути уж недалёк
И Тот, Кому иду навстречу
Один.Но я не одинок.